№94-ГД от 11.03.2005

ЗАКОН
Самарской области

О земле

Принят Самарской Губернской Думой
22 февраля 2005 года

Статья 1. Цель настоящего Закона и сфера действия отдельных его статей

1. Настоящий Закон направлен на регулирование земельных отношений на территории Самарской области в рамках полномочий, предоставленных органам государственной власти Самарской области федеральным законодательством.

2. Действие статей 15, 20-26 настоящего Закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется федеральным законодательством.

Статья 2. Правовое регулирование земельных отношений на территории Самарской области

Земельные отношения на территории Самарской области регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Самарской области, настоящим Законом, иными законами и нормативными правовыми актами Самарской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 3. Полномочия Самарской Губернской Думы в области земельных отношений

1. Самарская Губернская Дума принимает законы по следующим вопросам:

1) установление цены земли при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений;

2) установление порядка управления и распоряжения землями, находящимися в собственности Самарской области, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Самарской области;

3) утверждение и изменение черты городских и сельских поселений;

4) утверждение и изменение границы и правового режима пригородных зон;

5) установление порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального значения, порядка использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального значения;

6) утверждение областных целевых программ использования и охраны земель, повышения плодородия почв;

7) установление в соответствии с федеральным законодательством предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;

8) установление максимальных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам бесплатно из земель, находящихся в собственности Самарской области, для целей, указанных в пункте 7 настоящей части, а также для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства;

9) по иным вопросам в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Самарской области.

2. Самарская Губернская Дума осуществляет контроль за соблюдением принятых ею законов Самарской области в области земельных отношений, а также за реализацией областных целевых программ использования и охраны земель, повышения плодородия почв.

Статья 4. Полномочия Губернатора Самарской области в области земельных отношений

К полномочиям Губернатора Самарской области в области земельных отношений относятся:

1) установление публичного сервитута в интересах Самарской области;

2) принятие решений о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности;

3) установление порядка использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, находящихся в собственности Самарской области, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории;

4) иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Самарской области.

Статья 5. Полномочия Правительства Самарской области в области земельных отношений

К полномочиям Правительства Самарской области в области земельных отношений относятся:

1) принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков в случаях, установленных законами;

2) отнесение земель, находящихся в собственности Самарской области, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности, к категориям, перевод их из одной категории в другую;

3) осуществление полномочий в области мелиорации земель в соответствии с федеральным законодательством;

4) установление порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков ее внесения за земли, находящиеся в собственности Самарской области;

5) установление нормативной цены земли, утверждение результатов государственной кадастровой оценки земли;

6) установление ограничений прав на землю по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством;

7) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в собственности Самарской области;

8) установление процедуры и критериев предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в собственности Самарской области и (или) ее ведении, для целей, не связанных со строительством (в том числе порядка рассмотрения заявок и принятия решений);

9) принятие решений об отнесении земель к землям особо охраняемых территорий регионального значения в соответствии с порядком, установленным федеральным законодательством и законом Самарской области;

10) принятие решений о реализации преимущественного права Самарской области на покупку земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

11) принятие решений о приобретении в собственность Самарской области долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в случае, если другие участники долевой собственности откажутся от покупки такой доли или не заявят о намерении приобрести такую долю в праве общей собственности на земельный участок;

12) принятие решений о выделе неиспользуемой в течение двух лет части находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением случаев, когда принятие таких решений отнесено к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления;

13) иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Самарской области.

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся:

1) разработка и реализация местных программ по использованию и охране земель, повышению плодородия почв;

2) установление правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований в Самарской области;

3) управление и распоряжение земельными участками на территории муниципального образования в Самарской области до разграничения государственной собственности на землю, если законодательством не предусмотрено иное, а также земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;

4) отнесение земель, находящихся в муниципальной и частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, к категориям, перевод их из одной категории в другую в порядке, предусмотренном федеральным законодательством;

5) установление порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, порядка использования и охраны земель особо охраняемых территорий местного значения;

6) установление порядка использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, находящихся в муниципальной собственности, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории;

7) установление предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства;

8) установление максимальных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из земель, находящихся в муниципальной собственности, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства и индивидуального жилищного строительства;

9) установление публичного сервитута в интересах местного самоуправления или местного населения;

10) осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования, а также установление порядка его осуществления;

11) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся на территории муниципального образования в Самарской области до разграничения государственной собственности на землю в соответствии с действующим законодательством, а также земельных участков, находящихся в муниципальной собственности,;

12) установление процедур и критериев предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся на территории муниципального образования в Самарской области до разграничения государственной собственности на землю, а также земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и (или) в ведении муниципального образования, для целей, не связанных со строительством (в том числе порядка рассмотрения заявок и принятия решений);

13) информирование граждан и юридических лиц о сроках и условиях предоставления земельных участков, находящихся на территории муниципального образования в Самарской области до разграничения государственной собственности на землю, а также земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, и для иных целей, предусмотренных федеральным законодательством;

14) иные полномочия, предоставленные им федеральным законодательством, законодательством Самарской области, уставами муниципальных образований в Самарской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 7. Отнесение земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения

1. Отнесение земель к землям особо охраняемых территорий регионального значения осуществляется в соответствии с решением Правительства Самарской области.

Отнесение земель к землям особо охраняемых территорий регионального значения может осуществляться как с изъятием соответствующих земельных участков у собственников, владельцев или пользователей данных земельных участков, так и без подобного изъятия.

2. К решению Правительства Самарской области об отнесении земель к землям особо охраняемых территорий регионального значения прилагается перечень земельных участков, включаемых в состав земель особо охраняемых территорий регионального значения, с приложением проекта границ земельного участка особо охраняемых территорий регионального значения, изготовленного в порядке, установленном действующим законодательством.

3. Собственники земельных участков, отнесенных к землям особо охраняемых территорий регионального значения, должны быть письменно уведомлены исполнительным органом государственной власти, исполняющим функции уполномоченного органа по управлению имуществом Самарской области, о принятии Правительством Самарской области решения об отнесении земель к землям особо охраняемых территорий регионального значения в течение 10 дней с момента принятия данного решения.

4. Установление на местности границ земельного участка, отнесенного к землям особо охраняемых территорий регионального значения, и изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка осуществляется на основании решения Правительства Самарской области, принятого в соответствии с настоящей статьей.

Границы земельного участка объекта культурного наследия регионального или местного значения утверждаются Правительством Самарской области по представлению государственного органа охраны памятников Самарской области.

5. На землях природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория регионального значения, допускаются:

1) проведение рубок ухода, санитарных рубок, рубок реконструкции и обновления;

2) эколого-просветительская деятельность;

3) организация и проведение научных исследований;

4) осуществление экологического мониторинга;

5) выполнение научно-исследовательских задач;

6) внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения.

Конкретные виды деятельности, которые допускаются на землях природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, определяются с учетом режима соответствующей особо охраняемой природной территории регионального значения, установленного нормативным правовым актом Правительства Самарской области.

На территориях государственных природных заказников, памятников природы, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория регионального значения, могут выделяться земельные участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы.

6. Отнесение земель, за исключением земель, находящихся в муниципальной собственности, к землям особо охраняемых территорий местного значения осуществляется в соответствии с решением органа местного самоуправления, принимаемым при наличии согласия Правительства Самарской области.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения и порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий местного значения устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно с учетом требований федерального законодательства и настоящего Закона.

Статья 8. Публичный сервитут

1. Публичный сервитут — это право ограниченного пользования чужим земельным участком, которое устанавливается в целях обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения без изъятия земельного участка.

2. Установление публичного сервитута осуществляется постановлением Губернатора Самарской области или нормативным правовым актом органа местного самоуправления с учетом результатов общественных слушаний.

Публичный сервитут вступает в силу после его государственной регистрации в установленном порядке.

При отсутствии нужд, для которых публичный сервитут был установлен, его действие может быть прекращено постановлением Губернатора Самарской области в случае, если публичный сервитут был установлен постановлением Губернатора Самарской области, либо нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случае, если публичный сервитут был установлен нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

3. В решении об установлении публичного сервитута должны быть указаны:

1) наименование и содержание публичного сервитута;

2) описание границ земельного участка, на котором устанавливается публичный сервитут;

3) срок действия публичного сервитута.

В решении об установлении публичного сервитута могут быть указаны иные сведения, связанные с установлением публичного сервитута.

4. Порядок проведения общественных слушаний при установлении публичного сервитута в интересах Самарской области устанавливается Правительством Самарской области.

Порядок проведения общественных слушаний при установлении публичного сервитута в интересах местного самоуправления или местного населения устанавливается органом местного самоуправления.

Статья 9. Условия предоставления в собственность граждан и юридических лиц земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Предоставление в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Самарской области.

2. Предоставление в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством:

1) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства — в расчете на каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства;

2) для ведения личного подсобного хозяйства — в расчете на каждого члена семьи в случае, если личное подсобное хозяйство будет вестись членами одной семьи;

3) для садоводства;

4) для огородничества;

5) для животноводства;

6) для дачного строительства;

7) для индивидуального жилищного строительства гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, либо семьям, проживающим в сельской местности, возраст супругов в которых не превышает 30 лет.

Федеральными законами и законами Самарской области могут быть предусмотрены иные случаи, когда предоставление в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется бесплатно.

Предоставление в собственность граждан бесплатно земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в пределах норм, установленных законом Самарской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

3. Повторное бесплатное предоставление гражданину земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по тому же основанию не допускается.

4. Земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и относящихся к неудобицам или землям, требующим восстановления и реконструкции мелиоративных систем, проведения культуртехнических работ, который передан в аренду юридическому лицу для осуществления сельскохозяйственного производства, может быть предоставлен в собственность данного юридического лица бесплатно по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии его эффективного использования. Порядок определения эффективности использования указанного земельного участка устанавливается министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области.

В иных, кроме указанного выше, случаях предоставление в собственность юридических лиц земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Статья 10. Порядок предоставления юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством

1. Правительство Самарской области и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого Правительство Самарской области и органы местного самоуправления обязаны:

1) принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий юридических лиц, если иное не установлено законом;

2) уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

3) обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

2. Юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.

3. В указанном в части 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

4. Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании указанного в части 2 настоящей статьи заявления либо обращения уполномоченного на управление и распоряжение земельными участками органа исполнительной власти Самарской области с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.

5. Уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение либо о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно, либо о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ.

6. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.

Статья 11. Условия предоставления земельных участков для сенокошения и выпаса скота

1. Земельные участки для сенокошения и выпаса скота предоставляются гражданам в аренду в порядке, установленном земельным законодательством.

2. Земельные участки для указанных целей предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения (фонда перераспределения земель).

Статья 12. Максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, составляет:

1) для садоводства 0,25 гектара;

2) для огородничества 0,5 гектара;

3) для дачного строительства 0,25 гектара;

4) для животноводства 5 гектаров.

2. Максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, не должен превышать 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий в границах административно-территориальной единицы Самарской области.

Статья 13. Минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, составляет:

1) для садоводства 0,03 гектара;

2) для огородничества 0,06 гектара;

3) для дачного строительства 0,05 гектара;

4) для животноводства 1 гектар;

5) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства 5 гектаров.

2. Требование пункта 5 части 1 настоящей статьи не распространяется на случаи предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее 5 гектаров.

Статья 14. Максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность бесплатно из земель, находящихся в собственности Самарской области

Максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность бесплатно из земель, находящихся в собственности Самарской области, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, составляет:

1) для садоводства 0,1 гектара;

2) для огородничества 0,2 гектара;

3) для дачного строительства 0,1 гектара;

4) для животноводства 1 гектар;

5) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства 5 гектаров;

6) для ведения личного подсобного хозяйства 0,5 гектара;

7) для индивидуального жилищного строительства 0,1 гектара.

Статья 15. Минимальный размер образуемого нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

1. Минимальный размер образуемого нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения составляет 5 гектаров, за исключением случаев, предусмотренных настоящей частью.

Минимальный размер земельного участка, выделяемого из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в общей собственности, устанавливается в размере доли в праве общей собственности, но не ниже среднерайонной нормы.

Минимальный размер земельного участка, образуемого в результате выдела неиспользуемой в течение двух лет части находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в самостоятельный земельный участок, устанавливается равным его фактическому размеру.

Минимальный размер земельного участка, образуемого в результате выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель, устанавливается исходя из возможности самостоятельного функционирования выделяемых частей искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель с учетом естественных границ на местности. Указанная возможность определяется на основании заключения министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области.

2. Требование части 1 настоящей статьи не распространяется на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыболовство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее 5 гектаров.

Требования части 1 настоящей статьи также не распространяются на формируемые земельные участки в целях их изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд и (или) последующего изменения целевого назначения земель на основании утвержденных актов о выборе земельных участков для строительства и материалов предварительного согласования мест размещения объектов и (или) документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации.

3. Ограничения, связанные с установлением минимального размера образуемого нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, определяются Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Статья 16. Максимальный размер общей площади земельных участков сельскохозяйственных угодий

Максимальный размер общей площади земельных участков сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одной административно — территориальной единицы Самарской области и могут находиться одновременно в собственности гражданина, его супруга и близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер, дедушки, бабушки и внуков), а также юридических лиц, в которых данные гражданин или его супруг и близкие родственники (родители, дети, братья, сестры, дедушка, бабушка и внуки) имеют право распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставные (складочные) капиталы данных юридических лиц, не должен превышать 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий в границах административно — территориальной единицы Самарской области на момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.

Статья 17. Максимальный размер общей площади предоставляемых для ведения личного подсобного хозяйства земельных участков

Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, составляет 2 гектара.

Статья 18. Цена земли

Установить цену земли при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений:

1) в городах Самаре, Тольятти — в размере 12-кратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

2) в поселениях Самарской области, за исключением городов Самары и Тольятти, а также за пределами черты поселений — в размере 10-кратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Статья 19. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для нужд Самарской области или муниципальных нужд

1. Земельные участки, находящиеся в собственности Самарской области, могут быть изъяты, в том числе путем выкупа, у собственника (Самарской области) для муниципальных нужд. Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть изъяты, в том числе путем выкупа, у собственника (муниципального образования в Самарской области) для нужд Самарской области.

Указанное в настоящей части изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для нужд Самарской области или муниципальных нужд может осуществляться только в исключительных случаях, связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, образования особо охраняемых территорий регионального или местного значения, а также в иных случаях, установленных законами Самарской области.

2. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности Самарской области или муниципальной собственности, для нужд Самарской области или муниципальных нужд осуществляется на основании постановления Правительства Самарской области.

3. В постановлении Правительства Самарской области, принятом в соответствии с частью 2 настоящей статьи, должны быть указаны цели изъятия земельных участков, общая площадь и категории соответствующих земельных участков.

Статья 20. Момент, с которого начинается приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

1. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам в постоянное (бессрочное) пользование или в пожизненное наследуемое владение, гражданам и юридическим лицам в аренду с правом выкупа в соответствии с договорами, заключенными до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, а также приватизация сельскохозяйственных угодий в случае, указанном в части 1 статьи 26 настоящего Закона, может осуществляться с момента вступления в силу настоящего Закона.

2. Приватизация иных, кроме указанных в части 1 настоящей статьи, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», после принятия Правительством Российской Федерации актов об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, Самарской области, муниципальных образований в Самарской области возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.

Статья 21. Преимущественное право покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения Самарской области и муниципальных образований в Самарской области

1. Самарская область в лице Правительства Самарской области обладает преимущественным правом на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с торгов, по цене, за которую он продается.

Самарская область в лице Правительства Самарской области обладает преимущественным правом на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности в случае, если другие участники долевой собственности откажутся от покупки такой доли или не заявят о намерении приобрести такую долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

2. Муниципальные образования в Самарской области в лице уполномоченных органов местного самоуправления (далее – органы местного самоуправления) обладают преимущественным правом покупки находящихся на территории соответствующих муниципальных образований земельных участков (долей в праве общей собственности на земельный участок), указанных в части 1 настоящей статьи, в случае, если Самарская область в лице Правительства Самарской области отказалась от приобретения соответствующего земельного участка (доли в праве общей собственности на земельный участок) в пользу муниципального образования в Самарской области.

Орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Самарской области и продавец земельного участка должны быть в письменной форме уведомлены Правительством Самарской области о решении об отказе от приобретения земельного участка (доли в праве общей собственности на земельный участок) в пользу муниципального образования в Самарской области не позднее 10 дней со дня получения Правительством Самарской области извещения о намерении продавца земельного участка продать земельный участок.

3. Если продавцом земельного участка направлено извещение о намерении продать земельный участок в органы местного самоуправления муниципального образования в Самарской области, орган местного самоуправления, получивший извещение, обязан в течение трех дней направить Правительству Самарской области соответствующее извещение.

4. При продаже земельного участка с нарушением преимущественного права покупки Самарская область в лице Правительства Самарской области имеет право в течение года с момента государственной регистрации перехода права собственности требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.

В случае, установленном частью 2 настоящей статьи, при продаже земельного участка с нарушением преимущественного права покупки правом требования в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя в течение года с момента государственной регистрации перехода права собственности обладает орган местного самоуправления.

Статья 22. Обязательное приобретение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (доли в праве общей собственности на земельный участок) Самарской областью или муниципальным образованием в Самарской области

1. В случае если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказался земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (доля в праве общей собственности на земельный участок) и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», такой земельный участок (часть земельного участка) или доля в праве общей собственности на земельный участок должны быть отчуждены собственником в соответствии с требованиями Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и настоящей статьи.

2. Правительство Самарской области в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», обязано обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже на торгах земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (доли в праве общей собственности на земельный участок).

3. В случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (долю в праве общей собственности на земельный участок), этот земельный участок (долю в праве общей собственности на земельный участок) обязана приобрести Самарская область в лице Правительства Самарской области либо в случае, предусмотренном в абзаце втором настоящей части, приобретает муниципальное образование в Самарской области в лице уполномоченного органа местного самоуправления (далее – орган местного самоуправления) по начальной цене предмета торгов при условии, что она не превышает рыночной стоимости, сложившейся в данной местности. В случае если установленная собственником начальная цена предмета торгов превышает рыночную стоимость, Правительство Самарской области либо в случае, предусмотренном в абзаце втором настоящей части, орган местного самоуправления приобретает земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок по рыночной стоимости.

Самарская область в лице Правительства Самарской области вправе передать принадлежащее ей право на приобретение соответствующего земельного участка (доли в праве общей собственности на земельный участок) муниципальному образованию в Самарской области в лице органа местного самоуправления.

Органы местного самоуправления должны быть в письменной форме уведомлены Правительством Самарской области о решении об отказе от приобретения земельного участка (доли в праве общей собственности на земельный участок) в пользу муниципального образования в Самарской области не позднее двух недель со дня получения Правительством Самарской области решения о признании торгов, на которых реализовывался земельный участок (доля в праве общей собственности на земельный участок), несостоявшимися.

Орган местного самоуправления, получивший решение Правительства Самарской области об отказе Самарской области от приобретения земельного участка (доли в праве общей собственности на земельный участок) в пользу муниципального образования в Самарской области, вправе отказаться от приобретения земельного участка (доли в праве общей собственности на земельный участок). В этом случае земельный участок (долю в праве общей собственности на земельный участок) обязана приобрести Самарская область в лице Правительства Самарской области.

Статья 23. Направление Правительством Самарской области или органом местного самоуправления заявления в суд о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в случае его ненадлежащего использования

Заявление в суд о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в случае его ненадлежащего использования, повлекшего за собой причинение вреда окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, направляется Правительством Самарской области либо в случае, предусмотренном в абзаце втором настоящей статьи, органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Самарской области.

Самарская область вправе передать принадлежащее ей право на подачу в суд заявления о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения органу местного самоуправления муниципального образования в Самарской области, в пределах территории которого расположен соответствующий земельный участок.

Орган местного самоуправления должен быть в письменной форме уведомлен Правительством Самарской области о решении об отказе Самарской области от подачи в суд заявления о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в пользу органа местного самоуправления.

Орган местного самоуправления, получивший уведомление Правительства Самарской области об отказе Самарской области от подачи в суд заявления о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в пользу органа местного самоуправления, вправе отказаться от подачи в суд заявления о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. В этом случае соответствующее заявление в суд направляется Правительством Самарской области.

Статья 24. Выдел в самостоятельный земельный участок неиспользуемой части земельного участка, находящегося в долевой собственности, Самарской областью или муниципальным образованием в Самарской области

Самарская область в лице Правительства Самарской области либо в случае отказа Самарской области от реализации данного права в пользу муниципального образования в Самарской области данное муниципальное образование в лице уполномоченного органа местного самоуправления вправе выделить неиспользуемую в течение двух лет часть находящегося в долевой собственности земельного участка в самостоятельный земельный участок по правилам, установленным Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Статья 25. Публикация сообщений в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения

Публикация сообщений в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», осуществляется в газете «Волжская коммуна».

Статья 26. Бесплатное предоставление гражданам сельскохозяйственных угодий на праве общей собственности. Категории граждан, имеющих право на получение земельной доли. Порядок определения размера земельной доли

1. Сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации могут предоставляться гражданам, указанным в части 3 настоящей статьи, на праве общей собственности в случае их приватизации, осуществляемой в ходе реорганизации или приватизации указанных организаций.

2. Функции по предоставлению земельных участков гражданам, указанным в части 3 настоящей статьи, на праве общей собственности осуществляет соответствующий орган по распоряжению данными земельными участками в соответствии с требованиями земельного законодательства.

3. В случае приватизации сельскохозяйственных угодий в ходе реорганизации или приватизации сельскохозяйственных организаций право на получение бесплатной земельной доли имеют:

1) работники сельскохозяйственных организаций, в том числе временно отсутствующие, за которыми в соответствии с федеральным законом сохраняется место работы, а также женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам или отпуске по уходу за ребенком;

2) граждане, уволенные из сельскохозяйственных организаций по сокращению численности или штата работников данных организаций после 1 января 1992 года;

3) пенсионеры, проработавшие в сельскохозяйственных организациях и проживающие в пределах занимаемой этими сельскохозяйственными организациями территории;

4) лица, получившие инвалидность в период работы в сельскохозяйственных организациях;

5) работники организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях, которые заняты сельскохозяйственными организациями, и имущество которых находится на балансе сельскохозяйственных организаций.

К работникам сельскохозяйственных организаций, указанным в пункте 1 настоящей части, не относятся временные, сезонные работники, а также лица, работающие по гражданско-правовым договорам, и совместители, основное место работы которых находится в другой организации.

4. При определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность вся площадь сельскохозяйственных угодий, подлежащая разделу, делится на суммарную численность лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельной доли.

5. При определении по сельскохозяйственной организации средней нормы бесплатного предоставления земли в собственность (земельной доли) вся площадь сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственной организации, подлежащая разделу, делится на суммарную численность лиц, имеющих право на земельную долю.

Размер земельной доли по сельскохозяйственной организации не должен превышать среднерайонной нормы, определенной в зависимости от качества сельскохозяйственных угодий.

6. В случаях когда земельная доля по сельскохозяйственной организации превышает среднерайонную норму, размер земельной доли принимается на уровне среднерайонной.

7. В случаях когда полученная земельная доля по сельскохозяйственной организации ниже среднерайонной нормы, размер земельной доли принимается в размере доли, полученной по сельскохозяйственной организации.

8. На основании установленного размера земельной доли по сельскохозяйственной организации и количества лиц, имеющих право на ее получение, определяются общие площади сельскохозяйственных угодий, подлежащие передаче в общую собственность.

9. Размер индивидуальной земельной доли каждого гражданина, указанного в части 3 настоящей статьи, устанавливается независимо от его трудового стажа, а также характера его трудового участия в деятельности сельскохозяйственной организации и определяется в натуральном и стоимостном выражении.

10. Для приватизации сельскохозяйственных угодий в сельскохозяйственной организации образуется внутрихозяйственная комиссия, которая с учетом требований федерального законодательства и законодательства Самарской области организует проведение инвентаризации сельскохозяйственных угодий, составляет списки лиц, имеющих право на получение земельных долей, рассчитывает размеры земельных долей, подготавливает документы для передачи органам, осуществляющим предоставление земельных участков и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

11. Границы земельных участков, подлежащих приватизации, устанавливаются в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Статья 27. Экономическое стимулирование использования и охраны земель

1. Экономическое стимулирование использования и охраны земель направлено на повышение заинтересованности собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земельных участков в сохранении и повышении плодородия почв, защите земель от негативных последствий производственной деятельности.

2. Экономическое стимулирование использования и охраны земель включает в себя:

1) выделение средств из областного и местных бюджетов, а также из иных источников на восстановление плодородия почв, проведение агротехнических, лесомелиоративных и иных почвозащитных мероприятий, благоустройство территорий поселений, развитие инженерно-транспортной инфраструктуры в соответствии с областными и местными программами;

2) иные меры, предусмотренные бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.

Статья 28. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом

1. Органам государственной власти Самарской области и органам местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

2. Нормативные правовые акты органов государственной власти Самарской области и органов местного самоуправления до приведения в соответствие с настоящим Законом действуют в части, ему не противоречащей.

3. Установить переходный период шесть месяцев со дня официального опубликования настоящего Закона для приведения нормативных правовых актов органов государственной власти Самарской области и органов местного самоуправления в соответствие с настоящим Законом.

Статья 29. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

1) Закон Самарской области от 16 июля 1998 года № 11-ГД «О земле» (газета «Волжская коммуна», 1998, 22 июля);

2) Закон Самарской области от 14 декабря 2000 года № 47-ГД «О внесении изменения в Закон Самарской области «О земле» (газета «Волжская коммуна», 2000, 19 декабря);

3) Закон Самарской области от 22 февраля 2001 года № 13-ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «О земле» (газета «Самарские известия», 2001, 24 февраля);

4) статью 1 Закона Самарской области от 8 октября 2002 года № 68-ГД «О внесении изменений и дополнений в Закон Самарской области «О земле» (газета «Волжская коммуна», 2002, 11 октября);

5) Закон Самарской области от 8 апреля 2003 года № 30-ГД «О внесении дополнения в Закон Самарской области «О земле» (газета «Волжская коммуна», 2003, 10 апреля);

6) статью 1 Закона Самарской области от 7 июля 2003 года № 58-ГД «О внесении изменений и дополнений в Закон Самарской области «О земле» (газета «Волжская коммуна», 2003, 10 июля);

7) Закон Самарской области от 10 ноября 2003 года № 92-ГД «О внесении изменений и дополнений в Закон Самарской области «О земле» (газета «Волжская коммуна», 2003, 13 ноября);

8) Закон Самарской области от 26 декабря 2003 года № 120-ГД «О внесении дополнений в Закон Самарской области «О земле» (газета «Волжская коммуна», 2003, 31 декабря);

9) Закон Самарской области от 1 апреля 2004 года № 38-ГД «О внесении дополнения в Закон Самарской области «О земле» (газета «Волжская коммуна», 2004, 6 апреля);

10) статью 2 Закона Самарской области от 11 мая 2004 года № 74-ГД «О внесении изменений в отдельные законы Самарской области, регулирующие имущественные отношения на территории Самарской области» (газета «Волжская коммуна», 2004, 13 мая).

 Губернатор
Самарской области
 К.А.Титов