№ 80-ГД от 20.11.2001

ЗАКОН
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

 
Об утверждении областной целевой программы содействия занятости населения Самарской области на 2001 год

Принят
Самарской Губернской Думой
30 октября 2001 года

Статья 1.Утвердить прилагаемую областную целевую программу содействия занятости населения Самарской области на 2001 год.

Статья 2.Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

  Губернатор Самарской области                                   К.А.Титов 

Приложение
к Закону Самарской области
«Об утверждении областной целевой
программы содействия занятости
населения Самарской области на
2001 год»
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 ГОД
(далее – Программа)
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 НАИМЕНОВАНИЕ  ПРОГРАММЫ            -областная целевая программа содействия                        занятости  населения Самарской области                       на 2001 год     ОСНОВАНИЕ И ДАТА  ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ  О РАЗРАБОТКЕ  ПРОГРАММЫ            -Закон Российской Федерации «О занятости                       населения в Российской Федерации» с                       изменениями и  дополнениями (в редакции                       федеральных законов от 20.04.96                       № 36–ФЗ, от 21.07.98 № 117-ФЗ,                       от 30.04.99 № 85, от 17.07.99 № 175-ФЗ),                       приказ Министерства  труда и                       социального развития Российской                       Федерации от 22.03.2001 № 41 «О мерах                       по реализации постановления Правительства                       Российской Федерации от 30.12.2000 № 1034                       «О продлении срока реализации некоторых                       федеральных и иных программ», постановление                       Губернатора области от 25.05.2001 № 178                       «Об утверждении плана действий Администрации                       области по реализации основных направлений                       экономической и социальной политики                       на 2001год»   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ  -Министерство труда и социального                      развития Российской Федерации,                      Администрация Самарской области   ГОЛОВНОЙ  ИСПОЛНИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ           -департамент Федеральной государственной                      службы занятости населения по Самарской                      области (далее – департамент ФГСЗН                      по Самарской области)   ОСНОВНОЙ РАЗРАБОЧИК ПРОГРАММЫ	    –департамент ФГСЗН по Самарской                      области   ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ  ПРОГРАММЫ           -обеспечение реализации государственной                      политики занятости населения путем:                      формирования благоприятных условий                      для занятости населения;                      обеспечения равных условий при                      трудоустройстве граждан с низкой                      конкурентоспособностью;                      направления рабочей силы на предприятия                      в соответствии с запросами работодателей;                      повышения качества и конкурентоспособности                      рабочей силы, развития системы                      обучения кадров;                      сдерживания роста численности безработных                      за счет организации и проведения                      опережающего переобучения и переподготовки                      персонала, социальной защиты работников                      организаций, находящихся на грани                      банкротства, финансовой поддержки                      работодателей, сохраняющих и создающих                      рабочие места и осуществляющих                      профессиональную подготовку персонала;                      реализации федеральных и региональных                      мероприятий по поддержке занятости в городах                      и районах с напряженной ситуацией на рынке                      труда, в том числе селективной поддержки                      и развития занятости на градообразующих                      предприятиях   СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ           -в течение 2001 года    ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ  МЕРОПРИЯТИЙ         -1.Совершенствование инфраструктуры                      рынка труда.                      2.Профессиональная ориентация,                      психологическая поддержка и                       социальная адаптация населения                      на рынке труда.                      3.Профессиональное обучение                      безработных граждан.                      4.Содействие развитию самостоятельной                      занятости и предпринимательской                      инициативы безработных граждан.                      5.Интеграция в трудовую сферу незанятых                      граждан, особо нуждающихся в                      социальной защите.                      6. Привлечение граждан к труду на                      условиях временной занятости и                      общественным работам.   ИСПОЛНИТЕЛИ  ПРОГРАММЫ           -департамент ФГСЗН по Самарской                      области, Главное управление                      труда Администрации области,                      департамент экономического развития                      и инвестиций Администрации области,                      департамент здравоохранения                      Администрации области, департамент                      развития предпринимательства                      Самарской области, департамент                      социальной защиты населения                      Администрации области, департамент                      науки и образования Администрации                      области, департамент по делам                       молодёжи Самарской области,                      департамент промышленности и                      торговли Администрации области,                      Главное управление исполнения                       наказаний Министерства юстиции                      Российской Федерации по Самарской                      области, Федерация профсоюзов                      Самарской области, Самарская                      областная общественная организация                      Всероссийского общества инвалидов,                      Союз работодателей Самарской области,                      территориальный орган Министерства                      по делам федерации, национальностей                      и миграционной политики Российской                      Федерации в Самарской области,                      Главное управление внутренних                      дел Самарской области, Самарский                      областной центр профориентации                      молодежи и незанятого населения,                      администрации городов и                       районов области     ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ  ФИНАНСИРОВАНИЯ      -финансовые затраты на реализацию                      Программы составят 406,5 млн. рублей,                      в т.ч. за счёт средств федерального                      бюджета – 397,0 млн. рублей,                      областного бюджета – 1,0 млн. рублей,                      местного бюджета – 8,5 млн. рублей     ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ           -сдерживание уровня регистрируемой                      безработицы в пределах 1,9-2,0 %;                      оказание услуг по вопросам                      трудоустройства 133 тыс. человек;                      трудоустройство 62 тыс. граждан;                      трудоустройство на временные                      рабочие места 2,5 тыс. человек;                      обеспечение участия в общественных                      работах 7,0 тыс. человек;                      поддержание предпринимательской                      инициативы 2,0 тыс. человек;                      предоставление возможности получения                      необходимых для последующего                      трудоустройства профессиональных                      навыков и знаний 7,0 тыс. человек;                      проведение работы по профессиональной                      ориентации с 47,0 тыс. человек;                      обеспечение занятости 12,9 тыс.                      подростков, желающих работать                      в свободное от учёбы время;                      оказание материальной поддержки                      ежемесячно 31,5 тыс. безработных                      граждан;                      проведение  консультаций по вопросам                      занятости для 100,0 тыс. человек   СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ  ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ  ПРОГРАММЫ           -общий контроль за реализацией                      Программы осуществляет Министерство                      труда и социального развития                      Российской Федерации, департамент                      экономического развития и                      инвестиций Администрации области,                      департамент ФГСЗН по Самарской                      области, контроль  за использованием                      средств областного бюджета –                      департамент управления финансами                      Администрации области. 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ
ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Занятость и рынок труда Самарской области

По экономическому потенциалу и перспективам развития Самарская область занимает одно из ведущих мест в Российской Федерации. Экономическая ситуация в Самарской области по итогам 1999 и 2000 года имеет положительные тенденции развития: наблюдается рост валового регионального продукта более чем на 5 % в год, что достигается, в основном, благодаря росту объемов производства в промышленном секторе.

Среднемесячная заработная плата на предприятиях и в организациях различных отраслей составляла 1662,2 рублей в 1999 году и 2170 рублей в 2000 году, инфляция – 120 % (декабрь 2000 к декабрю 1999), реальная начисленная заработная плата – 113 % к уровню 1998 года.

Существующие в экономике области проблемы, такие как наличие 40 % убыточных предприятий и задолженности по выплате заработной платы, постепенно преодолеваются.

Экономически активное население составляет 1698,7 тыс. человек или более половины всего населения области. Общая численность граждан, занятых в экономике области, в последние годы сокращалась ежегодно на 1-2 % (приложение № 1). В 1999 году впервые с 1993 года она, по данным баланса трудовых ресурсов Самарской области, возросла до 1472,1 тыс. человек (с 1443,5 в 1998 году).

В структуре занятых продолжается перераспределение численности по отраслям экономики: на 26,5 тыс. человек возросла численность занятых в материальном производстве (с 1001,1 в 1998 г. до 1027,6 тыс. человек в 1999 году), в непроизводственной сфере – на 2,1 тыс. человек (до 444,5 тыс. человек в 1999 году).

Изменения в сфере материального производства характеризуются дальнейшим снижением численности занятых в ряде отраслей промышленности, в сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте и ростом в торговле и общественном питании. В непроизводственной сфере растет занятость в культуре и искусстве, органах управления, а также доля занятых в жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении и образовании.

Продолжается, хотя в 2000 году и замедлилось, сокращение численности занятых на крупных и средних предприятиях (с 73 % в 1998 г. до 69,6 % в 1999 г. общей численности занятых граждан), в то же время растет численность граждан, занятых индивидуальной трудовой деятельностью.

Значительно сократились масштабы вынужденной неполной занятости населения, наибольшие размеры которой отмечаются на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, в научных учреждениях. В пересчете на условных работников с полным рабочим днем она сокращалась в последнее время ежегодно в 2 раза, а именно: с 39,1 в 1998 году до 19,7 тыс. человек в 1999 году и до 10,1 тыс. человек в 2000 году.

В показателях движения кадров наблюдаются следующие изменения: увеличивается численность граждан, принятых на работу на крупные и средние предприятия (с 224,9 тыс. человек в 1999 году, до 256 тыс. человек в 2000 году), связанная как с вводом новых рабочих мест, так и с возрастающей потребностью в работниках на замену выбывающих по собственному желанию и другим причинам, не связанным с сокращением численности персонала. На вновь созданные рабочие места в 1998-2000 годах принято более 33 тыс. человек, в это же время было высвобождено в связи с сокращением штатов 49 тыс. человек, причем из года в год высвобождение существенно сокращается. В то же время в 2000 году выбытие работников компенсировалось приёмом новых кадров только на 92 % (в 1999 году – на 96 %).

Изменения, происходящие в сфере занятости, оказывают влияние и на общую динамику регистрируемой безработицы. Пик общей безработицы пришелся на начало 1999 года, затем начался ее спад, продолжающийся до настоящего времени. Уровень официальной безработицы также снижался и составлял на начало 2001 года 1,8 % экономически активного населения.

Причинами этого являются возросший спрос на рабочую силу при сокращении ее предложения и наличие большого количества вакансий в службе занятости (-19 тыс. на 1.01.2001).

Ежемесячно в течение 1998-2000 годов в службу занятости населения по вопросу трудоустройства обращалось 8,6, 7,7, 6,9 тыс. человек соответственно; 166,5 тыс. граждан в течение этого времени нашли работу (69 % из них – безработные). Значение коэффициента напряжённости (численности незанятого населения, состоящего на учете, отнесённой к количеству заявленных вакансий) уменьшилось за это время в среднем по области с 16 до 2 человек (в городах – с 12 до 1, в сельских районах – со 114 до 38).

Численность зарегистрированных безработных на 1.01.2001 составила 29,7 тыс. человек и по сравнению с началом 1998 года сократилась более чем в 2 раза. Наблюдается снижение доли городского населения в численности безработных с 73,2 % в начале 1999 года до 62,1 % на данный момент. При этом численность безработных в сельской местности сократилась на 6,3 тыс. человек, а в городах – на 29,5 тыс. человек. Уровень безработицы трудоспособного населения в трудоспособном возрасте остается весьма различным по отдельным территориям: от 0,7 % в г. Самара до 5,2 % в г. Отрадном, где отмечается наиболее напряженная ситуация на рынке труда.

Средняя продолжительность безработицы, достигнув максимума в 7,4 месяца в конце 1999 года, стала снижаться и достигла в настоящее время значения 6,3 месяца.

В составе зарегистрированных безработных также произошли изменения: удельный вес высвобожденных работников сократился с 26,5 % в начале 1998 года до 18,5 % в 2000 году, выпускников учебных заведений с 7,8 % в начале 1998 года до 5,2 % в 2000 году; доля граждан, не имеющих полного среднего образования, снизилась с 13,5 % в начале 1998 года до 9,9 % в 2000 году; возрастает доля лиц предпенсионного возраста (с 6,2 % на начало 1998 года до 6,7 % в 2000 году), инвалидов (с 2,4 % в начале 1998 года до 4,0 % в 2000 году). Численность граждан, имеющих длительный перерыв в работе, в 1998 – 1999 годах возрастала с 16,4% до 22,8%, а в 2000 году снизилась до 12,8%.

Прогноз спроса и предложения рабочей силы

Положительные тенденции, сложившиеся в настоящее время в экономике области, позволяют надеяться, что при сохранении их в последующие годы прогноз ситуации в сфере занятости также будет благоприятным. Занятость в 2001 году по сравнению с 2000 годом может немного увеличиться.

Предполагается, что наблюдающийся рост спроса на рабочую силу на замену выбывающей может увеличиться с 294,2 тыс. человек в 2000 году до 307 в 2001 году, а на вновь создаваемые рабочие места за этот период могут быть трудоустроены 16 тыс. человек (приложение №2) (приложение №2xls)

Сохранится тенденция перераспределения численности персонала предприятий по формам собственности: доля работающих на государственных предприятиях будет сокращаться, а в частном секторе – расти.

Постоянно будет расти число лиц, занятых в домашнем и личном подсобном хозяйстве (примерно на 5 тыс. ежегодно). Восстанавливается и будет далее увеличиваться численность лиц ненаемного труда (работодателей, самостоятельно занятых, членов производственных кооперативов, неоплачиваемых семейных работников), сократившаяся после августовского кризиса 1998 года. Число лиц, не занятых трудовой деятельностью и учебой, будет сокращаться.

Таким образом, спрос на рабочую силу в течение 2001 года возрастет примерно на 4 %.

В 2001 году сохранится тенденция снижения численности постоянного населения области за счет естественной убыли, не компенсируемой механическим приростом.

Произойдут изменения в возрастной структуре населения области: доля населения моложе трудоспособного возраста уменьшится на 1 %; за счет вхождения молодежи в трудоспособный возраст увеличится удельный вес населения данной возрастной группы и составит порядка 61 % общей численности населения, что может оказать влияние на численность трудовых ресурсов области; удельный вес лиц старше трудоспособного возраста останется на уровне 20 %.

С другой стороны, улучшение пенсионного обеспечения может отвлечь из экономики в 2001 году по сравнению с 1999 годом 15-18 тыс. работающих граждан старшего возраста. Значительное сокращение масштабов вынужденной неполной занятости и уменьшение задолженности по зарплате также будут способствовать снижению предложения рабочей силы.

Рынок труда будет испытывать постоянную нагрузку от предложения рабочей силы выпускников учебных заведений, бывших военнослужащих, мигрантов, лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, и высвобождаемых работников.

Суммарное предложение рабочей силы уменьшится с 492,3 тыс. человек в 2000 году до 475 тыс. человек в 2001 году.

В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Самарской области в 2001 году уровень жизни населения несколько повысится. Это может оказать сдерживающее влияние на экономическую активность населения и общую безработицу и позволит сохранить уровень безработицы (по методологии Международной организации труда), не превышающий 9 % экономически активного населения.

Предполагается, что доля официально регистрируемых безработных будет составлять 21-22 % их общей численности. Численность зарегистрированных безработных будет составлять в конце года 31 тыс. человек и будет находиться в рамках социально приемлемого уровня (1,8-1,9 % экономически активного населения). Это не исключает наличия в отдельных территориях проблем, связанных с профессиональным и квалификационным несоответствием спроса и предложения рабочей силы, а также ее низкой мобильностью.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Проведение государственной политики занятости населения в Самарской области осуществляется путём реализации региональной программы содействия занятости, которая формируется исходя из ситуации на рынке труда и прогноза её развития с учётом территориальных особенностей.

Стратегическими направлениями деятельности государственной службы занятости являются:

  • оказание эффективной помощи в трудоустройстве безработным, испытывающим серьёзные трудности при самостоятельном поиске работы;
  • внедрение современных методов профилирования безработных.
В целях обеспечения высокой эффективности Программы предполагается обеспечить:
  • максимально возможную индивидуализацию мероприятий Программы с учётом особенностей профиля безработных и внедрения гибких механизмов индивидуальных действий применительно к конкретным безработным;
  • регулярный мониторинг результатов реализации Программы, позволяющий определить эффективность Программы и своевременно её скорректировать по результатам мониторинга;
  • переориентацию принципов управления рынком труда с материальной помощи безработным на активизацию занятости, адекватную потребностям рыночной экономики.

Ближайшую перспективу следует рассматривать как переходный этап к такому состоянию занятости и рынка труда, при котором на передний план начинают выдвигаться факторы повышения производительности труда и эффективности производства. Поэтому необходимо обеспечить проведение взвешенной политики занятости, позволяющей, с одной стороны, не допускать длительной, застойной безработицы, а с другой, способствовать повышению отраслевой и профессиональной мобильности рабочей силы.

Основными направлениями политики занятости будут:

  • обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;
  • переориентация экономически активного населения на новые формы трудовых отно-шений;
  • сбалансированность предложения рабочей силы и количества рабочих мест;
  • развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;
  • рост мобильности трудовых ресурсов, в том числе безработного населения;
  • экономическое стимулирование развития малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего, на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда;
  • разработка специальных программ по стабилизации занятости на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда;
  • усиление адресности социальной поддержки населения;
  • проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное терри-ториальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда;
  • улучшение информационно-справочного обеспечения возможностей переезда населения и трудоустройства в других регионах России;
  • развитие и повышение эффективности программ и услуг, реализуемых через государственную службу занятости населения;
  • повышение роли органов местного самоуправления в решении специфических проблем рынка труда территории.

На занятость населения, проживающего в сельской местности, существенное влияние оказывает ряд специфических моментов: ограниченность сферы приложения труда, территориальная разбросанность сельских поселений, отсутствие регулярного и доступного транспортного сообщения, снижающего возможность поиска работы и трудоустройства в других населенных пунктах, сезонные колебания в спросе на рабочую силу в агропро-мышленном комплексе.

Содействию занятости населения, проживающего в сельской местности, будет способствовать принятие и реализация следующих мер:

  • создание благоприятных условий для развития частных и кооперативных форм деятельности;
  • организация специального обучения сельских жителей, изъявивших желание заняться предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельностью;
  • распространение всех форм и методов государственной поддержки малого бизнеса на развитие ремесленных производств и народных промыслов;
  • осуществление подготовки кадров по интегрированным профессиям для аграрного комплекса, социальной сферы с ориентацией на их профессиональную мобильность;
  • внедрение в сельской местности дистанционных форм обучения безработных граждан и незанятого населения.

Важнейшим условием эффективного функционирования рынка труда и обеспечения реализации Программы должно стать наличие конкурентной среды в сфере оказания услуг по содействию занятости (государственной службой занятости и негосударственными фирмами по найму персонала), позволяющей обеспечить для граждан вариативность поиска работы.

К решению специальных проблем (содействие трудоустройству отдельных групп населения, проведение общественных работ, работа с подростками и молодёжью и т.д.) государственной службой занятости будут более активно привлекаться негосударственные организации, в том числе на договорных условиях.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана сроком на один год.

Начало: 01.01.2001, окончание: 31.12.2001.

СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

С целью улучшения функционирования рынка труда в течение 2001 года службой занятости предполагается:

  • расширение объема сведений о возможностях трудоустройства;
  • повышение качества информации о занятости и карьере, тенденциях изменения спроса и предложения рабочей силы;
  • повышение эффективности сотрудничества со средства-ми массовой информации;
  • доведение до населения информации о государственной политике занятости и законодательных актах по вопросам занятости населения;
  • обеспечение доступности социально–правовых рекомендаций, предлагающих гражданину пути и способы решения проблем занятости.

Будет продолжено развитие системы информационного обеспечения государственной политики занятости населения путём:

  • совершенствования мониторинга рынка труда;
  • улучшения системы сбора и анализа информации о состоянии рынка труда и действиях службы занятости;
  • дальнейшей информатизации службы занятости для повышения качества обслуживания граждан.

В целях наиболее полного удовлетворения спроса предприятий на кадры будут совершенствоваться активные формы и методы работы по выявлению вакантных мест (должностей) на предприятиях всех форм собственности, формированию, оперативному обновлению и эффективному использованию банков вакансий, рабочих мест и банков резерва специалистов, что позволит обеспечить наличие не менее 95 тыс. вакансий.

Продолжится сотрудничество с негосударственными службами занятости.

Будут проведены консультации по вопросам занятости для 100 тыс. человек и оказаны услуги по вопросам трудоустройства 133 тыс. человек.

Улучшению функционирования рынка труда способствует выбор гражданами вида деятельности и формы занятости в соответствии с личными склонностями и потребностями рынка труда. Принципиальное значение профессиональная ориентация имеет для молодежи, впервые ищущей работу, и безработных граждан, вынужденных менять направление своей профессиональной деятельности.

Предусматриваются следующие основные направления профориентационной работы:

  • предоставление гражданам информации об особенностях профессий и специальностей, о требованиях, предъявляемых ими к личности, об условиях, режиме труда, его особенностях, о состоянии и перспективах рынка труда, о возможностях трудоустройства, получения профессии, специальности;
  • проведение профессиональной консультации (по выбору сферы деятельности, определению направления профессиональной подготовки, возможности обучения, вариантов переобучения);
  • оказание психологической поддержки (повышение самооценки и усиление мотивации к поиску работы, развитие адаптационных навыков);
  • совершенствование банка сертифицированных психолого-диагностических материалов, специальных технологий профориентационной работы с различными категориями населения.

Основная задача профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения – повышение их конкурентоспособности и профессиональной мобильности посредством предоставления гражданам различных образовательных услуг с учетом потребностей работодателей, а также сближение профессионально-квалификационной структуры предлагаемой и требуемой рабочей силы.

В 2001 году предполагается предоставить возможность профессионального обучения 7,0 тыс. человек из числа безработных и незанятых граждан, в том числе 113 гражданам, освобождающихся из мест лишения свободы в г. Самара и 20 подросткам, освобождающихся их Жигулевской воспитательной колонии с финансированием из областного бюджета в размере 590 тыс. рублей и 50 тыс. рублей соответственно.

Деятельность департамента ФГСЗН по Самарской области предполагается сосредоточить в следующих направлениях:

  • совершенствование программно-целевого метода организации профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения;
  • использование при выборе направления профессионального обучения принципа преемственности образования, имеющегося у граждан;
  • развитие существующей сети региональных учебных центров службы занятости как многофункциональных учебно-методических учреждений дополнительного образования;
  • проведение конкурсного отбора образовательных учреждений для организации обучения безработных и незанятых граждан;
  • внедрение эффективных образовательных профессиональных программ и интенсивных технологий обучения;
  • участие в формировании заказа на подготовку кадров с учетом потребностей работодателей;
  • координирование объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования всех уровней с учетом потребностей территориальных рынков труда;
  • обеспечение приоритетности профессионального обучения граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске подходящей работы;
  • совершенствование научно-методического и информационного обеспечения профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения;
  • участие в развитии системы непрерывного образования, включая внутрипроизводственное обучение, в том числе непосредственно на рабочем месте; поддержка опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения.

Основными направлениями поддержки самостоятельной занятости и предпринимательской инициативы как способа обеспечения граждан доходным занятием будут:

  • консультирование и профессиональная ориентация незанятых граждан в целях определения возможностей их эффективной деятельности в качестве предпринимателей;
  • сотрудничество с организациями, содействующими развитию малого предпринимательства, для подготовки незанятых граждан к организации собственного дела (бизнес — инкубаторов, бизнес — центров).

Основной целью государственной политики в области интеграции в трудовую сферу незанятых граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке (молодёжи, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, беженцев и вынужденных переселенцев, женщин), является создание необходимых условий для реализации потенциальных возможностей этих граждан, в том числе за счёт введения квоты для приёма на работу.

К числу наиболее актуальных задач, подлежащих решению, относятся создание условий для трудоустройства молодежи, впервые вступающей в трудовую жизнь, и сокращение периода поиска работы для безработной молодежи.

С этой целью предусматривается:

  • совершенствование организационных мер по трудоустройству выпускников учебных заведений, зарегистрированных в качестве безработных, на временные рабочие места, позволяющие им приобрести профессиональные знания, умения и навыки и повышающие их конкурентоспособность на рынке труда (программа «Молодежная практика»);
  • опережающее профессиональное обучение молодежи, находящейся под риском увольнения.

В 2001 году программой «Молодёжная практика» будет охвачено 2500 выпускников различных учебных заведений.

Содействие занятости женщин намечается осуществить по следующим направлениям:

  • максимально возможное трудоустройство молодых женщин, завершивших обучение в высших и средних профессиональных учебных заведениях, если полученная специальность отвечает современным требованиям;
  • профессиональная переориентация и переподготовка в соответствии с конъюнктурой рынка труда;
  • привлечение к самостоятельной занятости женщин, имеющих детей, в том числе и многодетных, с целью повышения уровня доходов их семей;
  • всемерное развитие общественных работ, особенно в сфере социальной инфраструктуры.

В период реализации Программы предполагается частично снять остроту проблемы трудоустройства граждан, освободившихся из мест лишения свободы, за счет:

  • отработки механизма взаимодействия администраций учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, с территориальными органами государственной службы занятости в вопросах создания информационной службы о спросе на рабочую силу на локальных рынках труда, профессиональной подготовки осужденных, освобождающихся из мест лишения свободы;
  • реализации мер по профессионально-трудовой адаптации граждан, освободившихся из мест лишения свободы, и их трудоустройству, в том числе за счет введения механизма квотирования рабочих мест.

Для временного трудоустройства граждан будут использованы дополнительные рабочие места, заключены срочные трудовые договоры с применением гибких (нетипичных) форм занятости населения (сезонные работы, трудоустройство вахтовым методом). Большое внимание будет уделено трудоустройству подростков в свободное от учебы время. В 2001 году планируется трудоустроить 12,9 тыс. несовершеннолетних граждан, в том числе 200 человек за счет средств областного бюджета в размере 360 тыс. рублей.

Для реализации намеченных целей предполагается :

  • координация действий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, территориальных органов службы занятости населения в вопросах организации и проведения общественных работ и их финансового обеспечения;
  • усиление адресной направленности по предоставлению в период активного поиска постоянной работы возможности для временного трудоустройства лицам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы (молодежь, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, и др.);
  • использование в качестве временных рабочих мест имеющихся вакансий, длительное время остающихся незанятыми.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Департамент ФГСЗН по Самарской области как головной исполнитель Программы осуществляет методическую поддержку деятельности городских и районных центров занятости населения, координирует их взаимодействие с работодателями (в рамках отдельных территорий), соисполнителями по содействию занятости в отраслях экономики; обеспечивает реализацию государственной политики занятости на рынке труда области с учётом выделяемых на её реализацию средств.

В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения в рамках социального партнёрства существует координационный комитет содействия занятости населения Самарской области, в который входят представители Администрации области и органов местного самоуправления, службы занятости, профсоюзов, работодателей, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Начиная с 2001 года реализацию государственной политики занятости населения планируется осуществлять на условиях совместного финансирования за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта федерации, местных бюджетов.

Финансирование Программы определяется ситуацией на рынке труда и объемами средств, предусмотренными соответствующими статьями государственного и регионального бюджетов.

В соответствии с Соглашением о намерениях между Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Администрацией Самарской области на 2001 год финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов. Ряд мероприятий Программы дополнительно финансируется из средств местных бюджетов.

На реализацию Программы в 2001 году предусматриваются расходы в сумме 406,5 млн. рублей, в том числе 397 млн. рублей – из средств федерального бюджета, 1 млн. рублей – из средств областного бюджета. Программой предусматривается привлечение средств местных бюджетов в сумме 8,5 млн. рублей.

Объемы финансирования из каждого источника, а также контрольные показатели численности участников Программы на 2001 год определяются и утверждаются Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Губернатором Самарской области и согласовываются с органами местного самоуправления. При этом выплаты пособий по безработице полностью финансируются из федерального бюджета.

Финансирование мероприятий Программы из областного бюджета будет осуществляться через департамент ФГСЗН по Самарской области.

Затраты на 2001 год за счет средств федерального бюджета, областного и местных бюджетов представлены в (приложение №3xls)

Кадровое обеспечение Программы

В целях дальнейшего совершенствования деятельности службы занятости предусматривается обеспечить:

  • совершенствование структуры органов службы занятости населения в городах и районах с целью обеспечения максимальной их доступности для населения за счет объединения близко расположенных городских и районных структур;
  • подготовку и переподготовку в учебных заведениях, подведомственных Министерству труда и социального развития Российской Федерации, качественно новых специалистов для органов службы занятости, способных осуществлять координационно-посредническую и маркетинговую деятельность по организации взаимодействия населения (работников), работодателей (включая государство), системы профессионального образования. Эти специалисты должны реализовывать как превентивную (упреждающую), так и оперативную функции по поддержанию занятости с учетом роли государственной службы занятости как нейтрализатора негативных тенденций на рынке труда;
  • дальнейшую подготовку кадров в Самарской экономической академии по специализации “Управление занятостью”;
  • активное сотрудничество партнеров по координационным комитетам содействия занятости населения при осуществлении политики занятости;
  • изучение, анализ, обобщение и внедрение передового опыта работы подразделений территориальных центров занятости населения.
Организационно – правовое обеспечение Программы

Целью правового обеспечения Программы является исполнение законодательства о занятости и информирование населения по правовым вопросам в сфере занятости населения.

Предусматриваются следующие направления правовой работы:

  • осуществление постоянного и действенного контроля за соблюдением законодательства о занятости населения работниками службы занятости и работодателями по вопросам, входящим в компетенцию службы занятости, особенно за обеспечением социальных гарантий безработных граждан;
  • организация взаимодействия и использование возможностей органов прокуратуры, государственной инспекции труда для осуществления контроля за исполнением законодательства о занятости и соблюдением установленных социальных гарантий;
  • информационное и методическое обеспечение деятельности городских и районных центров занятости населения по правовым вопросам, оказание правовой помощи в их деятельности по реализации законодательства о занятости, в том числе через зональные центры занятости населения;
  • разработка проектов нормативных актов Самарской области по вопросам труда и занятости населения;
  • контроль обоснованности и законности назначения пособия по безработице, выявление фактов получения пособия обманным путем;
  • организация и осуществление правовой пропаганды законодательства о занятости.
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И
КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Общий контроль за реализацией Программы возложен на Министерство труда и социального развития Российской Федерации, департамент экономического развития и инвестиций Администрации области.

Контроль за использованием средств осуществляет Министерство труда и социального развития Российской Федерации, а в части использования средств областного бюджета – департамент управления финансами Администрации области.

Оперативное управление процессом реализации Программы осуществляет департамент ФГСЗН по Самарской области. В качестве инструмента оперативного контроля за ходом исполнения Программы используются ежеквартальные и годовой отчёты.

Отчёт о выполнении Программы до 15 февраля 2002 года будет направлен в Министерство труда и социального развития Российской Федерации, департамент экономического развития и инвестиций Администрации области и в департамент управления финансами Администрации области.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ
ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация Программы позволит:

  • сдержать уровень регистрируемой безработицы в пределах 1,9-2,0 %;
  • оказать услуги по вопросам трудоустройства 133 тыс. человек;
  • трудоустроить (найти доходное занятие) 62 тыс. человек;
  • трудоустроить на временные рабочие места 2,5 тыс. человек;
  • обеспечить участие в общественных работах 7,0 тыс. человек;
  • поддержать предпринимательскую инициативу 2,0 тыс. человек;
  • предоставить возможность получения необходимых для последующего трудоустройства профессиональных навыков и знаний 7,0 тыс. человек;
  • провести профориентационную работу с 47,0 тыс. человек;
  • обеспечить занятость 12,9 тыс. подростков, желающих работать в свободное от учёбы время;
  • оказывать ежемесячно материальную поддержку 31,5 тыс. безработных граждан;
  • обеспечить проведение консультаций по вопросам занятости для 100,0 тыс. человек.
Приложения

Мероприятия по реализации и финансовое обеспечение программы:

  • мероприятия по совершенствованию инфраструктуры рынка труда
  • мероприятия по профессиональной ориентации, психологической поддержке и социальной адаптации населения на рынке труда;
  • мероприятия по профессиональному обучению безработных граждан;
  • мероприятия по содействию развитию самостоятельной занятости и предпринимательской инициативы безработных граждан;
  • мероприятия по интеграции в трудовую сферу незанятых граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке;
  • мероприятия по временной занятости и общественным работам;
  • мероприятия по материальной поддержке безработных граждан;
  • (приложение №1):

  • экономическая активность, занятость населения и безработица;
  • динамика формирования и движения контингента безработных, уровня и продолжительности безработицы;
  • состав зарегистрированных безработных по состоянию на конец года;
  • реализация основных положений Программы содействия занятости населения Самарской области за 1998-2000 годы.
  • (приложение №2) (приложение №2xls):

  • прогноз положения на рынке труда;
  • прогноз состава безработных на 2001 год;
  • прогноз содействия в трудоустройстве гражданам, ищущим работу,и количество поступившим вакансий в 2001 году.
  • (приложение №3xls):

  • прогнозируемые показатели финансового обеспечения Программы содействия занятости населения Самарской области на 2001 год;
  • проект расходов средств на реализацию мероприятий Программы и содержание службы занятости населения Самарской области на 2001 год по статьям и источникам финансирования;
  • прект расходов средств на реализацию мероприятий Программы содействия занятости населения Самарской области на 2001 год по городам и районам;
  • прогноз численности участников Программы содействия занятости населения по Самарской области на 2001 год по городам и районам;
  • проект расходов средств федерального бюджета на реализацию Программы занятости населения Самарской области на 2001 год по городам и районам;
  • проект расходов средств местных бюджетов на 2001 год на реализацию мероприятий Программы содействия занятости населения Самарской области на 2001 год по организации трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
  • проект расходов средств местных бюджетов на 2001 год на реализацию мероприятий Программы содействия занятости населения Самарской области на 2001 год по организации общественных работ для безработных граждан и незанятого населения;
  • проект расходов средств местных бюджетов на 2001 год на реализацию мероприятий Программы содействия занятости населения Самарской области на 2001 год по организации трудоустройства несовершеннолетних граждан.