№17-ГД от 04.03.2011

Закон
Самарской области 
от 04.03.2011 №14-ГД
Об основах организации благоустройства и озеленения
на территории Самарской области

 

Принят Самарской Губернской Думой
22 февраля 2011 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет правового регулирования настоящего Закона

1. Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Федеральным законом «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» в целях обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду и повышения эффективности реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения устанавливает основные требования к составу, порядку разработки и осуществления мероприятий в сфере благоустройства и озеленения на территории Самарской области.

2. Настоящий Закон не распространяется на отношения, связанные:

1) с обеспечением безопасности людей при использовании водных объектов общего пользования для отдыха, туризма и спорта, в том числе с применением маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, при эксплуатации паромных, ледовых переправ и наплавных мостов на водных объектах общего пользования, использовании водных объектов общего пользования в зимний период;

2) с использованием, охраной и воспроизводством зеленых насаждений в границах особо охраняемых природных территорий, в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, земель лесного фонда и городских лесов, а также на земельных участках, предоставленных в частную собственность;

3) с размещением объектов наружной рекламы.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

благоустройство — деятельность, направленная на создание благоприятных, здоровых и культурных условий жизни и досуга населения;

бродячие животные — безнадзорные собаки, находящиеся без сопровождающего лица в населенных пунктах на территории Самарской области, а также безнадзорные кошки;

зеленые насаждения — газоны, цветники, древесно-кустарниковая растительность естественного и искусственного происхождения (за исключением деревьев, кустарников в лесах, в лесных питомниках, на плантациях), выполняющие архитектурно-планировочные и санитарно-гигиенические функции;

малые архитектурные формы — беседки, теневые навесы, цветочницы, скамьи, урны, фонтаны, оборудование детских, спортивных и спортивно-игровых площадок, ограды, телефонные будки (навесы);

объекты для размещения рекламы и иной информации — технические средства стабильного территориального размещения рекламы и иной информации (щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло и иные средства);

объекты некапитального характера — временные постройки, киоски, иные объекты, для возведения которых не требуется получении разрешения на строительство в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;

озеленение — деятельность по образованию, учету, охране, содержанию и восстановлению зеленых насаждений, расположенных на территориях общего пользования;

подземные и наземные инженерные сети и коммуникации — коммуникационные коллекторы, бойлерные станции, вентиляционные, калориферные шахты и камеры, колодцы, подземные части фонтанов, аварийные выходы тоннельно-транспортных развязок, сооружения метрополитена, защитные сооружения гражданской обороны, трансформаторные подстанции, центральные тепловые пункты, ремонтно-эксплуатационные комплексы и постройки, диспетчерские пункты;

произведения монументально-декоративного искусства — декоративные бассейны, обелиски, памятные доски, скульптуры, стелы;

территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, парки, бульвары, детские, спортивные и спортивно-игровые площадки и площадки для выгула собак;

уполномоченный орган — орган исполнительной власти Самарской области в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Глава 2. Основные требования к мероприятиям в сфере благоустройства

Статья 3. Состав мероприятий в сфере благоустройства

К мероприятиям в сфере благоустройства относятся:

1) организация уборки территории населенных пунктов;

2) обеспечение собственниками, владельцами, пользователями земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения и границы которых определены на основании данных государственного кадастрового учета, содержания указанных зданий, строений, сооружений (в том числе временных), их фасадов, элементов декора, а также иных внешних элементов зданий, строений и сооружений, в том числе порталов арочных проездов, кровель, крылец, ограждений и защитных решеток, навесов, козырьков, наружных лестниц, карнизов, водосточных труб, флагштоков, указателей улиц и номерных знаков домов;

3) обеспечение содержания расположенных на территориях общего пользования малых архитектурных форм, объектов размещения рекламы и иной информации, произведений монументально-декоративного искусства;

4) производство на территориях общего пользования работ, связанных со вскрытием грунта при прокладке, переустройстве, ремонте и содержании подземных и наземных инженерных сетей и коммуникаций;

5) организация территории для выгула собак;

6) обеспечение безопасности населения Самарской области от неблагоприятного воздействия бродячих животных.

Статья 4. Организация уборки территории населенных пунктов

Требования к организации уборки территории населенных пунктов (в том числе в летний и зимний периоды), предусматривающие технологию и сроки выполнения соответствующих работ, устанавливаются муниципальными правовыми актами с учетом местных условий.

Статья 5. Обеспечение содержания зданий, строений, сооружений и их внешних элементов

В зимнее время должна быть организована очистка кровель зданий от снега, наледи и сосулек. Очистка крыш зданий от снега, наледи со сбросом его на тротуары допускается с поверхности ската кровли, обращенного в сторону улицы. Сброс снега с остальных скатов кровли, а также плоских кровель должен производиться на внутренние придомовые территории. Перед сбросом снега необходимо провести охранные мероприятия, обеспечивающие безопасность движения транспортных средств и прохода пешеходов. При сбрасывании снега с крыш должны быть приняты меры, обеспечивающие полную сохранность деревьев, кустарников, воздушных линий уличного электроосвещения, растяжек, объектов размещения рекламы и иной информации, светофоров, дорожных знаков, линий связи и других объектов.

Статья 6. Ограничения на размещение объектов некапитального характера, устанавливаемые для целей благоустройства

Не допускается размещение объектов некапитального характера:

1) на территории дворов жилых зданий, в арках зданий, на территориях, занятых зелеными насаждениями, детских, спортивных, спортивно-игровых площадках, транспортных стоянках, остановочных павильонах транспорта общего пользования (за исключением сблокированных с остановочным павильоном), в охранной зоне подземных и наземных инженерных сетей и коммуникаций;

2) ближе 10 метров от остановочных павильонов транспорта общего пользования, 25 метров — от вентиляционных шахт, 20 метров — от окон жилых помещений, перед витринами торговых организаций, 3 метров — от ствола дерева, 1,5 метра — от внешней границы кроны кустарника.

Статья 7. Обеспечение содержания расположенных на территориях общего пользования малых архитектурных форм, объектов размещения рекламы и иной информации, произведений монументально-декоративного искусства

Требования к содержанию расположенных на территориях общего пользования малых архитектурных форм, объектов размещения рекламы и иной информации, произведений монументально-декоративного искусства устанавливаются муниципальными правовыми актами с учетом местных условий.

Статья 8. Производство на территориях общего пользования работ, связанных со вскрытием грунта при прокладке, переустройстве, ремонте и содержании подземных и наземных инженерных сетей и коммуникаций

1. Производство на территориях общего пользования работ, связанных со вскрытием грунта при прокладке, переустройстве, ремонте и содержании подземных и наземных инженерных сетей и коммуникаций (далее в настоящей статье — работы), за исключением аварийных, без разрешения органа местного самоуправления запрещается.

2. Порядок производства работ определяется муниципальными правовыми актами с учетом местных условий.

3. При производстве работ запрещается:

1) повреждать существующие здания, строения, сооружения, малые архитектурные формы, объекты размещения рекламы и иной информации, произведения монументально-декоративного искусства, зеленые насаждения, осуществлять подготовку раствора и бетона непосредственно на проезжей части улиц;

2) производить откачку воды из колодцев, траншей, котлованов непосредственно на тротуары и проезжую часть улиц;

3) оставлять на проезжей части и тротуарах, газонах землю и строительный мусор после окончания работ;

4) загромождать проходы и въезды во дворы;

5) движение строительных машин на гусеничном ходу по прилегающим к строительной площадке и не подлежащим последующему ремонту участкам улично-дорожной сети.

4. В случае повреждения подземных инженерных сетей и коммуникаций исполнители работ обязаны немедленно сообщить об этом владельцам указанных сетей и коммуникаций и принять меры по немедленной ликвидации аварий.

5. В процессе производства работ место производства работ должно быть определено ограждениями установленного образца, установлены аварийное освещение, необходимые указатели, установлены бункеры- накопители для сбора строительных отходов.

6. В случае аварии при производстве работ исполнитель обязан незамедлительно вызывать на место производства работ представителей организаций, эксплуатирующих действующие подземные и наземные сети и коммуникации, а также незамедлительно известить об аварии местную администрацию.

Статья 9. Организация площадок для выгула собак

1. Площадки для выгула собак (далее — площадки) должны размещаться на территориях общего пользования за пределами первого и второго поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

2. Расстояние от границы площадок до окон жилых и общественных зданий должно быть не менее 40 метров.

3. Покрытие поверхности площадок должно иметь выровненную поверхность, не травмирующую конечности собак (газонное, песчаное, песчано-земляное покрытие), а также быть удобным для регулярной уборки и обновления.

4. На территории площадок должен быть предусмотрен информационный стенд с правилами пользования площадками.

5. Запрещается выгуливание собак без поводка и (или) намордника (кроме щенков в возрасте до трех месяцев и декоративных пород собак) вне специально отведенных для выгула мест.

6. Органы местного самоуправления определяют нормативы обеспеченности территории муниципальных образований площадками для выгула собак с учетом местных условий.

Статья 10. Обеспечение безопасности населения Самарской области от неблагоприятного воздействия бродячих животных

В целях обеспечения безопасности населения Самарской области от неблагоприятного воздействия бродячих животных органы местного самоуправления осуществляют следующие меры:

1) отлов в населенных пунктах на территории Самарской области бродячих животных;

2) сбор и уничтожение трупов бродячих животных;

3) иные меры в соответствии с муниципальными правовыми актами.

Глава 3. Основные требования к мероприятиям в сфере озеленения

Статья 11. Охрана зеленых насаждений

1. Землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, при использовании земельных участков обязаны соблюдать требования градостроительных регламентов, а также договоров землепользования, устанавливающих порядок содержания и учета зеленых насаждений.

2. Землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, при использовании земельных участков обязаны осуществлять мероприятия по предотвращению уничтожения и повреждения зеленых насаждений, защите зеленых насаждений, охране почвенного слоя, санитарной очистке озелененных территорий от отходов.

Статья 12. Нормирование зеленых насаждений

1. В целях обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду и охраны зеленых насаждений устанавливается норматив обеспеченности населения муниципальных образований в Самарской области зелеными насаждениями (далее в настоящей главе — норматив).

2. Норматив определяет минимально допустимый уровень обеспеченности населения муниципальных образований в Самарской области зелеными насаждениями и устанавливается органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим управление и обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере строительного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и градостроительной деятельности на территории Самарской области.

3. Норматив подлежит обязательному учету при подготовке, утверждении, изменении документов градостроительного планирования соответствующих территорий посредством установления:

1) красных линий, определяющих границы земель общего пользования;

2) рекреационных зон, на которых находятся или подлежат размещению зеленые насаждения.

Статья 13. Учет зеленых насаждений

1. Учет зеленых насаждений проводится в целях эффективного управления озелененными территориями, в том числе установления соответствия количества озелененных территорий действующим нормативам, определения компенсационной стоимости и размера восстановительного озеленения, а также в целях обеспечения прав граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, о расположении и границах озелененных территорий.

2. Учет зеленых насаждений осуществляется органами местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным органом.

Статья 14. Образование, восстановление и содержание зеленых насаждений

1. Все работы по образованию, восстановлению и содержанию зеленых насаждений должны производиться по разработанной проектной документации, согласованной и утвержденной в порядке, определенном федеральным законодательством.

2. Технологии, используемые при образовании, восстановлении и содержании зеленых насаждений, не должны приводить к снижению показателей экологического состояния территорий населенных пунктов в Самарской области.

Статья 15. Правомерный снос зеленых насаждений

1. Снос зеленых насаждений является правомерным в следующих случаях:

1) осуществление строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с проектной документацией и результатами инженерных изысканий, имеющих положительное заключение государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, за исключением случаев, в которых государственная экспертиза не проводится;

2) удаление аварийных, больных деревьев и кустарников;

3) обеспечение по предписанию органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора нормативного светового режима в жилых и нежилых помещениях, затененных зелеными насаждениями;

4) ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий;

5) обеспечение надежности и безопасности функционирования подземных и наземных инженерных сетей и коммуникаций.

2. Снос зеленых насаждений в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, производится на основании разрешения, выданного заинтересованному лицу органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого предполагается произвести снос зеленых насаждений.

3. Порядок предоставления разрешений на снос зеленых насаждений, а также основания для отказа в его выдаче устанавливаются муниципальными правовыми актами.

4. Удаление аварийных, больных деревьев и кустарников производятся своевременно по результатам обследования зеленых насаждений, организуемого органами местного самоуправления. Порядок обследования деревьев и кустарников, а также удаления аварийных, больных деревьев и кустарников определяется муниципальными правовыми актами.

Статья 16. Компенсационная стоимость зеленых насаждений

1. Средства, составляющие компенсационную стоимость зеленых насаждений, выплачиваются при уничтожении и повреждении зеленых насаждений, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2-5 части 1 статьи 15 настоящего Закона.

2. Средства, составляющие компенсационную стоимость зеленых насаждений, выплачиваются физическими или юридическими лицами, по вине которых произошло уничтожение или повреждение зеленых насаждений.

3. Размер и порядок оплаты средств, составляющих компенсационную стоимость, определяются в порядке, установленном муниципальными правовыми актами. Размер средств, составляющих компенсационную стоимость, не может быть меньше цены, которая необходима для восстановления зеленых насаждений в полном объеме в рамках проведения восстановительного озеленения.

Статья 17. Восстановительное озеленение

1. Проведение восстановительного озеленения является обязательным во всех случаях гибели, повреждения или уничтожения зеленых насаждений.

2. В случае противоправного уничтожения или повреждения зеленых насаждений восстановительное озеленение проводится в том же объеме и теми же или более ценными породами.

3. Восстановительное озеленение производится в вегетационный период, подходящий для посадки (посева) зеленых насаждений в открытый грунт, в течение двух лет с момента повреждения или уничтожения зеленых насаждений.

4. Освидетельствование, учет и оценка приживаемости посаженных зеленых насаждений с установлением процента отпада производятся в соответствии с муниципальными правовыми актами.

Глава 4. Заключительные и переходные положения

Статья 18. Финансирование мероприятий по благоустройству и озеленению

Мероприятия по благоустройству и озеленению, предусмотренные настоящим Законом, осуществляются органами местного самоуправления за счет средств местных бюджетов в соответствии с муниципальными правовыми актами, за исключением мероприятий, проводимых собственниками, владельцами, пользователями земельных участков в случае, указанном в пункте 2 статьи 3 настоящего Закона.

Статья 19. Вступление настоящего Закона в силу

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

2. Органам местного самоуправления привести муниципальные правовые акты в соответствие с настоящим Законом и разработать муниципальные правовые акты, направленные на реализацию положений настоящего Закона, в течение одного года со дня его вступления в силу, если иные сроки не установлены статьей 20 настоящего Закона.

Статья 20. Переходные положения

1. Ограничения на размещение объектов некапитального характера, предусмотренные статьей 6 настоящего Закона, учитываются при размещении указанных объектов после вступления настоящего Закона в силу, при этом органы местного самоуправления в срок не позднее двух лет со дня вступления настоящего Закона в силу обеспечивают реализацию данных ограничений на территории муниципальных образований в отношении объектов некапитального характера, размещенных на день вступления настоящего Закона в силу.

2. Органы местного самоуправления определяют места для выгула собак в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Закона в срок не позднее пяти лет со дня вступления настоящего Закона в силу.

3. Часть 5 статьи 9 настоящего Закона в части установления запрета на выгул собак вне специально отведенных для выгула мест вступает в силу отдельно для каждого муниципального образования со дня ввода в эксплуатацию площадок для выгула собак на территории этого муниципального образования.

Статья 21. О признании утратившим силу закона Самарской области

Со дня вступления в силу настоящего Закона утрачивает силу Закон Самарской области от 9 ноября 2009 года №114-ГД «О мерах по обеспечению безопасности населения Самарской области от неблагоприятного воздействия бродячих животных» (газета «Волжская коммуна», 2009, 12 ноября)

Губернатор
Самарской области
В.В. Артяков