№ 68-ГД от 13.11.2001

ЗАКОН
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

 
Об утверждении областной целевой программы "Формирование культурного потенциала устойчивого развития Самарской области" на 2002-2005 годы

Принят
Самарской Губернской Думой
30 октября 2001 года

Статья 1.Утвердить прилагаемую областную целевую программу «Формирование культурного потенциала устойчивого развития Самарской области» на 2002-2005 годы.

Статья 2.Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

  Губернатор  Самарской области                                    К.А.Титов 

Приложение
к Закону Самарской области
«Об утверждении областной целевой
программы «Формирование
культурного потенциала устойчивого
развития Самарской области»
на 2002–2005 годы»
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«Формирование культурного потенциала устойчивого развития
Самарской области» на 2002 – 2005 годы

(далее – Программа)
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ             -областная целевая программа «Формиро-                        вание культурного  потенциала устойчи-                        вого развития Самарской области»                        на 2002-2005 годы   ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ             -решение Губернатора области                        от 18.12.2000 № 01- 16/572    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ             -Администрация Самарской области    ГОЛОВНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ  ПРОГРАММЫ             -департамент культуры                        Администрации области   ОСНОВНОЙ РАЗРАБОТЧИК ПРОГРАММЫ             -департамент культуры                        Администрации области  ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ	      -формирование культурного                        потенциала устойчивого развития                        Самарской области   ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ      -создание единого культурного                        пространства, обеспечивающего                        взаимодействие и взаимовлияние                        культур различных социальных слоев                        и групп населения региона;                        обеспечение равных возможностей                         для доступа жителей различных территорий                        к  культурным ценностям;                        сохранение  культурного наследия;                        создание условий для возрождение                        и развития традиционной культуры: народных                        промыслов и ремесел, народных праздников                        и обрядов;                         формирование приоритетов преемственности                        и духовности подрастающего поколения;                        поддержка инноваций и творческих                        инициатив в сфере культуры через                        организационное, правовое, финансовое                        обеспечение культурного многообразия;                         кадровое сопровождение развития отрасли   СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ	      -2002 - 2005 годы   ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ             -создание нормативно-правовой                        базы функционирования единого                        культурного пространства                        Самарской области;                        совершенствование форм и методов                        культурно-досуговой деятельности;                        укрепление материально-технической                        базы учреждений культуры;                        кадровое и методическое обеспечение                        учреждений культуры   ИСПОЛНИТЕЛИ ПРОГРАММЫ             -департамент по строительству,                       архитектуре, жилищно-коммунальному                       и дорожному хозяйству Администрации                       области, департамент науки и                       образования Администрации области,                       департамент социальной защиты населения                        Администрации области, департамент                       здравоохранения Администрации области,                       департамент по делам молодежи Самарской                       области, департамент управления                        государственным имуществом Администрации                       области, органы местного самоуправления                       (по согласованию)   ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ            -общая стоимость реализации                       мероприятий Программы составляет                       631424,1 тыс. рублей, в том числе                       за счет средств:                            областного бюджета - 624527,5тыс. рублей,                       из них:                       в 2002 году – 71300,9 тыс. рублей;                       в 2003 году – 167933,486  тыс. рублей;                       в 2004 году – 194324,744 тыс. рублей;                        в 2005 году – 190968,37 тыс. рублей;                       средств местных бюджетов – 4596,6                           тыс.  рублей;                       привлеченных средств – 2300 тыс. рублей.   ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ            -формирование потребности у населения                       Самарской области в приобщении                        к культурным ценностям, повышении                       культурного уровня;                       повышение эффективности использования                       культурного капитала для устойчивого                       социального и экономического развития                       Самарской области;                       обеспечение условий для сохранения                       культурного наследия, преемственности                       и развития  инноваций и инициатив в сфере                       культуры;                       формирование территориальных центров                       культуры и включение их в единую сеть                       учреждений культуры на принципах                       вертикальной системы управления;                       эффективное формирование потребности                       населения в приобщении к ценностям                       культуры, повышении культурного уровня   СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ           -координацию работ и контроль                      за исполнением Программы осуществляет                      департамент культуры Администрации                      области, контроль за целевым                       использованием бюджетных средств -                      департамент управления финансами                      Администрации области. Исполнители                      мероприятий Программы несут                       ответственность за их качественное                      и своевременное выполнение,                      рациональное использование выделяемых                       финансовых средств. 

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ
МЕТОДАМИ

Целесообразность разработки Программы определяется рядом причин социального и экономического характера.

Сегодня, в период реформ Российского государства усиливается понимание того, что культура является основополагающим фактором развития общества, что дает основу всему спектру человеческого бытия. Культура способна влиять на формирование ответственности людей за настоящее и будущее, за цивилизованное решение многих проблем. В связи с этим целесообразно рассмотрение культуры как достаточно эффективного средства и ресурса обеспечения устойчивого развития региона.

Программа определяет современную схему формирования культурной политики, сочетающей интересы и цели всех уровней законодательной и исполнительной власти, а также позволяет учитывать не только особенности культуры региона, но и находиться в контексте мировой культуры.

Территорию Самарской области населяют сегодня более 100 наций и народностей, каждая из которых имеет собственные традиции. Кроме того, здесь существуют различные социальные слои и группы, возможность доступа к достижениям культуры для которых различна. Наконец, в области существуют и субэтносы, и субкультуры. Поэтому важнейшая задача Программы — формирование единого пространства культуры.

Общая проблемная ситуация имеет свои специфические проявления в каждой из отраслей культуры. Наиболее ярко эта специфика проявляется в сфере историко-культурного наследия.

На территории Самарской области на государственном учете состоит 483 недвижимых памятника истории и культуры, в том числе 57 памятников федерального значения. Однако во многих случаях культурный потенциал в сфере наследия не соответствует формам и способам его использования. Происходящая эволюция социальной и экономической жизни, многократная смена приоритетов за короткий исторический период усугубляют угрозу физическому существованию памятников истории и культуры. Для сохранения объектов наследия необходимо своевременное проведение поддерживающих ремонтов, консервационных и реставрационных работ. Однако ежегодная поддержка из федерального бюджета охранно-реставрационных мероприятий на объектах общероссийского значения не регулярна, а средства, поступающие из областного бюджета, незначительны и не могут обеспечить решения даже первоочередных задач сохранения памятников. Так, объем финансирования указанных мероприятий из бюджета Самарской области в 2000 году составил 1443 тыс. рублей. Этой суммы недостаточно для комплексной реставрации даже одного памятника архитектуры. Под угрозой разрушения оказываются такие шедевры архитектуры как усадьба графов Орловых — Давыдовых (с. Усолье), кухмистерская фон Вакано (г. Самара), усадьба помещиков Шелашниковых (с. Исаклы) и многие другие. Ситуация осложняется тем, что органы местного самоуправления в большинстве случаев не рассматривают исторические памятники, находящиеся на их территории, как предмет заботы и внимания. В условиях интенсификации нового строительства, хозяйственной деятельности населения и нерешенности вопросов разграничения прав собственности это ежегодно приводит к утратам в сфере наследия.

Область обладает развитой музейной сетью. Она включает 2 областных музея (Самарский областной историко-краеведческий музей имени П.В. Алабина и Самарский художественный музей) и 21 муниципальный музей. Ни один из музеев не располагает фондохранилищем, оснащенным современным оборудованием. Уникальные экспонаты хранятся в условиях, не соответствующих требованиям температурного и влажностного режима. Срочной реставрации в областных и муниципальных музеях подлежат 7138 музейных предметов. В 2000 году из-за отсутствия средств было отреставрировано всего 182 экспоната. Слабая техническая оснащенность не позволяет приступить к компьютеризации музейных фондов, к созданию единой информационной сети музеев области. Самарский художественный музей в течение последних четырех лет фактически финансировался на 30-40% от требуемого, при этом почти не выделялись средства на приобретение, ремонт и реставрацию зданий – памятников архитектуры федерального значения, на закупку экспонатов. В течение пятнадцати лет не решается вопрос о выделении средств на реконструкцию здания Самарского литературно-мемориального музея М.Горького, что может привести к потере старейшего литературного музея страны. Недопустимо медленно идет реконструкция особняка Курлиной (отдел Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина) и особняка Шихобалова (филиал Самарского художественного музея). Всего по области требуют капитального ремонта 50% музейных зданий, 62% музейных помещений не оборудованы техническими средствами охраны.

Проблемы библиотек Самарской области являются следствием недостаточного финансирования. Большое количество библиотечных помещений требуют капитального ремонта. В аварийной обстановке работает Самарская областная универсальная научная библиотека. За 13 лет в здании не проведено ни одного, даже косметического, ремонта. Крайне тяжелое положение с пополнением библиотечных фондов. Тенденция ежегодного уменьшения объема новых поступлений привела к тому, что ни одна из библиотек Самарской области не имеет оптимального набора периодических изданий для всех возрастных групп читателей. Самарская областная универсальная научная библиотека перестала приобретать редкие издания у населения для коллекции фонда рукописных и редких книг и сократила репертуар периодических изданий более чем на 3 тысячи экземпляров. Не решается задача компьютеризации библиотек. Почти во всех городах и районах области центральные библиотеки имеют персональные компьютеры устаревших модификаций, практически ни в одном из муниципальных образований нет перспективных программ внедрения новых компьютерных технологий.

Театрально-концертная сфера региона представлена 4 областными, 6 муниципальными театрами, Самарской областной и Тольяттинской муниципальной филармониями, Государственным Волжским русским народным хором имени П.М. Милославова.

Ежегодно театрами и концертными организациями выпускается около 40 премьер, проводится более 4 тысяч спектаклей и концертов (с учетом работы филиалов театрально-концертных организаций в городах и районах области). Посещаемость составляет около 1 миллиона 700 тысяч человек, в том числе в сельских районах – около 100 тысяч.

Однако по причинам отсутствия достаточных финансовых средств у учреждений искусств и слабой материальной базы районных домов культуры регулярные гастроли творческих коллективов невозможны. Отсутствие же гастрольной политики в целом по стране создает проблемы приглашения творческих коллективов и исполнителей в Самарскую область, а также организации выездных гастролей.

Одной из основных проблем является старение творческого состава Самарского академического театра оперы и балета и артистов академического симфонического оркестра Самарской государственной филармонии. Эта проблема может быть решена только при условии изменения кадровой политики в творческих коллективах.

Одна из серьезнейших проблем связана с физическим состоянием и материально-технической оснащенностью учреждений искусств. Так, Самарский академический театр оперы и балета остро нуждается в капитальном ремонте и переоборудовании (замене зрительских кресел, раздвижного занавеса и т.д.). Грибковые поражения несущих конструкций фундамента и помещений Самарского академического театра драмы имени М. Горького создают угрозу разрушения здания и требуют проведения специальных дорогостоящих мероприятий. Особую озабоченность вызывает техническое состояние Самарского государственного театра кукол, находящегося в неприспособленном для размещения театра помещении.

В сфере культурно — досуговой деятельности низкий уровень финансирования, неудовлетворительное состояние материально-технической базы обусловили появление тенденции закрытия и перепрофилирования клубов, открытия на их базе элитарных центров досуга и оздоровления. Вместе с тем в малых городах и селах Самарской области именно клубные учреждения служат для создания своеобразной «экологической ниши», являются средой формирования культурных ценностей. Закрытие и перепрофилирование клубов оставляет на улице многочисленные коллективы самодеятельного творчества, снижает доступность участия в культурно — досуговой деятельности, лишает подрастающее поколение возможности развития творческих способностей. Анализ ситуации показывает, что решение существующих проблем возможно при условии разработки комплекса мероприятий, направленных на устранение причин, тормозящих социокультурное совершенствование и, следовательно, устойчивое развитие Самарской области.

Устойчивое развитие Самарской области возможно при взаимодействии трех основных факторов:

  • сохранение и осознанное использование культурного наследия региона;
  • сохранение и развитие традиций в культуре;
  • активное освоение и внедрение инновационных технологий в культурно — творческий процесс.

В соответствии с этим структура плана программных мероприятий включает в себя три основополагающих раздела:

1. «Наследие»;

2. «Традиции»;

3. «Инновации».

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основная цель Программы – создание условий для формирования культурного потенциала устойчивого развития Самарской области.

Задачи Программы:

  • создание единого культурного пространства;
  • обеспечение равных возможностей для доступа жителей различных территорий региона к культурным ценностям;
  • сохранение культурного наследия;
  • создание условий для возрождения и развития традиционной культуры: народных промыслов и ремесел, праздников и обрядов;
  • формирование приоритетов преемственности и духовности у подрастающего поколения;
  • поддержка инноваций и творческих инициатив в сфере культуры через организационное, правовое, финансовое обеспечение культурного многообразия;
  • кадровое сопровождение развития отрасли;
  • мониторинг социально-культурной деятельности в Самарской области.
1. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе договоров, социально-творческих заказов, заключаемых департаментом культуры Администрации области с исполнителями программных мероприятий. Договор определяет права и обязанности сторон по обеспечению

реализации Программы, регулирует их отношения при выполнении контракта, в том числе предусматривает осуществление Головным исполнителем Программы контроля за ходом работ по выполнению мероприятий.

Объекты и проекты в рамках программных мероприятий определяются на основе отбора. Отбор исполнителей программных мероприятий производится на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.

Головной исполнитель Программы с учетом хода реализации Программы в текущем году проводит предконтрактную проработку размещения заказов для региональных нужд, уточняет объемы необходимых средств для финансирования Программы и представляет проекты соответствующих бюджетных заявок с их обоснованием в департамент экономического развития и инвестиций Администрации области и в департамент управления финансами Администрации области.

В соответствии с установленными объемами централизованного финансирования, предусмотренными Программой на очередной финансовый год, департаменту культуры Администрации области выделяются денежные средства из областного бюджета.

Министерство культуры Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Культуры России (2001-2005 годы)» участвует в финансировании мероприятий Программы на основании ежегодно заключаемых соглашений.

Финансирование из областного бюджета начиная с 2003 года осуществляется с учетом возможностей бюджета соответствующего года.

При сокращении объемов бюджетного финансирования работ по реализации Программы Головной исполнитель должен разработать дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников, а также произвести корректировку перечня первоочередных проектов хода исполнения Программы в установленные сроки.

Программа предполагает привлечение внебюджетных источников.

Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование следующих документов:

  • план действий по реализации первоочередных мероприятий каждого раздела Программы;
  • перечень выполняемых на конкурсной основе работ по подготовке и проведению программных мероприятий с указанием исполнителей, определением объемов и источников финансирования;
  • план проведения конкурсов по выполнению первоочередных мероприятий по реализации Программы;
  • проекты социально-творческих заказов, договоров и соглашений между Головным исполнителем (исполнителями) Программы и исполнителями программных мероприятий (по итогам конкурсов).

Головной исполнитель Программы организует независимую экспертизу программных мероприятий, определяет приоритеты с учетом мнений специалистов и научной общественности.

1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1.Сохранение и использование историко-культурного наследия

Политика в области охраны и использования памятников истории и культуры Самарской области включает в себя:

  • установление баланса федеральных и региональных интересов;
  • продуманную стратегию охраны памятников;
  • обеспечение условий для нормальной деятельности организаций, занимающихся реставрацией и сохранением культурного наследия;
  • развитие межрегионального и международного сотрудничества.

Главными задачами в сфере охраны и использования памятников истории и культуры являются:

  • контроль за деятельностью, осуществляемой на территории исторических городов и сел области, на охраняемых объектах и в зонах памятников истории и культуры;
  • соблюдение правил использования памятников истории и культуры в различных целях;
  • установление сотрудничества с организациями туристического бизнеса по разработке проектов включения памятников истории и культуры в схемы туристских маршрутов Самарской области;
  • создание на местах организаций, занимающихся деятельностью в сфере охраны памятников истории и культуры.

Для эффективной деятельности в этой области необходимо разработать и принять закон Самарской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) на территории Самарской области» и иные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы использования объектов историко-культурного наследия.

Исследование памятников истории и культуры, разработка проектов их восстановления осуществляются по следующим направлениям:

  • полная инвентаризация и паспортизация недвижимых памятников истории и культуры на территории области с разграничением собственности на недвижимые памятники истории и культуры на федеральную, областную государственную и муниципальную;
  • площадное обследование археологических объектов на территории Самарской области с помощью аэрофотосъемки (2002-2003 гг.);
  • картографирование территорий объектов культурного наследия для внесения их в земельный кадастр как земель историко-культурного назначения с соответствующим юридическим статусом (2002-2004 гг.);
  • проведение инженерного обследования, разработка научно-проектной документации и проведение работ по ремонту и реставрации памятников истории и культуры: усадебного дома помещиков Шелашниковых в с. Исаклы Исаклинского района, особняка П.И. Шихобалова (г. Самара, ул.Венцека, д.55), особняка Курлиных (г.Самара, ул.Фрунзе, д.159/15), здания Самарского областного художественного музея (г.Самара, ул.Куйбышева, д.92), Самарского областного историко-краеведческого музея имени В.И. Ленина (г.Самара, ул. Ленинская, д.131-135/ул. Рабочая, д. 37), Феодоровской церкви Вознесенского мужского монастыря в г. Сызрани.
4.2. Развитие сети библиотек

Программа предусматривает создание новой системы работы Администрации области с библиотечными и музейными учреждениями посредством использования современных средств сбора, хранения, систематизации и передачи информации, мультимедийных программ и ставит ряд новых целей.

Это достигается решением задач, главными из которых являются:

  • создание областной библиотечной информационно — коммуникационной сети с Интернет — центром (2002 г.);
  • формирование сводного регионального электронного каталога библиотечных фондов (2002-2005гг.);
  • обеспечение за счет средств областного бюджета индексированного и гарантированного финансирования, комплектования и обеспечения сохранности фондов основных библиотек области (2002-2005гг.);
  • реализация программ развития сети детских библиотек как приоритетных направлений деятельности.

Намечается разработка и реализация нескольких проектов.

Подготовка проекта «Библиотека для детей» предусматривает в 2002-2005 годах развитие и модернизацию деятельности детских библиотек по комплектованию как условие создания уникальных фондов библиотек области, обслуживающих детей, внедрение программы на 2002 год «Развивающее чтение: воспитание читательского таланта», создание музея детской книги в г. Самаре (в перспективе).

Проектом «Материальная база библиотеки» будет предусмотрено обеспечение в 2002 году Самарской областной универсальной научной библиотеки и областной детской библиотеки информационными ресурсами и программными материалами, рассмотрение возможности в 2004 году расширения помещений Областной детской библиотеки, ремонт и оборудование помещения библиотеки национально-культурных центров в Самарском областном Доме дружбы народов в 2003 году.

Подготовка проекта «Библиотека XXI века» предусматривает внедрение в практику работы межбиблиотечного абонемента системы электронной доставки документов: второй этап работы (2002 г.), создание регионального тренинг-центра для библиотечных специалистов по проблеме «Муниципальная библиотека и новейшие информационные технологии XXI века» (2002 г.), создание корпоративной сети для организации оперативной доставки документов (2002 г.), строительство детской библиотеки в Сергиевском районе (2002 г.).

4.3. Организация музейного дела

В системе культуры музеи играют особую роль, поскольку они помогают сохранить образцы человеческого опыта, эталоны деятельности, дают представление о типичном в прошедших эпохах. Это наиболее устойчивая форма сохранения и использования памятников. Однако так же, как и библиотеки сегодня музеи перестают играть роль хранилища информации и приобретают значение обучающих центров, способных влиять на нынешнюю эпоху. Более того, такие крупные музеи, как Самарский областной историко-краеведческий музей имени П.В. Алабина становятся базой социально-экономического и культурного развития Самарской области. Это происходит благодаря использованию в музейном деле современных средств трансляции памятников культуры: голограмм, видео и аудио рядов, компьютерных технологий. Таким образом, становится возможным внедрять сложные музейные формы, связанные с маркетингом, фандрайзингом, поликультурностью. В то же время на местах нередко бытует отношение к музеям как к ретроградной форме культуры, что выражается в сокращении бюджетного финансирования их деятельности, ориентации на отжившие стереотипы.

Решение стоящих перед музеями Самарской области задач во многом зависит от поддержки конкретных проектов.

Подготовка проекта «Создание интерактивной выставки «От секунды до вечности» для детей в возрасте от 10 до 14 лет (2002 г.) предусматривает создание выставки, позволяющей посетителю ощутить себя в потоке времени связующим звеном между прошлым и будущим, проведение по итогам выставки круглого стола на тему «Мы и время», получение обратной связи в форме публикаций и выставки детских литературных и художественных работ по результатам посещения выставки.

Подготовка проекта «Этнографический театр» предусматривает создание этнографической экспозиции, рассказывающей о традициях и обрядах народов Поволжья, формирование интерактивной площадки, на которой каждый желающий сможет попытаться ощутить себя представителем той или иной национальности народов Поволжья, осуществление обратной связи с помощью публикаций в средствах массовой информации, анкетирования посетителей этнографического театра, проведения семинара на тему «Освоение музейного пространства».

Подготовка проекта «Школа друзей музея» поможет формированию духовно-патриотических ценностей в сознании подрастающего поколения, созданию разновозрастных референтных групп по интересам. Определение конкретных результатов реализации проекта будет производиться путем конкурса рефератов, собеседования с учащимися, конкурса рисунков, зачетов.

Проекты создания музейных экспозиций – музеев под открытым небом в с. Кошки, с. Большая Черниговка, музейного комплекса «Вольница» в с. Большая Рязань предусматривают:

  • передачу в пользование музеям части территорий муниципальных образований;
  • создание стационарных историко-этнографических экспозиций;
  • организацию постоянно действующих музейных комплексов с воспроизведением традиционного уклада жизни и быта поселенцев Самарского края.
4.4.Развитие профессионального искусства, самодеятельного
творчества и художественного образования

Программа определяет следующие основные аспекты работы по развитию сферы профессионального искусства, самодеятельного творчества и художественного образования:

  • обеспечение принципа равенства в степени приобщения населения различных муниципальных образований к разным видам искусства;
  • создание равных условий для деятельности художественных коллективов;
  • оказание помощи в поиске бюджетных и внебюджетных источников финансирования профессионального искусства и самодеятельного творчества;
  • распространение знаний об искусстве, способствующее расширению аудитории, имеющей навык общения с различными видами искусства и способной понимать их специфику;
  • создание материальных и моральных условий для повышения профессионального уровня;
  • совершенствование абонементного обслуживания студентов предполагает показ лучших спектаклей и концертных программ учреждениями искусств.

Настоящей Программой предусмотрены мероприятия в связи со следующими знаменательными датами:

  • 85-летие со дня основания Сызранского театра драмы имени А.Толстого;
  • 190-летие со дня рождения итальянского композитора Дж.Верди;
  • 85-летие В.А.Ершовой – заслуженной артистки СССР, актрисы Самарского академического театра драмы имени М. Горького;
  • 70-летие композитора С. М. Слонимского;
  • 60-летие со дня первого исполнения VII симфонии Д.Д.Шостаковича в г. Куйбышеве (Самаре);
  • 175-летие со дня рождения великого русского писателя Л.Н.Толстого (проведение фестиваля искусств с участием библиотек, музеев, образовательных учреждений, самодеятельных и театральных коллективов).

В рамках реализации Программы предполагается выпуск десятков премьер, проведение тысяч спектаклей и концертных программ.

Самарская художественно-педагогическая школа имеет глубокие исторические корни. Прошедший ХХ век безусловно стал определяющим в формировании педагогических традиций региона, опирающихся на достижения российского образования в области искусств и культуры.

В рамках Программы в целях совершенствования художественного образования предполагается решить проблемы:

  • формирование системы многоуровневого обучения;
  • открытие новых специализаций в среднем профессиональном звене образования;
  • расширение образовательных услуг.

В сфере развития профессионального искусства, самодеятельного творчества и художественного образования планируются следующие структурные и организационные преобразования:

  • реорганизация Самарского театра юного зрителя «СамАрт» в «Театр-центр юного зрителя «СамАрт» в целях реализации новых творческих задач, улучшения культурного обслуживания населения, использования новых жанров искусства, а также элементов эстетического образования подрастающего поколения (2001-2003 гг.);
  • создание попечительских советов в Самарской государственной филармонии, Государственном Волжском русском народном хоре имени П.М. Милославова, Самарском академическом театре драмы имени М. Горького (2002 г.);
  • реорганизация Самарского областного училища культуры в Самарский областной колледж искусств и культуры — открытие в колледже новых специализаций «Классический балет», «Народное декоративно-прикладное творчество» (2003 г.);
  • придание Самарской государственной центральной хореографической школе-десятилетке статуса Самарского хореографического училища (2004 г.);
  • реорганизация областного методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры в региональный научно-методический центр профессионального художественного образования (2002 г.);
  • открытие филиала областного методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры (регионального научно-исследовательского центра профессионального художественного образования) в г. Тольятти на базе Тольяттинского института искусств (2003-2004 гг.);
  • организация работы государственных школ (центральной хореографической школы-десятилетки и экспериментальной музыкально-хоровой школы-десятилетки при Самарском академическом театре оперы и балета) на договорной основе с Самарским академическим театром оперы и балета по кадровым и творческим вопросам (2002-2004 гг.);
  • создание регионального экспериментального музея-фонда творческих и методических работ учащихся, студентов, преподавателей, руководителей образовательных учреждений искусств и культуры «Живое наследие» (2002-2004 гг.);
  • расширение сети школ искусств и открытие классов «Керамика», «Резьба по дереву», «Роспись по ткани» в детских художественных школах;
  • открытие отделения по специальности «Артист-кукловод» на базе Самарской государственной академии культуры и искусств (2002 г.);
  • открытие региональной школы по подготовке, ремонту и изготовлению музыкальных инструментов в г. Тольятти (2003 г.);
  • создание межрегионального центра детского творчества на базе пансионата «Звёздный» (г. Тольятти).

Перспективным направлением кадрового сопровождения развития отрасли является создание университетского комплекса (академия культуры и искусства, областное училище культуры, областные хоровая и хореографическая школы – десятилетки консерваторского уровня).

В целях повышения инновационной активности организаций предполагается:

  • реализация проекта «Мир детства», предусматривающего открытие научно-исследовательского института «Культура детства» (на базе реконструированного здания бывшего Театра юного зрителя);
  • подготовка к созданию в Самарской области международного центра культуры для реализации культурного потенциала Самарской области, центральных районов Поволжья и Урала;
  • создание при Областном центре народного творчества экспериментального фольклорного коллектива с целью организации многоплановой работы по реконструкции и восстановлению форм музыкально-песенного и танцевального фольклора (2002–2003 гг.);
  • выявление среди крупных промышленных, финансовых, коммерческих структур потенциальных спонсоров, заинтересованных в развитии и поддержке музыкального искусства в регионе (2002-2004 гг.);
  • включение в концертные программы Государственного Волжского русского народного хора имени П.М. Милославова социально — востребованных проектов: музыкально-литературной композиции по сказке С.Аксакова «Аленький цветочек» для детей в возрасте от 7 до 14 лет, программы для ветеранов «Когда мы были молодыми», песен и танцев народов Поволжья «Венок дружбы», творческого проекта «Жигулёвские сказы» и др. (2002-2004 гг.);
  • учреждение на радио и телевидении канала «Культура Самарской области» (2002-2004 гг.).

В направлении художественного образования предполагается:

  • дальнейшая реализация разработанных научно-образовательных творческих проектов: «Молодая надежда России», «Ступени мастерства», «Самарские музыкальные, художественные, театральные сезоны для юношества», тематических проектов: «Жигулёвская палитра», «Регион», «Художественные диалоги», «Моё село – моё Отечество» (2002-2004 гг.);
  • организация вхождения Самарской профессиональной художественной школы во всемирное информационное культурно-образовательное пространство — социально-творческий заказ «Арт-академия — Интернет – проект» (2002-2004 гг.);
  • осуществление поддержки молодых дарований в области культуры и искусств через систему Губернских премий, стипендий, грантов (2002-2004 гг.);
  • оптимизация использования в педагогической работе инновационных авторских программ и методик;
  • реорганизация детских музыкальных школ в детские школы искусств, открытие в них хорового, театрального, изобразительного, народного, эстрадного отделений, отделения фотоискусства, развитие классов струнных, духовых инструментов, композиции.

В целях развития межотраслевого, межрегионального и международного сотрудничества планируется:

  • создание собственной страницы Самарского академического театра драмы имени М.Горького в сети Интернет, реализация программы компьютерного учёта зрителей, создание картотеки, адресная рассылка справочной информации о деятельности театра (2002-2004 гг.);
  • участие Самарского театра юного зрителя «СамАрт» в работе Всемирного конгресса АССИТЕЖ в Корее (г. Сеул), гастроли в 2002 году со спектаклем «Чу-ха-ха» (по произведениям К.Чуковского);
  • организация и проведение фестиваля с участием прославленных российских коллективов и лучших самодеятельных народных хоров в рамках празднования 50-летия со дня основания Государственного Волжского русского народного хора имени П.М. Милославова (2002 г.);
  • организация и проведение Всероссийского фестиваля детских театров «Золотая репка» с участием кукольных театров страны в рамках празднования 70-летия Самарского государственного театра кукол;
  • реализация социально-творческих заказов на театральные постановки и концертные программы с целью приглашения в Самарскую область прославленных коллективов, театров, исполнителей России и стран ближнего и дальнего зарубежья (2002-2004 гг.);
  • организация традиционных филармонических музыкальных фестивалей «Молодые звёзды ХХI века», «Фестиваль органной музыки», «Фестиваль фортепианных дуэтов» (2002-2004 гг.);
  • совместное с департаментом науки и образования Администрации области создание в 2002-2004 годах образовательных программ для школьников (абонементы, циклы концертов и т.п.);
  • проведение совместно с департаментом науки и образования Администрации области, департаментом социальной защиты населения Администрации области, департаментом здравоохранения Администрации области циклов тематических концертов в Самарской государственной филармонии, в интернатах и детских домах: «На концерт – всей семьёй», «У нас в гостях – интернаты», «Детский дом – в Доме музыки» и др. (2002-2004 гг.);
  • проведение музыкальных праздников «Большая Волга», совместно с Ассоциацией экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Большая Волга» осуществление гастролей творческих коллективов и исполнителей (2002-2004 гг.);
  • организация гастрольных поездок в города-побратимы: Штуттгарт, Сент-Луис, Харбин, Стара-Загора и др. (2002-2004 гг.);
  • организация и проведение традиционных фестивалей имени М.Горького на базе Самарского академического театра драмы имени М.Горького (2002-2004 гг.);
  • проведение Всероссийского фестиваля спектаклей с участием народных артистов СССР, народных артистов России (2002-2004 гг.);
  • создание на базе Государственного Волжского русского народного хора имени П.М. Милославова совместно с факультетом хореографии Самарского государственного университета, руководством Куйбышевского нефтеперерабатывающего завода, администрациями средних общеобразовательных школ № 145 и № 25 г. Самары творческой хоровой лаборатории (2002-2004 гг.);
  • организация и проведение Областным центром народного творчества Всероссийского фестиваля народного хорового искусства «Поёт село родное» (2002 г.);
  • организация и проведение в Приволжском федеральном округе Областным центром народного творчества межрегионального фестиваля детских академических хоров и ансамблей «Поющее детство» (2002 г.);
  • организация и проведение Областным центром народного творчества Международного фестиваля творчества тюркских народов (2003 г.);
  • организация и проведение Областным центром народного творчества Международного фестиваля творчества финно-угорских народов (2004 г.).

В направлении художественного образования предполагается:

  • реализация межрегиональных проектов в рамках социально-творческих заказов: «Художественные диалоги. Самара – регионы России», «Восходящие звёзды балета», «Учитель года», конкурсов молодых музыкантов имени Д.Б. Кабалевского, «Мастер-класс», «Русский оркестр» (2002-2004 гг.);
  • создание в Самарской области региональной ассоциации школ искусств, Поволжского отделения Европейской ассоциации педагогов-пианистов ЕРТА, других педагогических объединений (2002-2004 гг.);
  • вхождение базовых школ искусств городов Самары, Тольятти, Сызрани, Отрадного, Новокуйбышевска и др. в ассоциированные школы ЮНЕСКО (2002-2003 гг.);
  • создание совместного проекта в отраслях культуры и образования по вопросам повышения квалификации кадров, проведения фестивалей, конкурсов, выставок (2002-2004 гг.);
  • развитие системы соглашений о творческом сотрудничестве между негосударственными, некоммерческими организациями по вопросам художественно-эстетического образования (2002-2004 гг.).

В целях развития материально-технической базы и внедрения современных технологий планируется:

  • реконструкция здания Самарского академического театра драмы имени М.Горького (штанкетного хозяйства сцены и подъёмных устройств, реконструкция планшета сцены), модернизация звукового оборудования (2002-2003 гг.);
  • строительство пристроя к зданию Самарского академического театра драмы имени М.Горького (2002-2004 гг.);
  • продолжение работ по улучшению естественной акустики концертного зала Самарской государственной филармонии (2002-2004 гг.);
  • оснащение сцены Самарской государственной филармонии современным проекционным оборудованием (2002-2004 гг.);
  • создание единой компьютерной сети с целью организации единого информационного пространства, обмена нотным материалом и другими постановочными средствами, использование новейших средств информационно-коммерческой связи для эффективного обслуживания зрителей (2002-2004 гг.);
  • оснащение академического симфонического оркестра Самарской государственной филармонии новыми музыкальными инструментами фирменного производства (2002-2004 гг.);
  • создание при Самарской государственной филармонии компьютерно-издательского комплекса (2002-2004 гг.);
  • проведение подготовительных работ по созданию в купольном помещении Самарской государственной филармонии клуба «Олимп» со смотровой площадкой, музыкальным салоном, фонотекой, баром и т.д.;
  • строительство в г. Самаре нового двухзального театра кукол на 200 мест (2002-2004 гг.);
  • организация музея кукол на базе Самарского государственного театра кукол (2003 г.);
  • приобретение современной световой и звуковой аппаратуры для Самарского государственного театра кукол (2003 г.);
  • выделение Областному центру народного творчества помещения для создания на его базе курсов повышения квалификации, дома-музея традиционной народной культуры и централизованного фонда фольклорно-этнографических материалов Самарской области (2002-2004 гг.);
  • оэтапная реконструкция здания Самарского академического театра оперы и балета (2002-2004 гг.);
  • открытие малого камерного концертного зала на базе Самарского академического театра оперы и балета (2002-2004 гг.);
  • строительство пристроя к зданию Самарского театра юного зрителя «СамАрт» (2001-2003 гг.).

В направлении художественного образования предполагается передача детской музыкальной школе №2 г. Чапаевска 2-го этажа здания с последующей реконструкцией помещений (2002 г.).

Кроме того, сформулированы проекты, позволяющие систематизировать деятельность Администрации области в сфере культуры:

  • «Формирование условий для эффективной деятельности учреждений культуры»(2002-2005 гг.), предусматривающий завершение формирования системы попечительских советов в сфере профессионального искусства, поиск и рекомендацию профессиональным учреждениям культуры альтернативных источников финансирования, помощь самодеятельным коллективам в поиске спонсоров;
  • «Рост культурного потенциала» (2002-2005гг.), предполагающий подготовку и проведение совместно с комитетами и управлениями культуры администраций городов и районов области международных, всероссийских и межрегиональных театральных фестивалей драматического, оперного, балетного искусства, создание системы привлечения одаренных детей, дипломантов и лауреатов конкурсов, выдающихся исполнителей из народных коллективов к концертной деятельности в области и за ее пределами, формирование комплекса мероприятий по организации и проведению межмуниципальных и областных конкурсов самодеятельного искусства, изыскание возможности для представления лучших профессиональных и самодеятельных творческих коллективов и исполнителей области на престижных российских и международных фестивалях и конкурсах;
  • «Исполнительское искусство – детям» (2002 г.), предусматривающий по выбранному варианту подбор площадки для строительства здания Самарского государственного театра кукол, разработку концепции привлечения детей к театральному искусству и театральному творчеству, формирование детской тематики в деятельности культурных и образовательных учреждений области, обеспечение существующих детских коллективов области площадками для представления их творчества;
  • «Поддержка деятельности общественных организаций» (2002-2005 гг.), предполагающий обеспечение финансирования на конкурсной основе творческих программ и размещение заказов членов творческих союзов, создание условий для работы Самарского областного государственного культурно-просветительного учреждения Дома дружбы народов — методической, организационной и материальной базы развития национальных культурно-просветительных обществ, поддержку культурных программ творческих общественных организаций области.
6.ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЯ
ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Департамент культуры Администрации области как Головной исполнитель Программы несет ответственность за подготовку и реализацию Программы в целом, осуществляет текущую работу по координации деятельности разработчиков и исполнителей комплекса мероприятий, обеспечивает их согласованные действия по реализации Программы.

Исполнители Программы отчитываются по использованию выделенных им финансовых средств в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством Самарской области.

Координация деятельности исполнителей по реализации мероприятий Программы будет возложена на коллегию департамента культуры Администрации области в части:

  • разработки и реализации всех программных проектов развития культуры Самарской области;
  • координации деятельности ведомств и организаций области, занимающихся проблемами развития культуры;
  • утверждения планов работы по реализации мероприятий Программы, контроль за ходом их выполнения.
7. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Реализация программных мероприятий, направленных на достижение стратегических целей государственной политики Российской Федерации в области культуры, позволит добиться:

  • достижения до 100% объема поддерживающих ремонтов, консервационных и реставрационных работ;
  • повышения социальной роли культуры, укрепления авторитета Самарской области как организованного культурного пространства;
  • создания для работников культуры, деятелей искусства и профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений культуры благоприятных условий для творческой деятельности;
  • преодоления кризисной ситуации с сохранностью недвижимых памятников истории и культуры, принципиального увеличения внебюджетных средств и негосударственных ресурсов, привлекаемых к решению этой задачи;
  • увеличения возможностей доступа для граждан России независимо от места их жительства к произведениям профессионального театрального, музыкального, изобразительного, кинематографического искусства, народных промыслов и ремесел, к предметам музейных коллекций Российской Федерации и Самарской области, к архивным документам и библиотечным фондам, получению информации и дополнительному образованию в сфере культуры;
  • повышения качества профессионального образования в сфере культуры, обеспечения конкурентоспособности молодых специалистов творческих профессий в условиях свободного рынка труда;
  • оптимизации расходования бюджетных средств, сосредоточения ресурсов на приоритетных направлениях развития культуры.

Реализация Программы обеспечит не только сохранение и восстановление фондов культурных ценностей, но будет способствовать эстетико-патриотическому воспитанию молодежи, более активному развитию искусства, творчества. Будут созданы условия для интеграции региональной культуры в мировой культурный процесс, освоения новых форм и направлений культурного обмена.

Расширение в рамках Программы материальной базы различных организаций культурной сферы будет иметь существенный социальный и экономический эффект в виде вовлечения в эту сферу все большего числа жителей Самарской области.

Настоящая Программа предусматривает укрепление материальной базы организаций культурной сферы, что позволит в условиях новых экономических отношений создать возможность дальнейшего их развития.

Наряду со значительным эффектом, имеющим общегосударственное значение, реализация Программы позволит существенно повысить уровень развития региона. Это, прежде всего, развитие и обогащение экономической базы учреждений культуры, обеспечение разнообразия культурной жизни.

Полное и качественное выполнение всех мероприятий Программы будет способствовать обеспечению устойчивого развития Самарской области.