№ 28-ГД от 11.03.2004

ЗАКОН
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Об утверждении областной целевой программы
«Разные, но не чужие — мир через культуру»
на 2004-2008 годы»

Принят Самарской Губернской Думой
24 февраля 2004 года

Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу «Разные, но не чужие — мир через культуру» на 2004 — 2008 годы».

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

  Губернатор
Самарской области
К.А. Титов

Приложение
к Закону Самарской области
«Об утверждении областной целевой
программы «Разные, но не чужие – мир
 через культуру» на 2004–2008 годы»

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Разные, но не чужие – мир через культуру»
на 2004 – 2008 годы
(далее – Программа)

Паспорт программы
 

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

По мнению ЮНЕСКО, принцип культуры мира и ненасилия станет ключевым в концепции формирования всей духовной культуры XХI века.

Культура мира и ненасилия, по своему определению, самым непосредственным образом связана с общечеловеческой и общемировой культурой. Эта связь проявляется в том, что, во-первых, ценности, на которых основана культура мира, обозначены в контексте мирового культурного процесса. Во-вторых, общечеловеческие ценности представлены во многих выдающихся памятниках истории и культуры, произведениях искусства и литературы, музыке и архитектуре. Сам контекст общекультурного процесса определяет собой естественную среду для развития культуры мира и предоставляет инфраструктуру и каналы для распространения базовых ценностей культуры, закрепления их в общественном сознании и моделях поведения.

Эти каналы обозначены самыми разнообразными формами культурной деятельности – от функционирования различных средств информации и коммуникации до культурно-просветительной деятельности, изобразительного искусства, музыки, кино, театра и других видов творчества.

Любое обращение к общекультурным ценностям, к мировой культуре уже само по себе является формой приобщения к культуре мира.

Суть культуры мира и ненасилия заключается в способности людей к формированию и проявлению особого типа взаимодействия, основанного на осознании ценностей мира, гуманизма и терпимости, а также в целенаправленном внедрении этих ценностей в повседневные модели поведения.

Культура мира и ненасилия не может быть искусственно сконструирована или введена решениями органов власти или управления. Культуру мира и ненасилия необходимо последовательно формировать, обеспечивая государственную и общественную поддержкураспространения идей и принципов культуры мира и ненасилия. При этом идеи и принципы культуры мира и ненасилия должны быть закреплены в общественном и индивидуальном сознании. Это означает возможность перехода к принципиально новой этике отношений, основанной на взаимном уважении культурного самосознания, признании культурного многообразия, терпимости к культурным различиям и укреплении межкультурного диалога.

Современный подход к формированию диалога основан на признании того, что культура неотделима от самосознания отдельного человека и нации и часто включает в себя характерные национальные, региональные или этнические черты.

Культура представляется сегодня наиболееэффективным способом духовного объединения народов. Современное состояние культуры, по мнению ряда исследователей (В.Г.Библер, С.Н.Иконникова, Д.С.Лихачев),характеризуется развитыми потребностями в расширении культурных связей, с одной стороны, и сохранением самобытных культурных форм с другой.

При этом в значительной мере возрастают возможности для широких контактов и взаимодействия народов, религий, национальных и локальных культур для их непредвзятого культурного диалога и взаимного обогащения. Следовательно, культурный процесс оказывается способным обеспечить благоприятную среду для развития культуры мира и ненасилия.

В Самарской области обозначилась достаточно устойчивая тенденция межкультурного диалога. Этому во многом способствует деятельность государственного учреждения культуры «Дом дружбы народов Самарской области» (далее – Дом дружбы народов Самарской области), созданного в соответствии с постановлением Губернатора Самарской области от 12.09.2001 № 324.

На развитие современной культурной политикив Самарской области ориентирована деятельность государственного учреждения культуры «Международный центр развития культуры в Самарской области» (далее – международный центр развития культуры в Самарской области), создание которого предусмотрено областной целевой программой «Формирование культурного потенциала устойчивого развития Самарской области» на 2002 – 2005 годы, утвержденной Законом Самарской области от 13.11.2001 № 68-ГД. Предусмотренная настоящей Программой деятельность международного центра развития культуры в Самарской области предполагает представление культуры Самарской области на уровне региона, Приволжского федерального округа, России, ближнего и дальнего зарубежья. Деятельность международного центра развития культуры в Самарской области позволит установить устойчивые связи с мировыми центрами и выдающимися деятелями культуры.

Однако на процесс развития межкультурного диалога, установление контактов и взаимодействиянациональных и локальных культурнегативно влияет ряд факторов, важнейшими из которых являются отсутствие:

комплексного подхода к распространению идей культуры мира через систему культурно-просветительских мероприятий;

четко скоординированных усилий общественных, государственных и частных структур в сфере развития широких контактов и взаимодействия национальных и локальных культур;

глобальных культурно-творческих проектов, ориентированных на развитие новых форм социально-культурного партнерства, способствующего развитию идеи многокультурности.

В современных условиях экономической и политической нестабильности в стране, усиления миграционных потоков необходима разработка системы мер, способствующих укреплению социокультурного сотрудничества.

Для упорядочения, углубления и координации деятельности по распространению идей культуры мира и ненасилия через развитие межкультурного диалога необходима система программных мероприятий, способствующих формированию устойчивой системы межкультурных коммуникаций и взаимопонимания.

Особенности Программы:

межведомственный подход и включение в разработку Программы инициатив местных сообществ, культурных центров, религиозных организаций, национальных объединений, творческих союзов;

активное использование мультиагентных систем для расширения возможностей укрепления культурной составляющей в развитии концепции культуры мира.

Реализация Программы будет способствовать:

осознанному признанию культурного многообразия, укреплению культурного самосознания и развитию межгосударственных, межрегиональных и межтерриториальных культурных связей;

распространению идей культуры мира и внедрению базовых ценностей культуры мира в общественное сознание через существующую инфраструктуру культуры;

формированию модели культурного обмена в рамках реализации интегрированных межкультурных творческих проектов;

совершенствованию механизма организации межкультурного диалога.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основная цель Программы – укрепление и развитие миротворческого межкультурного диалога.

Задачи Программы:

формирование миротворческого самосознания и поведения людей;

создание условий для межтерриториальных, межрегиональных и международныхкультурных связей;

совершенствование и развитие культурно-творческого диалога;

развитиеинфраструктуры межкультурного диалога;

установление устойчивых межкультурных связей с мировыми центрами и деятелями культуры;

развитие новых форм социально-культурного партнерства.

3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация мероприятий Программы осуществляется на основедоговоров, социально-творческих заказов, заключаемых (размещаемых) министерством культуры, молодежной политики и спорта Самарской области с исполнителями программных мероприятий. Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников. Условием финансирования программных мероприятий учреждений культуры районов и городов области является софинансирование администраций муниципальных образований на паритетной основе.

Головной исполнитель Программы с учетом хода реализации Программы в текущем году проводит предконтрактную проработку размещения заказов для областных нужд, уточняет объемы необходимых средств для финансирования Программы и представляет проекты соответствующих бюджетных заявок с их обоснованием в министерствоэкономического развития, инвестиций и торговли Самарской области иминистерство управления финансами Самарской области. В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств закупка однородных товаров, работ и услуг на сумму 23,3% всех затрат по Программе будет осуществляться министерством культуры, молодежной политики и спорта Самарской области централизованно на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством. В случае экономии средств за счет централизованного приобретения товаров высвобождаемые средства будут направлены на проведение конкурсов социокультурных проектов (раздел Программы «Зона свободного участия»).

Осуществление государственной поддержки производится в соответствии со статьями 10 и 12 Закона Самарской области «О культуре в Самарской области» от 03.04.2002 № 14-ГД. Отбор исполнителей программных мероприятий производится на конкурсной основе всоответствиисдействующим законодательством. В соответствии с установленными объемами централизованного финансирования головному исполнителю Программы выделяются денежные средства из областного бюджета начиная с 2004 года. В ходе реализации Программы ежегодно уточняются объемы денежных средств, выделяемых их бюджетов в соответствии с законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год. При сокращении объемов бюджетного финансирования работ по реализации настоящей Программы головной исполнитель Программы разрабатывает дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников. Сумма средств из внебюджетных источников будет ежегодно конкретизироваться. Планируется привлечение средств из бюджетов других субъектов Российской Федерации, благотворительных фондов, средств от спонсоров и от реализации билетов на зрелищные мероприятия.

Головной исполнитель настоящей Программы ежегодно формирует план действий по реализации мероприятий Программы.

Составной частью Программы является план национально-культурного развития народов Самарской области «Возрождение», с 2000 по 2003 год утверждаемый постановлениями Губернатора Самарской области (подраздел комплекса мероприятий Программы 5.2.2.). В связи с тем, что вышеуказанный План предусматривает ежегодное определение приоритетных направлений финансирования, по данному подразделу головной исполнитель Программы при подготовке проекта закона о бюджете на очередной год определяет перечень программных мероприятий с указанием исполнителей.

Раздел Программы «Зона свободного участия» (п. 5.5.) предполагает ежегодное проведение конкурсов социокультурных проектов. По данному разделу Программы головной исполнитель ежегодно составляет план проведения конкурсов проектов и перечень выполняемых на конкурсной основе работ с указанием исполнителей Программы, определением объемов и источников финансирования.

Исполнители отчитываются по использованию выделенных им финансовых средств в соответствии с порядком, установленным государственным заказчиком Программы.

4. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

4.1. Формирование личностных ценностей культуры мира и сотрудничества

В условиях существования различных мировоззренческих систем одним из важнейших направлений развития социокультурного сотрудничества является ориентация личности на универсальные человеческие ценности, среди которыхкультурамира и сотрудничества является актуальной и приоритетной.

В разделе Программы «Формирование личностных ценностей культуры мира и сотрудничества» (п. 5.1.) запланированы мероприятия по реализациидолгосрочных соглашений между Самарским епархиальным управлением Русской православной церкви и региональным духовным управлением мусульман Самарской области. Предусматриваетсякоординация работы органов исполнительной власти Самарской области и религиозных организаций по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию населения. В рамках данной Программы предполагается взаимодействие при подготовке и проведении областных мероприятий: фестивалей, конкурсов, выставок, праздников, посвященных знаменательным событиям истории России, Самарской области, научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов» по проблемам сохранения национального, исторического, культурного и творческого наследия.

Мероприятия данного раздела помогут сформировать такие фундаментальные ценности культуры мира, как уважение к достижениям культуры различных национальностей, стремление к участию в совместных культурно-творческих акциях, развить новые формы социально-культурного партнерства.

4.2. Создание условий для развития диалога культур

В Самарской области постоянно проживает более 3,3 миллионов человек. Этнический состав населения многонационален: по данным переписи 1989 года, на территории области зафиксированы представители более 130 национальностей. Большинство населения является русским (83%), остальное (17%) образует следующие этнические группы: по 3,6% — татар, чувашей, мордвы, 2,5% — украинцы, 0,6% — белорусы, по 0,4% — казахи и евреи, 0,3% — немцы, 0,2% — башкиры, 0,1% — марийцы, 1,3% — представители других национальностей.

Сегодня в Самарской области насчитывается около 500 различных религиозных организаций, принадлежащих более чем 30 конфессиям. Наряду с традиционно существующими на территории региона православной конфессией христианства и суннитским течением ислама в последнее десятилетие здесь появились такие религиозные организации, как мормоны, буддисты-ламаисты, свидетели Иеговы, харизматические организации, многие разновидности индуистских и неоязыческих культов.

Возникновение различных конфронтаций в обществе чаще всего объясняется принципиальными культурными различиями конфликтующих сторон. Это проявляется как на международном, межгосударственном уровне, так и в целом ряде локальных взаимоотношений этносов, проживающих на одной территории. Нередко неприятие иных людей и культур вызвано миграцией. Поволжье является притягательным регионом для мигрантов. В Самарской области, по данным управления по делам миграции Главного управления внутренних дел Самарской области, находится около 20 тысяч беженцев из стран СНГ. Занимая свою нишу в жизни региона, они нередко оказываются в конфликтной ситуации. Так, социологические исследования показывают, что факторы межэтнической напряженности различны и среди них не последнее место занимают быт, привычки, нравы, различие в культурах. Существенной составляющей такжеявляются этнические стереотипы. Именно этнические стереотипы устанавливают жесткие границы между культурными мирами, мешают их взаимопроникновению и тем самым вольно или невольно способствуют формированию образа «чужого».

Мероприятия, включенные в раздел Программы «Создание условий для развития диалога культур» (п. 5.2.), ориентированы на формирование ценностных установок, способствующих реализации конструктивного взаимодействия и культурно-творческого диалога национальных и конфессиональных сообществ, развитие ценностных ориентаций на партнерское взаимодействие и культурно-творческий диалог.

На ознакомление с наследием национальных культур, их сравнительный анализ ориентированы детские фольклорные и этнографические экспедиции, межнациональные библиотечные проекты, создание экспозиций.

4.3. Укрепление межкультурного сотрудничества

Губернатором Самарской области подписаны соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве со следующими территориями иностранных государств: земля Северный Рейн-Вестфалия (Германия), Великопольское Воеводство (Польская Республика), штат Карнатака (Индия), провинция Квебек (Канада), область Дьер-Мошон-Шопрон (Венгерская Республика), кантон Фрибург (Швейцарская Конфедерация), провинция Хэнань (Китай), Западно-Казахстанская и Восточно-Казахстанская область (Республика Казахстан). В 2003 году планируется подписание подобных договоров с областью Воеводиной (Югославия), Пловдивской областью (Республика Болгария) и Днепропетровской областью (Украина). В рамках Программы запланированы мероприятия,направленные на реализацию заключенных соглашений в области культурного сотрудничества.

В раздел Программы «Укрепление межкультурного сотрудничества» (п. 5.3.) включены мероприятия по проведению дней культуры городов и районов Самарской области с городами-побратимами иностранных государств (Германия, Франция, Сербия) и территориями, заключившими соглашения о сотрудничестве (Агульский район Республики Дагестан, Самарский район Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан, Ивантеевский и Волжский районы Саратовской области).

В данный раздел Программы включены мероприятия, направленные на развитие партнерских отношений в сфере культуры с республиками и областями Российской Федерации, а также запланированы различные виды международного и межрегионального социокультурного сотрудничества:

театрально-концертная деятельность (обменные гастроли, организация и участие в международных фестивалях, совместная постановочная деятельность);

обмен музейными экспозициями;

развитие деятельности Лиги самарского землячества, созданной в рамках проведения Самарской ассамблеи 2002 года.

Мероприятия по реализации Программы будут способствовать развитию культурно-творческого обмена с различными государствами, созданию благоприятного имиджа Самарской области с целью привлечения иностранных инвестиций и вхождения области в мировой туристический рынок.

Данный раздел содержит комплекс мероприятий, направленных на развитие туризма как инструмента реализации Программы. Это разработка экскурсионных и музейных туров, выпуск специальных изданий для самарцев и гостей области, выработка стратегии развития туризма, базирующаяся на уникальных природных, исторических, этнических и культурных ресурсах Самарской области.

4.4. Создание и развитие инфраструктуры и коммуникаций межкультурного диалога

В данный раздел Программы (п. 5.4.) включенымероприятия по реконструкции зданий, в которых предполагается проводить национальные и межнациональные культурно-массовые мероприятия, способствующие диалогу представителей различных культур.

Предусмотрено создание на русском и английском языках печатной и электронной продукции презентационного характера о развитии культуры в Самарской области, что будет способствовать развитию диалога культур и формированию позитивного имиджа региона.Кроме того, предполагается создание веб-сайтов учреждений культуры на английском языке для включения информации о них в мировое социокультурное пространство.

Данный раздел включает мероприятия по организациидеятельности международного центра развития культуры в Самарской области, что будет способствовать установлению устойчивых связей с мировыми центрами и деятелями культуры.

Проблемы межнационального и межконфессионального диалога предполагается рассмотреть на запланированных семинарах, «круглых столах» работников образования и культуры, конференциях, встречах.

4.5. Создание зоны свободного участия

Настоящая Программа включает создание зоны свободного участия, где будут аккумулированы резервные финансовые средства, которые ежегодно распределяются на конкурсной основе, что позволит привлечь на различных этапах реализации Программы новых партнеров, дополнительные источники финансирования в виде грантов российских и международных благотворительных организаций и фондов.

Предусматривается организация ежегодных конкурсов и ярмарок проектов, направленных на установление и развитие долгосрочного межнационального и международного культурного взаимодействия.

5. Комплекс мероприятий и финансовое обеспечение реализации программы

6. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И
КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Министерство культуры, молодежной политики и спорта Самарской области как головной исполнитель Программы несет ответственность за подготовку и реализацию Программы в целом, осуществляет координацию деятельности разработчиков и исполнителей комплекса мероприятий Программы, обеспечивает их согласованные действия по реализации Программы.

Исполнители Программы отчитываются за использование выделенных им финансовых средств в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством Самарской области.

Координация деятельности исполнителей по реализации мероприятий Программы возлагается на коллегию департамента культуры министерства культуры, молодежной политики и спорта Самарскойобласти в части:

разработки и реализации всех программных проектов развития межнационального и межконфессионального культурного сотрудничества;

согласования деятельности ведомств и организаций, занимающихся проблемами развития культуры в Самарской области и на территориях государств, с которыми заключены соглашения;

утверждения планов работы по реализации мероприятий Программы, контроля за ходом их выполнения.

Контроль за целевым использованием средств областного бюджета осуществляет министерство управления финансами Самарской области.

7. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Критериями эффективности Программы являются:

реализация заключенных соглашений в области культуры между Правительством Самарской области и органами управления территорий иностранных государств;

укрепление межрегиональных и межгосударственных культурных связей;

развитие инфраструктуры межкультурного сотрудничества;

реализация межкультурных творческих проектов;

совершенствование механизма организации межкультурного диалога;

внедрение новых форм социально-культурного партнерства;

использование мультиагентных систем для установления межкультурных партнерских контактов;

привлечение инвестиций и повышение привлекательности региона в целях
развития международного сотрудничества.