//= $yandex_maps_key ?>
Основным фактором, определяющим любое производство, в том числе, и сельскохозяйственное, является экономическая эффективность.
Прибыль по итогам всей хозяйственной деятельности в 2008 году составила 1 миллиард 749 миллионов рублей при уровне рентабельности 19,8%. Выручка от реализации всей сельхозпродукции в общественном секторе производства составила 11 миллиардов рублей. Из 27 районов области с прибылью 2008 год завершили 26. Удельный вес прибыльных хозяйств по сравнению с предыдущим годом увеличился с 86% до 87%. На 28 % увеличилась заработная плата работников, занятых в сельскохозяйственном производстве и их среднемесячная заработная плата составила 6 тысяч 654 рубля.
Главным ориентиром развития отрасли для нас была Государственная программа развития сельского хозяйства до 2012 года. Согласно этому документу в рамках Соглашения, подписанного между Правительством Самарской области и министерством сельского хозяйства РФ, в 2008 году Самарской области было установлено задание по увеличению производства продукции сельского хозяйства на 3%.
В 2008 году за счет устойчивого развития сельскохозяйственного производства объем валовой продукции сельского хозяйства по региону составил 45,5 млрд. рублей.
Рост объема производства во всех категориях хозяйств к соответствующему периоду прошлого года (в сопоставимых ценах) составил 8%, в том числе в сельскохозяйственных организациях – 18%, т.е. значительно выше запланированного.
Было введено в оборот 285 тысяч гектаров неиспользуемых пахотных земель.
Общая посевная площадь сельскохозяйственных культур под урожай 2008 года составила 1 млн. 837 тысяч га, что на 78 тысяч га больше уровня 2007 года. Под зерновыми посевные площади увеличились на 19 тысяч га и составили 1 млн. 183 тысяч га.
Валовое производство зерна в 2008 году превысило 1 млн. 824 тысячи тонн (в весе после доработки) против 1 млн. 401 тыс. тонн в 2007 году, т.е. увеличилось на 30%.
Получено более 304 тысяч тонн маслосемян подсолнечника, что в 1,5 раза больше уровня 2007 года. Овощей собрано 287 тысяч тонн и 537 тысяч тонн картофеля.
Безоговорочным успехом мы считаем является увеличение валового сбора зерна на 30%, а также рост качественных показателей. По данным ФГУ «Центр оценки качества зерна», доля продовольственной пшеницы составляет 61% (в 2007 году – 54,6%). В результате, Самарская область вышла на 19 место в Российской Федерации по удельному весу производства зерна.
Полностью выполнены программные показатели по поддержанию почвенного плодородия, в том числе: предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота сельхозугодий – 20,5 тысяч га, внесение минеральных удобрений – 25,3 тысячи тонн в переводе на действующее вещество.
Несмотря на предпринятые меры по поддержке элитного семеноводства, в 2008 году не удалось достичь программного показателя по удельному весу площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов – 9%. Фактически данный показатель составил только 4,9%. Однако и в прошлом, и в этом году мы констатируем здесь положительную динамику: ситуация с качеством семенного материала существенно улучшается. Элитными семенами в 2009 году посеяно уже 7,5% всей площади.
Более оперативная и четкая организация посевной и уборочной кампаний позволили провести работы в оптимальные агротехнические сроки. Так, продолжительность уборочной сократилась с 1,5 месяцев до 3-х недель.
Параллельно самарские сельхозпроизводители продолжали решать задачу обновления машинно-тракторного парка. В соответствии с Программой и соглашением, заключенным между министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, сельскохозяйственными товаропроизводителями области в течение 2008 года планировалось приобрести 446 тракторов, 195 зерноуборочных комбайнов, 48 кормоуборочных комбайнов.
Хозяйствами области приобретено 448 тракторов, 198 зерноуборочных комбайнов, 48 кормоуборочных комбайнов и иной техники на общую сумму более 1,8 млрд. рублей.
Главным залогом успешного выполнения показателей программы стала работа с коммерческими банками, через которые было приобретено техники на 1 млрд. рублей, а также использование дополнительных лизинговых схем региональным оператором ОАО «Росагролизинг», поставившего в область техники на сумму 420 миллионов рублей. Оба эти направления необходимо расширять, поскольку для расширенного воспроизводства сельскохозяйственной продукции ежегодно должна закупаться техника на сумму не менее 2 млрд. рублей.
Это тем более актуально в свете того факта, что впервые за всю историю Самарской области в 2008 году было посеяно 600 тысяч гектаров озимых культур, что гарантирует нам более миллиона тонн зерна.
Хозяйства всех категорий обеспечили рост производства молока (на 0,2%), произведя 458 тысяч тонн.
По итогам 2008 года надой на одну фуражную корову в сельскохозяйственных предприятиях области увеличился к уровню предыдущего года на 4% и составил 3526 кг. Рост продуктивности – тот резерв, который мы намерены гораздо эффективнее использовать в текущем году.
В 2008 году в сельскохозяйственных предприятиях произошло снижение поголовья коров – на 2,7 тысяч голов. Но по факту большая часть этого поголовья в связи с изменением форм собственности хозяйств перешла в ЛПХ и крестьянско-фермерские хозяйства.
Конечно, нынешнее снижение несравнимо с теми катастрофическими темпами, которые наблюдались в области еще несколько лет назад, когда за год Агропром терял по 14-15 тысяч коров. Областная финансовая поддержка на производство молока позволила нам стабилизировать ситуацию, однако надо понимать, что при поголовье в общественном секторе 41 тысяча голов, чувствительным становится даже сравнительно небольшое выбытие стада. В то же время, мы далеки от того, чтобы успокаивать себя этим. Причины сокращения поголовья в 2008 году носят как субъективный – нежелание или управленческие ошибки отдельных руководителей, так и объективный характер. К объективным факторам я бы, в первую очередь, отнес ценовой. Так, в личных подсобных хозяйствах снижается поголовье из-за низких закупочных цен на молоко, диктуемых переработчиками.
Опять же необходимо отметить, что в общественном секторе производства, сокращение поголовья коснулось только тех хозяйств, где применялись устаревшие затратные технологии. И это говорит о том, что развивать этот сектор можно лишь через переоснащение комплексов или строительство новых объектов.
В 2008 году в Самарской области был успешно реализован уникальный для губернии проект. Всего за 5 месяцев на бюджетные средства в сумме 357 миллионов рублей в Безенчукском районе был построен молочно-товарный комплекс мощностью 1000 голов. Это позволило району сразу на 10% увеличить валовое производство молока.
Производство скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий составило 163,2 тысяч тонн, что выше уровня прошлого года и на 3,4% превышает показатель по Соглашению с Минсельхозом России (157,8 тысяч тонн).
Из произведенного сельхозорганизациями объема производство мяса КРС на убой в живом весе составляет только 10,3 тыс. тонн.
Основное производство мяса в сельхозорганизациях области складывается за счет развития отрасли свиноводства – 26,8 тыс. тонн или 40% и птицеводства 29,6 тыс. тонн или 44,0%.
Завершать реализацию Государственной программы в 2008 году сельхозпредприятиям пришлось в условиях негативного влияния мирового финансового кризиса, которое, прежде всего, выразилось в резком падении цен на сельхозпродукцию и приостановке ряда инвестиционных проектов в связи со сложностями получения долгосрочных кредитов.
Правительство Самарской области разработало и осуществило ряд антикризисных мероприятий, направленных на стабилизацию положения в отрасли.
1. В результате договоренности Минсельхоза с самарским филиалом ОАО «Россельхозбанк», филиалом было принято решение пролонгировать основную сумму (около 1 млрд. руб.) долга сельхозпроизводителей на срок до 180 дней.
2. В результате успешных переговоров руководства области с руководством ОАО «Россельхозбанк», банком впервые уже в декабре была открыта кредитная линия на сумму 2,2 млрд. рублей для финансирования подготовки к весенне-полевым работам.
3. В рамках государственной поддержки сельчане получили порядка 3 миллиардов рублей. Надо отметить то обстоятельство, что значительная сумма – более 500 миллионов рублей — поступила на счета хозяйств непосредственно перед Новым годом. Из федерального бюджета на компенсацию части затрат на дизельное топливо самарские хозяйства получили 245 миллионов рублей. Это позволило аграриям компенсировать до 30% понесенных затрат.
К сожалению, не удалось до конца решить проблему инвестиционного кредитования. Так, в 2008 году хозяйствам всех категорий было выдано порядка 10 миллиардов рублей кредитных ресурсов. Основная масса приходится на ОАО «Россельхозбанк» — 8,4 млрд. рублей. Но только 1,9 миллиарда рублей или 33% в этой кредитной массе составили долгосрочные кредиты. В то время как потребности сельхозпредприятий в так называемых «длинных деньгах» определены на уровне 6 миллиардов рублей.
Важнейшими направлениями в политике министерства являются работа по обеспечению кадрового потенциала АПК, а также социальное развитие села. В 2008 году мы констатировали положительную динамику в этих вопросах, что, безусловно, стало следствием финансовой поддержки молодых специалистов со стороны области. Напомню, каждому выпускнику высшего учебного заведения, трудоустроившемуся в сельхозорганизацию, положена единовременная выплата в размере 69 тысяч рублей, выпускнику средне-специального заведения – 34,5 тысячи рублей. Кроме того, все они в течение 3 лет получают надбавку к заработной плате в размере 4 тысяч рублей. У членов команд молодых специалистов эта сумма равна 23 тысячам рублей.
В 2008 году единовременные выплаты получили 79 человек, 75 – получили надбавку в качестве членов команд молодых специалистов и 64 человека получили ежемесячную надбавку к заработной плате.
Количество выпускников учебных заведений высшего, среднего и начального профессионального образования, устроившихся на работу в сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства Самарской области в 2008 году составило:
с высшим профессиональным образованием — 120 человек;
со средним профессиональным образованием –39 человек;
с начальным профессиональным образованием –43 человека.
В 2008 году сформировано 5 команд молодых специалистов для работы в сельскохозяйственных организациях муниципальных районов.
Кошкинский район СПК «Надеждино» — 7 человек;
Кинель-Черкасский район ООО СХП «Хвалынское» — 5 человек;
Кинельский район:
ООО «Агроком» — 7 человек;
ООО «АПК Комсомолец» — 7 человек;
Нефтегорский район ООО «Утес» — 8 человек.
В областном бюджете для оказания материальной поддержки участникам команд в 2008 году выделены средства в объеме 16,9 млн. руб. (в 2007г. – 6 млн. 366 тыс. руб.).
Не меньшее значение мы придаем созданию социальных условий в сельской местности, прежде всего, обеспечению жильем сельских жителей и молодых специалистов. В 2008 году в рамках реализации мероприятий ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» социальную выплату получили 195 семей участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности (2007 г. – 75), и 114 семей участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе (2007 г.- 220).
В 2008 году в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, было выделено 172 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета – 74 млн. рублей, из областного бюджета – 98 млн. рублей.
На проведение мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе в рамках этой программы было выделено 93,6 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета – 40,1 млн. рублей, из областного бюджета – 53,5 млн. рублей. Хочу отметить, что порядка 20 миллионов рублей из федерального бюджета Самарская область получила сверх лимита. Это позволило ввести в строй 30 тысяч кв. метров жилья, что соответствует показателям Программы.
1. Задачи на 2009 год.
С этого года начинается реализация областной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия Самарской области на 2009-2013 гг., разработанной в рамках Государственной программы развития АПК. В соответствии с ней на 2009 год установлено задание по увеличению производства продукции сельского хозяйства к уровню 2008 года на 5,8%, в том числе, продукции животноводства – на 6,1%, продукции растениеводства – на 5,6%.
Расходы областного бюджета на сельское хозяйство запланированы в объеме 1 млрд. 507 млн. рублей. Необходимо отметить, что, несмотря на существенное сокращение расходных обязательств областного бюджета, государственная поддержка основных направлений сельскохозяйственного производства — таких, как растениеводство, молочное и мясное животноводство – сохранилась на уровне прошлого года.
В целях увеличения производства и повышения качества продукции растениеводства ставится задача по обработке в полном объеме имеющейся пашни, для чего нужно ввести в оборот около 260 тысяч га., задача по достижению научно обоснованного и эффективного уровня применения минеральных удобрений и средств химизации. Объемы внесения минеральных удобрений в 2009 году должны составить 30,2 тысяч тонн в действующем веществе.
В 2009 году в рамках Областной целевой Программ предусматривается приобрести 566 тракторов, 226 зерноуборочных комбайнов, 52 кормоуборочных комбайнов на сумму 2,4 млрд. рублей, в том числе, за счёт кредитов коммерческих банков до 2 млрд. рублей, за счет федерального бюджета на условиях лизинга через ОАО «Росагролизинг» – 400 млн. рублей.
В целях стимулирования приобретения высокотехнологичных машин отечественного производства для растениеводства и кормопроизводства сельхозпроизводителям будут предоставляться субсидии в размере до 20% первоначальной стоимости техники. На 2009 год в областном бюджете на эти цели запланировано выделить 22 млн. рублей, что крайне недостаточно.
Для выполнения целевых показателей по производству мяса требуется решить следующие вопросы:
1. Завершить строительство свинокомплекса в Красноармейском районе, где из 5 модулей каждый с производством 12 тыс. тонн свинины в год, первый модуль готов на 70%.
2. Завершение реконструкции «Свиноводческого комплекса №2» в Ставропольском районе с производством 18 тыс. тонн свинины. Этот проект уже поддержан Правительством Самарской области.
3. Реализация проекта компании «НАПКо-Самара» по строительству в области 8 молочных мини-ферм, рассчитанных на 150 голов КРС каждая. Кроме того, в проекте предусмотрено возведение перерабатывающего модуля мощностью 20 тонн в сутки. Стоимость 1-й очереди проекта 500 млн. рублей. Мы вышли с предложением о включении данного проекта в соответствующую федеральную программу.
Кроме того, в целях увеличения валового производства молока в области планируется:
1. Приобретение племенного поголовья через лизинговые компании.
2. Продолжить опыт строительства молочных комплексов с использованием типовых проектов.
Для стимулирования роста поголовья КРС и продуктивности имеющегося молочного стада задействован ряд экономических рычагов:
1. Предоставление субсидий на возмещение части затрат по содержанию коров мясного направления и коров-кормилиц.
3. Предоставление субсидий на каждую введенную нетель в основное стадо в размере 50% произведенных затрат на выращивание.
4. Дифференцированное субсидирование сельхозпредприятий в зависимости от продуктивности дойного стада.
В 2009 году на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, из федерального бюджета планируется выделить 29,8 миллионов рублей, на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов – 32,2 млн. руб.
Уровень софинансирования за счет областного бюджета после секвестирования составит 72,8 млн. рублей. Это позволит в соответствии с Соглашением ввести в строй порядка 17 тыс. кв. метров жилья. Социальные выплаты ориентировочно получат 160 семей граждан, молодых семей и молодых специалистов.