№140-ГД от 02.11.2004

ЗАКОН
Самарской области

Об утверждении областной целевой программы «Организация образовательных ресурсов Самарской области для интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии на 2005 — 2008 годы»

Принят Самарской Губернской Думой
19 октября 2004 года

Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу «Организация образовательных ресурсов Самарской области для интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии на 2005 — 2008 годы».

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 И.о.Губернатора
Самарской области
 С.А.Сычев


Приложение
к Закону Самарской области
«Об утверждении областной целевой программы
«Организация образовательных ресурсов Самарской
области для интеграции детей и молодых людей
с проблемами в развитии на 2005 — 2008 годы»

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ
В РАЗВИТИИ НА 2005 — 2008 ГОДЫ»
(далее — Программа)

Паспорт Программы

 НАИМЕНОВАНИЕ
ПРОГРАММЫ
— областная целевая программа «Организация образовательных ресурсов Самарской области для интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии на 2005 — 2008 годы» 
 ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ — поручение вице-губернатора Самарской области от 09.01.2004 N 1-20/1 
 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК — Правительство Самарской области 
 ГОЛОВНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ — министерство образования и науки Самарской области 
 ОСНОВНЫЕ РАЗРАБОТЧИКИ — министерство образования и науки Самарской области, министерство труда и социального развития Самарской области, министерство здравоохранения Самарской области, министерство культуры, молодежной политики и спорта Самарской области 
 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

— цель Программы:

интеграция детей и молодых людей с проблемами в развитии в образовательное пространство;

задачи Программы:

создать сеть учреждений, обеспечивающих детям с проблемами в развитии возможно более раннюю и полную интеграцию в образовательное пространство;

обеспечить современное программное и учебно-методическое оснащение различных, прежде всего интегрированных и дистанционных, форм образования детей с проблемами в развитии;

обеспечить материально-техническое оснащение интегрированных и дистанционных форм общего и профессионального образования детей с проблемами в развитии;

сформировать кадровый ресурс интеграции детей с проблемами в развитии;

формировать благоприятный социально-психологический фон для развития интеграционных процессов в сфере образования детей с проблемами в развитии 

 СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

— начало: 1 января 2005 года

окончание: 31.12.2008

Первый этап пилотный:

1 января 2005 года — 31 декабря 2006 года

Второй этап внедренческий:

1 января 2007 года — 31 декабря 2008 года

 СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ  

— развитие системы специальной помощи детям с проблемами в развитии раннего (0-3 года) и дошкольного возраста;

развитие сети общеобразовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования детей с проблемами в развитии в интегрированных и дистанционных формах;

интеграция детей с проблемами в развитии в систему дополнительного образования детей;

развитие сети учреждений профессионального образования, доступных детям и молодым людям с проблемами в развитии;

создание позитивного общественного отношения к проблеме интегрированного обучения детей и молодых людей с проблемами в развитии

 ИСПОЛНИТЕЛИ ПРОГРАММЫ  

— министерство образования и науки Самарской области, министерство труда и социального развития Самарской области, министерство здравоохранения Самарской области, министерство культуры,

молодежной политики и спорта Самарской области, другие учреждения,

организации, привлеченные специалисты, определяемые на конкурсной основе после утверждения Программы в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством

 ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ  

— общий объем финансирования Программы — 85659 тыс. рублей, в том числе:

министерство образования и науки Самарской области — 78758 тыс.

рублей, из них:

в 2005 г. — 20406 тыс. рублей;

в 2006 г. — 20169 тыс. рублей;

в 2007 г. — 19550 тыс.рублей;

в 2008 г. — 18633 тыс. рублей;

министерство труда и социального развития Самарской области — 3236 тыс. рублей, из них:

в 2005 г. — 872 тыс. рублей;

в 2006 г. — 858 тыс. рублей;

в 2007 г. — 659 тыс.рублей;

в 2008 г. — 847 тыс. рублей;

министерство здравоохранения Самарской области — 3477 тыс. рублей,

из них:

в 2005 г. — 831 тыс. рублей;

в 2006 г. — 1429 тыс. рублей;

в 2007 г. — 1003 тыс.рублей;

в 2008 г. — 214 тыс. рублей;

министерство культуры, молодежной политики и спорта Самарской области — 188 тыс.рублей, из них:

в 2005 г. — 47 тыс. рублей;

в 2006 г. — 47 тыс. рублей;

в 2007 г. — 47 тыс.рублей;

в 2008 г. — 47 тыс. рублей.

Всего финансирование по годам:

в 2005 г. — 22156 тыс. рублей;

в 2006 г. — 22503 тыс. рублей;

в 2007 г. — 21259 тыс.рублей;

в 2008 г. — 19741 тыс. рублей.

Исполнители Программы корректируют конфигурацию поставляемого оборудования, услуг в соответствии с изменяющимися потребностями детей и молодых людей с проблемами в развитии, ассортиментом предлагаемых товаров и услуг, изменением цен на рынке товаров и услуг в рамках выделенного по соответствующему пункту Программы финансирования

 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

— доля детей с проблемами в развитии последовательно снижается на каждой ступени образования;

доля детей с задержкой психического развития в структуре отклонений в развитии школьников снизится до 35%;

в образовательное пространство включены дети, имеющие тяжелые заболевания, ранее (до начала действия программы) обучавшиеся на дому или вообще не обучавшиеся в образовательных учреждениях;

обществом принята идея интегрированной модели образования детей с проблемами в развитии 

 СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ  

— контроль за исполнением Программы осуществляет министерство образования и науки Самарской области.

Контроль за использованием головным исполнителем Программы целевых бюджетных ассигнований обеспечивает министерство управления финансами Самарской области

Основные понятия и сокращения, используемые в Программе

В настоящей Программе используются следующие основные понятия:

дети группы риска — дети, развитие которых на любом этапе подверглось воздействию вредоносных факторов биологического и (или) социального характера, вызывающих с высокой долей вероятности различные отклонения в развитии на более поздних возрастных этапах;

дети с проблемами в развитии — лица в возрасте от 0 до 18 лет следующих категорий:

с отклонениями в развитии: неслышащие, слабослышащие и позднооглохшие, незрячие, слабовидящие и поздноослепшие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталые. Данное понятие законодательно закреплено и определяет статус ребенка, дающий право на гарантии, определенные действующим законодательством в отношении данной категории граждан. Основанием для отнесения ребенка к данной категории является соответствующее заключение психолого-медико-педагогической комиссии. В аналогичном значении в Программе употребляется широко используемое в литературе, но не являющееся правоустанавливающим понятие «дети (граждане) с ограниченными возможностями»;

дети раннего возраста (0 — 3 года) группы риска;

дистанционное образование форма получения образования, не требующая постоянного присутствия обучающегося в образовательном учреждении. Наиболее актуально для детей, ограниченных в передвижении, и детей, кому не показано (по состоянию здоровья) пребывание в образовательном учреждении. Призвано обеспечить качество образования, достаточное для успешной интеграции гражданина в общество (овладения профессией, специальностью, востребованной на рынке труда, и рационального трудоустройства);

игровые группы — форма организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста с проблемами в развитии, нуждающимися в дополнительных услугах по уходу. Организуется на договорных началах между общественными организациями (родителей или др.) и дошкольным образовательным учреждением. Общественная организация арендует у дошкольного образовательного учреждения помещение, самостоятельно обеспечивает присмотр и дополнительный уход за ребенком. Дошкольное образовательное учреждение предоставляет помещение и специальные образовательные, а также иные услуги, оговоренные договором. Необходимость создания таких групп обусловлена отсутствием в штатном расписании дошкольного образовательного учреждения персонала, обеспечивающего уход за ребенком, не имеющим навыков самообслуживания. Данное обстоятельство препятствует зачислению в дошкольные образовательные учреждения детей с выраженными ограничениями жизнедеятельности, в то время как дошкольный возраст с психологической точки зрения наиболее благоприятен для гармоничного включения ребенка с проблемами в развитии в среду нормально развивающихся сверстников;

интегрированное образование — форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии обучаются совместно с нормально развивающимися сверстниками в условиях массового образовательного учреждения;

массовое образовательное учреждение любое образовательное учреждение, не предназначенное по статусу специально для обучения детей с отклонениями в развитии — в отличие от дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида, специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

молодые люди с проблемами в развитии — граждане старше 18 лет с отклонениями в развитии, перечисленными выше (см. «дети с отклонениями в развитии»), получающие впервые общее или профессиональное образование любого уровня в образовательных учреждениях. Предельный возраст обучающихся определяется в соответствии с действующим законодательством, регулирующим деятельность образовательных учреждений соответствующих типов и видов;

система специального образования — система образовательных учреждений, оказывающих образовательные услуги детям с проблемами в развитии, обеспечивающие качественное и доступное образование (общее и профессиональное) детям, молодым людям с проблемами в развитии, их успешную адаптацию и интеграцию в общество;

СКОУ — специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

СМИ — средства массовой информации;

специальное образование — образование детей с проблемами в развитии;

ТАСО — территориальные агентства специального образования. Образовательные учреждения (структурные подразделения образовательных учреждений), выполняющие функции организационного, информационного обеспечения системы специального образования, координирующие работу и ответственные за развитие системы специального образования соответствующей территории. В данной роли выступают преимущественно СКОУ или ресурсные центры территориальных управлений министерства образования и науки Самарской области;

УДОД — учреждения (объединения) дополнительного образования детей;

УПО — учреждения профессионального образования;

ЦСО — центр специального образования Самарской области.

Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами

С 2001 по 2004 год в Самарской области реализуется областная целевая программа развития региональной системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии «Реабилитация» (далее — программа «Реабилитация»), утвержденная Законом Самарской области от 15.06.2001 N 44-ГД. В рамках программы «Реабилитация» решались задачи создания условий для своевременного выявления и коррекции отклоняющегося развития детей; формирования в системе образования базовых условий для перехода от сегрегации к совместному обучению детей с проблемами в развитии и здоровых сверстников. В настоящее время, благодаря реализации программных мероприятий, в системе образования детей с проблемами в развитии произошли существенные изменения:

1. Сформирована региональная система ранней помощи ребенку и его семье. Функционируют областная лаборатория ранней помощи и 9 территориальных служб, в которых получают необходимую помощь 1480 семей, имеющих детей с выявленными заболеваниями и группы риска. Существенный прогресс в развитии этих детей дает им возможность по уровню развития максимально приблизиться к возрастной норме уже к моменту поступления в школу. Дети с тяжелыми нарушениями (например, с синдромом Дауна) смогут успешно усваивать общеобразовательные программы в СКОУ. До настоящего времени дети с такими патологиями не имели возможности обучаться в образовательных учреждениях, в том числе в индивидуальной форме. Данное обстоятельство оказывало крайне отрицательное влияние на качество жизни семьи ребенка с такими заболеваниями: вынужденный отказ одного из родителей от профессиональной деятельности, социальная изоляция, низкий уровень доходов семьи, во многих случаях ее распад. В настоящее время свыше 90% родителей, обратившихся в службу ранней помощи, благодаря работе семейных психологов, отмечают объективное улучшение внутрисемейных отношений, значительное повышение качества жизни.

2. Получила существенное развитие система коррекционного обучения детей дошкольного возраста. В 2003/2004 учебном году коррекционное обучение организовано в 32 муниципальных образованиях области, в том числе в 22 сельских (на начало действия программы в 18, из них в 9 сельских). Впервые в практике образования Самарской области открыты группы для незрячих дошкольников. В г.Новокуйбышевске начала работать группа для детей с нарушениями слуха, до 2003 года специальная помощь детям с такими нарушениями оказывалась только в одном специализированном дошкольном учреждении г.Самары, и родители из других городов и сельских территорий области вынуждены были надолго разлучаться с маленькими (3 — 6 лет) детьми. Смещение акцента в коррекционной работе со школьного периода на дошкольный возраст полностью оправдало себя: в 2002 году, впервые с 1995 года, количество школьников с отклонениями в развитии снизилось почти на 4 тыс. человек, и в 2003 году тенденция к снижению численности сохранилась (уменьшение по сравнению с 2002 годом составило 192 человека). Важным фактором в повышении эффективности коррекционной и реабилитационной работы явилась целенаправленная работа исполнителей программы «Реабилитация» по развитию межведомственного взаимодействия, консолидации ресурсов учреждений различной ведомственной принадлежности.

3. Начиная с 2001 года неуклонно растет численность детей с отклонениями в развитии, обучающихся в интегрированных формах: в 2001 году доля таких детей составила 12% от общего числа школьников с отклонениями в развитии, в 2002 — 13%, в 2003 — 21%. Сформирована нормативная база интегрированного образования (приказом департамента науки и образования Администрации области от 09.07.2002 N 236-од утвержден Порядок организации интегрированного образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях Самарской области). Это уникальная для России практика. Разработаны методические материалы, позволяющие успешно включать некоторые категории детей с особыми образовательными потребностями в процесс обучения, соблюдая оптимальный баланс интересов ребенка с отклонениями в развитии и здоровых сверстников. Подготовлен кадровый ресурс для внедрения интегрированных форм образования в образовательную практику региона.

4. Изменяется контингент СКОУ, как количественно — в сторону уменьшения, так и качественно. Численность воспитанников СКОУ в 2002 году, впервые с 1995 года, снизилась почти на 500 человек, в 2003 году — еще на 142 человека. Такое снижение обусловлено, прежде всего, развитием специального дошкольного образования, что позволило детям достичь уровня развития, достаточного для успешного обучения в массовой школе (интегрированно), а также созданием в общеобразовательных учреждениях соответствующих программно-методических и кадровых условий. Снижение численности воспитанников СКОУ привело к сокращению количества учреждений на 3 единицы по сравнению с 2001 годом (начало действия программы «Реабилитация»). Существенно изменился контингент обучающихся СКОУ: в настоящее время в основном дети с тяжелыми и множественными отклонениями в развитии. Во всех СКОУ, обслуживающих, в том числе, сельские районы области, подготовлена нормативно-правовая, программно-методическая, кадровая база для приема детей дошкольного возраста, что позволит оказывать специализированную помощь детям с отклонениями в развитии из малочисленных населенных пунктов, где организовать такую помощь в рамках существующих нормативов невозможно. Начата работа по созданию в СКОУ организационно-методических центров, которые смогут оказывать методическую помощь персоналу общеобразовательных школ, осуществляющих интегрированное образование, и во внеурочное время — специальную помощь детям с отклонениями в развитии, обучающимся в массовых школах, а также их родителям. Такие изменения функций СКОУ стали возможны благодаря реализации мероприятий программы «Реабилитация» по программно-методическому и кадровому обеспечению деятельности этих учреждений, а также поставкам современного учебного и реабилитационного оборудования.

Таким образом, программа «Реабилитация» обеспечила условия для своевременного выявления и коррекции отклоняющегося развития, сформировала гибкую и эффективную систему комплексной реабилитации проблемного ребенка. Кроме того, создана основа для внедрения в образовательную практику региона новых форм образования детей с проблемами в развитии, обеспечивающих им доступное и качественное образование.

Вместе с тем сложившаяся система специального образования, располагая широким спектром образовательных услуг, по-прежнему доступна лишь детям, не имеющим выраженных ограничений жизнедеятельности. Так, только 4 общеобразовательные школы г.Самары из 187 доступны детям с ограничениями в передвижении (имеют пандусы). Даже в школе-интернате N 113 г. Самары — единственном в Самарской области специализированном образовательном учреждении для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — могут обучаться лишь дети, способные самостоятельно передвигаться и обслуживать себя (170 человек в 2003 году). Все остальные дети с ограничениями в передвижении вынуждены обучаться на дому, теряя в качестве образования, возможности личностного и социального развития. При этом только в 2003 году, по данным Главного бюро медико-социальной экспертизы, освидетельствован и получил инвалидность 331 ребенок с костно-мышечными заболеваниями.

Столь же сложно обеспечить качественное образование в школе по месту жительства детям с нарушениями зрения и слуха, поскольку им требуется дополнительное оборудование, особые методические материалы и дидактические пособия, а также сопровождение образовательного процесса специалистами — тифлопедагогами, сурдопедагогами. До настоящего времени все необходимые материально-технические и кадровые ресурсы сконцентрированы в специальных (коррекционных) школах-интернатах городов Самары и Тольятти. Кроме того, лишь незначительная часть детей с выраженными нарушениями слуха и зрения, преимущественно жители городов Самары и Тольятти, имеют возможность получать необходимую помощь в раннем и дошкольном возрасте: в специализированных дошкольных учреждениях области обучается около 150 детей. Большинство родителей из малых городов и сельских территорий области предпочитают воспитывать ребенка в семье, лишая его помощи специалистов, нежели отдавать надолго в специальные учреждения, расположенные в г.Самаре (учреждения г.Тольятти принимают почти исключительно жителей города). Поэтому для детей с указанными нарушениями (1409 человек, или 9,5% от общего числа школьников с отклонениями в развитии) альтернативы обучению в школе-интернате пока не существует.

Весьма специфичной остается современная ситуация с образованием детей с умственной отсталостью. В систему образования включены дети только с легкой степенью умственной отсталости — они обучаются преимущественно в школах-интернатах либо на дому. Остальные дети с нарушениями интеллекта вообще не получают образования — в сложившейся в советский период системе образования их считали «необучаемыми». Подобная практика противоречит целому ряду международных правовых актов, ратифицированных Российской Федерацией: Конвенции ООН о правах ребенка, Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Декларации о правах инвалидов, Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов, а также Конституции Российской Федерации, Закону Российской Федерации «Об образовании», Семейному кодексу Российской Федерации и другим.

Помимо проблем, связанных с недостаточностью ресурсного обеспечения доступного образования детей с проблемами в развитии, внедрению в широкую образовательную практику региона интегрированных форм специального образования препятствует также неготовность ближайшего окружения ребенка с ограниченными возможностями принять идею совместного обучения. С одной стороны, родители детей с проблемами в развитии беспокоятся, что их ребенок столкнется с трудностями общения и окажется неуспешным в учебной деятельности. Родители здоровых сверстников зачастую негативно относятся к совместному обучению, опасаясь, прежде всего, снижения качества образования здоровых учащихся класса, а также возможной психологической напряженности в отношениях между участниками образовательного процесса. Педагоги среди причин, вызывающих обеспокоенность, на первое место выдвигают недостаточное ресурсное обеспечение интегрированного образования — отсутствие безбарьерной среды, необходимого учебного оборудования, специальных методик и учебно-методического сопровождения, специальной подготовки самих педагогов. В связи с этим формирование позитивного общественного отношения к проблеме доступности образования детям с ограниченными возможностями, правовой культуры населения, толерантного отношения к детям и молодым людям с проблемами в развитии должно стать предметом целенаправленной работы специалистов, представителей общественности, средств массовой информации, других заинтересованных социальных институтов.

Таким образом, для полноценного обеспечения прав граждан с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование необходимо решить комплекс задач, направленных на дальнейшее развитие интеграционных процессов в сфере специального образования:

1. Создание достаточных ресурсов, прежде всего кадровых и материально-технических, для включения в процесс раннего выявления и коррекции отклоняющегося развития детей из малочисленных населенных пунктов и детей с тяжелыми и множественными патологиями.

Для этого необходимо:

подготовить корпус специалистов универсального профиля — педагогов-дефектологов, владеющих одновременно основами олигофрено-, тифло- и сурдопедагогики;

обеспечить функционирование в каждом образовательном округе групп круглосуточного пребывания для дошкольников с различными отклонениями в развитии из малочисленных и отдаленных населенных пунктов;

расширить перечень форм оказания специальной помощи по месту жительства, обучения ребенка.

2. Развитие сети образовательных учреждений, удовлетворяющих требованиям доступности маломобильным слоям населения.

3. Обеспечение интегрированного и дистанционного образования необходимым оборудованием, приспособлениями, аппаратурой. Наиболее экономичной и мобильной формой обеспечения образовательного процесса дорогостоящим оборудованием длительного пользования является предоставление оборудования ребенку (семье) или образовательному учреждению на период обучения.

4. Разработка новых форм сопровождения проблемного ребенка в образовательном процессе, когда специалист приходит в школу, где учится ребенок, а не ребенка отправляют в интернат, где имеется специалист. Таким высококвалифицированным и мобильным кадровым ресурсом должны располагать все территориальные агентства специального образования.

5. Необходимое методическое обеспечение интегрированного и дистанционного образовательного процесса.

6. Широкая просветительская работа и пропаганда в СМИ идей доступного образования, правовое просвещение населения, формирование толерантного отношения к проблемам граждан с ограниченными возможностями.

Некоторые из обозначенных задач могут быть частично решены в рамках действующих программ и текущей деятельности образовательных учреждений. Так, обеспечение доступности вновь строящихся и реконструируемых образовательных центров возможно в рамках областной инвестиционной программы в области «Образование». Однако в ряде территорий в ближайшей и средней перспективе строительство и реконструкция образовательных учреждений не планируются. Многие образовательные учреждения обеспечены транспортом в рамках целевой программы «Школьный автобус», но эти автобусы не приспособлены для перевозок детей, ограниченных в передвижении. Системный, комплексный подход к решению проблемы доступного и качественного образования детей с проблемами в развитии, их интеграции в образовательное пространство и, в конечном итоге, в общество может быть обеспечен только программными методами.

Помимо мероприятий, предусмотренных Программой, органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают систему мер по интеграции проживающих на соответствующей территории детей и молодых людей с проблемами в развитии. Предполагается, что в местных бюджетах на 2005 — 2008 годы муниципальными образованиями предусмотрены средства на их финансирование в объеме 25556,8 тыс.рублей, из них в 2005 году — 7383,4 тыс. рублей, в 2006 году — 5813,8 тыс. рублей, в 2007 году — 6304,8 тыс. рублей, в 2008 году — 6054,8 тыс. рублей (на основании информации, представленной органами местного самоуправления). Вышеуказанные меры не относятся к расходным обязательствам областного бюджета.

Основные цели и задачи Программы

Основной целью Программы является интеграция детей и молодых людей с проблемами в развитии в образовательное пространство. Достижение данной цели, во-первых, обеспечит государственные гарантии гражданам с ограниченными возможностями доступного и качественного образования, выбора образовательного учреждения и формы получения образования, права ребенка жить и воспитываться в семье. Во-вторых, это станет инструментом, обеспечивающим гармоничное и полноценное включение ребенка, гражданина с ограниченными возможностями в общество, позволит не только сформировать необходимые компетенции у граждан данной категории, но и обеспечить адекватное и эффективное социальное взаимодействие всех членов сообщества.

Достижение поставленной цели возможно посредством решения ряда задач. Необходимо оптимизировать систему учреждений, обеспечивающую детям с проблемами в развитии возможно более раннюю и полную интеграцию в образовательное пространство, прежде всего, обеспечить доступность услуг по раннему выявлению и специальной помощи ребенку и семье по месту жительства. Для эффективного включения ребенка с проблемами в развитии в образовательный процесс необходимо соответствующее программное и учебно-методическое обеспечение, поскольку интегрированное и дистанционное образование — новые для отечественной образовательной практики формы обучения детей с проблемами в развитии. Это обстоятельство обусловливает необходимость решения задач материально-технического обеспечения интегрированных и дистанционных форм общего и профессионального образования детей и молодых людей с проблемами в развитии, формирования кадрового ресурса интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии, обеспечения благоприятного социально-психологического фона для развития интеграционных процессов в сфере образования детей и молодых людей с проблемами в развитии.

Сроки и этапы реализации Программы

Срок реализации Программы — с 1 января 2005 года по 31 декабря 2008 года. Реализация мероприятий осуществляется в два этапа. В первые 2 года действия Программы происходит накопление базовых ресурсов, проводятся организационные мероприятия по формированию сети учреждений, разрабатываются программно-методические материалы для обеспечения образовательного процесса с детьми и молодыми людьми с проблемами в развитии, а также для персонала образовательных учреждений. Длительность пилотного этапа — с 1 января 2005 года по 31 декабря 2006 года. Следующий этап внедренческий: с 1 января 2007 года по 31 декабря 2008 года, в этот период осуществляется внедрение ресурсов, наработанных в ходе реализации пилотного этапа, в образовательную практику региона, а также обучение персонала с использованием разработанных в пилотный период материалов. Здесь же продолжается работа по оснащению системы образования Самарской области необходимыми ресурсами.

Система программных мероприятий

В целях решения поставленных задач по интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии в образовательное пространство предусматривается проведение мероприятий по реализации Программы. Система программных мероприятий и финансовое обеспечение Программы прилагаются.

Предлагаемые программные мероприятия систематизируются по следующим направлениям:

развитие системы специальной помощи детям с проблемами в развитии раннего (0 — 3 года) и дошкольного возраста;

развитие сети общеобразовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования детей с проблемами в развитии в интегрированных и дистанционных формах;

интеграция детей с проблемами в развитии в систему дополнительного образования детей;

развитие сети учреждений профессионального образования, доступных детям и молодым людям с проблемами в развитии;

создание позитивного общественного отношения к проблеме интегрированного обучения детей и молодых людей с проблемами в развитии.

Механизм реализации Программы

С целью достижения максимальной эффективности реализации мероприятий Программы в каждом территориальном управлении министерства образования и науки Самарской области, а также в г. Тольятти формируется ТАСО (в г. Самаре ЦСО) — своего рода накопитель программно-методических, материально-технических, кадровых ресурсов для формирования на соответствующей территории оптимальной системы образования детей и молодых людей с проблемами в развитии. Программно-методическое обеспечение инновационных форм реабилитации и образования детей и молодых людей с проблемами в развитии, разработанное и изданное в рамках п.п. 1.1, 2.1, 3.3 системы программных мероприятий и финансового обеспечения Программы (далее — Мероприятия), будет передано в ТАСО и ЦСО, откуда будет внедряться в образовательные учреждения соответствующего типа и вида с учетом потребностей населения, транспортной доступности, оптимального кадрового обеспечения и других аспектов. Преимущественно через ТАСО и ЦСО будет также осуществляться распределение материально-технических ресурсов, приобретаемых в рамках реализации п.п. 1.2, 2.5, 3.2 Мероприятий. Здесь же планируется сконцентрировать кадровые ресурсы, которые в различных организационных формах, в том числе выездных, обеспечат своевременную коррекцию проблем развития ребенка и сопровождение интегрированных и дистанционных форм образования. Для осуществления таких форм работы п. 2.7 Мероприятий предусмотрено обеспечение ряда учреждений автотранспортом. ТАСО также организуют обучение (в форме обучающих семинаров, курсовой подготовки, мастер-классов, тренингов и др.) педагогов, административного персонала образовательных учреждений, где внедряются инновационные формы реабилитации и обучения детей и молодых людей с проблемами в развитии. Внедрение программных ресурсов в образовательную практику Самарской области будет осуществляться сотрудниками ТАСО и ЦСО в рамках финансирования основной деятельности.

Помимо обучения персонала образовательных учреждений, необходимо, чтобы технологиями работы с детьми и молодыми людьми с проблемами в развитии в инновационных формах владел каждый выпускник учреждений среднего и высшего профессионального образования педагогического профиля. Поэтому в рамках реализации п.п. 1.3, 2.2 Мероприятий планируется разработать и издать программы и методическое сопровождение специальных курсов. Оснащение библиотек УПО педагогического профиля данными изданиями позволит осуществлять подготовку студентов без дополнительных материальных затрат на постоянной основе.

Для успешной интеграции ребенка с проблемами в развитии в общеобразовательную школу зачастую необходимо присутствие еще одного взрослого для оказания помощи ребенку и учителю в установке оборудования, перемещении ребенка, поддержки в ходе выполнения различных видов учебной работы. В настоящее время в штатных расписаниях образовательных учреждений ставок такого вспомогательного персонала (помощников учителя) не предусмотрено. Вместе с тем в ходе реализации программы «Реабилитация», совместного с Британским Советом проекта «Формирование региональной системы интегрированного образования детей с особыми нуждами», сотрудничества с общественностью в Самарской области сформировался дополнительный ресурс — представители различных общественных организаций, объединений, многие родители детей с проблемами в развитии готовы на безвозмездной основе осуществлять вспомогательные функции. Мероприятиями (п. 2.3) предусмотрены разработка и издание материалов, необходимых для обучения вспомогательного персонала, а также организация курсовой подготовки, в рамках которой будет обучено по одной группе слушателей из каждого территориального управления министерства образования и науки Самарской области, г. Самары и г. Тольятти. Обученные в рамках Программы представители общественности смогут сами осуществлять поддержку ребенка с проблемами в развитии в образовательном процессе, а также выполнять тьюторские функции (обучать новых помощников учителя). Важнейшим условием внедрения интегрированных форм образования детей и молодых людей с проблемами в развитии является обеспечение доступности самих образовательных учреждений. Приобретение и установка в одном из общеобразовательных учреждений каждого территориального управления министерства образования и науки Самарской области, г. Самары и г. Тольятти, трех УПО лестничных подъемных устройств обеспечат возможность передвижения внутри учреждения детей с ограниченными двигательными функциями, а обеспечение школьных автобусов этих учреждений приспособлениями для подъема инвалидной коляски (п. 2.4, п. 2.7 Мероприятий) позволит детям посещать школу. Обучение специалистов в рамках второго высшего образования (п. 2.8 Мероприятий) осуществляется с привлечением средств местных бюджетов. Отбор кандидатур на обучение за счет средств областного бюджета осуществляется на конкурсной основе.

Исполнители программных мероприятий обеспечивают своевременное исполнение программных мероприятий, приобретают на конкурсной основе в порядке, установленном действующим законодательством, оборудование и другие средства, отвечают за рациональное и целевое использование выделяемых на реализацию Программы бюджетных средств. Головной исполнитель Программы осуществляет мониторинг эффективности реализации Программы, отражает происходящие изменения социально-экономической ситуации в регионе в ежегодных аналитических отчетах по результатам реализации очередного этапа Программы.

Оценка эффективности,
социально-экономических последствий от реализации Программы

Реализация мероприятий Программы позволит:

добиться последовательного снижения численности детей с проблемами в развитии на каждой ступени образования посредством эффективной коррекции отклоняющегося развития;

снизить с 51% в 2003/2004 учебном году до 35% в 2008/2009 учебном году долю детей с задержкой психического развития в структуре отклонений в развитии школьников;

увеличить с 21% в 2003/2004 учебном году до 35% в 2008/2009 учебном году долю детей с проблемами в развитии школьного возраста, обучающихся в интегрированных формах;

включить в образовательное пространство детей с тяжелыми и множественными заболеваниями, ранее (до начала действия Программы) обучавшихся на дому или вообще не обучавшихся в образовательных учреждениях;

сформировать преимущественно позитивное отношение в обществе к идее интегрированного образования детей с проблемами в развитии.

Финансовое обеспечение Программы

Всего по Программе на 2005-2008 годы предусматриваются расходы в сумме 85659 тыс. рублей. Распределение финансирования Программы приведено в таблице:

 Получатель средств в том числе по годам, тыс. рублей 
   2005 2006  2007   2008
 Министерство образования
и науки Самарской области
 20406 20169  19550  18633 
 Министерство труда и социального развития Самарской области  872  858  659  847
 Министерство здравоохранения Самарской области  831  1429  1003  214
 Министерство культуры, молодежной политики и спорта Самарской области  47  47  47  47
 Всего  22156  22503  21259  19741

Организация управления Программой и контроль
за ходом ее реализации

Контроль за ходом реализации Программы — осуществляет головной исполнитель Программы министерство образования и науки Самарской области.

Рациональное использование средств, выделяемых на реализацию Программы, обеспечивается путем проведения торгов на размещение заказов поставщикам необходимого оборудования в порядке, установленном действующим законодательством.

Ответственными за выполнение мероприятий Программы в установленные сроки являются исполнители Программы. Исполнители Программы корректируют конфигурацию поставляемого оборудования, услуг в соответствии с изменяющимися социальным заказом, ассортиментом предлагаемых товаров и услуг, изменением цен на рынке товаров и услуг в рамках выделенного по соответствующему пункту Программы финансирования.

Исполнители Программы ежегодно направляют головному исполнителю Программы отчет об использовании программных средств и социальной и экономической эффективности реализации очередного года Программы.


Приложение (СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ)