№ 7-ГД от 22.02.1999

ЗАКОН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят Самарской Губернской Думой 2 февраля 1999 г.

Настоящий Закон определяет общие положения в сфере государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Самарской области, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Малое предприятие — самостоятельно хозяйствующий субъект, имеющий статус юридического лица, созданный в порядке, установленном законодательством и отвечающий критериям численности занятых работников, деятельность которого направлена на производство продукции и услуг в целях удовлетворения общественных потребностей. Субъекты малого предпринимательства — коммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, действующие без образования юридического лица, зарегистрированные в установленном порядке и отнесенные к таковым субъектам законодательством Российской Федерации. Государственная поддержка — система мер, осуществляемая органами законодательной и исполнительной власти, органами местного самоуправления на территории области, направленная на развитие малого предпринимательства посредством оказания правовой, информационнои финансовой и другой помощи субъектам предпринимательской деятельности. Территориальный центр — подразделение органов местного самоуправления, отвечающее за проведение государственной и муниципальной политики поддержки предпринимательства, обладающее статусом юридического лица в соответствии с действующим законодательством, либо некоммерческая организация, координирующая вопросы развития малого предпринимательства на территории города, района. Лизинговая компания — организация, осуществляющая лизинговую деятельность в качестве лизингодателя в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Цель государственной поддержки малого предпринимательства Целью государственной поддержки малого предпринимательства является создание условий для вовлечения в предпринимательскую деятельность наиболее активных групп населения, создание дополнительных рабочих мест, развитие конкуренции, стимулирование развития малых предприятий, использующих труд инвалидов, молодежи, вынужденных переселенцев и других социально незащищенных категорий населения.

ГЛАВА II. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Статья 3. Правовые основы системы государственной поддержки малого предпринимательства Правовую основу системы государственной поддержки малого предпринимательства составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон <О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации>, Устав Самарской области, настоящий Закон, другие законы и иные нормативные правовые акты, издаваемые в соответствии с указанными законами на федеральном и областном уровне и регулирующие деятельность малого предпринимательства.

Статья 4. Структура системы государственной поддержки малого предпринимательства В структуру системы поддержки малого предпринимательства входят: Администрация области, органы местного самоуправления, инфраструктура поддержки малого предпринимательства.

Статья 5. Полномочия Администрации области по поддержке малого предпринимательства Основные задачи Администрации области: реализация государственной политики в сфере развития малого предпринимательства; организация взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также иными органами, общественными объединениями и организациями; привлечение на территорию области финансовых средств из федеральных источников, иностранных специализированных фондов, средств, выделенных для реализации международных программ развития предпринимательства, с целью обеспечения субъектов малого предпринимательства кредитными ресурсами. Для реализации поставленных задач Администрация области в рамках своих полномочий: на основе статистических и оперативных данных отчетных и справочных материалов проводит анализ состояния малого предпринимательства и определяет перспективные пути его развития; определяет роль и место малого предпринимательства в социально- экономическом развитии области; определяет приоритетные направления развития малого предпринимательства; разрабатывает региональные программы поддержки и развития малого предпринимательства и определяет источники их финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Самарской области; оказывает финансовую поддержку малому предпринимательству; контролирует и регулирует процессы государственной региональной политики в сфере малого предпринимательства; разрабатывает проекты законов и других нормативных правовых актов, регулирующих деятельность малого предпринимательства, и выносит их на рассмотрение Правительства Российской Федерации, Самарской Губернской Думы.

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства Органы местного самоуправления: оказывают поддержку развитию малого предпринимательства в границах своего муниципальною образования в соответствии с действующим законодательством и в пределах своей компетенции, предоставляют ему помощь за счет ресурсов и средств местных бюджетов; самостоятельно разрабатывают муниципальные программы поддержки малого предпринимательства на основе приоритетных направлений социально-экономическою развития области, города или района; самостоятельно образуют вновь или определяют в своем составе подразделения, отвечающие за реализацию мероприятий по поддержке малого предпринимательства, разрабатывают и реализуют муниципальные программы поддержки малых предприятий.

Статья 7. Взаимодействие Администрации области и органов местного самоуправления с иными организациями в сфере поддержки малого предпринимательства Администрация области и органы местного самоуправления взаимодействуют с организациями различных организационно-правовых форм и форм собственности, деятельность которых направлена на: обеспечение субъектов малого предпринимательства производственными помещениями, земельными участками, необходимым оборудованием; обучение и консультирование работников субъектов малого предпринимательства; оказание помощи в налаживании деловых контактов; предоставление субъектам малого предпринимательства услуг по рекламе товаров собственного производства; распространение идеи малого предпринимательства с целью (формирования благоприятного общественного мнения; оказание услуг по представительству и защите интересов субъектов малого предпринимательства в отношениях с государством, предприятиями, учреждениями.

ГЛАВА III. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Статья 8.Разработка региональной программы Основным инструментом поддержки и развития малою предпринимательства в области является реализация региональных комплексных программ. Региональные комплексные программы поддержки малого предпринимательства области разрабатываются на основе социально- экономического анализа и служат для координации взаимодействия всех органов власти и предпринимательских структур, осуществляющих свою деятельность в рамках настоящего Закона, обеспечения эффективного использования финансовых средств в соответствии с приоритетными направлениями развития области. Головной разработчик и исполнитель региональных комплексных программ поддержки малого предпринимательства определяются Губернатором Самарской области.

Статья 9.Реализация совместных программ Структурные подразделения Администрации области, органы местного самоуправления, предприятия и организации области могут разрабатывать и реализовывать совместные программы или разделы программ, направленные на поддержку деловой активности и обеспечение занятости населения в различных сферах малого предпринимательства на условиях долевого финансирования.

ГЛАВА 1У.СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Статья 10. Развитие инфраструктуры Администрация области и органы местного самоуправления содействуют созданию единой региональной инфраструктуры развития малого предпринимательства на территории области. С этой целью на территории города или района могут образовываться территориальные центры поддержки малого предпринимательства, учреждения, фонды, бизнес-инкубаторы, технопарки, производственные полигоны, агентства, учебно-консультационные центры, в задачи которых входит всесторонняя поддержка субъектов малого предпринимательства, организация исполнения комплексных программ поддержки малого предпринимательства.

Статья II. Государственная регистрация малых предприятий Регистрация малых предприятий осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Регистрационный сбор с субъектов малого предпринимательства устанавливается органами местного самоуправления и не может превышать размер регистрационного сбора, утвержденного законом Самарской области об областном бюджете на очередной год.

Статья 12. Реестр малых предприятий Администрация области создает Реестр малых предприятий области, желающих взаимодействовать с органами государственной власти, кредитными организациями, фондами и между собой, включающий основные статистические данные, характеризующие их деятельность и дающие возможность непосредственного или абонентного доступа к Реестру для персонала малых предприятий. Держатель Реестра, субъекты и пользователи Реестра, обязательные сведения, включаемые в Реестр, определяются Положением о Реестре, утверждаемым Губернатором Самарской области. Малые предприятия, претендующие на получение государственной финансовой поддержки, представляют сведения о своей деятельности, необходимые для включения в Реестр.

Статья 13. Информационное обеспечение Администрация области и органы местного самоуправления на территории области через созданную инфраструктуру оказывают содействие по: созданию банков данных, обучающих и консультационных экспертных систем для получения и обмена необходимой информацией, с предоставлением прав пользования персоналу малых предприятий и предпринимателям; организации периодических изданий, специализирующихся на освещении проблем субъектов малого предпринимательства; организации выставок новой техники и технологий, необходимых для повышения эффективности деятельности малых предприятий и предпринимателей; организации других мероприятий, способствующих выходу малых предприятий на рынок.

Статья 14. Подготовка специалистов для работы в сфере малого предпринимательства Администрация области и органы местного самоуправления обеспечивают развитие сети государственных и негосударственных учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов для работы в сфере малого предпринимательства, координируют их деятельность и направления подготовки на основе действующего законодательства Российской Федерации и законов Самарской области. В целях повышения качества обучения Администрация области может устанавливать гранты на создание учебных и информационных пособий для субъектов малого предпринимательства. Присуждение грантов производится на конкурсной основе. Порядок присуждения грантов определяется Положением о грантах, утверждаемым Губернатором Самарской области. Администрация области совместно с органами местного самоуправления организует проведение обучающих семинаров для руководителей субъектов малого предпринимательства. В целях своевременной и опережающей подготовки кадров для работы в сфере управления и осуществления поддержки и развития малого предпринимательства Администрация области и органы местного самоуправления: проводят отбор и направляют своих сотрудников на обучение, в том числе в специализированные учебные заведения, в соответствии с разделами областной программы поддержки малого предпринимательства; обобщают информацию об образовательных мероприятиях, проводимых в России и за рубежом, и своевременно доводят ее до заинтересованных организаций, учреждений и предприятий.

Статья 15. Налоговые льготы Налоговые льготы в части сумм, поступающих в областной бюджет, могут предоставляться определенным категориям малых предприятий, осуществляющим свою деятельность в приоритетных направлениях социально-экономического развития области и участвующим в реализации целевых федеральных и региональных программ. Приоритетные направления социально-экономического развития устанавливаются законом Самарской области о бюджете на очередной год. Налоговые льготы могут предоставляться в виде: снижения налоговой ставки; предоставления отсрочки на уплату налога без начисления соответствующей пени; возможности выплачивать налоговые суммы в рассрочку. Администрация области в соответствии с установленным законодательством порядком может уменьшать ставку единого налога и годовую стоимость патента в части сумм, поступающих в областной и местный бюджеты, определенным категориям малых предприятий, осуществляющим свою деятельность в приоритетных направлениях социально- предоставления поручительств Администрации области и органов местного самоуправления кредитно-финансовым организациям на сумму кредита или на ее часть в пределах средств, предусмотренных региональной программой поддержки малого предпринимательства и соответствующими бюджетами; полной или частичной компенсации кредитно-финансовым учреждениям недополученной прибыли при кредитовании субъектов малого предпринимательства по пониженной процентной ставке; других финансовых механизмов, предусмотренных действующим законодательством. Вид финансовой поддержки, порядок ее получения и величина определяются региональной программой поддержки малого предпринимательства. Порядок предоставления финансовой помощи малым предприятиям за счет местных бюджетов определяется органами местного самоуправления самостоятельно. Статья 18. Имущественная поддержка Для облегчения условий аренды и приобретения в собственность нежилых помещений для нужд субъектов малого предпринимательства Администрация области и органы местного самоуправления могут осуществлять передач) недвижимого имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, в аренду, продажу объектов незавершенного строительства на конкурсной основе, обеспечивают формирование целевою фонда нежилых помещений для размещения малых предприятий и развития инфраструктуры малого бизнеса. Объем целевого фонда определяется Администрацией области или органами местного самоуправления самостоятельно.

Статья 19. Обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к получению государственных областных заказов на производство продукции и оказание услуг Администрация области при заключении государственных контрактов (заказов) на закупку и поставку продукции, товаров и услуг общегражданского назначения для областных нужд привлекает субъекты малого предпринимательства, производственные возможности которых позволяют принять участие в конкурсе, к участию в конкурсных торгах. При проведении конкурсов на право получения заказов, величина и сложность выполнения которых превышают возможности малого предприятия, преимущественное право получают претенденты, гарантирующие привлечение в качестве субподрядчиков малые предприятия Самарской области.

Статья 20. Содействие в снабжении малых предприятий сырьем и необходимыми ресурсами Для облегчения доступа малых предприятий к сырьевым и иным необходимым ресурсам при выполнении работ в приоритетных направлениях развития экономики Администрация области: предоставляет льготные кредиты для приобретения необходимого сырья, материалов, полуфабрикатов и иных ресурсов в рамках конкретных проектов, прошедших конкурсный отбор; оказывает содействие в организации и проведении оптовых ярмарок сырья, материалов и полуфабрикатов, необходимых субъектам малого предпринимательства для текущей деятельности.

Статья 21.Поддержка внешнеэкономической деятельности В целях стимулирования внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства Администрация области и органы местного самоуправления: могут полностью или частично компенсировать их расходы, связанные с участием в международных выставках и ярмарках, в соответствии с утвержденными бюджетами и программами; оказывают содействие в получении информации о конъюнктуре зарубежных рынков; оказывают содействие в проверке состоятельности зарубежных партнеров, поставщиков и заказчиков (осуществляется непосредственно или путем компенсации расходов на получение соответствующей информации), поиске зарубежных партнеров, инвесторов и потенциальных заказчиков.

ГЛАВА V. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Статья 22. Меры по защите от недобросовестной конкуренции и противоправных действий третьих лиц С целью обеспечения безопасных условий предпринимательском деятельности Администрация области оказывает содействие государственным органам, органам местного самоуправления, правоохранительным органам, общественным объединениям предпринимателей и граждан, средствам массовой информации, иным органам и предпринимательским структурам, занимающимся вопросами экономической и правовой безопасности, в разработке и реализации законодательства и программ обеспечения экономической безопасности субъектов малого предпринимательства, а также защиты предпринимательской деятельности от противоправных посягательств, в создании инфраструктуры защиты прав собственности в борьбе с недобросовестной конкуренцией и профилактике экономических правонарушений

Статья 23. Общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства Общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства могут создаваться для аккумулирования временно свободных денежных средств его участников в целях оказания взаимной финансовой помощи. Порядок создания обществ взаимного кредитования регулируется законодательством Российской Федерацией. Общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства самостоятельно решают все вопросы, связанные с предоставлением финансовой помощи своим участникам. Общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства не имеют права предоставлять денежные средства юридическим и физическим лицам, которые не являются их участниками.

ГЛАВА У1.3АКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 24. Вступление настоящего Закона в силу Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Губернатор Самарской области &nbsp К.А.Титов

22 февраля 1999г. № 7-ГД