№ 67-ГД от 09.11.2001

ЗАКОН
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

 
Об утверждении областной целевой программы "Обеспечение вирусобезопасности донорской крови, ее компонентов и препаратов, заготавливаемых учреждениями службы крови Самарской области" на 2001 - 2002 годы

Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу «Обеспечение вирусобезопасности донорской крови, ее компонентов и препаратов, заготавливаемых учреждениями службы крови Самарской области» на 2001-2002 годы.

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

  Губернатор Самарской области                                  К.А.Титов 

Приложение к
Закону Самарской области
«Об утверждении областной
целевой программы «Обеспечение
вирусобезопасности донорской
крови, ее компонентов и препаратов,
заготавливаемых учреждениями
службы крови Самарской области»
на 2001-2002 годы»
от 09.10.2001 №363
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВИРУСОБЕЗОПАСНОСТИ ДОНОРСКОЙ КРОВИ,ЕЕ КОМПОНЕНТОВ
И ПРЕПАРАТОВ, ЗАГОТАВЛИВАЕМЫХ ЧРЕЖДЕНИЯМИ СЛУЖБЫ КРОВИ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ»
НА 2001-2002 ГОДЫ
(далее — Программа)
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы: областная целевая программа «Обеспечение вирусобезопасности донорской крови, ее компонентов и препаратов, заготавливаемых учреждениями службы крови Самарской области» на 2001-2002 годы.
Дата принятия решения о разработке программы: в соответствии с решением вице-губернатора области В. А. Казакова от 22.01.2001.
Государственный заказчик программы: Администрация Самарской области.
Головной исполнитель программы: департамент здравоохранения Администрации области.
Основные разработчики программы: департамент здравоохранения Администрации области, Самарская областная станция переливания крови.
Цель программы: обеспечение вирусобезопасности донорской крови, что позволит исключить возможность передачи с донорской кровью вирусных трансфузионных инфекций (ВИЧ-инфекция, СПИД — ассоциированные инфекции, гепатиты «В»,»С»).
Перечень подпрограмм и основных мероприятий: совершенствование структуры и функционирования службы крови Самарской области; внедрение вирусобезопасных технологий заготовки, переработки и хранения донорской крови; внедрение современных методов апробации донорской крови, позволяющих выявлять вирусоносительство гемотрансмиссивных инфекций на ранних этапах; создание единого информационного банка данных о донорах, а также лицах, получавших донорскую кровь; введение обязательной 3-месячной карантинизации донорской плазмы с повторным обследованием к концу срока карантина; мероприятия по пропаганде донорства.
Сроки реализации программы: 2001-2002 годы.
Объемы и источники финансирования программы: реализация Программы осуществляется за счет средств областного бюджета: 2001 год — 63000,0 тыс. рублей; 2002 год — 0908,33 тыс. рублей; всего — 113908,33 тыс. рублей; за счет средств бюджетов муниципальных образований: 2002 год — 6000 тыс. рублей; всего по Программе -119908,33 тыс. рублей.
Ожидаемые результаты реализации программы: исключение возможности передачи и распространения с донорской кровью, ее компонентами вирусных трансфузионных инфекций (ВИЧ — инфекция, ВИЧ -ассоциированные инфекции, гепатиты «В»,»С»); улучшение качества обследования доноров и повышение выявляемости гемотрансмиссивных инфекций; создание системы компьютерной паспортизации, позволяющей хранить информацию обо всех событиях в жизни донора.
Система организации контроля за исполнением программы: контроль за ходом реализации Программы осуществляет вицегубернатор области, текущий контроль за исполнением программных мероприятий осуществляет департамент здравоохранения Администрации области, контроль за расходованием бюджетных средств — департамент управления финансами Администрации области.

Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными
методами

Широкое распространение внутривенного потребления наркотиков стало причиной эпидемического роста заболеваемости населения области ВИЧ — инфекцией, парентеральными гепатитами, СПИД — ассоциированными инфекциями. Если на начало 2000 года в области было зарегистрировано всего 75 ВИЧ-носителей, то к 01.07.2001, по данным областного центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, их число достигло уже более 11000 человек.

Быстрое увеличение числа ВИЧ-носителей среди социально активного населения области создало реальную угрозу появления новых путей распространения и передачи инфекций, уже не связанных с потреблением наркотиков и способных привести к самым тяжелым последствиям. Одним из таких потенциальных путей распространения и передачи ВИЧ — инфекции и гепатита, способных привести к массовым эпидемическим вспышкам заболеваний среди населения области, является переливание донорской крови и её препаратов, заготовленных от лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита или гепатита.

В настоящее время, по данным контрольно-диагностической лаборатории Самарской областной станции переливания крови, ежемесячно выявляется 180 — 200 доноров, инфицированных вирусами гепатита и ВИЧ. Еще около 400 доноров, несмотря на отрицательные лабораторные тесты, выбраковываются специалистами Самарской областной станции переливания крови на основании имеющихся у них косвенных признаков вирусного поражения. Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что вышеперечисленные инфекции имеют так называемый серонегативный инкубационный период, продолжительность которого составляет не менее 90 дней. В течение всего этого периода ни один из существующих сегодня лабораторных тестов не позволяет выявить у инфицированного донора каких-либо признаков заболевания.

Учреждения службы крови Самарской области используют в своей работе производственные регламенты, разработанные несколько десятилетий тому назад, когда каждый ВИЧ-инфицированный был на индивидуальном учете и потому ни при каких обстоятельствах не мог стать донором. Эти регламенты не были предназначены для работы в условиях массового распространения вирусных инфекций, и поэтому в них не предусмотрены какие-либо организационные и профилактические мероприятия по обеспечению гарантированной вирусобезопасности при заготовке донорской крови и препаратов.

Одним из таких важных профилактических мероприятий, обеспечивающих вирусобезопасность на первом этапе заготовки донорской крови, является тщательный отбор доноров для кроводачи. Между тем, в последние годы учреждения службы крови Самарской области отмечают значительное снижение мотивации у штатных (находящихся под постоянным наблюдением) доноров к регулярной кроводаче в связи с существующей незначительной оплатой донорской крови. По этой причине на Самарской областной станции переливания крови число доноров снизилось в 1999 году более чем в два раза. Попытки в этой ситуации увеличить число крово-дач за счет первичных случайных доноров только способствуют возрастанию риска заготовки инфицированной крови.

Таким образом, в службе крови Самарской области сложилась неблагоприятная ситуация, ставящая под угрозу эпидемиологическое благополучие территории, а также ее донорскую базу, являющуюся стратегическим ресурсом. В создавшейся ситуации в рамках плана оперативных мероприятий по обеспечению вирусобезопасности донорской крови и ее компонентов правлением территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области принято решение от 21.12.2000 о выделении 35 млн. рублей за счет сверхплановых доходов на приобретение оборудования для хранения донорской крови.

Вместе с тем работа в этом направлении требует совершенствования структуры и функционирования службы крови Самарской области в плане:

  • переоснащения материально-технической базы учреждений службы крови;
  • реорганизации отделений переливания крови при крупных учреждениях здравоохранения в отделения клинической гемотрансфузиологии в целях развития аутодонорства и обеспечения выдачи в лечебную сеть вирусобезопасной донорской крови, её компонентов и препаратов.

Осуществление комплекса мероприятий, предусмотренных в рамках настоящей Программы, позволит решить указанные проблемы.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основной целью Программы является обеспечение вирусобезопасности донорской крови, ее компонентов, что позволит исключить возможность передачи пациентам с переливаемой кровью вирусных трансфузионных инфекций (ВИЧ-инфекция, СПИД — ассоциированные инфекции, гепатиты «В», «С»).

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

  • карантинизация донорской плазмы в течение 3-х месяцев с повторным обследованием доноров к концу карантина;
  • внедрение в практику работы лечебных учреждений области аутодонорства;
  • создание на базе Самарской областной станции переливания крови, а также станций переливания крови в городах Тольятти и Сызрани банков аутокрови для лиц с высокой вероятностью гемотрансфузий (сотрудников подразделений МВД России, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, военнослужащих и других категорий);
  • разработка и внедрение системы индивидуального учета (паспортизации) доноров.

В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентах» Губернатор Самарской области вправе устанавливать размер денежных компенсаций донорам крови, а также предоставлять дополнительные льготы указанной выше категории лиц.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 2001-2002 годы.

СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

1. Создание на базе Самарской областной станции переливания крови, станций переливания крови в городах Тольятти и Сызрани единой информационной системы (электронного банка данных), позволяющей осуществлять мониторинг состояния донорской базы на основе индивидуального учета лиц, сдающих кровь, с присвоением им персонального идентификационного кода донора.

2. Подготовка врачей — трансфузиологов для лечебных учреждений области.

3. Внедрение на Самарской областной станции переливания крови, станциях переливания крови в городах Тольятти и Сызрани генной идентификации вирусоносительства у доноров (PCR-диагностика), позволяющей определять наличие вирусных антигенов в донорской крови на ранних этапах инфицирования.

4. Приобретение для Самарской областной станции переливания крови, станций переливания крови в городах Тольятти и Сызрани современного технологического оборудования, позволяющего заготавливать высокоочищенные компоненты донорской крови с минимальным антигенным (вирусным) загрязнением.

5. Приобретение для Самарской областной станции переливания крови, станций переливания крови в городах Тольятти и Сызрани криотехнологического оборудования, низкотемпературных холодильных установок для 3- месячной криоконсервации плазмы донорской крови с целью ее карантинизации перед выдачей в лечебные учреждения.

6. Создание на Самарской областной станции переливания крови, станциях переливания крови в городах Тольятти и Сызрани запаса вирусобезопасной плазмы донорской крови, прошедшей 90-дневную карантинизацию, в объеме 3- месячной потребности для области. Внедрение метода карантинизации в качестве обязательного технологического этапа заготовки вирусобезопасных компонентов донорской крови (плазмы) на станциях переливания крови области.

7. Проведение кампании с привлечением средств массовой информации по проблемам донорства в целях активизации донорского движения и профилактики вирусоносительства среди доноров.

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Наименование мероприятия Объем финансирования,тыс. рублей Источник финанси-
рования
Исполнители
2001 год 2002 год
1. Создание на базе Самарской областной станции переливания крови, станций переливания крови в городах Тольятти и Сызрани единой информационной системы (электронного банка данных), позволяющей осуществлять мониторинг состояния донорской базы на основе индивидуального учета лиц, сдававших кровь, с присвоением им персонального идентификационного кода донора 5451,05   Областной бюджет Департамент здравоохранения Администрации области
2. Подготовка врачей-трансфузиологов для лечебных учреждений области   250,0 Областной бюджет Департамент здравоохранения Администрации области
3. Внедрение на Самарской областной станции переливания крови, станциях переливания крови в городах Тольятти и Сызрани генной идентификации вирусоносительства у доноров (PCR-диагностика), позволяющей определять наличие вирусных антигенов в донорской крови на ранних этапах инфицирования 2235,0 2423,1 Областной бюджет Департамент здравоохранения Администрации области
4. Приобретение для Самарской областной станции переливания крови, станций переливания крови в городах Тольятти и Сызрани современного технологического оборудования, позволяющего заготавливать высокоочищенные компоненты донорской крови с минимальным антигенным (вирусным) загрязнением 30393,46 5000,0
1000,0
Областной бюджет
Бюджет г. Тольятти
Бюджет г.Сызрани
Департамент здравоохранения Администрации области
Департамент здравоохранения мэрии г.Тольятти
Администрация г.Сызрани
5. Приобретение для Самарской областной станции переливания крови, станций переливания крови в городах Тольятти и Сызрани криотехнологического оборудования, низкотемпературных холодильных установок для 3-месячной криоконсервации плазмы донорской крови с целью ее карантинизации перед выдачей в лечебные учреждения 15642,202 16971,438 Областной бюджет Департамент здравоохранения Администрации области
6. Создание на Самарской областной станции переливания крови, станциях переливания крови в городах Тольятти и Сызрани запаса вирусобезопасной плазмы донорской крови, прошедшей 90-дневную карантинизацию, в объеме 3-месячной потребности для области. Внедрение метода карантинизации в качестве обязательного технологического этапа заготовки вирусобезопасных компонентов донорской крови (плазмы) на станциях переливания крови области 9154,288 31263,792 Областной бюджет Департамент здравоохранения Администрации области
7. Проведение кампании с привлечением средств массовой информации по проблемам донорства в целях активизации донорского движения и профилактики вирусоносительсва среди доноров 124,0   Областной бюджет Департамент здравоохранения Администрации области
Итого 63000,0 56908,33    
Всего 119908,33

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основным исполнителем Программы является департамент здравоохранения Администрации области. Исполнитель осуществляет Программу в части использования бюджетных средств для оснащения и обеспечения работы учреждений службы крови Самарской области, подготовки кадров.

Оснащение учреждений службы крови Самарской области специальным оборудованием для заготовки и длительного хранения донорской крови в условиях карантинизации, обучение врачей и медицинских сестер позволят обеспечить внедрение новых технологий для диагностики и лечения, что повысит эффективность оказания медицинской помощи и приведет к реализации поставленных целей.

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ

Департамент здравоохранения Администрации области организует исполнение Программы.

Контроль за ходом реализации Программы проводится по принципу постоянного, текущего контроля, а также планового анализа выполнения программных мероприятий соответствующими подразделениями и специалистами департамента здравоохранения Администрации области. Контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляет департамент управления финансами Администрации области. Отчет о ходе выполнения Программы представляется вице-губернатору области раз в полгода.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основным результатом реализации Программы должно стать исключение возможности передачи с донорской кровью, ее компонентами и препаратами вирусных трансфузионных инфекций (ВИЧ-инфекция, СПИД- ассоциированные инфекции, гепатиты «В», «С» ).