№ 21-ГД от 09.03.2004

ЗАКОН
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Об утверждении областной целевой программы
«Развитие культуры малых и средних городов Самарской области»
на 2004-2007 годы»

Принят Самарской Губернской Думой
24 февраля 2004 года

Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу «Развитие культуры малых и средних городов Самарской области» на 2004-2007 годы».

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

  Губернатор
Самарской области
К.А. Титов

Приложение
к Закону Самарской области
«Об утверждении областной целевой
программы«Развитие культуры малых и
средних городов Самарской области»
на 2004–2007 годы»

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Развитие культуры малых и средних городов
Самарской области» на 2004 – 2007годы

(далее – Программа)

Паспорт программы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЁ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

К малым (до 50 тыс. жителей) городам Самарской области относятся Октябрьск, Похвистнево, Нефтегорск. К средним (до 100 тыс. жителей) городам Самарской области относятся Чапаевск, Жигулевск, Отрадный, Кинель. В них проживает 328 тыс. человек, что составляет 13% населения области. Все города отличаются особенностями своего возникновения, исторического развития, спецификой зародившихся в связи с этим культурных традиций.

К уникальным городам Самарской области и России относится современный Чапаевск, заложенный в начале XX в. в необжитой степи как военно-промышленныйихимический центр, единственныйвРоссиигородс подобной уникальной специализацией.

Кинель, Октябрьск, Похвистнево – поселения, основанные в середине – конце XIX в., которые начинали развиваться как крупные железнодорожные узлы. Кроме того, входящий в городскую структуру Кинеля поселок Усть-Кинельский является центром сельскохозяйственной науки Поволжья.

Отрадный и Нефтегорск – молодые города, основанные на нефтяных месторождениях.

Жигулевск, расположенный в центре природно-культурного комплекса Самарской Луки, широко известен наличием природных и исторических памятников. Здесь также располагаются научно-исследовательскиеи административные подразделения национального парка «Самарская Лука»и Жигулевского государственного заповедника имени И.И. Спрыгина.

Статус городов областного подчинения большинство из названных поселений получили в 50 – 60-х годах XX в. Дальнейшее их развитие происходило преимущественно вокруг градообразующих предприятий, обеспечивавших рабочие места и формировавших социально-культурную среду проживания горожан. В период административно-хозяйственных методов управления многие города практически утратили свой индивидуальный облик, превратились в безликие урбанистические поселения со стандартным набором предлагаемых населению культурных услуг.

Для абсолютного большинства городов области сегодня характерен ряд общих социально-экономических проблем, таких как:

состояние экономической базы и ее недостаточная социокультурная ориентация, что затрагивает такие важные аспекты, как качество социальной инфраструктуры, уровень и образ жизни населения, морально-психологический климат городских сообществ;

невысокое качество городской среды: однообразная, неэстетичная застройка, необустроенное пространство улиц, площадей, скверов, дворов. Многие памятники прошлого не выявлены в городской среде и потому не являются общезначимым фактором культурного сознания жителей;

экологический кризис, возникший в результате непродуманной производственной деятельности, длительного господства техногенной культуры, не способствовавшей сохранению среды обитания;

потеря традиционных культурных образцов в исторических поселениях. Отсутствие у жителей «городов-десантов» устойчивых культурно-исторических традиций, поскольку население в основном складывалось из мигрантов, составивших основной рабочий контингент градообразующих предприятий. Многие горожане являются в прошлом сельскими жителями;

отсутствие партнерского взаимодействия организаций и учреждений культуры между собой, а также с другими организациями социальной сферы в решении общегородских проблем;

низкая активность, отсутствие инициативы у населения в вопросах сохранения и развития местной культуры;

исчезновение многих самобытных производств, основанных на широком вовлечении местных сырьевых ресурсов (художественная обработка дерева, камня в Жигулевске, гончарный промысел в с. Костычи (современный Октябрьск), г. Похвистнево);

относительная удаленность от областного центра и в связи с этим практическое отсутствие возможности доступа к ценностям лучших образцов отечественной и мировой культуры;

импорт культурных продуктов и услуг невысокого качества, сложности с «экспортированием» самобытных местных культурных продуктов (в т.ч. в связи с постоянным и скачкообразным ростом стоимости энерго-носителей, что приводит к разрыву жизненно важных транспортных связей как между районами, так и с областным центром, городами-соседями);

проблемы в подготовке кадров для организации социокультурной деятельности (руководителей учреждений культуры, работников финансовых служб, руководителей творческих коллективов по государственному и территориальному заказу);

не отвечающая современным требованиям культурно-досуговая инфраструктура.

В настоящее время в малых и средних городах области работает 115 учреждений культуры, 75 из которых располагаются в отдельных зданиях, 11 зданий имеют возраст от 74 до 110 лет, 32 зданиям более 28 лет, 31 нуждается в капитальном ремонте и реконструкции. В неудовлетворительном состоянии находятся инженерные сети (отопительные – в 24 учреждениях, водопроводные – в 10 учреждениях, канализационные – в 20 учреждениях, электроэнергетические – в 21 учреждении). По обеспеченности музыкальным, осветительным и звуковым оборудованием неудовлетворительно можно оценить соответственно 26, 23 и 24 учреждения.

В городах имеются ценные объекты истории и культуры – культовые и гражданские здания и сооружения. Среди них можно выделить уникальные образцы промышленной архитектуры: комплекс Сергиевского военного завода и бывший завод Бертсоль (начало XX в.) в Чапаевске, комплексы железнодорожных станций (конец XIX – начало XX вв.) в Похвистнево, Кинеле, Октябрьске, Усть-Кинельский комплекс Алексеевского среднего сельскохозяйственного училища (1900 – 1903 гг.), памятники 50-х годов XX в., здания жилой застройки. Состояние большинства объектов не удовлетворяет требованиям охраны памятников из-за многолетнего отсутствия средств у балансодержателей (в основном государственных учреждений) на ремонти реставрацию.

Парки и скверы во всех рассматриваемых городах находятся в запу-щенном состоянии. Их количество и материально-техническая обеспеченность не соответствуют положениям Методики определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.10.99 № 1683-р.

В городах работает 7 музеев краеведческого профиля. В сложных условиях они осуществляют активную выставочно-экскурсионную деятельность, при дефиците бюджетного финансирования привлекают грантовые средства для реализации инновационных проектов. Развитию музеев, созданию их позитивного имиджа препятствуют следующие характерные проблемы:

недостаточные экспозиционные площади и отсутствие помещений под фондохранилища в городах Похвистнево, Чапаевске, Кинеле, Жигулевске;

не соответствующие нормативным условия хранения экспонатов;

недостаточная укомплектованность современным компьютерным оборудованием, отсутствие электронной почты и возможности выхода в Интернет во всех городских музеях. Не имеют компьютерной автоматизированной музейной системы «КАМИС» 6 из 7 музеев;

отсутствие средств на организацию научных экспедиций и закупку музейных предметов;

недостаточное количество штатных единиц, средств на подготовку кадров и повышение их квалификации.

В немедленной реставрации нуждаются 635 музейных предметов.

В 2002 году было отреставрировано только 29 предметов. В музеях отсутствуют современные средства охраны.

Большие проблемы испытывают библиотеки. В городах Кинелеи Жигулевске центральные городские библиотеки не имеют соответствующих нормативам площадей ни для хранения фондов, ни для отделов обслуживания, ни для внутренних отделов, расположены на первых этажах жилых домов. В центральной городской библиотеке г. Жигулевска имеется только 328 кв.м для размещения 88-тысячного фонда, тогда как по нормативам полагается1500 кв.м. Большая часть городских библиотек-филиалов в обоих городах не ремонтировалась более 5 лет. В г. Чапаевске в капитальном или текущем ремонте нуждаются 11 библиотек из 13. Не имеют читальных залов 4 библиотеки в Октябрьске и 5 в Чапаевске, в Жигулевске- 7 библиотек из 9, в Кинеле – 4 из 6. В 7 библиотеках Чапаевска температура зимой опускается ниже 14°С. Автоматизация библиотечных технологий продвигается замедленными темпами. Анализ динамики пополнения новинками книжного фонда свидетельствует о недостаточном и непланомерном финансировании. В городах Чапаевске и Октябрьске центральные библиотечные системысуществуют на минимальные финансовые средства из муниципальных бюджетов, обеспечивающих лишь обязательные платежи, зарплату и минимальную подписку на периодические издания. Впоследние 3 года библиотеки не получали средств на покупку новых книг. Все библиотеки испытывают потребность в специалистах. Основная причина дефицита кадров – низкий уровень заработной платы. Так, величина средней заработной платы библиотечного работника в 2002 году составила 1400 рублей при величине средней заработной платы в отрасли «Культура» 2160 рублей.

Культурные услуги населению оказывают также 28 домов культуры (на селе приблизительно такое же количество жителей обслуживают 780  клубов); 70% клубных формирований в домах культуры – детские кружкии секции. Среди работников, непосредственно осуществляющих организацию культурно-досуговой деятельности, только 24% имеют высшее образование. В настоящее время основная функция домов культуры сводится к проведению платных концертных программ и дискотек.

Сохранение и развитие самобытности городов, локальных сообществ возможно лишь при комплексном межведомственном подходе к вопросам поддержания и развития территорий.

Неувязка социокультурных, ландшафтных, архитектурных, краеведческих, образовательных и других проблем в единый комплекс с экономическими и политическими аспектами ведет к практике «латания дыр», безрезультатного расходования средств местных и областного бюджетов, а не к сохранению и развитию локальных культур.

Закладывание основ для изменения сложившейся ситуации, решение обозначенных проблем возможно только путем применения программных методов, предполагающих объединение усилий областных и муниципальных органов управления, производственных и бизнес-структур при обязательном активном вовлечении в названные процессы местного населения.

Программа нацелена на выработку новых моделей культурной политики с учетом местной социально-экономической и культурной специфики, культурных предпочтений населения, на содействие созданию особой, уникальной культурной среды каждого города, определению его культурно-исторической миссии в региональном, российском и международном масштабе, возрождению забытых и формированию новых, современных культурных традиций.

Программа определяет следующие основные направления развития малых и средних городов Самарской области:

внедрение партнерских (сетевых) и информационных технологий менеджмента в систему управления кадрами;

создание активных современных культурных норм, формирование «культурного спроса» при помощи продуманной системы предложений;

формирование городской среды с уникальными культурными характеристиками;

модернизация, активное привлечение и рациональное использование культурных ресурсов;

создание имиджа города-лидера – носителя инновационных тенденций в сфере культуры, имеющего качества культурного центра для прилегающих районов.

Огромную роль в процессе развития территорий играет активность местного населения. Наиболее успешными оказываются те культурные проекты, которые опираются на инициативу жителей, участвующих в их реализации. Такие проекты позволяют эффективно использовать внутренние ресурсы, привлекать дополнительные средства для решения проблем.

Часть мероприятий Программы разработана на основе предложений граждан, оформленных по результатам проведенного муниципалитетами анкетного опроса.

Также актуальны проекты, вовлекающие в культурную деятельность местные производства и предпринимательские структуры. В этом случае последние начинают выступать не только в роли финансовых доноров, но ив качестве партнеров по деятельности, направленной как на создание культурного имиджа местного предпринимательства, так и продвижение производимой продукции на внутренний и внешний рынки. Программа предусматривает работу по формированию таких партнерских отношений.

Успешная реализация всех программных мероприятий позволит:

сформировать новые модели культурной политики;

оформить и укрепить социальное партнерство органов власти, бизнеса, населения для решения общих проблем культурно-пространственного развития территорий. Основными направлениями такого сотрудничества станут благоустройство среды, организация и проведение массовых акций и городских праздников, мероприятий по развитию культурного туризма;

модернизировать и адаптировать имеющиеся объекты инфраструктурык современным условиям жизни горожан, выделить исторические зоны, сформировать культурные объекты, связанные с новейшей историей городов, содействовать достижению баланса между историческими и современными элементами;

заложить основы для оздоровления экологии, создания комфортной, разнообразной и гармоничной культурной среды, которая будет определять индивидуальность каждого города и делать его конкурентоспособнымв процессах культурного обмена;

возродить исторические и создать новые самобытные культурные традиции;

активизировать культурно-творческий потенциал населения, деятельность организаций и учреждений, общественных объединений;

оказать содействие развитию профессионального и самодеятельного творчества;

обеспечить создание новых рабочих мест, повышение уровня профессиональной компетентности работников культуры;

создать необходимые условия для расширения культурных коммуникаций, превращения культурного потенциала городов области из «достояния для себя» в «достояние для всех».

Программа будет содействовать улучшению морального состояния местных сообществ, возрождению старых и созданию новых самобытных городских традиций, активизации культурной деятельности организаций, учреждений, общественных объединений, творческого потенциала городского населения как важнейшего стратегического ресурса территорий.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основная цель настоящей Программы — содействие социальномуи культурному развитию малых и средних городов Самарской области.

Задачи Программы:

выработка новых моделей культурной политики, учитывающей местную социально-экономическую и культурную специфику;

выявление, сохранение и развитие уникальных культурных характеристик, способствующих созданию индивидуального образа каждого города, качественному изменению городской среды;

содействие децентрализации культурных инициатив, активному вовлечению населения, городов-партнеров, промышленныхибизнес-структур в формирование культурного пространства;

создание новых, модернизация и развитие имеющихся ресурсов, обеспечивающих формирование гармоничной и комфортной культурной среды городов;

формирование культурно-туристической привлекательности городов, их статуса (имиджа) культурных столиц прилегающих сельских районов;

формирование потребности у населения в высококачественных культурных услугах;

формирование признаков, характеризующих город как культурный центр (город музыкальный, театральный, читающий, художественный);

обеспечение кадрового сопровождения социокультурного развития территорий.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

Головным исполнителем Программы является министерство культуры, молодежной политики и спорта Самарской области, которое для решения программных задач использует ресурсы сферы культуры, привлекает организации, специалистов и экспертов.

Программой определен круг исполнителей и соисполнителей. Организации, указанные в графе «Исполнители» прилагаемой таблицы мероприятий, представляют головному исполнителю Программы заявки с приложением обоснования на запрашиваемую сумму.

В целях повышения эффективности расходования бюджетных средствзакупкаоднородныхтоваров,работиуслуг на общую сумму 58833,3 тысячи рублей (43,8% от всех затрат по Программе) будет осуществляться министерством культуры, молодежной политики и спорта Самарской области централизованно на конкурсной основе в соответствиис действующим законодательством. Высвобождаемые за счет централизованного приобретения средства будут направлены на грантовую поддержку конкурсов социокультурных проектов, реализуемых в малых и средних городах Самарской области.

Головной исполнитель Программы с учетом хода реализации Программыв текущем году проводитпредконтрактную проработку размещения заказов для областных нужд, уточняет объемы необходимых средств для финансирования Программы и представляет проекты соответствующих бюджетных заявок с их обоснованием в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и в министерство управления финансами Самарской области.

В соответствии с установленными объемами централизованного финансирования, предусмотренными настоящей Программой на очередной финансовый год, министерству культуры, молодежной политики и спорта Самарской области выделяются денежные средства из областного бюджета.

Предполагается привлечение внебюджетных источников: средств промышленных предприятий малых и средних городов области, ОАО «Нефтяная компания «ЮКОС», ОАО «Самаранефтегаз», национального парка «Самарская Лука», управления Куйбышевской железной дороги, фонда «Культурная столица Приволжского федерального округа», Нижегородского общественного фонда «Открытый регион».

Механизм реализации настоящей Программы предусматривает наличие следующих документов:

план действий по реализации первоочередных мероприятий Программы;

перечень выполняемых на конкурсной основе работ по подготовке и проведению программных мероприятий с указанием исполнителей Программы, определением объемов и источников финансирования;

план проведения конкурсов по выполнению первоочередныхмероприятий по реализации Программы.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Формирование новых моделей культурной политики

В настоящее время культура рассматривается как важный элемент социально-экономического и общественного развития. Сегодня органы управления всех уровней в своей деятельности обязательно учитывают культурный аспект.

Раздел 1 «Формирование новых моделей культурной политики» прилагаемых мероприятий Программы включает мероприятия, направленные на создание культурной политики, ее современных моделей, учитывающих местную социально-экономическую и культурную специфику, рассматривающих образ жизни как важнейшую составную часть категории «культура». Ключевым в разделе является пункт 1.2. «Организация и проведение семинаров для руководителей муниципальных органов управления, организаций и учреждений культуры «Разработка стратегий социокультурного развития городов Самарской области».

В рамках формирования партнерских отношений различных структур общества будет проведен конкурс учреждений культуры и учреждений образования на лучшую модель взаимодействия с местными сообществами.

Для обеспечения внебюджетного финансирования предусматривается развитие программно-проектной деятельности и создание системы её научно-консультационного обеспечения.

Мероприятия раздела предполагают широкое привлечение научной и творческой интеллигенции.

Для выявления культурных предпочтений населения, его активного вовлечения в социокультурную деятельность на базе городских учреждений культуры будут открыты центры изучения общественного мнения.

Оптимизация городской среды

В данный раздел включены мероприятия, нацеленные на создание образов городов через выявление и совершенствование эко-историко- культурных характеристик местных ландшафтов, обустройство городской среды, мемориальных зон, в том числе средствами садово-паркового дизайна, изобразительных искусств, архитектурно-художественных инсталляций.

Мероприятия, включенные в раздел 2 «Оптимизация городской среды», будут способствовать формированию основ создания комфортной, разнообразной и гармоничной культурной среды, учитывающей индивидуальность каждого города и делающей его конкурентоспособнымв процессах культурного обмена, повышению привлекательности территорий для инвестиций, малого бизнеса, развития туризма, воспитанию патриотического самосознания у жителей, чувства любви к своему городу и самоидентификации себя в качестве гражданина города.

Планируется также система мер, направленных на формирование экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде, очищение и облагораживание городских пространств.

Формирование и развитие городских культурных традиций

Актуальность раздела 3 «Формирование и развитие городских культурных традиций» обусловлена, прежде всего, относительной молодостью городов, отсутствием «культурного слоя», поскольку «корни» культурного сознания горожан (большинство из которых приехало возводить и осваивать градообразующие объекты и предприятия), как правило, находятся за пределами рассматриваемых территорий, зачастую в сельской местности.

Проблема заключается также и в том, что слабая материально-техническая база учреждений культуры, в ряде случаев их неудачное географическое положение, необустроенность прилегающих территорийне способствуют привлечению в них большого числа жителей. Вместе с тем жизнеспособность культуры обеспечивается яркими культурными событиями и мероприятиями, постоянным обновлением. Активная культурная жизнь часто проходит вне стен учреждений.

Программа рассматривает местные сообщества и их инициативыв качестве основных движущих сил культурного развития территорий. Мероприятия раздела призваны сохранить и восстановить имеющиеся, создать и развить новые культурные традиции, обеспечить превалирование формирования собственных оригинальных культурных продуктов и связанных с ними индивидуальностей городского имиджа над воспроизводством универсальных образцов культуры. Самобытные традиции должны стать визитной карточкой городов, обеспечить их узнаваемость в глобальном информационном и культурном пространстве, укрепить их региональный, российский, а в перспективе и международный авторитет, повысить инвестиционную привлекательность как открытых к сотрудничеству центров современных индустриальных и культурных технологий и высокой социальной активности.

Все мероприятия будут способствовать объединению людей в единое сообщество, формированию творческой среды, вовлечению культурных и иных ресурсов в процессы развития городов, расширению спектра традиционно предлагаемых культурно-досуговых услуг.

  Модернизация культурно-досуговой инфраструктуры

Модернизация сети учреждений культуры, обеспечение их высококачественной воспитательно-образовательной и креативной деятельности является одной из приоритетных задач социокультурного развития.

Раздел 4 «Модернизация культурно-досуговой инфраструктуры» предусматривает совокупность мер, направленных преимущественно на внедрение новых форм и технологий работы, совершенствование имеющихся ресурсов, наращивание мощности элементов инфраструктурного обеспечения, адаптацию их к требованиям времени, изменившимся условиям жизни горожан, создание иных необходимых условий, которые будут способствовать развитию сферы культуры и реализации инновационных проектов и программ.

Ряд мероприятий направлен на конкретные целевые группы: подростки (открытие медиацентра «Бизнес-класс: от выбора профессии до трудоустройства» на базе центральной библиотеки г. Октябрьска), молодые семьи (открытие информационно-консультационного центра «Семейная академия на базе централизованной библиотечной системы г. Отрадного).

Оптимизация и организация досуга, воспитание и творческая самореализация детей и молодежи, удовлетворение культурных запросов населения и расширение предлагаемых культурных услуг будут организованы путем обеспечения деятельности и развития творческих профессиональных и любительских коллективов и объединений. Программой предусматривается организация деятельности молодежного центра джазовой и эстрадной музыкив г. Чапаевске, детского эстрадно-джазового коллектива «Музыкальный фейерверк» в г. Похвистнево, детского музыкального театра в г. Нефтегорске, детского духового оркестра в г. Отрадном, развитие молодежного театра-студии г. Чапаевска.

Создание и развитие культурных коммуникаций и социального партнерства

Современное социокультурное, пространственное и экономическое развитие территорий невозможно без созданиякультурных коммуникаций, отношений партнерства, межтерриториального и межсекторного сотрудничества.

Культура является основным компонентом того образа, в котором тот или иной город предстает в глазах региона, страны, мира. Положительный образ необходим для развития туризма, привлечения внутренних и внешних инвестиций, поддержки местных производителей товаров и услуг. В связи с этим в раздел 5 «Создание и развитие культурных коммуникаций и социального партнерства» включены мероприятия, призванные обеспечить формирование культурно-туристической привлекательности территорий.

Кадровое сопровождение развития культуры городов

Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, направленных на формирование профессионального и интеллектуального потенциала социокультурного развития городов.

Организация системы подготовки и переподготовки кадров, повышения их профессионального уровня и компетентности будет осуществляться через:

формирование и реализацию территориальных заказов на подготовку и переподготовку специалистов;

открытие и оснащение новых специальностей в профессиональных и средних специальных учебных заведениях Самарской области;

обучение руководителей современным методам управленческой деятельности;

организацию творческих лабораторий на базе инновационных объектов культуры.

Одним из важнейших реализуемых проектов раздела 6 «Кадровое сопровождение развития культуры городов» является использование консалтинга в качестве ресурса реализации кадровой политики. Использование услуг консалтинговых организаций позволит обеспечить кадровое сопровождение развития культуры территорий, внедрение в деятельность учреждений инновационных проектов и современных культурно-досуговых технологий.

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЯ
ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Министерство культуры, молодежной политики и спорта Самарской области как головной исполнитель Программы несет ответственность за подготовку и реализацию Программы в целом, осуществляет координацию деятельности разработчиков и исполнителей комплекса мероприятий, обеспечивает их согласованные действия по реализации Программы.

Исполнители мероприятий Программы отчитываются за использование выделенных им финансовых средств в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством Самарской области.

Функции по координации деятельности исполнителей по реализации мероприятий Программы и контролю возлагаются на коллегию департамента культуры министерства культуры, молодежной политики и спорта Самарской области в части:

разработки и реализации всех программных проектов развития культуры малых и средних городов Самарской области;

согласования деятельности ведомств и организаций области, занимающихся проблемами развития культуры;

утверждения планов работы по реализации мероприятий Программы.

Контроль за целевым использованием средств областного бюджета осуществляет Министерство управления финансами Самарской области.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация программных мероприятий, направленных на содействие социальному и культурному развитию малых и средних городов Самарской области, позволит обеспечить:

формирование и укрепление социального партнерства органов власти, бизнеса, населения;

разработку муниципальных программ развития культуры городов;

модернизацию и благоустройство историко-культурных зон и формирование объектов культуры, связанных с новейшей историей городов;

формирование экологической культуры, экологическое просвещение и воспитание населения;

создание комфортной, разнообразной и гармоничной культурной среды, учитывающей индивидуальность каждого города;

возрождение старых и создание новых самобытных городских традиций;

активизацию культурной деятельности организаций, учреждений, общественных объединений, творческого потенциала городского населения;

модернизацию культурно-досуговой инфраструктуры, адаптацию деятельности учреждений к современным условиям жизни горожан;

конкурентоспособность городов в процессах культурного обмена;

расширение культурных коммуникаций;

развитие профессионального исамодеятельного творчества;

создание новых рабочих мест;

повышение профессиональной компетентности работников сферы культуры.

Приложение
Мероприятия и финансовое обеспечение реализации областной целевой программы «Развитие культуры малых и средних городов Самарской области» на 2004 — 2007 годы