№50-ГД от 14.06.2003

ЗАКОН
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

О порядке выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости
на территории Самарской области

Принят Самарской Губернской Думой
27 мая 2003 года

Настоящий Закон направлен на обеспечение соблюдения участниками градостроительной, инвестиционной, предпринимательской и иной хозяйственной деятельности государственных, общественных и частных интересов при застройке земельного участка, строительстве, реконструкции объектов недвижимости жилищно-гражданского, производственного, природоохранного и коммунального назначения, их комплексов, благоустройстве территории.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

1. Настоящий Закон устанавливает форму заявления о выдаче разрешения на строительство объектов недвижимости жилищно-гражданского, производственного, природоохранного и коммунального назначения, их комплексов (далее — разрешение на строительство), порядок и сроки рассмотрения данного заявления, перечень представляемых к рассмотрению материалов, форму разрешения на строительство, порядок введения в действие указанного разрешения и срок его действия.

2. Разрешения на строительство объектов недвижимости федерального значения, на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения, а также специальные разрешения на строительство выдаются в порядке, установленном федеральным законодательством.

3. Разрешение на строительство не требуется в случае:

а) если работы по строительству и реконструкции объектов недвижимости не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности зданий, строений и сооружений;

б) возведения:

— временных зданий, строений и сооружений на площадках, необходимых для организации строительных работ;

— хозяйственных строений и сооружений на земельных участках индивидуальных застройщиков (сараев, бань, погребов, теплиц, навесов, строений и сооружений для содержания скота и птицы, хранения кормов, хозяйственного инвентаря и сельскохозяйственных продуктов);

— индивидуальных гаражей на земельных участках, предоставленных для их строительства;

— жилых строений, не предназначенных для постоянного проживания и не включаемых в жилищный фонд, порядок ввода в действие которых устанавливается Губернатором Самарской области (на территориях садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан);

— малых архитектурных форм, расположенных на земельных участках общего пользования (декоративных подпорных стенок, беседок, садово-парковых скамеек, остановочных павильонов общественного транспорта);

в) прокладки внутриквартальных (внутримикрорайонных) инженерных сетей, предусмотренных утвержденным в установленном порядке проектом застройки;

г) в иных случаях, предусмотренных федеральным и областным законодательством.

С т а т ь я 2. Правовая основа настоящего Закона

Правовую основу настоящего Закона составляют Градостроительный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Самарской области.

С т а т ь я 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В целях настоящего Закона используются следующие понятия: благоустройство территории — работы по подготовке территории к застройке, работы с растительным грунтом, устройство внутриквартальных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек, площадок, оград, открытых плоскостных спортивных сооружений, оборудование мест отдыха и озеленение территории;

объекты недвижимости жилищно-гражданского назначения:

— жилые здания, в том числе объекты индивидуального жилищного строительства;

— здания для оказания гостиничных услуг;

— административные здания;

— здания детских дошкольных учреждений;

— здания, строения и сооружения научного, учебного, лечебного, санаторно-курортного, культурно-просветительского и спортивного назначения;

— культовые здания;

объекты недвижимости производственного назначения — здания, строения и сооружения, которые после ввода их в эксплуатацию будут функционировать в сфере материального производства: в отраслях промышленности, сельском и водном хозяйстве, на транспорте, в области связи, торговли, в системах общественного питания, сбыта и материально-технического снабжения;

объекты недвижимости природоохранного назначения — очистные сооружения, сооружения на специально отведенных местах для размещения отходов производства и потребления, иные объекты, отнесенные в установленном порядке к природоохранным основным фондам;

объекты недвижимости коммунального назначения — магистральные сети теплоснабжения, водоснабжения, канализационные коллекторы;

заявители — заказчики (застройщики) или уполномоченные ими лица;

заказчики (застройщики) — физические или юридические лица, имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию объектов недвижимости, их комплексов на земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или на ином праве;

проектная документация — графические и текстовые материалы, определяющие объемно-планировочные, конструктивные и технические решения для строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий, строений и сооружений, их частей, а также благоустройства их земельных участков;

разрешение на строительство — документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта

недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, их комплексов, благоустройство территории;

реконструкция объектов недвижимости и их комплексов (далее -реконструкция) — комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади квартир, строительного объема и общей площади здания, вместимости, пропускной способности и т.д.) или назначения объекта недвижимости в целях улучшения условий проживания, качества обслуживания, увеличения объема услуг;

строительство объектов недвижимости и их комплексов (далее -строительство) — возведение зданий, строений, сооружений.

Глава II. Выдача разрешений на строительство

Статья 4. Органы, осуществляющие подготовку документов для получения разрешений на строительство

1. Подготовку документов для получения разрешений на строительство осуществляют:

а) орган архитектуры и градостроительства Самарской области:

— по объектам недвижимости, планируемым к строительству, реконструкции на земельных участках, находящихся в собственности Самарской области;

— по иным объектам недвижимости в соответствии с федеральным и областным законодательством;

б) органы архитектуры и градостроительства муниципальных образований (далее — местные органы архитектуры и градостроительства):

— по объектам недвижимости, планируемым к строительству, реконструкции на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, право собственности на которые не разграничено в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю»;

— по объектам недвижимости, планируемым к строительству, реконструкции, на земельных участках, находящихся в частной собственности;

— по иным объектам недвижимости в соответствии с федеральным и областным законодательством.

2. Местные органы архитектуры и градостроительства могут наделяться полномочиями органа архитектуры и градостроительства Самарской области на подготовку документов для получения разрешения на строительство в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.

Статья 5. Документы, предоставляемые для получения разрешения на строительство

Для получения разрешения на строительство заявитель предоставляет соответствующим органам архитектуры и градостроительства следующие документы:

а) заявление о выдаче разрешения на строительство по установленной форме (приложение № 1 к настоящему Закону) с указанием источников и объема финансирования строительства, реконструкции, благоустройства территории;

б) документ, удостоверяющий право заказчика (застройщика) на земельный участок, либо его копию, заверенную в установленном порядке;

в) проектную документацию, разработанную и утвержденную в порядке, установленном федеральным и областным законодательством, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, включающую:

— проект (архитектурно-планировочные и конструктивные решения) строительства (для объектов индивидуального жилищного строительства);

— технико-экономическое обоснование проекта (при двухстадийном проектировании), рабочий проект строительства (для иных объектов недвижимости);

г) положительное сводное заключение государственной вневедомственной экспертизы проектной документации;

д) лицензию на осуществление деятельности по строительству зданий и сооружений или ее копию, заверенную в установленном порядке (в случае если осуществление строительства, реконструкции требует получения лицензии);

е) документ, удостоверяющий полномочия представителя (в случае если документы предоставляются лицом, уполномоченным заказчиком (застройщиком).

Статья 6. Порядок, сроки рассмотрения документов и выдачи разрешения на строительство

1. Регистрация предоставленных заявителем документов осуществляется соответствующим органом архитектуры и градостроительства в день их подачи заявителем.

2. Соответствующий орган архитектуры и градостроительства проводит проверку сведений, содержащихся в заявлении и предоставленных заявителем материалах, в том числе касающихся соблюдения градостроительных требований к использованию земель, охраны окружающей среды, экологической безопасности, строительных, санитарных и иных норм и правил.

3. Решение органа местного самоуправления о выдаче или отказе в выдаче разрешения на строительство должно быть вынесено в месячный срок со дня подачи документов.

Статья7 Органы, выдающие разрешение на строительство

1. Разрешение на строительство выдают органы местного самоуправления, на территории которых планируется строительство, реконструкция объектов недвижимости.

2. Разрешение на строительство выдается в 7-дневный срок со дня принятия решения о выдаче данного разрешения.

Статья 8. Основания отказа в выдаче разрешения на строительство

1. Орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство в случае:

а) несоответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка;

б) несоответствия проектной документации строительным нормам и правилам.

2. Решение органа местного самоуправления об отказе в выдаче разрешения на строительство направляется заявителю в 7-дневный срок со дня его принятия с указанием причин отказа. При этом заявителю возвращаются все предоставленные им документы.

Статья 9. Регистрация и срок действия разрешения на строительство

1. Разрешение на строительство и утвержденная проектная документация подлежат регистрации органами местного самоуправления.

2. Срок действия разрешения на строительство указывается в заявлении о выдаче разрешения исходя из времени, необходимого для строительства, реконструкции объекта недвижимости и благоустройства территории, но не более 3 лет.

3. Разрешение на строительство может быть продлено на основании заявления заказчика (застройщика). Порядок и срок продления действия разрешения на строительство устанавливаются органами местного самоуправления.

4. При переходе права собственности на объекты недвижимости действие разрешения на их строительство сохраняется. Данное разрешение на строительство подлежит повторной регистрации.

Статья 10. Форма и содержание разрешения на строительство

1. Разрешение на строительство выдается по установленной форме (приложение № 2 к настоящему Закону).

2. Разрешение на строительство должно содержать следующие сведения:

а) сведения о заказчике (застройщике): наименование заказчика (застройщика), адрес, для физического лица — также паспортные данные;

б) наименование объекта недвижимости (кадастровый или условный номер земельного участка, включающего участок недр, обособленный водный объект и все, что прочно связано с землей, в том числе леса,

многолетние насаждения, здания, сооружения), данные о местоположении и границах земельного участка;

в) назначение, параметры и виды разрешенного использования земельного участка и прочно связанной с ним недвижимости (градостроительные регламенты);

г) условия обеспечения объекта недвижимости сооружениями и коммуникациями транспорта, связи, инженерного оборудования;

д) порядок и сроки возмещения убытков и иных затрат, связанных со сносом объектов недвижимости, переселением жителей, переносом сооружений и коммуникаций транспорта, связи и инженерного оборудования, благоустройством территории;

е) наличие разрешений на снос зданий, строений и сооружений в границах зон охраны объектов историко-культурного наследия (памятников истории и культуры), выданных специально уполномоченными государственными органами;

ж) данные об ограничениях в области градостроительства на использование земельного участка, установленных в соответствии с федеральным законодательством;

з) порядок передачи материалов комплексных инженерных изысканий для строительства в соответствующие фонды;

и) информация о градостроительных требованиях к приемке и вводу в эксплуатацию объекта недвижимости;

к) данные о границах горного отвода, целях и условиях пользования недрами в пределах этого отвода в соответствии с лицензией на право пользования недрами или разрешением территориального органа федерального органа управления государственным фондом недр и органа государственного горного надзора на застройку площади залегания полезных ископаемых;

л) срок действия разрешения на строительство.

3. Разрешение на строительство изготавливается в двух экземплярах, один из которых выдается заявителю, другой хранится в соответствующем органе архитектуры и градостроительства.

Копия разрешения на строительство должна предъявляться заказчиком (застройщиком) по требованию должностных лиц органов государственного контроля и надзора.

4. Разрешение на строительство выдается бесплатно, за исключением случаев, когда взимание платы за выдачу указанного разрешения предусмотрено федеральным или областным законодательством.

5. Информация о наличии разрешения на строительство предоставляется заказчиком (застройщиком) гражданам и юридическим лицам в соответствии с требованиями, установленными соответствующими органами архитектуры и градостроительства, к визуальной информации данного вида.

Статья 11. Контроль за осуществлением работ, на выполнение которых выдано разрешение на строительство

1. Контроль за осуществлением работ по строительству объектов недвижимости в соответствии с разрешением на строительство, а также градостроительными регламентами, со строительными нормами и правилами возлагается на соответствующие органы архитектуры и градостроительства и органы государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации.

2. Заказчик (застройщик) обязан письменно информировать соответствующий орган архитектуры и градостроительства:

а) о дате начала выполнения строительно-монтажных работ, в том числе подготовительных, не позднее 7 дней после начала их выполнения;

б) о временной приостановке строительства, реконструкции более чем на 1 месяц;

в) о консервации объекта;

г) о смене генеральной подрядной организации;

д) об изменении условий, на основании которых производилась выдача разрешения на строительство:

— об окончании срока действия, приостановлении или аннулировании лицензии на осуществление деятельности по строительству зданий и сооружений;

— об отклонении от проектной документации или разрешенного использования земельного участка (по указанным объектам недвижимости разрешение на строительство подлежит повторной регистрации).

3. В случае отказа заказчика (застройщика) от строительства, реконструкции или изъятия земельного участка в установленном порядке при выявлении нарушений градостроительного и земельного законодательства разрешение на строительство подлежит аннулированию.

Статья 12. Разрешение споров

1. В целях разрешения споров, возникающих в процессе рассмотрения документов для получения разрешений на строительство, могут создаваться согласительные комиссии.

Порядок организации и деятельности согласительных комиссий определяется нормативными правовыми актами Самарской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Заказчики (застройщики) или иные лица, не согласные с принятым решением о выдаче или отказе в выдаче разрешения на строительство, затрагивающего их интересы, вправе обратиться в суд.

Глава III. Заключительные и переходные положения

Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Лица, осуществляющие строительство, реконструкцию объектов недвижимости без разрешения на строительство, а также нарушившие установленные требования строительных норм и правил, привлекаются к административной ответственности в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 14. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом

1. Органам государственной власти Самарской области и органам местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

2. Нормативные правовые акты органов государственной власти Самарской области и органов местного самоуправления до приведения в соответствие с настоящим Законом действуют в части, ему не противоречащей.

3. Установить переходный период шесть месяцев со дня официального опубликования настоящего Закона для приведения нормативных правовых актов органов государственной власти Самарской области и органов местного самоуправления в соответствие с настоящим Законом.

Статья 15. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.


 

  И.о.Губернатора
Самарской области
В.А. Казаков