№ 5-ГД от 11.04.1997

        ОПУБЛИКОВАНО: ГАЗЕТА "ВОЛЖСКАЯ КОММУНА" ОТ  16  АПРЕЛЯ  1997  ГОДА N 81-82.                                           Принят решением                                         Самарской Губернской Думы                                         N 322 от 25.03.97 года                                         ( НГР:В9700285 )                                  ЗАКОН                            САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ                           от 11.04.97 N 5-ГД                              г. Самара                   Об организации подготовки населения                к действиям в чрезвычайных ситуациях                 и пропаганды знаний в этой области         Настоящий Закон   создает   правовую   основу    организации  подготовки различных  групп  населения  на  территории  Самарской  области действиям в чрезвычайных ситуациях и пропаганды знаний  в  этой области.         Статья 1.  Подготовка  населения  к действиям в чрезвычайных  ситуациях       Подготовка населения  к действиям в чрезвычайных ситуациях -  это целенаправленная деятельность Администрации области,  органов  местного самоуправления,  предприятий,  учреждений,  организаций,  учебных заведений, иных хозяйствующих субъектов, независимо от их  организационно-правовых форм,   по   совершенствованию  знаний  и  навыков населения,  необходимых для предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных ситуаций.       Порядок подготовки  населения  к  действиям  в  чрезвычайных  ситуациях определяется   Правительством   Российской   Федерации.  Организация обучения населения  способам  защиты  и  действиям  в  указанных ситуациях   -   обязанность   соответствующих   органов  исполнительной власти,    органов    местного     самоуправления,  предприятий, учреждений,  организаций,  учебных  заведений,  иных  хозяйствующих субъектов, независимо от их организационно-правовых  форм.       Подготовке населения к действиям  в  чрезвычайных  ситуациях  среди мер   по   обеспечению  безопасности  и  защиты  населения,  объектов хозяйственного и иного назначения и окружающей среды  от  аварий, катастроф,  эпидемий,  экологических,  стихийных  и  иных  бедствий отдается приоритетный характер.         Статья 2.   Законодательство   об   организации   подготовки  населения к  действиям  в  чрезвычайных  ситуациях  и  пропаганды  знаний в  этой области       Законодательной и  нормативно-правовой  основой  организации  подготовки населения  к  действиям   в   чрезвычайных   ситуациях  является Конституция  Российской  Федерации  (  НГР*Р9305853   ),  Федеральный   закон   "О   защите   населения   и  территорий  от  чрезвычайных ситуаций  природного   и   техногенного   характера"  ( НГР*Р9405514   ),   Указы   Президента   Российской  Федерации,  постановления Правительства Российской Федерации, настоящий Закон  и принимаемые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты  Самарской области.         Статья 3.  Принципы  государственной  политики  в   вопросах  подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях       Подготовка населения к действиям  в  чрезвычайных  ситуациях  основывается на следующих принципах:       обязательность подготовки в области защиты  от  чрезвычайных  ситуаций для всего населения области;       организация подготовки населения к действиям в  чрезвычайных  ситуациях по соответствующим возрастным или социальным группам;       сознательность и активность обучения;       использование передовых    образовательных,   культурных   и  патриотических традиций населения России,  сложившихся в борьбе с  различными бедствиями,  положительного  опыта  зарубежных  стран;  системность, последовательность,   наглядность   и    доступность  обучения;       формирование у обучаемых прочных знаний,  навыков  и  умения  действовать в чрезвычайных ситуациях;       выработка морально-психологической стойкости,  готовности  к  разумному риску при действиях в чрезвычайных ситуациях.         Статья 4.  Основные  задачи  подготовки  населения области к  действиям в чрезвычайных ситуациях.       Основными задачами   подготовки   населения  к  действиям  в  чрезвычайных ситуациях являются:       а) обеспечение    необходимого    уровня   теоретической   и  практической подготовки  всех  категорий  населения  к  разумному  поведению в чрезвычайных ситуациях,  возникших вследствие аварий,  катастроф, экологических,  стихийных и иных  бедствий,  и  умелым  действиям по ликвидации их последствий; оказание  пострадавшим от  них первой медицинской помощи;  использование основных средств  и  способов защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных  ценностей;       б) выработка   у   руководителей   и   специалистов  органов  исполнительной власти области,  органов местного  самоуправления,  предприятий, учреждений,  организаций,  учебных  заведений,  иных  хозяйствующих субъектов, независимо от их организационно-правовых  форм, навыков   по   управлению   действиями   сил   и   средств,  предназначенных для защиты населения, предупреждения и ликвидации  чрезвычайных ситуаций;       в) практическая    подготовка    личного     состава     сил  предупреждения и  ликвидации  чрезвычайных ситуаций к действиям в  сложных экстремальных ситуациях;       г) обучение   всех   категорий   населения   соблюдению  мер  безопасности в чрезвычайных ситуациях.         Статья 5.  Система  подготовки  населения  к   действиям   в  чрезвычайных ситуациях       Система подготовки   населения   области   к   действиям   в  чрезвычайных ситуациях  -  совокупность  соответствующих  органов  управления, образовательных    учреждений,    учебно-методических  центров, курсов,  консультационных пунктов и кружков, создаваемых  на хозяйственных и иных объектах  и  организациях  по  подготовке  различных категорий   населения  способам  защиты  и  действий  в  чрезвычайных ситуациях по месту жительства,  работы либо учебы  в  соответствии с  утвержденными в установленном порядке программами  обучения и спецификой своего региона,  а также используемых ими в  этих целях форм, методов, приемов и способов обучения.       Подготовка различных категорий населения области к действиям  в чрезвычайных  ситуациях осуществляется согласно рекомендованным  программам:       а) населения,   не   занятого   в   производстве   и   сфере  обслуживания, путем проведения бесед,  лекций,  просмотра учебных  кино- видео-    и   диафильмов   на   консультационных   пунктах,  обязательно развертываемых      при      жилищно-эксплуатационных  организациях, в   классах   и  защитных  сооружениях  гражданской  обороны, а  также  путем  привлечения  на  комплексные  учения  и  объектовые тренировки по месту жительства;       б) населения, занятого в сфере производства и обслуживания и  не входящего   в   состав   сил  единой  государственной  системы  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется  путем проведения   специальных   занятий   по   месту   работы  и  самостоятельного изучения действий  в  чрезвычайных  ситуациях  с  последующим закреплением   знаний   и   навыков   на   учениях  и  тренировках;       в) учащихся   общеобразовательных  учреждений  и  учреждений  начального, среднего  и  высшего  профессионального   образования  осуществляется в  учебное  время  по образовательным программам в  области защиты    от    чрезвычайных    ситуаций,    утверждаемым  Министерством общего  и  профессионального образования Российской  Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по  делам гражданской обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и ликвидации  последствий стихийных бедствий;       г) руководителей   и   специалистов  органов  исполнительной  власти - на ежегодных сборах,  учениях и тренировках,  проводимых  начальником гражданской  обороны,  а также в Академии гражданской  защиты, согласно   планов   подготовки   этих   руководителей   и  специалистов, утверждаемых  Министерством Российской Федерации по  делам гражданской обороны,  чрезвычайным ситуациям  и  ликвидации  последствий стихийных бедствий;       д) руководителей,      командно-начальствующего      состава  невоенизированных формирований  и  специалистов  органов местного  самоуправления -  в  учебно-методическом  центре  по  гражданской  обороне и   чрезвычайным   ситуациям   области   по   программам,  рекомендованным или  согласованным  с  Министерством   Российской  Федерации по делам гражданской обороны,  чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных бедствий,  а также в ходе учений  и тренировок;       е) руководителей,      командно-начальствующего      состава  невоенизированных формирований    и    работников    предприятий,  учреждений, организаций, иных хозяйствующих субъектов, независимо  от их   организационно-правовых  форм  -  на  курсах  гражданской  обороны городов и районов;       ж) работников  предприятий,  учреждений,  организаций и иных  хозяйствующих субъектов, независимо от их организационно-правовых  форм, входящих     в    состав    аварийно-спасательных    служб,  военизированных и  специализированных   формирований   постоянной  готовности, дислоцированных  в  области  -  в  учебных заведениях  повышения квалификации       и       переподготовки       кадров,  учебно-тренировочных центрах,  центрах подготовки соответствующих  министерств и ведомств Российской Федерации;       з) работников  предприятий,  учреждений,  организаций и иных  хозяйствующих субъектов, назависимо от их организационно-правовых  форм,  в составе невоенизированных формирований - непосредственно  по месту работы.       Исходя из местных условий, специфики производства отраслей и  объектов экономики,  по согласованию  с  начальником  гражданской  обороны области   могут  быть  внесены  необходимые  изменения  в  установленную тематику занятий и время,  отведенное для  изучения  отдельных тем.         Статья 6.     Командно-штабные,     тактико-специальные    и  комплексные учения  и  тренировки   по   ликвидации  чрезвычайных  ситуаций       В целях проверки подготовленности населения в области защиты  от чрезвычайных   ситуаций   и  повышения  ее  уровня  специально  уполномоченные на  то  органы  управления  по  делам  гражданской  обороны и  чрезвычайным  ситуациям  в  соответствии  с  порядком,  установленным Правительством  Российской  Федерации,  начальником  гражданской обороны  - Губернатором Самарской области,  регулярно  проводят на   подведомственной    территории    командно-штабные,  тактико-специальные и комплексные учения и тренировки.       При проведении  командно-штабных  учений   в   Администрации  области и  органах  местного самоуправления могут в установленном  порядке, привлекаться   оперативные   группы   военного   округа,  гарнизонов,  соединений   и   воинских   частей  Вооруженных  Сил  Российской Федерации  (расположенных  на   территории   области),  внутренних войск и органов Министерства внутренних дел Российской  Федерации, а  по   согласованию   с   соответствующими   органами  исполнительной власти  и  органами местного самоуправления - силы  единой государственной  системы   предупреждения   и   ликвидации  чрезвычайных ситуаций.         Статья 7.   Компетенция  Администрации  области  в  вопросах  организации подготовки  населения  к  действиям  в   чрезвычайных  ситуациях       Администрация области по  вопросам  подготовки  населения  к  действиям в чрезвычайных ситуациях:       а) проводит в жизнь на  территории  области  государственную  политику по  вопросам  подготовки различных категорий населения к  действиям в чрезвычайных ситуациях;       б) определяет    орган    управления,    ответственный    за  организацию, методическое  руководство,  координацию,  надзор   и  контроль за   подготовкой   населения   в   области   защиты   от  чрезвычайных ситуаций;       в) разрабатывает   и   реализует   с   учетом  региональных,  социально-экономических, культурных,  демографических  и   других  особенностей областные   программы  совершенствования  подготовки  населения;       г) устанавливает  требования  к  расположенным на территории  области предприятиям,    учреждениям,    организациям,    учебным  заведениям, иным   хозяйствующим   субъектам,  независимо  от  их  организационно-правовых форм,   ответственным    за    подготовку  населения к  действиям  в  чрезвычайных  ситуациях и оказывает им  помощь по вопросам оснащенности  учебно-воспитательного  процесса  необходимыми средствами    обучения    и   воспитания,   учебными  пособиями, надлежащего оборудования  учебных  помещений,  учебных  городков, центров и натурных участков.         Статья 8.  Компетенция  органов  местного  самоуправления  в  вопросах организации   подготовки   населения   к   действиям   в  чрезвычайных ситуациях       Органы местного самоуправления:       а) организуют  на  подведомственной  территории проведение в  жизнь государственной политики по вопросам  подготовки  различных  категорий населения  способам  защиты  и  действий в чрезвычайных  ситуациях;       б) принимают  в  соответствии  с  федеральными  и областными  законами и иными нормативными правовыми актами решения о  порядке  организации на  подведомственной территории обучения и подготовки  различных категорий  населения   способам   защиты   от   аварий,  катастроф, экологических,  стихийных и иных бедствий и действий в  условиях возникших чрезвычайных ситуаций;       в) наделяют    соответствующие   структурные   подразделения  полномочиями решать   задачи   организации   обучения   различных  категорий населения действиям в чрезвычайных ситуациях;       г) определяют   порядок   использования   средств   массовой  информации, находящихся    в   муниципальной   собственности,   в  интересах подготовки  населения  к   действиям   в   чрезвычайных  ситуациях и пропаганды знаний в этой области.         Статья 9. Обязанности предприятий, учреждений, организаций и  иных хозяйствующих     субъектов,      независимо      от      их  организационно-правовых форм,  в  вопросах подготовки населения к  действиям в чрезвычайных ситуациях       Предприятия, учреждения,  организации  и  иные хозяйствующие  субъекты, расположенные на территории области,  независимо от  их  организационно-правовых форм,  в  вопросах подготовки населения к  действиям в чрезвычайных ситуациях обязаны:       планировать и  осуществлять  необходимые  меры по подготовке  своих работников и работников подведомственных объектов  способам  защиты и  действий  в  составе  сил,  привлекаемых для ликвидации  чрезвычайных ситуаций;       организовывать специальную          подготовку         своих  аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований,  предназначенных для  решения задач по предупреждению и ликвидации  чрезвычайных ситуаций;       создавать и  постоянно  совершенствовать учебно-материальную  базу для  подготовки  персонала  к   действиям   в   чрезвычайных  ситуациях.         Статья 10. Государственный надзор и контроль за организацией  и качеством  подготовки   населения   области   к   действиям   в  чрезвычайных ситуациях       Государственный надзор  и   контроль   за   организацией   и  качеством подготовки населения области к действиям в чрезвычайных  ситуациях осуществляется    органом    управления,     специально  уполномоченным на  решение  задач  в  области  защиты населения и  территорий от   чрезвычайных   ситуаций,   согласно    положению,  утверждаемому Губернатором области.       Все аварийно-спасательные   службы,    аварийно-спасательные  формирования, а также спасатели проходят специальное аттестование  на предмет определения их пригодности и готовности к действиям  в  чрезвычайных ситуациях  и  проведению  работ  по  их ликвидации в  порядке, установленном Правительством Российской Федерации.       Качество подготовки  других категорий населения,  уровень их  знаний и  навыков  проверяется  в  ходе  учений,   тренировок   и  комплексных проверок.         Статья 11.  Организация  пропаганды знаний в области  защиты  населения, объектов хозяйственного и иного назначения, окружающей  среды от чрезвычайных ситуаций       Организация пропаганды   знаний  области  защиты  населения,  объектов хозяйственного  и иного назначения,  окружающей среды от  чрезвычайных ситуаций  возлагается  на   Администрацию   области,  органы местного    самоуправления,   руководителей   предприятий,  учреждений, организаций   и   иных    хозяйствующих    субъектов,  независимо от   их   организационно-правовых  форм,  а  также  на  общественные объединения,  осуществляющие  свою  деятельность   в  области защиты и спасения людей.       Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций   осуществляется  путем  проведения  бесед,  лекций, просмотра  очебных  фильмов,  привлечения  на  учения   и  тренировки по месту жительства, а также самостоятельного изучения  пособий и  памяток,  прослушивания   радиопередач   и   просмотра  телепрограмм. Для   пропаганды   знаний   в  этой  области  могут  использоваться средства массовой информации.       Порядок использования     средств    массовой    информации,  являющихся собственностью  области,   определяется   специальными  планами и положением, утверждаемыми Губернатором области.       Общее руководство организацией пропаганды знаний  в  области  защиты населения  и  подготовки  его  к  действиям в чрезвычайных  ситуациях осуществляют  начальники   гражданской   обороны   всех  уровней. Непосредственными   организаторами  пропаганды  являются  органы управления,  специально уполномоченные на решение задач  в  области защиты населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций.         Статья 12. Порядок финансирования и материально технического  обеспечения  подготовки  населения  к  действиям  в  чрезвычайных  ситуациях и пропаганды знаний в этой области       Финансовое и  материально-техническое обеспечение подготовки  населения, проживающего   на   подведомственной   территории,   к  действиям в чрезвычайных ситуациях и пропаганды   знаний  в  этой  области производится  за  счет  средств соответствующих бюджетов,  средств предприятий, учреждений и организаций.       За счет  средств областного бюджета финансируются содержание  учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным  ситуациям Самарской области, курсов гражданской обороны городов и  районов, подготовка руководителей,  специалистов и  работников  в  составе территориальных    военизированных,    невоенизированных,  аварийно-спасательных формирований,    проведение    учений     и  тренировок, а  также  обучение  населения,  не  занятого в сферах  производства и обслуживания,  пропаганда знаний в области  защиты  населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций.       За счет средств местных бюджетов  финансируются  мероприятия  по  подготовке  населения  к  действиям в чрезвычайных ситуациях,  подготовка  руководителей  и  обучение   работников   в   составе  военизированных,     невоенизированных,     аварийно-спасательных  формирований,  тренировки и учения,  проводимые органами местного  самоуправления.       За счет средств организаций,  предприятий, учреждений и иных  хозяйствующих субъектов, независимо от их организационно-правовых  форм, финансируются  подготовка  и  поддержание  в  готовности  к  применению сил   и   средств   по   предупреждению  и  ликвидации  чрезвычайных ситуаций,  обучение  работников  способам  защиты  и  действиям в  чрезвычайных  ситуациях  в  составе военизированных,  невоенизированных, аварийно-спасательных  формирований,  рабочих,  служащих и сельхозработников, не входящих в формирования.         Статья 13.  Юридическая  ответственность  должностных  лиц и  граждан, виновных в невыполнении или недобросовестном  исполнении  предписаний настоящего Закона       За невыполнение или недобросовестное исполнение  предписаний  настоящего Закона  соответствующие  должностные  лица  и граждане  несут административную  или  иную  ответственность   в   порядке,  установленном действующим законодательством.         Статья 14. Вступление в силу настоящего Закона       Настоящий Закон вступает в  силу  со  дня  его  официального  опубликования.    И.о. Губернатора  Самарской области                                    Ю.М. Логойдо     11 апреля 1997 год   N 5-ГД    ---