№ 32-ГД от 12.03.2004

ЗАКОН
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Об утверждении областной целевой программы
«Управление кадровым потенциалом Самарской области»
на 2004-2008 годы

Принят Самарской Губернской Думой
24  февраля 2004 года

Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу «Управление кадровым потенциалом Самарской области» на 2004-2008 годы.

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

  Губернатор
Самарской области
К.А. Титов

Приложение
к Закону Самарской области
«Об утверждении областной целевой
программы «Управление кадровым
потенциалом Самарской области»
на 2004-2008 годы»

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«УПРАВЛЕНИЕ КАДРОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ»
НА 2004-2008 ГОДЫ
(далее — Программа)

Паспорт программы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ИХ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Проблемы формирования, воспроизводства, развития и
использования кадрового потенциала Самарской области

Кадровый потенциал Самарской области – население, проживающее на территории области и готовое к различным видам профессионально-трудовой (в том числе предпринимательской) деятельности в экономике и социальной сфере.

Исследование характеристик кадрового потенциала и рынка труда Самарской области, анализ данных разработанного Администрацией области прогноза социально-экономического развития Самарской области и выделение на их основе приоритетных областей использования кадров на краткосрочную и среднесрочную перспективу, результаты социологического исследования состояния и перспектив развития кадрового потенциала работодателями, анализ деятельности образовательных учреждений и внутрифирменных (корпоративных) учебных подразделений по формированию, воспроизводству и развитию кадрового потенциала Самарской области, анализ социальной политики Самарской области, ее влияния на состояние и развитие кадрового потенциала и исследование условий капитализации кадрового потенциала Самарской области приводят к выводу, что состояние и развитие кадрового потенциала требует комплексного управления со стороны государства, работодателей, образовательных учреждений и граждан.

Среднесписочная численность работников предприятий и организаций области за 2002 год составила 1263441 человек (103,6% по сравнению с предыдущим годом). Характерная особенность 2002 года – положительное сальдо движения рабочей силы.

Значительный рост (свыше 10% относительно периода прошлого года) численности работающих произошел в следующих отраслях:

торговля и общественное питание;

промышленность строительных материалов;

мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность;

материально-техническое снабжение и сбыт;

общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка;

финансы, кредит, страхование и пенсионное обеспечение.

Относительные темпы численности безработных, зарегистрированных службами занятости, на протяжении последнего времени неуклонно растут (в декабре 2002 года – 122% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года).

Безработица в Самарской области носит преимущественно не системный, обусловленный спадом производства, а структурный характер. Отмечается устойчивый рост числа вакансий, заявленных в органы службы занятости. Однако если в Самаре и Тольятти в 2002 году на 2 безработных приходилось 3 вакансии, то в малых городах и районах области на одно вакантное место претендовали 2 человека.

Рынок труда в области не сбалансирован. Причинами этого являются территориальное расхождение спроса и предложения, низкая мобильность населения, не удовлетворяющий претензии населения уровень оплаты труда, несоответствие квалификации кадров требованиям работодателей.

В числе безработных выросла доля лиц, имеющих высшее и среднее профессиональное образование.

Дисбаланс рынка труда сохранится, поскольку в предстоящие годы прогнозируется неравномерностьэкономического развития всех городов и сельских районов области.

Как показало социологическое исследование работодателей, на большинстве обследованных предприятий наблюдаются признаки кадрового дефицита, на рынке труда конкуренция работников за получение рабочего места сменяется конкуренцией работодателей за рабочую силу, удовлетворяющую предъявляемым требованиям. Наблюдается нехватка квалифицированных специалистов и рабочих высокой квалификации. Уровень подготовки кадров в образовательных учреждениях не всегда устраивает работодателей. Высказываются претензии к номенклатуре специалистов, подготавливаемых образовательными учреждениями. Многие выпускники вынуждены работать не по полученным специальностям. С внедрением новых технологий повышаются требования не только к профессиональной, но и к психологической, социальной и личностной готовности кадров.

Социальная политика Самарской области на концептуальном уровне охватывает практически все важные аспекты поддержки процессов формирования, воспроизводства и развития кадрового потенциала области. Однако еще не все важные с указанной точки зрения направления проработаны в виде целевых программ и законодательных актов и получили институциональное подкрепление.

Проведенный комплексный анализ ситуации позволил сформулировать проблемы – противоречия, подлежащие разрешению в результате выполнения настоящей Программы.

Проблемы, относящиеся к анализу
и регулированию рынка труда

Управление кадровым потенциалом Самарской области требует постоянного мониторинга рынка труда и рынка образовательных услуг, в том числе данных о соответствии спроса и предложения рабочей силы по профилю и уровню квалификации в разрезе специальностей (профессий), отраслей, территорий области, а также информации о причинах дисбаланса рынка труда. Получаемые в настоящее время отчетные, статистические и аналитические данные недостаточны для информационного обеспечения управления кадровым потенциалом Самарской области. В частности, органы государственной статистики не формируют показателей дифференцированного учета работающих в разрезе профессий и специальностей.

По одним и тем же специальностям и профессиям одновременно имеется неудовлетворенный спрос и избыточное предложение рабочей силы, так как, с одной стороны, квалификация претендентов на рабочие места не удовлетворяет требованиям работодателей (это относится и к выпускникам системы профессионального образования), а с другой – уровень предлагаемой работникам оплаты труда иногда не удовлетворяет их потребности (в некоторых случаях ниже прожиточного минимума, что относится в первую очередь к работникам организаций бюджетной сферы).

Безработица в Самарской области носит структурный характер, одной из ее причин является территориальное расхождение спроса и предложения рабочей силы, но низкая мобильность населения не позволяет рабочей силе перемещаться из мест трудоизбыточности в места повышенного спроса. Низкая мобильность обусловлена недостаточной развитостью системы переподготовки кадров, резким различием социально-бытовых условий на разных территориях области и, прежде всего, невозможностью найма или приобретения жилья на доступных условиях.

В общественном мнении в течение нескольких лет сформировался перечень престижных профессий, определяющий спрос на образовательные услуги, однако входящие в этот перечень профессии в силу перепроизводства кадров оказываются невостребованными на рынке труда, о чем не информированы абитуриенты и их родители. Рынок труда и рынок образовательных услуг не имеют постоянных информационных взаимосвязей.

Развитие кадрового потенциала на краткосрочную и долгосрочную перспективу будет определяться переходом экономики области на путь инновационного развития, реструктуризацией организаций в хозяйственной и социальной сферах, диверсификацией производства, внедрением новых технологий, новых форм организации работы и необходимостью сертификации по международным стандартам серии ISO-9000. Однако работодатели по-прежнему предъявляют спрос на специалистов узкой квалификации, которым в условиях инновационного процесса постоянно будет нужна переподготовка. В свою очередь, постоянно действующая система повышения квалификации и переподготовки квалифицированных рабочих, специалистов и управленцев всех уровней, обеспечивающая инновационный способ развития ключевых отраслей экономики, фактически не существует.

Далеко не все предприятия способны осуществлять подбор кадров силами собственных служб управления персоналом на достаточно высоком профессиональном уровне, но сеть профессиональных кадровых агентств территориальноразвитанеравномерно и поэтому не может взять на себя необходимый объем работ по найму работников.

Проблемы, относящиеся к управлению
системой образования

Удовлетворение требований работодателей к выпускникам системы профессионального образования в отношении их профессиональной, психологической, социальной и личностной готовности к профессионально-трудовой деятельности требует повышения уровня квалификации преподавательского состава, увеличения объемов практических занятий и специальных дисциплин, но вследствие недостаточного финансирования и, в частности, низкой зарплаты преподавателей образовательные учреждения не имеют необходимых для этого собственного кадрового потенциала и материальной базы.

При наличии все возрастающего спроса на высококвалифицированные рабочие кадры учреждения начального профессионального образования (далее – НПО) все в большей степени комплектуются учащимися с низким уровнем готовности к обучению. Этому способствуют ориентация общеобразовательных учреждений на поступление выпускников в вузы и низкий престиж рабочих профессий.

Начальный этап производственной карьеры выпускников НПО прерывается службой в армии, в результате чего утрачивается профессиональная квалификация.

Острой проблемой формирования контингента учреждений НПО является резкое снижение привлекательности этого уровня профессионального образования для выпускников школ.

Специфическая проблема среднего профессионального образования (далее – СПО) — несоответствие структуры подготовки специалистов в учреждениях СПО требованиям регионального рынка труда. Более 60% безработных специалистов со средним профобразованием имеют специальности экономического и юридического профиля.

При том что учреждения СПО готовят большое число невостребованных специалистов, т.е. их ресурсы используются неэффективно, в области недостаточно учреждений повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов, эти функции ложатся на системы внутрифирменной (корпоративной) подготовки кадров.

В вузах крайне недостаточна номенклатура специальностей и число обучаемых, которым после окончания присваивается квалификация магистра.

Около 18% выпускников высших учебных заведений сразу же после окончания вуза регистрируются в качестве безработных на бирже труда. Около половины молодых специалистов трудоустраиваются не по специальности, полученной в вузе.

Несмотря на то что работодатели не удовлетворены номенклатурой и качеством подготовки выпускников образовательных учреждений, они не проявляют активности как заказчики образовательных услуг, не всегда охотно идут на диалог с системой образования.

Из вышеизложенного вытекает необходимость реализации настоящей Программы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью настоящей Программы является создание эффективного механизма управления формированием, сохранением, воспроизводством, развитием и использованием кадрового потенциала Самарской области, обеспечивающего устойчивую работу предприятий и учреждений в рыночных условиях, переход экономики области на инновационный путь развития и решение неотложных социальных задач.

Субъектами управления кадровым потенциалом являются государственные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, работодатели, образовательные учреждения и граждане, занимающиеся профессионально-трудовой деятельностью или готовящиеся к ней.

Интеграция субъектов управления и создание целостного комплексного механизма управления кадровым потенциалом с учетом перспектив экономического развития региона и перспектив развития отраслей (в том числе высокотехнологичного машиностроения) Самарской области является центральной задачей настоящей Программы.

Задачами Программы, помимовышеуказанной, являются:

организация информационного взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг;

создание механизмов повышения мобильности рабочей силы на рынке труда;

создание механизмов повышения эффективности деятельности системы профессионального образования;

совершенствование нормативного регулирования вопросов управления кадровым потенциалом на региональном уровне.

СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на период с 2004 по 2008 годы. Ее реализация будет осуществляться в 2 этапа:

первый этап(2004 год) – создание институтов и методическое обеспечение их деятельности по реализации основных программных мероприятий;

второй этап(2005-2008 годы) – реализация основных программных мероприятий.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Механизм реализации настоящей Программы построен исходя из того, что создание комплексного механизма управления кадровым потенциалом Самарской области, интегрирующего действия субъектов управления:исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, работодателей, образовательных учреждений и граждан – возможно только на принципах социального партнерства и добровольного принятия всеми субъектами управления содержания и распределения функций управления между субъектами и единых правил взаимодействия в процессе управления кадровым потенциалом.

При этом учитываются следующие ограничения, вытекающие из действующего федерального законодательства:

действующее федеральное законодательство не рассматривает подготовку кадров в качестве объекта инвестиций, вследствие чего хозяйствующие субъекты Самарской области не могут получать средстваобластного бюджета в форме кредитов или государственных гарантий по коммерческим займам и кредитам на решение проблем кадрового обеспечения деятельности, если только речь не идет о капитальных вложениях в создание и (или) оснащение собственных подразделений подготовки (повышения квалификации, переподготовки) кадров;

действующее федеральное законодательство жестко ограничивает предоставление хозяйствующим субъектам налоговых льгот в связи с подготовкой (повышением квалификации, переподготовкой) кадров, при этом предусмотренные законодательством льготы предоставляются без участия органов власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с вышеизложенным мероприятия настоящей Программы направлены на:

обеспечение условий для эффективной коммуникации субъектов управления кадровым потенциалом и установления взаимовыгодных договорных отношений;

обеспечение субъектов управления кадровым потенциалом полной и достоверной информацией, необходимой для принятия решений;

стимулирование субъектов управления кадровым потенциалом к принятию и реализации решений в интересах всех субъектов;

создание условий для компетентного и квалифицированного исполнения субъектами управления кадровым потенциалом своих функций в процессах управления, формирования, воспроизводства, развития и использования кадрового потенциала.

Целями органов государственной власти Самарской области при управлении кадровым потенциаломявляются:

достижение такого состояния кадрового потенциала, при котором организации экономической и социальной сфер обеспечены кадрами, удовлетворяющими требования работодателей в отношении готовности к деятельности;

достижение баланса спроса и предложения на рынке труда.

Исходя из этих целей важнейшей функцией государства в процессе управления кадровым потенциалом является прогнозирование спроса на рабочую силу в разрезе профессий (специальностей) и уровней образования на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Прогнозирование осуществляется на основе краткосрочных и среднесрочных прогнозов социально-экономического развития Самарской области, ежегодно подготавливаемых министерством экономического развития,инвестиций и торговли Самарской области, и результатов мониторинга рынка труда, осуществляемого путем социологических исследований с использованием материалов Самарского областного комитета государственной статистики и департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Самарской области.

Прогноз потребности в кадрах является основанием для двух процессов:

формирования государственного регионального заказа на подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров;

информирования населения о прогнозируемой потребности в кадрах в разрезе профессий (специальностей) в целях формирования сознательного отношения к выбору профессии, профилю и уровню получаемого образования.

Государственный региональный заказ на подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров, обеспеченный бюджетным финансированием, является основным инструментом государственного воздействия на управляемые процессы формирования, воспроизводства и развития кадрового потенциала.

По отношению к высшим учебным заведениям он представляет собой часть государственного заказа на подготовку специалистов, финансируемую из бюджета Самарской области.

Государственный региональный заказ на подготовку кадров определяется прогнозом потребности в кадрах в разрезе специальностей (профессий) и уровней образования по всем отраслям экономики и социальной сферы, скорректированным с учетом численности специалистов или рабочих соответствующих специальностей (профессий), подготавливаемых образовательными учреждениями области по планам, финансируемым из средств федерального бюджета. Государственный региональный заказ на повышение квалификации формируется только в отношении работников организаций бюджетной сферы. Государственный региональный заказ на переподготовку кадров определяется ситуацией на рынке труда и формируется в случае устойчивого превышения предложения труда над спросом по определенным специальностям (профессиям), возникшего в результате значительных изменений в экономике области или отдельных территорий или допущенных в прошлом ошибок планирования подготовки и переподготовки кадров, отсутствия или неэффективности разъяснительной работы относительно состояния и прогноза рынка труда и иных причин, зависящих от действий государства.

Государственный региональный заказ на подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров не включает профессиональное переобучение, осуществляемое государственной службой занятости населения для каждого отдельного гражданина в случаях, предусмотренных законодательством о занятости населения.

Если анализ кадрового потенциала выявляет недостаточность уровня социальной, психологической, личностной готовности выпускников образовательных учреждений начального, среднего или высшего профессионального образования, государственный региональный заказ должен включать дополнительное образование соответствующего (психологического, правового и т.д.) профиля в рамках регионального компонента профессионального образования, предусмотренного Законом Российской Федерации «Об образовании».

Государственный региональный заказ на подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров распределяется на конкурсной основе между образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию на образовательную деятельность соответствующего профиля и уровня.

Исполнение государственного регионального заказа на подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых по результатам конкурса образовательными учреждениями с Правительством области в лице министерства образования и науки. Оплата образовательных услуг по государственным контрактам осуществляется из средств областного бюджета.

Договорные отношения по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров на основе государственного регионального заказа заменяют бюджетное финансирование образовательных учреждений областного подчинения, формируемое по фактическому набору. Государственные образовательные учреждения областного подчинения, не получившие по конкурсу части государственного регионального заказа, достаточной для нормального функционирования, подлежат реформированию (в том числе перепрофилированию) или ликвидации.

Наряду с формированием и обеспечением исполнения государственного регионального заказа на подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров, достижение вышеуказанных целей государства при управлении кадровым потенциалом области требует реализации комплекса мер по повышению эффективности деятельности системы профессионального образования. В этом плане Программой предусмотрены следующие направления деятельности:

приведение номенклатуры специальностей (профессий) в соответствие с кадровыми потребностями экономики и социальной сферы;

создание условий для воспроизводства и развития кадрового потенциала научно-педагогической сферы;

укрепление связи образовательных учреждений с работодателями;

корректировка государственных образовательных стандартов, в том числе разработка и периодическая корректировка регионального компонента стандартов, а также представление предложений по изменению федерального компонента стандартов в Министерство образования Российской Федерации;

интенсификация образовательных процессов, исключение дублирования и усиление преемственности образовательных программ.

Корректировка номенклатуры специальностей (профессий) требует, прежде всего, усиления влияния областных органов управления на деятельность образовательных учреждений среднего профессионального образования. Необходимо продолжить передачу учреждений СПО из ведения федеральных органов в ведение министерства образования и науки Самарской области по согласованию с Министерством образования Российской Федерации и другими федеральными ведомствами.

Предусматривается стимулирование вузов к расширению подготовки специалистов по наиболее востребованным работодателями специальностям, для чего планируется выдача из средств областного бюджета субвенций вузам для развития современной учебно-лабораторной базы по соответствующим направлениям.

Номенклатура специальностей (профессий), по которым осуществляется подготовка кадров учреждениями профессионального образования, для приведения ее в соответствие с кадровыми потребностями экономики и социальной сферы должна также корректироваться с применением рыночных механизмов путем регулирования спроса населения на соответствующие образовательные услуги. В этих целях организуется регулярное информирование населения о текущей ситуации на рынке труда и прогнозируемой востребованности тех или иных специальностей (профессий) в текущий момент и на среднесрочную перспективу, требованиях работодателей к квалификации и иным характеристикам кадров. Необходимые для этого данные получаются путем мониторинга и прогнозирования рынка труда и публикуются в средствах массовой информации, доступных потребителю образовательных услуг. Таким образом осуществляется регулирование спроса на рынке образовательных услуг в соответствии с конъюнктурой рынка труда. Организуемое указанным способом информационное взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг минимизирует риск невостребованности выпускников учреждений профессионального образования.

Если указанная информация предназначена в основном для лиц, поступающих в учреждения профессионального образования, то для работающих граждан, желающих найти более подходящую для себя работу, необходима организация систематических публикаций в СМИ о требованиях работодателей к квалификации и личностным характеристикам кадров (обзоры по предприятиям Самарской области с кратким освещением ситуации в России и за рубежом). Такая информация будет способствовать более рациональному распределению кадрового потенциала региона по организациям-работодателям, в которых конкретные субъекты смогут лучше реализовать свою квалификацию и личностные качества. К финансированию таких публикаций целесообразно привлекать кадровые агентства.

Одновременно необходима организация информационной кампании в СМИ по восстановлению позитивного имиджа рабочих профессий.

Образовательные учреждения могут выступать инициаторами открытия новых специальностей (профессий) подготовки кадров, создавая этим кадровый ресурс для осуществления технологических и организационных инноваций и тем самым способствуя возникновению новых потребностей в кадрах. В этом состоит стратегическая функция управления кадровым потенциалом образовательными учреждениями. Эта функция реализуется как через предложения по включению новых позиций в государственный региональный заказ на подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров, так и через самостоятельное предложение платных инновационных образовательных услуг. Включение новых специальностей (профессий) в государственный региональный заказ на подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров осуществляется при получении положительного заключения от наиболее передовых предприятий Самарской области, являющихся потенциальными работодателями для выпускников по предлагаемым специальностям (профессиям).

Важнейшим фактором повышения эффективности деятельности системы профессионального образования является квалификация преподавателей, связь их образовательной деятельности с наукой и практикой. В целях создания условий для воспроизводства и развития научно-педагогического потенциала образовательных учреждений настоящей Программой предусмотрены:

внедрение системы государственного регионального заказа на выполнение научно-исследовательских работ регионального значения по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий, распределяемого на конкурсной основе среди научных организаций и вузов области;

организация стажировок преподавателей учреждений НПО, СПО и вузов в организациях, являющихся потенциальными работодателями выпускников этих образовательных учреждений, с частичной оплатой из средств областного бюджета.

Последнее выступает важным инструментом управления качеством кадрового потенциала, поскольку освоение современных производственных технологий молодежью, так же как переподготовка взрослого населения, невозможны без компетентного преподавателя. Одновременно система стажировок педагогического корпуса НПО и СПО на предприятиях выступает одной из форм взаимодействия рынка образования и рынка труда.

Для выполнения перечисленных задач предусматривается ежегодное утверждение Губернатором Самарской области регионального перечня приоритетных направлений развития науки, техники и технологий.

Укрепление связи образовательных учреждений с работодателями осуществляется путем:

проведения общественной экспертизы государственных образовательных стандартов специалистами предприятий и организаций и разработки предложений по их улучшению;

введения регионального компонента государственных образовательных стандартов профессионального образования для компенсации недостатков, выявленных работодателями при общественной экспертизе стандартов, и учета региональных особенностей;

увеличения объемов учебных практик в условиях конкретного производства;

расширения участия специалистов предприятий и организаций в учебно-воспитатель­ном процессе образовательных учреждений;

вовлечения предприятий в число учредителей образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования с возложением на них в соответствии с договорами между учредителями и образовательными учреждениями обязанностей совершенствования материальной базы образовательных учреждений, установления доплат преподавателям, предоставления мест для прохождения практики обучаемыми и т.д.;

включения руководителей учреждений начального и среднего профессионального образования, заведующих кафедрами вузов в состав профессиональных гильдий, организованных Торгово-промышленной палатой Самарской области;

организации контрактной подготовки квалифицированных рабочих в учреждениях начального профессионального образования.

Последнее предполагает, что предприятие заключает контракт с гражданином с обязательством оплаты его обучения в конкретном образовательном учреждении с предоставлением повышенной стипендии и различных социальных услуг на время обучения, а гражданин обязуется успешно завершить обучение в указанном учреждении и отработать определенный срок по полученной профессии на предприятии, заключившем контракт, либо возместить затраченные предприятием средства с учетом прямых расходов по контракту.

Для создания правовой основы контрактной подготовки необходима разработка и передача в Правительство Российской Федерации проекта постановления Правительства Российской Федерации о контрактной подготовке квалифицированных рабочих в учреждениях НПО.

Включение предприятий в число учредителей образовательных учреждений позволит создать территориально-отраслевые учебные комплексы, объединяющие несколько образовательных учреждений, имеющих одних и тех же учредителей и удовлетворяющих потребности учредителей и родственных им по отраслевому признаку предприятий в кадрах по широкой номенклатуре специальностей (профессий).

В целях стимулирования участия предприятий в деятельности системы профессионального образования и учитывая, что кадровый потенциал, создаваемый системой образования, является объектом капитализации, необходимо приравнять вложения предприятий в систему образования к инвестициям, подпадающим под действие законодательства Российской Федерации и законодательства Самарской области об инвестициях, для чего необходимо внесение соответствующего предложения в Федеральное Собрание Российской Федерации.

Одним из важнейших направлений деятельности, предусмотренных настоящей Программой, является подготовка (в том числе опережающая), повышение квалификации и переподготовка кадров для обеспечения инновационных процессов в экономике области.

Для повышения эффективности деятельности системы профессионального образования путем интенсификации образовательных процессов, исключения дублирования и усиления преемственности образовательных программ планируется создание интегрированных образовательных комплексов, включающих уровни полного среднего общего, начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, так чтобы после завершения каждой ступени образования обучаемый имел выбор вариантов продолжения образования в том же комплексе.

Помимо вышеизложенного Программа предусматривает:

стимулирование граждан и хозяйствующих субъектов к повышению квалификации кадров;

создание механизмов повышения профессиональной и социальной мобильности рабочей силы на рынке труда;

совершенствование нормативного регулирования вопросов управления кадровым потенциалом.

Стимулирование к повышению квалификации предполагает безвозмездную выдачу государственных гарантий юридическим лицам по коммерческим кредитам на образовательные нужды юридическим лицам.

Формирование механизмов повышения мобильности рабочей силы на рынке труда предполагает организацию на базе учреждений НПО и СПО сети повышения квалификации кадров и их переподготовки на смежные профессии.

Организация на базе учреждений НПО и СПО сети повышения квалификации и переподготовки кадров позволяет параллельно с основной указанной функцией выполнить своевременное перепрофилирование этих учреждений в связи с прогнозируемым спадом спроса на их услуги по ряду отраслей (в частности, в образовании).

Для реализации описанного механизма создаются следующие институты:

специальное научно-исследовательское подразделение Центра профессионального образования Самарской области (далее — Институт рынка труда), учредителем которого выступают министерство образования и науки Самарскойобласти и министерство имущественных отношений Самарской области. Институт создается для осуществления мониторинга и прогнозирования рынка труда, оценки потребностей работодателей в подготовке, повышении квалификации и переподготовке кадров, оценки путем социологического опроса работодателей соответствия квалификации выпускников образовательных учреждений НПО и СПО требованиям работодателей (в разрезе образовательных учреждений) и др., формирования проекта государственного регионального заказа на подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров и будет действовать на основе самофинансирования;

некоммерческая организация «Ассоциация управления кадровым потенциалом Самарской области» (далее – Ассоциация), в которую входят некоммерческие организации (в том числе, государственные и муниципальные учреждения), представляющие интересы областных департаментов региональных, федеральных и муниципальных органов, Торгово-промышленная палата Самарской области, Союз работодателей Самарской области, совет ректоров вузов, образовательные учреждения, профсоюзы и другие некоммерческие организации. Ассоциация создается в качестве коммуникативной площадки, на которой согласовываются интересы и точки зрения участников Ассоциации по вопросам управления кадровым потенциалом, разрабатываются проекты решений, представляемые в Региональный совет по кадровой политике при Администрации Самарской области, обсуждается информация, представляемая Институтом рынка труда, к формированию государственного регионального заказа на подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров. Ассоциация концентрирует средства участников для самостоятельной реализации проектов, например, проведения информационных кампаний в средствах массовой информации, издания брошюр, организации конференций, образовательных мероприятий и др.;

кадровый научно-исследовательский центр по молодежной политике, создаваемый департаментом по делам молодежи Самарской области для изучения специфических вопросов развития кадрового потенциала, относящихся к молодежной занятости, работе с одаренной молодежью и другим аспектам молодежной политики.

КОМПЛЕКС ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Настоящая Программа предусматривает поэтапный процесс создания системы управления кадровым потенциалом Самарской области.

Первый этап реализации Программы (2004 год) предусматривает создание институтов организационного и информационного обеспечения управления кадровым потенциалом, их методического оснащения, а также проведение первоочередных мероприятий по формированиюкомплексного механизма управления кадровым потенциалом области.

На этом этапе будут проведены мониторинги рынка труда, анализ результатов переписи населения по возрастному составу, образованию, занятости для уточнения государственного регионального заказа на подготовку кадров и другие мероприятия. Параллельно с этим будет начата работа по сертификации персонала предприятий и организаций Самарской области,проведение кампаний в СМИ для организации информационного взаимодействия всех субъектов управления кадровым потенциалом,развитие социального партнерства системы профессионального образования и работодателей региона,организация общественной экспертизы государственных образовательных стандартов профессионального образования работодателями,разработка регионального компонента государственных образовательных стандартов,изменение номенклатуры профессий (специальностей) подготовки в учреждениях профессионального образования и т.д.

На втором этапе реализации Программы (2005-2008 годы) на основе результатов, полученных в ходе первого этапа, планируется предоставление за счет средств областного бюджета субвенций вузам для развития современной учебно-лабораторной базы по наиболее востребованным специальностям (с 2005 года) и организация опережающей подготовки кадров по стратегически перспективным для области профессиям, специальностям и видам деятельности (с 2006 года).

К концу второго этапа (2006-2008 годы) осуществится комплексная реализация всех предусмотренных настоящей Программой составляющих механизма управления кадровым потенциалом Самарской области.

Мероприятия Программы прилагаются.

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Всего по первому этапу Программы (2004 год) предусматриваются расходы в сумме 61365,0 тыс. рублей, в том числе 865,0 тыс. рублей – из областного бюджета, 60500,0 тыс. рублей – за счет займа Международного банка реконструкции и развития.

Объемы и источники финансирования второго этапа Программы будут определены после получения результатов прогноза регионального рынка труда и утверждения приоритетных направлений развития науки, техники и технологий Правительством Самарской области.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ

Управление Программой и контроль исполнения программных мероприятий осуществляет министерство образования и науки Самарскойобласти. Контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляет министерство управления финансами Самарской области.

Министерство образования и науки Самарской области выполняет функции управления Программой в рамках существующей структуры и за счет средств, выделяемых на обеспечение его текущей деятельности. В перечень функций министерства включаются специальные функции управления Программой, содержание которых приведено в таблице.

Таблица
Специальные функции управления Программой

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В результате реализации Программы будет создан механизм обеспечения организаций экономической и социальной сфер Самарской области кадрами, удовлетворяющими требования работодателей в отношении готовности к профессионально-трудовой деятельности.

Социальная значимость Программы определяется тем, что сформированный комплексный механизм управления кадровым потенциалом Самарской области позволит в среднесрочной перспективе достичь динамического равновесия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, значительно снизить риск невостребованности выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда: привести номенклатуру профессий и специальностей региональной системы профессионального образования и соотношение числа выпускников разных уровней образования в соответствие со структурой спроса на рынке труда, повысить профессиональную, психологическую, социальную и личностную готовность выпускников к профессионально-трудовой деятельности до уровня требований работодателей.

К 2008 году показатели трудоустройства по специальности выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования будут доведены, соответственно, до 90, 65 и 50%(в 2002 году по России средние показатели трудоустройства по специальности после окончания профессионального училища, техникума или вуза составляли 57,3, 38,7 и 23%). Произойдет уменьшение периода «доводки» (доучивания, переучивания) выпускников региональной системы профобразования на конкретном рабочем месте (анкетирование работодателей). Изменятся трудовые ориентации молодежи в сторону более рационального, соответствующего запросам рынка выбора уровня профессионального образования, специальности и типа профессиональной карьеры (социологический опрос). Будут своевременно удовлетворяться потребности промышленных предприятий области в рабочих кадрах соответствующего профиля (статистические данные ФГСЗН по Самарской области).

В экономическом аспекте реализация Программы позволит снизить непроизводительные затраты средств бюджетов всех уровней, населения и организаций на получение гражданами образования, не соответствующего сегодняшним и перспективным потребностям экономики и социальной сферы, а также создать условия для перевода экономики области на инновационный путь развития путем упреждающего создания необходимого для этого кадрового потенциала.

Мероприятия программы