№ 30-ГД от 12.03.2004

ЗАКОН
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Об утверждении областной целевой программы
«Развитие туризма в Самарской области» на 2004-2008 годы

Принят Самарской Губернской Думой
24 февраля 2004 года

Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу «Развитие туризма в Самарской области» на 2004-2008 годы.

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

  Губернатор
Самарской области
К.А. Титов

Приложение
к Закону Самарской области
«Об утверждении областной
целевой программы «Развитие туризма
в Самарской области»
на 2004-2008 годы»

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ»
НА 2004-2008 ГОДЫ
(далее – Программа)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Современная туристская индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей в мировой экономике. Доход, получаемый от туризма, занимает значительную часть в бюджетах государств и составляет до 10% валового национального продукта. Показатели динамики роста доходности туризма значительно опережают показатели динамики роста доходности других отраслей экономики. По данным Всемирной туристской организации, за последние 10 лет доходы от туризма росли ежегодно на 7,9% при ежегодном среднем росте количества туристских прибытий на 4,5%. В развивающихся странах рост доходности туризма составляет до 100% (например в Португалии).

Развитие туризма оказывает стимулирующее действие и на другие секторы экономики (в том числе транспорт, связь, торговлю), способствует созданию значительного количества рабочих мест, увеличению налогооблагаемой базы и поступлений средств от налогов в казну Российской Федерации. Следует отметить, что важнейшими факторами, оказывающими влияние на доходность туризма в экономике страны, являются природно-климатические и историко-культурные ресурсы, а также политический климат и уровень благоприятствования государственной политики в отношении туризма.

К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма приходится 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12% мирового валового национального продукта.

Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и так далее.

Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.

По прогнозу Всемирной туристской организации, к 2020 году Россия может войти в первую десятку самых популярных направлений туризма. По оценке экспертов Всемирной туристской организации, Российская Федерация занимает 15-е место в мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет2,5% мирового рынка въездного туризма. Прирост в процентном отношении в 1999 году, по сравнению с 1998 годом, составил 5,23%.

До кризиса 1998 года туризм был одной из наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей российской экономики, причем развивающейся практически без государственного участия. По данным Всемирной туристской организации, по доходам от туризма Россия в 1999 году заняла 9-е место и 15-е в мире, опередив Грецию, Турцию, Бельгию и Нидерланды. По усредненным оценкам разных организаций, к началу 1998 года в России насчитывалось 9-12 тысяч туристских организаций. Число людей, прямо или косвенно занятых в системе услуг гостеприимства (с учетом сотрудников туристских фирм, гостиниц, аэропортов, транспортных компаний, музеев, кафе, ресторанов и так далее), достигло 8 млн. человек. Объем услуг, предоставленных иностранным туристам в России в 1999 году, оценивается примерно в 1 млрд. долларов (расходы туристов на проживание в гостиницах и других объектах размещения, питание, экскурсионное обслуживание, культурно-зрелищные мероприятия, сувениры и так далее).

В настоящее время Россию посещает более 17,5 млн. иностранцев в год (в том числе с целью туризма только 2,5 млн. человек в год, что составляет 14,3 % от общего объема), что составляет около 2,5 % мирового потока.

Оценка существующего состояния въездного туризма и туристской инфраструктуры Самарской области

Любой город, являющийся популярным туристским направлением, процветает экономически и находится в более выгодном положении, по сравнению с городами, имеющими неразвитую туристскую инфраструктуру.

В связи с этимулучшение туристской инфраструктуры по основным компонентам системы туристского обслуживания, такимкак транспортная доступность, гостиничный сектор, предприятия питания, развлекательные заведения, информационное обслуживание туристов, система продвижения турпродукта на мировой рынок, кадровый потенциал, уровень и разнообразие туристского обслуживания, создание новых туристских маршрутов, развитие конгрессно-выставочной деятельности, проведение массовых культурно-спортивных мероприятий (фестивали, олимпиады, юбилейные даты), вопросы безопасности туристов и нормативно-правовая база, ведет за собой рост числа иностранных туристов.

В Самарской области в последние годы произошли значительные перемены в области туристской инфраструктуры. Возросло число новых комфортабельных гостиничных комплексов. Ведется большая работа по реконструкции и обновлению существующего гостиничного фонда с целью приведения его к общепризнанным мировым стандартам.

В области имеется около 60 объектов размещения туристов ( более 4 000 мест). Среднегодовая загрузка отелей составляет 50,5 % и колеблется в зависимости от сезона от 25 до 100 %. Однако на сегодняшний день в Самарской области не хватает гостиниц среднего класса уровня 2-3 звезды, рассчитанных на среднего туриста, и гостиниц, предназначенных для проведения конгрессов, что не позволяет области стать центром проведения международных конференций.

Санаторно-курортный комплекс в пределах административного ведения Самарской области включает 61 санаторно-курортное предприятие.

В Самарской области стремительно расширяется количество предприятий питания. По данным Самарского областного комитета государственной статистики, количество предприятий общественного питания, учтенных в составе единого государственного регистра, на 01.01.2003 составило 998 предприятий. Появилось большое количество предприятий быстрого питания, множество ресторанов китайской, итальянской, греческой, турецкой и других национальных кухонь.

Также активно увеличивается количество развлекательных заведений: казино, ночных клубов, театров, кинотеатров. Наряду с единственным в России крытым аквапарком «Виктория» в Самарской области насчитывается более 200 развлекательных заведений, из которых 143 находятся в г. Самаре и г. Тольятти.

Важное место в туристской инфраструктуре занимает транспорт. Самарская область является крупным авиа- и железнодорожным узлом России. Чартерные рейсы по выездному туризму выполняются из аэропорта Курумоч, который является международным аэропортом.

Самарская область в последние годы стала крупным деловым центром не только в масштабе России, но и на мировом уровне, что подтверждаетсяактивностью иностранных и российских инвесторов ипостоянным проведением в г. Самаре и г. Тольяттикрупных конгрессно — выставочных мероприятий.

Важнейшим элементом туристского бизнеса являются туристские фирмы, организующие и обеспечивающие прием иностранных туристов. Однако число таких фирм в настоящее время невелико. В Самарской области туристской деятельностью занимаются 230 фирм и только 22 из них являются туроператорами, то есть фирмами, способными создавать и предлагать собственный турпродукт по территории Самарской области. Учитывая тот факт, что затраты на создание собственного турпродукта в несколько раз превышают затраты турагента, большинство туристических фирм области отдает предпочтение выездному туризму. Требуется проведение государственной политики по поддержке таких фирм.

В течение 2001 года Самарскую область посетили 23000 иностранных граждан, прибывших в регион по туристским, служебным и частным визам и отнесенных к категории туристов в соответствии с Федеральным законом от 24.11.96 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

В 2001-2002 годах Самарскую область посетили 14000 круизных туристов.

В 2002 году только по туристским путевкам из Самарской области за рубеж выехало более 70000 человек.

Федеральные и местные бюджеты имеют возможность получать значительный доход от въездного туризма как экспортного направления в экономике отрасли. Однако поступления в бюджеты, адекватные оценке показателя доходности туризма по мировым методикам и экспертным оценкам, в настоящее время отсутствуют. Это обусловлено недостоверной системой учета доходности туризма, с одной стороны, и недостатками в системе денежного обращения, с другой, а также иными факторами.

За последние 4 года зафиксирован относительно стабильный темп роста въездного туризма, который в среднем по России составляет 23,4 %ежегодно.

Туристский поток в Россию и в Самарскую область достаточно предсказуем. Самыми популярными для поездок являются летние месяцы. Самым низко посещаемым периодом является январь-март. Несколько большие потоки приходятся начетвертый квартал. В настоящее время не имеется возможности сравнить активность деловых поездок по сезонами туристских поездок, тем не менее можно сделать вывод, что заполнение гостиниц и туристская активность в области в несезонный период должны осуществляться путем активизации проведения культурных акций и мероприятий либо путем популяризации Самарской области как области конгрессно — выставочного и делового туризма.

Прирост туристских потоков может быть более значительным, что особенно важно, так как въездной туризм является экспортным направлением в экономике отрасли. Но это возможно только при комплексном принятии таких мер, как проведение международных туристских выставок в Самарской области, участие в зарубежных выставках, создание соответствующих серверов в сети Интернет, издание ряда двуязычных путеводителей по региону, другой рекламной литературы.

Анализ причин недостаточного роста въездных туристских потоков позволяет выделить среди них несколько основных, к ним относятся экономическая нестабильность в целом в стране, недостаточная поддержка туризма как отрасли экономики, антиреклама России в зарубежных средствах массовой информации как объекта туристской привлекательности, выраженный фактор сезонности в туризме, связанный с особенностями климатических условий.

Анализ проблем развития туризма в Самарской области выявил следующие сильные и слабые стороны, существующие возможности и препятствия для развития туристской индустрии в области.

К сильным сторонам следует отнести выгодное географическое положение, богатое природное наследие, наличие крупных промышленных объектов, привлекательныхдля бизнес-туристов, богатое историческое и культурноенаследие, наличие культурных мероприятий, имеющих всероссийский и международный характер, крупные туристско-рекреационные зоны, разнообразная развлекательная инфраструктура, богатая театрально-концертная сфера, близость к центру (Москва — крупный источник турпотоков), собственные образовательные структуры, готовящие кадры длятуристской отрасли и гостиничного хозяйства, хорошие природно-климатические условия, особенно привлекательные для жителей восточных и северных районов, высокая транспортная доступность, инвестиционная привлекательность области.

К слабым сторонам следует отнести отсутствие областной программы развития туризма, отсутствие необходимой нормативно-законодательной базы и, как следствие, отсутствие гибкой системы стимулирования (в том числе налоговых льгот) туристских предприятий, занимающихся въездным туризмом, отсутствие стратегии взаимодействияструктур, участвующих в развитии туристской сферы, недостаток гостиниц и объектов размещения, бедная визуально-эстетическая городская среда, неблагоприятная экологическая обстановка в некоторых городах области, неразвитая инфраструктура на территориях, предлагающих зимние виды отдыха, отсутствие единой имиджевой стратегии области в сфере туризма, несистематизированная информационная туристская среда, отсутствие локальной информационной системы оповещения туристов (туристского информационного центра), дефицит профессиональных туристских кадров.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основная цель настоящей Программы — создание в Самарской области благоприятных условий для устойчивого развития туризма, что внесет значительный вклад в развитие области, в том числеза счет притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, ростадоходов населения, значительного увеличения налоговых поступлений в бюджет, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия Самарской области.

Задачи Программы:

интеграция Самарской области всистему российского туристского рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма;

создание условий для возрождения и развития традиционных центров туризма Самарской области, освоения новых туристских районов с богатым природным и историко-культурным потенциалом;

содействие в разработке и внедрении на областном туристском рынке прогрессивных технологий туристского обслуживания;

совершенствование нормативно-правовой базы развития туризма и системы государственного регулирования туристской деятельности, в том числе системы мер, обеспечивающих безопасность в сфере туризма;

стимулирование развития материальной базы туризма (объектов размещения и инфраструктуры) путем привлечения внебюджетных источников, в том числе иностранных инвестиций, для реконструкции и нового строительства туристских объектов;

совершенствование системы информационного обеспечения сферы туризма, проведение активной рекламной деятельности;

созданиев Самарской области современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе договоров, заключаемых департаментом туризма министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области с исполнителями программных мероприятий.

Объекты и проекты, реализуемые в рамках программных мероприятий, определяются на основе отбора. Отбор исполнителей программных мероприятий производится на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.

Головной исполнитель Программы с учетом хода реализации Программы в текущем году проводит предконтрактную проработку размещения заказов для областных нужд, уточняет объемы необходимых средств для финансирования Программы и представляет проекты соответствующих бюджетных заявок с их обоснованием в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и в министерство управления финансами Самарской области.

В соответствии с установленными объемами централизованного финансирования, предусмотренными настоящей Программой на очередной финансовый год, департаменту туризма министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области выделяются средства из областного бюджета.

Финансирование из областного бюджета начиная с 2004 года осуществляется с учетом возможностей бюджета соответствующего финансового года. При сокращении объемов бюджетного финансирования работ по реализации настоящей Программы головной исполнитель Программы должен разработать дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников, а также произвестикорректировку перечня первоочередных проектов хода исполнения программных мероприятий в установленные сроки.

Предполагается привлечение внебюджетных источников. Внебюджетные источники включают собственные средства организаций сферы туризма, средства рекламодателей, привлеченные инвестиции, целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении Программы. При сокращении поступлений средств из внебюджетных источников головной исполнитель Программы производит корректировку запланированных программных мероприятий.

Реализация совместных мероприятий с субъектами Российской Федерации, странами ближнего и дальнего зарубежья осуществляется на основе соглашений о софинансировании запланированных мероприятий.

Механизм реализации настоящей Программы предусматривает ежегодное формирование следующих документов:

план действий по реализации первоочередных мероприятий Программы;

перечень выполняемых на конкурсной основе работ по подготовке и проведению программных мероприятий с указанием исполнителей Программы, определением объемов и источников финансирования;

план проведения конкурсов по выполнению первоочередных мероприятий по реализации Программы;

проекты договоров и соглашений между головным исполнителем (исполнителями) Программы и исполнителями программных мероприятий (по итогам конкурсов).

Головной исполнитель Программы организует независимую экспертизу проведения программных мероприятий, определяет приоритеты с учетом мнений специалистов и научной общественности.

СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Первый этапреализацииПрограммы (2004-2006 годы) включает подготовку и начало реализации системы программных мероприятий, начало разработки программных мероприятий второго этапа, разработку рекламно-информационного обеспечения, формирование спроса, изучение потенциальных туристских потоков, а также принятие нормативных правовых актов и проведение необходимых исследований по изучению рынка туристских услуг.

Второй этап реализацииПрограммы(2007-2008 годы) — завершение реализации системы программных мероприятий и развитие материальной базы туризма в соответствиис разработанным на первом этапе инвестиционным планом.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Финансирование Программы предполагается осуществлять за счет внебюджетных источников исредств областного и муниципальных бюджетов, в том числе выделяемых на конкурсной основе в виде централизованных инвестиционных ресурсов.

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет:

средств областного бюджета в сумме 137500,83 тыс. рублей;

средств бюджетов муниципальных образований в сумме 14872,62тыс. рублей;

внебюджетных источников в сумме 208995,00тыс. рублей.

Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации системы программных мероприятий, включая привлеченные средства, составляет361368,45 тыс. рублей.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Регулирование туристской деятельности и управление развитием туризма

Настоящий раздел предусматривает проведение ряда мероприятий, направленных на создание законодательной и нормативно-правовой базы туризма в Самарской области, на регулирование туристской деятельности и совершенствование системы статистического учета.

Для эффективного управления развитием туризма на территории Самарской области предполагается:

организация работы межведомственной комиссии при департаменте туризма министерства экономического развития, инвестиций и торговли по регулированию деятельности туристских предприятий области и осуществлению контроля прав потребителей туристического продукта,

разработка в составе Земельного кадастра Самарской области кадастра туристических территорий, включающего рекреационные зоны, памятники культуры иистории, охраняемые природные территории,

создание аналитического центра при департаменте туризма министерства экономического развития, инвестиций и торговли, дающего прогнозы развития въездного туризма, определяющего перспективы увеличения потоков, планирующего мероприятия по стимулированию въезда.

Для стимулированияинвестиционной активности в сфере туризма необходимы создание базового пакета инвестиционных проектов развития инфраструктуры туризма в Самарской области и разработка эффективной кредитной политики Правительства Самарской области, направленной на привлечение дополнительных ресурсов финансирования туристических проектов.

Совершенствование системы статистической отчетности по всем видам туризма (туристские прибытия, сроки пребывания, поступления, изменения в мощности различных предприятий, уровень загрузки) предполагает:

проведение маркетинговых исследований спроса и предложения на туристских рынках в Самарской области, России и за рубежом,

исследованиеосновных туристских объектов Самарской области и создание единого туристского реестра,

создание постоянно обновляющегося перечня субъектов туристской индустрии,

мониторинг использования туристских ресурсов.

Рекламно-информационное обеспечение

Раздел включает ряд мероприятий, способствующих развитию въездного туризма и формированию положительного имиджа области на российском и мировом рынках туристских услуг:

работу на международных выставках и ярмарках, сопровождаемую рекламными кампаниями,

создание на русском и иностранных языках печатной и электронной продукции презентационного плана о туристической привлекательности Самарской области,

ежегодное издание сводного календаря туристских событий,

включение информации о Самарской области в мировое Интернет- пространство.

Раздел также предусматривает создание единой системы информационного обеспечения сферы туризма – туристского информационного центра (далее — ТИЦ) в целях оказания информационно-справочных, туристских и деловых услуг приезжающим туристам, а также для ведения рекламной и маркетинговой деятельности.

Задачей ТИЦа является бесплатное предоставление всем заинтересованным лицам и организациям информации о субъектах туристской индустрии, туристских ресурсах Самарской области, о мероприятиях областного масштаба, проводимых в губернии, о расписании работы объектов туристского показа, транспорта и иной необходимой информации.

Данный раздел Программы также включает следующие средства:

средства на развитие выставочной деятельности на территории Самарской области,

средства на представление области на всероссийских и международных туристических выставках,

средства на организацию целевых информационно-рекламных компаний,

средства на участие в экспозиции некоммерческого партнерства «Самарский губернский торгово-выставочный центр».

Развитие регионального, межрегионального и международного сотрудничества в сфере туризма, направленного на создание цивилизованного рынка туристских услуг в Самарской области

С конца 90-х годов Губернатором Самарской области были подписаны соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве со следующими территориями иностранных государств: землей Северный Рейн-Вестфалия (Германия), Великопольским Воеводством (Польская Республика), штатом Карнатака (Индия), провинцией Квебек (Канада), кантоном Фрибург (Швейцарская Конфедерация), провинцией Хэнань (Китай), Западно-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областями Республики Казахстан и так далее. Кроме того, существует ряд приоритетных для Самарской области зарубежных территорий для развития различного уровня сотрудничества. Развитие контактов с данными территориями и подписание соглашений о сотрудничестве в сфере туризма, несомненно, будут способствовать формированию инвестиционно-благоприятного имиджа региона.

Данный раздел Программы также включает средства на проведение презентаций туристических возможностей Самарской области и осуществление разовых и периодических акций совместно  с  городами-побратимами иностранных государств (Болгария, Германия, Франция, США).

Настоящий раздел Программы также содержит мероприятия, направленные на развитие партнерских связей в сфере туризма с республиками и областями Российской Федерации.

Раздел Программы включает реализацию следующих видов международного и межрегионального сотрудничества в сфере туризма:

организацию участия представителей туристической индустрии областей в ежегодной международной туристской выставке Самара-ТурЭкспо в г. Самаре,

работу с иностранными журналистами, приглашенными в Самарскую область,

работу с национальными турпредставительствами других стран,

установление прямых отношений с основными российскими и зарубежными туроператорами, специализирующимися на путешествии туристов по России,

проведение научно-практических конференций по ключевым проблемам развития туризма.

Мероприятия данного раздела Программы будут способствовать развитию сотрудничества в сфере туризма с различными государствами, работать на создание благоприятного имиджа области для вложения иностранных инвестиций и включения в мировой туристический рынок.

Создание в Самарской области современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса

Для развития въездного туризма на территории Самарской области необходимо организовать предоставление комплекса туристических услуг (транспорт, размещение, питание, туристические впечатления) на уровне, соответствующем мировым стандартам. В настоящей Программе предусматривается создание туристских зон, на которых развитие туристской инфраструктуры является приоритетным по отношению к другим отраслям деятельности.

Тип и функциональные особенности зоны зависят в первую очередь от туристского потенциала – историко-культурного или природного.

На территории, где располагаются достопримечательности или объекты туристского приближения (музеи, театры, зрелищные и спортивные объекты), следует создавать и объекты туристского обслуживания. Группирование достопримечательностей в определенных зонах сможет привлечь больше туристов в каждую из них и способствовать развитию экономики отдельных районов области: в городах Похвистнево иЖигулевске, Кинельском, Кошкинском, Красноярском, Приволжском и Шигонском районах. Особое место следует уделить развитию инфраструктуры областной столицы, что впоследствие смогло бы позволить области стать крупным региональным конгрессным центром и войти в состав Европейской федерации городов-организаторов конференций.

Раздел Программы также предполагает создание официальных областных туристических маршрутов по различным видам туризма, используя в первую очередь ключевые туристские ресурсы городов и районов Самарской области.

Подготовка специалистов и научное обеспечение туристской деятельности

Конечным результатом системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации следует считать создание в Самарской области четко работающей, многоступенчатой системы образования в области туристской индустрии, охватывающей все уровни – от профессиональной ориентации школьников до высшего уровня квалификации. Система образования должна быть непрерывной, то есть фактически в течение всей профессиональной деятельности специалисты должны постоянно повышать свой профессиональный уровень. В противном случае не будет прогресса в управлении, обслуживании, не будет внедрения новых технологий. Данный раздел Программы предусматривает решение проблем подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для всех видов деятельности в туристской индустрииСамарской области.

Настоящий раздел Программы включает средства на:

содействие становлению единой системы непрерывного образования в сфере туризма;

содействие в создании высокопрофессиональной учебно-методической базы образовательной деятельности в области туристской индустрии Самарской области;

создание системы взаимодействия предприятий сферы туризма и учебных заведений с целью подготовки высококвалифицированных специалистов.

Комплекс мероприятий и финансовое обеспечение реализации программы

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЯ ЗА
ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Департамент туризма министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области как головной исполнитель Программы несет ответственность за подготовку и реализацию Программы в целом, осуществляет текущую работу по координации деятельности разработчиков и исполнителей комплекса мероприятий, обеспечивает их согласованные действия по реализации Программы.

Исполнители Программы отчитываются по использованию выделенных им финансовых средств в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством Самарской области.

Координация деятельности исполнителей по реализации мероприятий Программы будет возложена на департамент     туризма министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской  области в части:

разработки и реализации программных проектов развития туризма в Самарской области;

координации деятельности ведомств и организаций области, занимающихся проблемами развития туризма;

утверждения планов работы по реализации мероприятий Программы, контроля за ходом ее выполнения.

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Программа включает систему мероприятий, рассчитанных на бюджетныеи внебюджетные источники финансирования. Выполнение системы намеченных мероприятий приведет к укреплению материальной базы туризма, расширению географии и многообразию туристских маршрутов, позволит существенно усовершенствовать нормативную и организационную базу для осуществления туристской деятельности.

Принимая во внимание, что туризм является одной из сфер экономики, способных оказывать стимулирующее влияние на функционирование многих смежных отраслей (торговля, транспорт, связь, производство товаров потребления, строительство и другие), реализация Программы будет способствовать общему оздоровлению экономики области, сохранению и созданию новых рабочих мест, увеличению финансовых поступлений в бюджеты всех уровней.

Самым важным результатом реализации Программы станет формирование предпосылок создания современного туристского комплексаобласти.

В результате осуществления Программы будут созданы условия для сохранения и возрождения объектов культурного и природного наследия области.

Проведение продуманной и грамотной политики по развитию туризма в Самарской области повысит привлекательность области как сферы предпринимательства иделового сотрудничества, создаст стимулы для притока в экономику области дополнительного капитала и улучшит качество жизни.