№ 70-ГД от 13.11.2001

ЗАКОН
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
О целевом бюджетном экологическом фонде
Самарской области
Принят
Самарской Губернской Думой
30 октября 2001 года

Настоящий Закон устанавливает правовые основы, регулирующие порядок формирования и использования средств целевого бюджетного экологического фонда Самарской области (далее –экологический фонд).

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие экологического фонда

1. Экологический фонд является целевым бюджетным фондом.

2. Экологический фонд представляет собой образуемый в соответствии с федеральным и областным законодательством в составе областного бюджета и используемый по отдельной смете фонд денежных средств, предназначенных для финансирования природоохранной деятельности, восстановления и реабилитации окружающей среды на территории Самарской области.

Статья 2. Задачи экологического фонда

Основными задачами экологического фонда являются:

  • финансирование научно-технических исследований, разработок, внедрения программ и проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения Самарской области;
  • экономическое стимулирование бережного и эффективного использования природных ресурсов;
  • финансирование строительства и реконструкции природоохранных объектов;
  • финансирование первоочередных природоохранных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки и программ экологической направленности;
  • финансирование мероприятий по предупреждению и возмещению потерь и вреда, причиненного окружающей природной среде;
  • финансирование организации и ведения системы учета экологической информации, пропаганды научных достижений, изучения и распространения передового опыта, экологического воспитания и образования.
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФОНДА
Статья 3. Средства экологического фонда

Средства экологического фонда формируются за счет поступающих в доходы областного бюджета:

  • платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов, иные виды вредного воздействия в пределах установленных нормативов (лимитов) и сверхнормативов (сверхустановленных лимитов), за исключением доли, подлежащей зачислению в доходы федерального бюджета;
  • штрафов за административные правонарушения в сфере охраны окружающей природной среды и иные экологические правонарушения;
  • сумм, полученных по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде и природным ресурсам;
  • средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, а также незаконно добытой с их помощью продукции;
  • части средств от платы за пользование природными ресурсами в соответствии с федеральным и областным законодательством;
  • добровольных взносов организаций и граждан, в том числе иностранных юридических и физических лиц;
  • средств из иных источников, не запрещенных действующим законодательством.
Статья 4. Исчисление и поступление средств экологического фонда

1. Порядок учета плательщиков-природопользователей, оказывающих вредное воздействие на окружающую природную среду в ходе своей деятельности, а также порядок исчисления и поступления средств экологического фонда, осуществления контроля за своевременностью и правильностью их исчисления определяются федеральным и областным законодательством.

2. Учет плательщиков-природопользователей, исчисление средств экологического фонда, а также контроль за своевременным и правильным их поступлением осуществляются органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным Губернатором Самарской (далее — уполномоченный орган исполнительной власти Самарской области).

3. В порядке, установленном действующим законодательством, осуществление полномочий, определенных в пункте 2 настоящей статьи и (или) в пункте 2 статьи 7 настоящего Закона, может быть передано территориальному подразделению федерального органа исполнительной власти, осуществляющему природоохранную деятельность в Самарской области.

Статья 5. Расходование и учет средств экологического фонда

1. Средства экологического фонда имеют целевое назначение и расходуются только на финансирование природоохранных мероприятий, определенных настоящим Законом.

2. Средства экологического фонда обособленно учитываются в доходах областного бюджета и расходуются уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области по мере их поступления в пределах сметы расходов экологического фонда.

Статья 6. Использование средств экологического фонда

Средства экологического фонда используются на финансирование следующих природоохранных мероприятий:

  • разработка и реализация программ и мер по охране окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов;
  • проведение научных исследований и проектных работ в сфере охраны окружающей природной среды, оценки природных ресурсов, совершенствование экономического механизма природопользования, создание безотходных технологий, природоохранных видов техники и оборудования и в других сферах, ориентированных на решение экологических проблем;
  • предоставление субвенций, субсидий и бюджетных кредитов организациям, осуществляющим внедрение экологически чистых, малоотходных технологий и производств, использование вторичных ресурсов и иную деятельность, обеспечивающую природоохранный эффект;
  • строительство, техническое перевооружение, реконструкция и капитальный ремонт объектов природоохранного значения;
  • создание и совершенствование автоматизированных систем мониторинга окружающей среды;
  • организация и осуществление работ по ведению кадастров природных ресурсов; деятельность по проведению экоаналитического и лабораторного контроля, нормирования качества окружающей природной среды в целях оценки и предупреждения вредного влияния, оказываемого хозяйствующими субъектами на окружающую природную среду (в том числе приобретение, аренда и эксплуатация зданий, транспортных средств, приборов, оборудования, вычислительной техники, реагентов, материалов, средств связи, спецодежды и т.д.);
  • управление экологическим фондом;
  • поддержка развития заповедников, заказников, национальных парков и сохранения памятников природы;
  • разработка эколого-экономической, нормативно-методической документации по организации управления охраной окружающей природной среды и природопользованием;
  • организация работ по предупреждению и расследованию причин аварий, других ситуаций экстремального загрязнения окружающей среды и чрезвычайных экологических ситуаций;
  • предупреждение и ликвидация последствий природных и техногенных катастроф;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников природоохранительных органов;
  • содействие в развитии экологического воспитания и образования населения Самарской области;
  • стимулирование деятельности организаций за успехи в развитии экологического образования и воспитания, в осуществлении производственного и общественного экологического контроля, за научные исследования в области охраны окружающей природной среды и внедрение экологически чистых технологий в целях повышения эффективности природоохранной деятельности;
  • проведение государственной экологической экспертизы проектов нормативных правовых актов Самарской области, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти Самарской области и регламентирующих хозяйственную деятельность, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды, и иную деятельность;
  • выполнение иных работ по охране окружающей природной среды и природных ресурсов по вопросам, отнесенным действующим законодательством к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 7. Финансирование природоохранных мероприятий

1. Финансирование природоохранных мероприятий осуществляется в формах предоставления субсидий, субвенций, бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и заключения государственных контрактов.

2. Финансирование природоохранных мероприятий может осуществляться самостоятельно отдельным природопользователем по договору на выполнение природоохранных мероприятий, заключаемому между природопользователем, уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области и соответствующим органом местного самоуправления. В этом случае подлежащий зачислению в областной бюджет размер платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов, иные виды вредного воздействия в пределах установленных нормативов (лимитов) и сверхнормативов (сверхустановленных лимитов) снижается на сумму освоения данным природопользователем в отчетном периоде средств на выполнение природоохранных мероприятий в пределах размера допустимого снижения платы, установленного в договоре на выполнение природоохранных мероприятий, заключенном между природопользователем, уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области и соответствующим органом местного самоуправления.

3. Контроль за целевым использованием средств, выделяемых на выполнение работ по реализации природоохранных мероприятий, осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством.

ГЛАВА 3.ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФОНДА И ОТЧЕТ
О ФОРМИРОВАНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФОНДА
Статья 8. Доходы и расходы экологического фонда

1. Доходы и расходы экологического фонда устанавливаются законом Самарской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год путем определения:

  • ожидаемых поступлений денежных средств в доход областного бюджета для формирования экологического фонда;
  • сумм средств по расходам областного бюджета на финансирование природоохранных мероприятий, определенных в статье 6 настоящего Закона.

2. Распределение средств экологического фонда по целевым направлениям на очередной финансовый год осуществляется последовательно по мере определения размеров расходов экологического фонда.

3. Финансирование природоохранных мероприятий областного значения осуществляется в размере 33,3 процента средств экологического фонда, а 66,7 процента средств экологического фонда направляются на реализацию природоохранных мероприятий местного значения. Финансирование природоохранных мероприятий местного значения осуществляется путем предоставления субвенций. Размер субвенций и порядок их предоставления конкретному муниципальному образованию определяется в соответствии с действующим законодательством.

4. Средства экологического фонда, не использованные в результате экономии расходов в текущем финансовом году, учитываются при формировании экологического фонда в очередном финансовом году.

5. Средства, фактически поступившие в доход областного бюджета для формирования экологического фонда сверх объемов, утвержденных законом Самарской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, направляются на финансирование природоохранных мероприятий, определенных настоящим Законом.

6. Средства, фактически поступившие в доход областного бюджета для формирования экологического фонда сверх объемов, утвержденных законом Самарской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, расходуются после внесения изменений и дополнений в закон Самарской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Статья 9. Отчетность о формировании и использовании средств
экологического фонда

1. Отчет о формировании и использовании средств экологического фонда вносится в Самарскую Губернскую Думу, рассматривается и утверждается Самарской Губернской Думой в составе отчета об исполнении областного бюджета в порядке, установленном федеральным и областным бюджетным законодательством.

2. Отчет о формировании и использовании средств экологического фонда должен включать:

  • статистическую отчетность по сбору и целевому использованию средств нарастающим итогом с начала года;
  • сведения о сумме задолженности по сбору средств в отчетный период.

3. Органы местного самоуправления представляют в уполномоченный орган исполнительной власти Самарской области ежеквартальный отчет об использовании выделенных из экологического фонда субвенций на реализацию природоохранных мероприятий местного значения не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Данные этих отчетов включаются в отчет о формировании и использовании средств экологического фонда.

ГЛАВА 4.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 10. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 11. О признании утратившими силу ранее
принятых нормативных правовых актов

Со дня вступления в силу настоящего Закона признаются утратившими силу следующие нормативные правовые акты:

  • Положение о государственном областном внебюджетном экологическом фонде Самарской области, утвержденное решением Самарской Губернской Думы от 25 мая 1999 года № 222;
  • решение Самарской Губернской Думы от 19 октября 1999 года № 280 «О внесении дополнений и изменений в Положение о государственном областном внебюджетном экологическом фонде Самарской области».

  Губернатор  Самарской области                                          К.А. Титов