№219-ГД от 09.12.2005

ЗАКОН
Самарской области

О защите населения и территорий Самарской области
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Принят Самарской Губернской Думой
28 ноября 2005 года

Настоящий Закон регулирует правоотношения в области защиты населения, земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее — территории) в пределах границ Самарской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — чрезвычайные ситуации).

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в том значении, в котором они определены Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Статья 2. Правовая основа обеспечения защиты населения и территорий Самарской области от чрезвычайных ситуаций

Правовую основу обеспечения защиты населения и территорий Самарской области от чрезвычайных ситуаций составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, Устав (Основной Закон) Самарской области, настоящий Закон, иные законы и нормативные правовые акты Самарской области.

Статья 3. Цели настоящего Закона

1. Целями настоящего Закона являются:

предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

ликвидация чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления и организациями.

2. Не связанные с перечисленными в настоящей статье целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Законом не регулируются.

Статья 4. Основные принципы защиты населения и территорий Самарской области от чрезвычайных ситуаций

Основными принципами защиты населения и территорий Самарской области от чрезвычайных ситуаций являются:

заблаговременное проведение мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, максимально возможное снижение размера потерь и ущерба при их возникновении;

планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий Самарской области от чрезвычайных ситуаций с учетом особенностей территорий муниципальных образований, организаций и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;

определение объемов и содержания мероприятий по защите населения и территорий Самарской области от чрезвычайных ситуаций исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны;

ликвидация чрезвычайных ситуаций силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, силами и средствами органов исполнительной власти Самарской области. При недостаточности вышеуказанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти;

привлечение сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального характера в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Статья 5. Территориальная подсистема Самарской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Территориальная подсистема Самарской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — территориальная подсистема Самарской области) создается с целью предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах границ Самарской области.

Координирующим органом территориальной подсистемы Самарской области является областная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее — областная комиссия).

Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности, состав сил и средств территориальной подсистемы Самарской области определяются положениями о территориальной подсистеме Самарской области и областной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, утверждаемыми нормативными правовыми актами органов исполнительной власти Самарской области.

Статья 6. Органы повседневного управления территориальной подсистемы Самарской области

Органами повседневного управления территориальной подсистемы Самарской области являются:

информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти Самарской области;

единые дежурно-диспетчерские службы органов местного самоуправления;

дежурно-диспетчерские службы организаций.

Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Информация в сфере защиты населения и территорий Самарской области от чрезвычайных ситуаций

Информация в сфере защиты населения и территорий Самарской области от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления и организаций в этой сфере является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Участие общественных объединений Самарской области в ликвидации чрезвычайных ситуаций

Общественные объединения Самарской области могут участвовать в ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 3. ПОЛНОМОЧИЯ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Статья 9. Полномочия Самарской Губернской Думы

Самарская Губернская Дума:

1) принимает в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации законы в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

2) утверждает бюджет Самарской области в части расходов на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

3) утверждает областные целевые программы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

4) осуществляет другие полномочия в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с федеральными законами и законами Самарской области.

Статья 10. Полномочия органов исполнительной власти Самарской области в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Органы исполнительной власти Самарской области:

1) разрабатывают проекты законов Самарской области в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

2) разрабатывают и принимают нормативные правовые акты в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

3) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;

4) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и обеспечивают их проведение;

5) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

6) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения, при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;

7) принимают меры по анализу рисков, предупреждению чрезвычайных ситуаций и осуществляют финансирование данных профилактических мероприятий;

8) осуществляют финансирование мероприятий в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

9) определяют порядок создания и использования резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и порядок восполнения использованных средств этих резервов;

10) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;

11) разрабатывают и реализуют областные целевые программы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

12) организуют взаимодействие с федеральными органами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

13) осуществляют мероприятия, направленные на защиту жизни, здоровья и личного имущества, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

14) разрабатывают и утверждают планы ликвидации чрезвычайных ситуаций, порядок использования средств коллективной и индивидуальной защиты и другого имущества органов исполнительной власти Самарской области, предназначенных для защиты населения от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

15) определяют порядок и условия, виды и размеры социальных гарантий и компенсаций за ущерб, причиненный здоровью и имуществу граждан Российской Федерации, проживающих на территории Самарской области, пострадавших вследствие чрезвычайных ситуаций, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Самарской области;

16) организуют и проводят в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную экспертизу предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий Самарской области от чрезвычайных ситуаций, в целях проверки и выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам;

17) осуществляют государственный надзор и контроль в сфере защиты населения и территорий Самарской области от чрезвычайных ситуаций в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Самарской области;

18) осуществляют другие полномочия в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Самарской области.

Глава 4. ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Статья 11. Финансирование областных целевых программ и мероприятий по защите населения и территорий Самарской области от чрезвычайных ситуаций

Финансирование областных целевых программ и мероприятий по защите населения и территорий Самарской области от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Самарской области.

Статья 12. Финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера является расходным обязательством Самарской области.

Статья 13. Резервы финансовых и материальных ресурсов Самарской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций

Резервы финансовых и материальных ресурсов Самарской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов Самарской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций определяется нормативными правовыми актами Губернатора Самарской области, Правительства Самарской области.

Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 14. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

 Губернатор
Самарской области
 К.А.Титов