№ 14-ГД от 03.04.2002

ЗАКОН
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«О культуре в Самарской области»
Принят
Самарской Губернской Думой
26 марта 2002 года

Настоящий Закон обеспечивает реализацию Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» применительно к государственной культурной политике на территории Самарской области и является основой последующего законотворчества.

Закон регулирует:

разграничение компетенции между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти Самарской области и органами местного самоуправления в сфере культуры;

государственную поддержку некоммерческим организациям культуры на территории Самарской области;

экономические отношения в сфере культуры.

Настоящий Закон направлен на обеспечение и защиту конституционного права граждан на культурную деятельность и безбарьерный доступ к культурным ценностям и благам, на сохранение традиции национальных культур и является правовой базой создания и функционирования организаций и учреждений культуры, искусства и кинематографии на территории Самарской области (далее — организации культуры).

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Используемые в настоящем Законе термины означают:

государственная культурная политика в Самарской области -совокупность принципов и норм, которыми руководствуются органы государственной власти Самарской области, органы местного самоуправления в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры;

государственная охрана объектов историко-культурного наследия Самарской области — система мер, направленная на государственный учет, сохранение, изучение и введение в научный и культурный оборот материальных объектов, входящих в состав историко-культурного наследия народов и национальных групп Российской Федерации;

историко-культурное наследие населения Самарской области — материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники истории и культуры, историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности культуры Самарской области;

инвестиционная политика в области культуры — целенаправленная деятельность органов государственной власти, а также органов местного самоуправления Самарской области по привлечению инвестиций в сферу культуры;

сфера культуры — область применения культурной деятельности;

культурная деятельность — деятельность по созданию, сохранению, распространению и освоению культурных ценностей и благ;

культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты;

культурные блага — условия и услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей;

национально-культурное достояние населения Самарской области -совокупность культурных ценностей, а также отдельные творческие коллективы, объекты культуры и искусства, которые имеют областное, общероссийское и мировое значение;

культурные аспекты областных целевых и местных программ -перспективы социально-экономических и других программ развития Самарской области с точки зрения воздействия результатов их реализации на сохранение и развитие культуры в Самарской области, а также влияния культуры на эти результаты;

творческая деятельность — создание культурных ценностей и их интерпретация;

творческий союз — объединение творческих работников, создаваемое в организационно-правовых формах, предусмотренных действующим законодательством.

С т а т ь я 2. Сфера применения настоящего Закона

1. Настоящий Закон регулирует культурную деятельность в Самарской области в следующих сферах:

выявление, изучение, охрана, сохранение, реставрация и использование памятников истории и культуры;

художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;

художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

библиотечное дело, книгоснабжение, книгоиздательская, информационная деятельность в сфере культуры, популяризация произведений печати;

детское художественное творчество;

самодеятельное (любительское) художественное творчество и культурно — досуговая деятельность;

профессиональное искусство;

музейное дело и коллекционирование культурных ценностей;

архивное дело;

телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в сфере культуры;

формирование, реставрация и сохранение музейных фондов;

научно-исследовательская деятельность в сфере культуры;

международные культурные обмены;

производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для создания, сохранения, распространения и освоения культурных ценностей;

иная деятельность по созданию, распространению, сохранению и освоению культурных ценностей и благ.

С т а т ь я 3. Культурные аспекты областных целевых и местных программ

Органы государственной власти Самарской области, органы местного самоуправления в обязательном порядке учитывают культурные аспекты всех областных целевых и местных программ экономического, экологического, социального, национального и иного развития.

В этих целях областные целевые программы подвергаются обязательной независимой экспертизе группами специалистов в сфере культуры, назначаемыми совместно органами представительной и исполнительной власти Самарской области.

С т а т ь я 4. Принципы государственной культурной политики в Самарской области

Государственная культурная политика в Самарской области является одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Самарской области и основывается на следующих принципах:

признание основополагающей роли культуры в процессе развития и самореализации личности, гуманизации общества, воспитания населения в духе уважения к общечеловеческим ценностям, гражданственности и патриотизма;

обеспечение государственных гарантий сохранения и развития сферы культуры;

признание неотъемлемости прав каждого человека на культурную деятельность и творчество в сфере культуры;

обеспечение свободного доступа к культурным ценностям и благам;

сохранение национальной самобытности этносов Российской Федерации, проживающих в Самарской области;

обеспечение эффективной работы государственных и муниципальных организаций культуры;

поддержка и развитие профессионального искусства в Самарской области;

поддержка и развитие детского и юношеского творчества в Самарской области;

создание и развитие региональной системы подготовки и повышения профессионального уровня работников культуры;

сохранение историко-культурного наследия для будущих поколений;

установление льготного режима при удовлетворении культурных потребностей социально незащищенных слоев населения;

содействие сохранению и развитию некоммерческого сектора в

сфере культуры;

поддержка деятельности общественных движений и организаций в сфере культуры;

создание и развитие областной правовой базы в сфере культуры;

сочетание государственных, коммерческих и благотворительных начал в финансировании сферы культуры, привлечение внебюджетных источников финансирования;

совершенствование системы государственного управления в сфере культуры;

регулирование развития коммерческого сектора культуры и формирование рынка массовой культуры.

С т а т ь я 5. Субъекты культурной деятельности

Субъектами культурной деятельности на территории Самарской области являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также организации всех форм собственности, деятельность которых направлена на создание, сохранение, распространение и освоение культурных ценностей.

ГЛАВА II. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ
КУЛЬТУРЫ

С т а т ь я 6. Компетенция Самарской Губернской Думы в сфере культуры

К ведению Самарской Губернской Думы в сфере культуры относятся:

принятие законов по вопросам культуры, контроль за их исполнением;

определение основ государственной культурной политики в Самарской области;

законодательное регулирование порядка образования и деятельности целевых бюджетных фондов содействия сфере культуры, контроль за использованием средств;

утверждение целевых программ социально-культурного развития;

осуществление права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в сфере культуры;

утверждение областного кадастра национально-культурного достояния населения Самарской области.

Статья 7. Компетенция Администрации Самарской области в сфере культуры

К ведению Администрации Самарской области в сфере культуры

относятся:

принятие правовых актов Самарской области в сфере культуры;

проведение государственной финансовой политики в сфере

культуры;

защита историко-культурного наследия населения Самарской области в качестве опоры социально-экономического развития;

стимулирование культурного многообразия;

обеспечение руководства в сфере культурного сотрудничества;

принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации государственных организаций культуры;

участие в формировании и реализации федеральных программ, направленных на поддержку культуры, искусства и кинематографии, сохранение историко-культурного наследия населения Самарской области;

осуществление и развитие форм культурного сотрудничества с другими субъектами Российской Федерации, развитие международных связей и представительство Самарской области в международных организациях и мероприятиях в сфере культуры;

иные вопросы, отнесенные действующим законодательством к ведению Администрации Самарской области.

С т а т ь я 8. Компетенция органа исполнительной власти Самарской области по вопросам культуры

Компетенция органа исполнительной власти Самарской области по вопросам культуры определяется соответствующим положением об этом органе, утверждаемым Губернатором Самарской области.

Орган исполнительной власти Самарской области по вопросам культуры:

непосредственно обеспечивает осуществление и реализацию государственной культурной политики в Самарской области, в том числе осуществление функций специально уполномоченного государственного органа по охране памятников истории и культуры;

осуществляет использование средств целевых бюджетных фондов содействия в сфере культуры в Самарской области, а также разрабатывает предложения по формированию бюджета на содержание организаций культуры;

разрабатывает областные стандарты с целью сохранения и развития единого культурного пространства в Самарской области;

прогнозирует основные направления развития культуры в Самарской области;

обеспечивает всестороннюю поддержку объектов культуры;

выступает в установленном действующем законодательством порядке учредителем государственных организаций культуры, а также иных организаций, находящихся в его ведении;

непосредственно осуществляет руководство, финансирование и контроль за финансово-хозяйственной деятельностью государственных организаций культуры, а также иных организаций, находящихся в его ведении;

назначает в установленном действующем законодательством порядке на должность и освобождает от должности руководителей государственных организаций культуры, а также иных организаций, находящихся в его ведении;

содействует формированию системы общественных институтов в сфере культуры;

обеспечивает освоение культурного потенциала;

содействует формированию местных направлений культурной политики, осуществляемых от лица государства в Самарской области;

осуществляет меры по социальной защите работников организаций культуры;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные положением о государственном органе Самарской области по вопросам культуры.

С т а т ь я 9. Компетенция органов местного самоуправления Самарской области в сфере культуры

К ведению органов местного самоуправления Самарской области в сфере культуры относятся:

осуществление государственной политики в сфере культуры исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций территории муниципального образования;

принятие (издание) нормативных правовых актов местного значения;

формирование местных бюджетов в области культуры, разработка и принятие местных нормативов финансирования культуры;

регулирование в пределах своих полномочий и компетенции отношений собственности в сфере культуры;

создание, реорганизация и ликвидация местных органов управления в сфере культуры, определение их структуры и полномочий, назначение на должность и освобождение от должности руководителей местных органов управления в сфере культуры;

создание, реорганизация и ликвидация муниципальных организаций культуры, а также иных муниципальных организаций, осуществляющих культурную деятельность;

руководство, финансирование и контроль за финансово-хозяйственной деятельностью муниципальных организаций культуры, а также иных муниципальных организаций, осуществляющих культурную деятельность, назначение руководителей местных органов управления в сфере культуры;

строительство зданий и сооружений муниципальных организаций культуры, обустройство прилегающих к ним территорий;

осуществляет контроль за условиями аренды зданий, помещений и иных объектов собственности организациями культуры;

осуществляет координацию участия организаций различных форм собственности в социально-культурном развитии на территории муниципального образования;

сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

обеспечение удовлетворения потребностей населения в сфере культуры на уровне ве ниже государственных минимальных социальных стандартов.

ГЛАВА III. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ,
ГАРАНТИИ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья 10. Гарантии и формы государственной поддержки некоммерческих организаций культуры в Самарской области

1. Настоящим Законом предусматриваются следующие формы государственной поддержки некоммерческих организаций культуры в Самарской области:

принятие законов и иных нормативных правовых актов, направленных на защиту и развитие культурной деятельности;

бюджетное финансирование государственных организаций культуры и при необходимости участие в долевом финансировании негосударственных организаций культуры;

предоставление в соответствии с действующим законодательством налоговых и иных финансовых льгот некоммерческим организациям культуры.

Объем государственного финансирования культуры определяется при утверждении областного бюджета и местных бюджетов на очередной финансовый год.

Не допускается проектирование и строительство населенных пунктов и жилых массивов без обеспечения их организациями культуры, досугового профиля с учетом градостроительных норм и потребностей населения.

2. Здания, сооружения, иное имущество, находящееся в собственности Самарской области и используемое областными и местными отделениями творческих союзов, могут быть переданы в их собственность в соответствии с действующим законодательством.

3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления Самарской области не вмешиваются в творческую деятельность граждан и некоммерческих организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной и иной исключительности или нетерпимости.

Статья 11. Имущество государственной организации культуры

1. Государственная организация культуры в целях обеспечения уставной деятельности пользуется имуществом:

закрепленным за ней департаментом управления государственным имуществом Администрации Самарской области в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и законодательством Самарской области;

приобретаемым за счет имеющихся у нее средств, в том числе от приносящей доходы деятельности, предусмотренной уставом;

получаемым в виде пожертвования юридических и физических лиц, форме дарения, а также по завещанию, договору или по иным основаниям, не запрещенным действующим законодательством.

2. Имущество, указанное в пункте 1 настоящей статьи, является государственной собственностью Самарской области и закрепляется за государственной организацией культуры на праве оперативного управления.

3. Имущество, приобретенное за счет приносящей доходы предусмотренной уставом деятельности, поступает в самостоятельное распоряжение государственной организации культуры и учитывается на балансе.

4. Закрепление за государственной организацией культуры зданий и сооружений, отнесенных в установленном порядке к памятникам истории и культуры, а также природных комплексов и объектов производится департаментом управления государственным имуществом Администрации Самарской области на основании акта приема-передачи и охранного обязательства, заключаемого государственной организацией культуры с государственным органом Самарской области по вопросам культуры в соответствии с действующим законодательством.

5. Право оперативного управления в отношении музейных, архивных и библиотечных фондов, являющихся частью общероссийских музейных, архивных, библиотечных фондов, представляющих собой предметы особого режима хранения и закрепленных за государственной организацией культуры, осуществляется ею в пределах, установленных действующим законодательством о музейных, архивных и библиотечных фондах.

6. Государственная организация культуры несет ответственность перед собственником имущества за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества в соответствии с действующим законодательством.

Статья 12. Финансирование сферы культуры и культурной деятельности

1.Основой областных государственных гарантий сохранения и развития национальной культуры в Самарской области является бюджетное финансирование.

Бюджетное финансирование сферы культуры осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, областным бюджетным законодательством и настоящим Законом.

Размеры ежегодных ассигнований на финансирование сферы культуры в областном бюджете и в бюджетах муниципальных образований Самарской области утверждаются соответственно законом Самарской области и нормативными актами органов местного самоуправления о бюджете на очередной финансовый год в соответствии с федеральным законодательством.

2. Деятельность государственных и муниципальных организаций культуры финансируется учредителями в объемах не ниже нормативов бюджетного финансирования по каждому типу и виду этих организаций. Средства, поступившие из других источников, не уменьшают нормативов и абсолютных размеров финансирования областных государственных и муниципальных организаций культуры учредителем (учредителями).

3. Финансирование частных организаций культуры осуществляется ими самостоятельно.

4. В пределах своей компетенции органы государственной власти Самарской области и органы местного самоуправления, юридические и физические лица вправе направлять денежные средства, иное имущество для совместного выполнения проектов и программ в сфере культуры.

Статья 13. Финансирование государственных организаций культуры

1.Финансовые средства государственных организаций культуры образуются за счет:

бюджетных ассигнований и других поступлений от учредителя (учредителей) субсидий;

средств общественных и благотворительных фондов;

доходов от платных форм культурной деятельности, лотерей, выставок, аукционов;

добровольных пожертвований, средств, полученных по завещаниям;

кредитов банков и иных кредитных учреждений;

других доходов и поступлений, не запрещенных действующим законодательством.

2. Размеры бюджетного финансирования государственных организаций культуры рассчитываются исходя из нормативов, определенных в установленном порядке, а при отсутствии таких нормативов — в соответствии с правовыми актами органов государственной власти Самарской области, принимаемыми в пределах их полномочий на основании действующего законодательства.

3. Средства, полученные от реализации в установленном порядке излишнего, устаревшего и изношенного оборудования и других материальных ценностей, расходуются на творческое, производственное и социальное развитие организаций культуры и не могут быть использованы на оплату труда, выплату материальной помощи и другие виды денежных вознаграждений.

Статья 14. Планирование деятельности государственной организации культуры

1. Государственный орган Самарской области по вопросам культуры ежегодно в установленном порядке доводит до государственных организаций культуры исходные данные для планирования, сведения о размерах ассигнований и лимитах централизованных капитальных вложений, выделяемых за счет средств областного бюджета.

2. Государственная организация культуры на основе данных, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеющихся творческих и экономических ресурсов, запросов населения и заказов физических и юридических лиц самостоятельно разрабатывает и утверждает план своей деятельности.

3. В плане могут предусматриваться единовременные бюджетные ассигнования для выполнения целевых социально-творческих заказов учредителя (государственный заказ) на проведение отдельных мероприятий (работ, оказание услуг).

4. Государственный заказ оформляется посредством договора, в котором определяются объем, структура и сроки выполнения мероприятий, а также порядок их обеспечения материальными и финансовыми ресурсами.

5. Обязательным документом при ежегодном планировании деятельности государственных организаций культуры является смета доходов и расходов, которая согласовывается в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.

Статья 15. Инвестиционная политика в области культуры

Инвестиционная политика в области культуры направлена на сохранение, развитие и приумножение культурного достояния населения Самарской области.

Формы и условия государственной инвестиционной поддержки организаций культуры определяются Законом Самарской области «Об инвестициях в Самарской области».

Статья 16. Социальная защита работников государственных и муниципальных организаций культуры

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления Самарской области могут устанавливать работникам, состоящим в штате государственных и муниципальных организаций культуры, надбавки к должностному окладу в зависимости от продолжительности непрерывного общего трудового стажа работы в сфере культуры, а также предоставлять дополнительный оплачиваемый отпуск за непрерывный общий трудовой стаж работы в сфере культуры в соответствии с действующим законодательством.

2. Социальная защита работников иных организаций культуры обеспечивается учредителями в соответствии с действующим законодательством.

Статья 17. Политика и приоритеты международного культурного сотрудничества

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления Самарской области содействуют развитию культурных обменов и международного культурного сотрудничества организаций культуры, физических и юридических лиц.

Политика и приоритеты международного культурного сотрудничества определяются федеральными государственными программами, соглашениями с другими территориями, регионами и странами, а также с городами и районами-побратимами городов и районов Самарской области.

К числу приоритетных направлений международного культурного сотрудничества относится совместное производство культурных ценностей и благ, реставрация уникальных памятников истории и культуры, подготовка и стажировка кадров работников культуры, создание и внедрение новых технологий, технических средств, оборудования для культурной деятельности, обмен методиками, учебными программами и пособиями.

Статья 18. Внешнеэкономическая деятельность в области культуры

Организации культуры осуществляют внешнеэкономическую деятельность, специализированную торговлю, в том числе аукционную, произведениями искусства, изделиями народных художественных промыслов, изобразительной продукцией, предметами антиквариата в порядке, установленном действующим законодательством.

ГЛАВА IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 19. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Должностные лица, а также граждане, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

С т а т ь я 20. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.

   Губернатор Самарской области                                  К.А.Титов