№ 52-ГД от 24.07.2001

ЗАКОН
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Об обращениях граждан в Самарской области

Принят
Самарской Губернской Думой
13 июля 2001 года

Настоящий Закон определяет порядок подачи и рассмотрения обращений граждан в органы государственной власти Самарской области, органы местного самоуправления, государственные унитарные предприятия и учреждения, к их должностным лицам и руководителям, а также устанавливает требования к содержанию обращений граждан и к решениям, принимаемым по результатам рассмотрения обращений.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Законодательство об обращениях граждан

Законодательство об обращениях граждан состоит из Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Самарской области, настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов органов государственной власти Самарской области и органов местного самоуправления.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
  • обращение гражданина — изложенное в письменной или устной форме предложение, заявление, жалоба гражданина;
  • предложение — обращение гражданина, направленное на улучшение порядка организации и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных унитарных предприятий и учреждений и на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, на решение вопросов экономической, политической, социально — культурной и других сфер деятельности государства и общества;
  • заявление — обращение гражданина по поводу реализации прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством;
  • жалоба — обращение гражданина по поводу нарушенных решением или действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного унитарного предприятия, учреждения, их должностных лиц и руководителей или физического лица прав, свобод и законных интересов, в том числе предоставлением официальной информации, послужившей основанием для принятия решения и совершения действия (бездействия);
  • коллективное обращение — обращение двух и более граждан.

Статья 3. Реализация права граждан на обращения

1. Граждане Российской Федерации реализуют право на обращения в органы государственной власти Самарской области, органы местного самоуправления (далее — органы), государственные унитарные предприятия и учреждения (далее — предприятия, учреждения), к их должностным лицам и руководителям в порядке, установленном настоящим Законом, а вышеназванные органы, предприятия, учреждения, должностные лица и руководители обязаны в пределах своей компетенции принимать и рассматривать индивидуальные и коллективные обращения граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры в порядке и сроки, установленные действующим законодательством.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Самарской области, реализуют право на обращения в органы, предприятия, учреждения, к их должностным лицам и руководителям наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами или международными договорами.

Статья 4. Пределы действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на все обращения граждан в органы, предприятия, учреждения, к их должностным лицам и руководителям, за исключением обращений, для которых федеральным законодательством предусмотрен иной порядок и сроки рассмотрения.

Глава 2. Порядок подачи обращений гражданами

Статья 5. Адресаты обращений граждан

1. Предложения и заявления в целях их своевременного рассмотрения подаются гражданами в те органы, предприятия, учреждения, тем должностным лицам и тем руководителям, к компетенции которых относится рассмотрение обращений граждан и разрешение поставленных в них вопросов.

2. Жалоба на решение или действие (бездействие) работника, должностного лица или руководителя подается тому должностному лицу или руководителю, в непосредственном подчинении которого они находятся.

3. Жалоба на решение или действие (бездействие) Губернатора Самарской области, председателя Самарской Губернской Думы, главы муниципального образования, председателя представительного органа местного самоуправления рассматривается в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Статья 6. Требования к письменным обращениям граждан

1. В письменных обращениях граждан должны быть указаны:

а) наименование и адрес органа, учреждения, предприятия, в которое направляется обращение;

б) должностное лицо или руководитель, которому направляется обращение;

в) суть обращения (с указанием на обстоятельства, послужившие основанием для обращения);

г) фамилия, имя, отчество гражданина, место его жительства и личная подпись;

д) дата подачи обращения.

2. В случае подачи обращения представителем к обращению должна быть приложена доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

3. Обращение гражданина, не содержащее требований, указанных в подпункте г) пункта 1 настоящей статьи, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.

Глава 3. Порядок рассмотрения обращений граждан

Статья 7. Подведомственность рассмотрения обращений граждан

1. Обращения граждан рассматриваются органами, предприятиями, учреждениями, должностными лицами и руководителями в соответствии со своей компетенцией.

2. Органы, предприятия, учреждения, должностные лица и руководители, к компетенции которых не относится решение вопросов, поставленных в обращениях граждан, направляют обращения не позднее чем в пятидневный срок со дня их поступления по подведомственности, извещая об этом граждан, подавших обращение, а на личном приеме разъясняют, куда следует обратиться.

3. Запрещается направлять на рассмотрение жалобы в те органы, предприятия, учреждения и тем должностным лицам и руководителям, решения и действия (бездействие) которых обжалуются.

Статья 8. Обязанности лиц, рассматривающих обращения граждан

Органы, предприятия, учреждения, должностные лица и руководители, рассматривающие обращения граждан, обязаны:

а) по существу и в порядке и сроки, которые установлены настоящим Законом, рассматривать обращения граждан;

б) в случае необходимости обратиться к гражданину с просьбой предоставить дополнительные документы;

в) в случае необходимости или по просьбе гражданина осуществлять специальные проверки;

г) принимать обоснованные решения по обращениям граждан, обеспечивать исполнение этих решений;

д) в установленные сроки направлять гражданам в письменной форме ответы с сообщением о решениях, принятых по результатам рассмотрения обращений;

е) систематически анализировать и обобщать обращения с целью своевременного выявления и устранения причин, вызывающих нарушение прав и свобод граждан, изучения общественного мнения, совершенствования работы органов, учреждений и предприятий;

ж) осуществлять иные действия, предусмотренные федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.

Статья 9. Личный прием граждан

1. В целях эффективного рассмотрения обращений граждан должностные лица и руководители, к компетенции которых относится рассмотрение обращений граждан, обязаны проводить личный прием граждан, а в случае необходимости обязаны организовывать личный прием другими лицами.

2. Порядок и время личного приема граждан утверждаются руководителем или должностным лицом, которые несут ответственность за организацию приема и рассмотрение обращений граждан.

3. Прием граждан должен проводиться в установленные дни и часы, в удобное для них время.

4. Информация о времени и месте проведения личных приемов, а также о лицах, их осуществляющих, должна быть помещена в доступном для обозрения месте в помещении соответствующего органа, предприятия, учреждения.

5. Должностные лица и руководители, к компетенции которых относится рассмотрение обращений граждан, обязаны на личном приеме фиксировать устные обращения граждан.

По требованию гражданина ему должен быть направлен письменный ответ.

Статья 10. Сроки рассмотрения обращений граждан

1. Заявления и жалобы граждан должны быть рассмотрены в течение одного месяца со дня их регистрации, а не требующие дополнительного изучения и проверки — безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня их регистрации.

2. Срок рассмотрения заявлений и жалоб, требующих дополнительного изучения и проверки, может быть продлен руководителем или иным должностным лицом, но не более чем на один месяц с сообщением об этом гражданину, подавшему заявление или жалобу.

3. Предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается гражданину, внесшему предложение.

4. Заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей рассматриваются:

а) должностными лицами органов государственной власти, государственных учреждений, руководителями государственных предприятий в срок до 15 дней со дня их регистрации в соответствующем органе, учреждении или предприятии;

б) должностными лицами органов местного самоуправления безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня регистрации.

5. Срок рассмотрения заявлений и жалоб, поданных военнослужащими и требующих дополнительного изучения и проверки, может быть продлен руководителем или иным должностным лицом, но не более чем на 15 дней с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу.

Статья 11. Права граждан при рассмотрении жалоб

Гражданин, обратившийся с жалобой, имеет право:

а) знакомиться с итоговыми материалами проверки по жалобе;

б) получить в установленный срок ответ в письменной форме о результатах рассмотрения жалобы;

в) обжаловать решение, принятое по жалобе.

Статья 12. Неразглашение сведений, ставших известными при рассмотрении обращений граждан

При рассмотрении обращений граждан запрещается использование и распространение сведений о частной жизни граждан без их согласия.

Статья 13. Решение, принимаемое по результатам рассмотрения обращений граждан

1. По результатам рассмотрения обращений должностные лица и руководители, к компетенции которых относится рассмотрение обращений граждан, принимают одно из следующих решений:

а) о полном удовлетворении обращения;

б) о частичном удовлетворении обращения;

в) об отказе в удовлетворении обращения.

2. Должностные лица и руководители, к компетенции которых относится рассмотрение обращений граждан, направляют им ответы с сообщением решений, принятых по результатам рассмотрения обращений.

3. Ответ должен быть мотивированным и содержать ссылки на нормативные акты, на основании которых было принято решение.

Статья 14. Право граждан на обжалование

В случае несогласия с принятым по обращению решением, а также в случае неполучения ответа в установленный срок гражданин имеет право повторно обратиться с жалобой либо направить жалобу в иной орган или к иному должностному лицу, руководителю в порядке подчиненности, либо обжаловать решение в ином порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Статья 15. Контроль за рассмотрением обращений граждан

Губернатор Самарской области, председатель Самарской Губернской Думы, глава муниципального образования, председатель представительного органа местного самоуправления обязаны систематически проверять состояние дел по рассмотрению обращений граждан у подчиненных им руководителей, должностных лиц, принимать меры по устранению причин и условий, порождающих нарушение прав и свобод граждан.

Статья 16. Информация о работе с обращениями граждан

Должностные лица и руководители не реже одного раза в год должны информировать население о работе с обращениями граждан. Информация может предоставляться на встречах с гражданами, собраниях трудовых коллективов, публиковаться в средствах массовой информации.

Глава 4. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Статья 17. Ответственность руководителей и иных должностных лиц

За нарушение сроков и порядка ответа на обращения граждан должностные лица и руководители несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 18. Приведение в соответствие с настоящимЗаконом нормативных правовых актов органовгосударственной власти Самарской области и органов местного самоуправления

Нормативные правовые акты органов государственной власти Самарской области и органов местного самоуправления подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня вступления Закона в силу.

Статья 19. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Губернатор
Самарской области К. А. ТИТОВ