//= $yandex_maps_key ?>
ЗАКОН
Самарской области
О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения
Принят Самарской Губернской Думой
22 февраля 2005 года
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с учетом организационных, кадровых, информационных возможностей органов местного самоуправления наделяет органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения (далее — государственные полномочия).
Статья 1. Муниципальные образования, которым передаются
государственные полномочия
Государственные полномочия передаются органам местного самоуправления следующих муниципальных образований на территории Самарской области:
1) городским округам: Самаре, Жигулевску, Кинелю, Новокуйбышевску, Октябрьску, Отрадному, Похвистнево, Сызрани, Тольятти, Чапаевску;
2) муниципальным районам: Алексеевскому, Безенчукскому, Богатовскому, Большеглушицкому, Большечерниговскому, Борскому, Волжскому, Елховскому, Исаклинскому, Камышлинскому, Кинельскому, Кинель-Черкасскому, Клявлинскому, Кошкинскому, Красноармейскому, Красноярскому, Нефтегорскому, Пестравскому, Похвистневскому, Приволжскому, Сергиевскому, Ставропольскому, Сызранскому, Хворостянскому, Челно-Вершинскому, Шенталинскому, Шигонскому.
Статья 2. Передаваемые государственные полномочия
Органы местного самоуправления Самарской области наделяются следующими государственными полномочиями:
1) в сфере социальной поддержки:
прием документов, назначение и перерасчет пособий, компенсаций, доплат к пенсиям и пособиям, ежемесячных денежных выплат (далее — социальные выплаты) отдельным категориям лиц согласно действующему законодательству, за исключением назначения доплаты к пенсии в соответствии с Законом Самарской области «О ежемесячной доплате к пенсии лицам, имеющим особые заслуги перед Самарской областью», приема документов и назначения доплаты к пенсии в соответствии с законами Самарской области «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Самарской области и государственные должности государственной службы Самарской области» и «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Самарской (Куйбышевской) области», ведение учета излишне полученных сумм социальных выплат и принятие мер по их удержанию;
реализация мероприятий по обеспечению отдельных категорий лиц путевками на санаторно-курортное лечение в соответствии с законодательством Самарской области;
реализация мероприятий по социальной адаптации инвалидов и их социальной интеграции;
учёт и содействие инвалидам в реализации мероприятий индивидуальных программ реабилитации;
выдача технических средств реабилитации в соответствии с нормативными правовыми актами Самарской области, за исключением транспортных средств;
реализация мероприятий по социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы и лиц без определенного места жительства;
проведение работы по оформлению документов (удостоверений), предоставляющих право получения мер социальной поддержки отдельным категориям лиц, выдача которых относится к компетенции министерства труда и социального развития Самарской области (далее — Министерство);
содействие в обеспечении жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
реализация мероприятий по профилактике социального сиротства среди несовершеннолетних на территории соответствующего муниципального образования;
реализация мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, профилактике наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних, осуществление деятельности по укреплению института семьи;
содействие в оказании адресной материальной поддержки малообеспеченным семьям, в том числе семьям с детьми-инвалидами;
организация деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
предоставление мер социальной поддержки в виде оплаты жилья и коммунальных услуг, ежемесячных денежных выплат на частичную оплату жилья в соответствии с Законом Самарской области «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны — тружеников тыла,
ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий»;
2) в сфере социального обслуживания:
осуществление деятельности по предоставлению отдельным категориям лиц медико-социальных услуг, в том числе выдача направлений на медико-социальное обслуживание, заключение договоров с лечебными учреждениями на медико-социальное обслуживание, составление отчетной документации об использовании денежных средств, выделенных на их медико-социальное обслуживание;
оказание содействия гражданам при направлении в стационарные учреждения социального обслуживания, в том числе оформление документов, необходимых для помещения в стационарные учреждения, оказание помощи нуждающимся в снятии с регистрационного учета по месту жительства при помещении в стационарные учреждения социального обслуживания;
оказание в случае необходимости практической помощи в транспортировке граждан до места расположения стационарного учреждения социального обслуживания;
учет лиц, нуждающихся в социальном обслуживании и реабилитационных услугах, в учреждениях, подведомственных Министерству и органу исполнительной власти Самарской области по вопросам семьи, материнства и детства;
обеспечение и совершенствование деятельности учреждений социального обслуживания, за исключением государственных учреждений;
осуществление нестационарных форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в
федеральных образовательных учреждениях), в том числе полустационарное социальное обслуживание указанных категорий населения, за исключением лиц, находящихся в государственных полустационарных учреждениях социального обслуживания;
стационарное обслуживание детей с ограниченными возможностями, безнадзорных детей, беспризорных детей, несовершеннолетних, освободившихся из воспитательных учреждений закрытого типа, детей, подвергшихся насилию в семьях, беременных женщин, женщин с грудными детьми, оказавшихся в социально опасном положении;
предоставление социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, в соответствии с законодательством в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3) в сфере обеспечения мер социальной поддержки и социального обслуживания:
проведение анализа и обобщение сведений о предоставленных видах социальной поддержки и социальных услугах;
обеспечение информационного взаимодействия с населением через средства массовой информации по вопросам социальной поддержки и социального обслуживания;
проведение материально-бытового обследования условий проживания семей, одиноко проживающих граждан и составление акта материально-бытового обследования для назначения материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, направления на медико-социальное обслуживание, в хосписы, а также при необходимости в других случаях;
создание информационной базы данных получателей социальных выплат, а также информационных баз данных других категорий нуждающихся и получателей социальных услуг и мер социальной поддержки, предоставление указанных сведений, в том числе для организации централизованных социальных выплат (прекращения выплат), в Министерство и орган исполнительной власти Самарской области по вопросам семьи, материнства и детства в установленные законодательством сроки;
работа с обращениями граждан и организаций по вопросам, связанным с реализацией переданных государственных полномочий;
повышение профессионального уровня работников, непосредственно реализующих переданные государственные полномочия;
взаимодействие с организациями и ведомствами по вопросам социального обслуживания и социальной поддержки;
хранение переданных и созданных в процессе исполнения переданных государственных полномочий документов в архивах в течение срока, установленного законодательством.
Статья 3. Срок, на который передаются государственные полномочия
Государственные полномочия передаются органам местного самоуправления на неограниченный срок.
Статья 4. Ответственность должностных лиц органов местного самоуправления за исполнение переданных государственных полномочий
Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации в той мере, в какой эти полномочртя обеспечены материальными ресурсами и финансовыми средствами со стороны органов государственной власти Самарской области.
Статья 5. Права и обязанности органов местного самоуправления
1. Органы местного самоуправления при реализации переданных им государственных полномочий обязаны руководствоваться федеральными законами, законами Самарской области, нормативными правовыми актами Губернатора Самарской области, Правительства Самарской области, Министерства и органа исполнительной власти Самарской области по вопросам семьи, материнства и детства.
2. Органы местного самоуправления свободны в выборе форм и методов реализации переданных государственных полномочий в пределах, установленных нормативными правовыми актами, перечисленными в части 1 настоящей статьи.
3. Правовые акты органов местного самоуправления, принятые в рамках переданных государственных полномочий, не могут противоречить нормативным правовым актам органов государственной власти Российской Федерации и Самарской области.
4. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
5. Финансовые средства, направляемые из областного бюджета на реализацию органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, носят строго целевое назначение и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные настоящим Законом.
Статья 6. Права и обязанности органов государственной власти Самарской области
1. Органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
2. Органы государственной власти Самарской области в пределах своей компетенции осуществляют контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий в соответствии с действующим законодательством, издают в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов местного самоуправления в сфере переданных государственных полномочий.
Статья 7. Государственный контроль за реализацией органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий
1. Государственный контроль за реализацией органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий осуществляют:
в части социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан — Министерство;
в части социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) — орган исполнительной власти Самарской области по вопросам семьи, материнства и детства.
2. Министерство и орган исполнительной власти Самарской области по вопросам семьи, материнства и детства в рамках осуществления непосредственного государственного контроля за реализацией органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий по соответствующим направлениям вправе:
а) контролировать соблюдение порядка и условий предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания, осуществляемых в соответствии с настоящим Законом, законность решений органов местного самоуправления, принимаемых для реализации переданных государственных полномочий;
б) в случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления переданных им государственных полномочий давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке;
в) производить проверки деятельности органов местного самоуправления по осуществлению переданных им государственных полномочий и использованию выделенных для этих целей материальных и финансовых средств;
г) назначать уполномоченных для постоянного наблюдения за осуществлением переданных настоящим Законом государственных полномочий;
д) запрашивать и получать в 2-недельный срок, а при чрезвычайных обстоятельствах (стихийных бедствиях, экологических катастрофах и т.п.) незамедлительно необходимые документы и другую информацию, связанные с осуществлением переданных государственных полномочий.
3. Органы местного самоуправления в Самарской области ежеквартально представляют в министерство управления финансами Самарской области отчет о расходовании предоставленных в соответствии со статьей 8 настоящего Закона субвенций.
Статья 8. Материально-финансовая обеспеченность переданных государственных полномочий
Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Расчет нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на реализацию переданных настоящим Законом государственных полномочий, осуществляется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Самарской области исходя из уровня затрат на реализацию органами местного самоуправления полномочий, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, в течение года, предшествующего исполнению областного бюджета в очередном финансовом году, с учетом уровня инфляции, роста цен на товары и услуги.
Объем субвенций, предусмотренных бюджетам муниципальных образований на реализацию мер социальной поддержки в виде оплаты жилья и коммунальных услуг, ежемесячных денежных выплат на частичную оплату жилья, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, и региональных стандартов социальной нормы площади жилья, предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади в месяц, уровня платежей граждан за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, утверждённых законами и иными нормативными правовыми актами Самарской области.
Статья 9. Условия и порядок прекращения исполнения переданных государственных полномочий
Основанием для прекращения исполнения органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий может быть:
1) взаимное соглашение органов местного самоуправления и Правительства Самарской области о необходимости отзыва переданных государственных полномочий;
2) решение Правительства Самарской области на основании заключения Министерства и (или) органа исполнительной власти Самарской области по вопросам семьи, материнства и детства о неисполнении, ненадлежащем исполнении или нецелесообразности дальнейшего исполнения государственных полномочий органами местного самоуправления;
3) внесение изменений в федеральное законодательство, исключающих из компетенции органов исполнительной власти Самарской области обязанность по исполнению переданных государственных полномочий.
Прекращение исполнения органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется законом Самарской области.
По завершении исполнения переданных государственных полномочий органы местного самоуправления возвращают материальные средства, переданные им для исполнения государственных полномочий, неиспользованные финансовые средства возвращаются в областной бюджет, договоры о безвозмездном использовании имущества, предоставленного органам местного самоуправления, подлежат расторжению в соответствии с гражданским законодательством.
Статья 10. Порядок разрешения споров и разногласий
Споры и разногласия между органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу исполнения и прекращения исполнения переданных государственных полномочий разрешаются посредством создания согласительных комиссий либо в судебном порядке.
Статья 11. Переходные положения
1. До передачи в собственность Самарской области имущества в соответствии с положениями Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления используют принадлежащее им имущество, подлежащее передаче в собственность Самарской области, для осуществления переданных полномочий.
Перечень имущества, подлежащего передаче в собственность Самарской области, утверждается Правительством Самарской области на основании предложений, внесенных органами местного самоуправления.
2. После передачи в собственность Самарской области имущества, указанного в части 1 настоящей статьи, имущество передается органам местного самоуправления в безвозмездное пользование для осуществления переданных полномочий.
Статья 12. О приведении нормативных правовых актов Самарской области в соответствие с настоящим Законом
Органы местного самоуправления в течение двух месяцев приводят свои нормативные акты в соответствие с настоящим Законом.
Статья 13. О вступлении в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней с момента его официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2005 года.
Положения настоящего Закона вводятся в действие ежегодно с принятием закона Самарской области о бюджете Самарской области на очередной финансовый год при условии, что законом Самарской области о бюджете Самарской области на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Губернатор Самарской области | К.А.Титов |