№139-ГД от 14.10.2004

ЗАКОН
Самарской области

Об утверждении областной целевой программы «Обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений Самарской области» на 2005 — 2007 годы

Принят Самарской Губернской Думой
29 сентября 2004 года

Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу «Обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений Самарской области» на 2005 — 2007 годы.

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 Губернатор
Самарской области
 К.А.Титов

Приложение
к Закону Самарской области
«Об утверждении областной целевой программы
«Обеспечение пожарной безопасности образовательных
учреждений Самарской области» на 2005 — 2007 годы»

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ» НА 2005 — 2007 ГОДЫ
(далее — Программа)

Паспорт Программы

 НАИМЕНОВАНИЕ
ПРОГРАММЫ
— областная целевая программа «Обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений Самарской области» на 2005 — 2007 годы 
 ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ  — поручение и.о. Губернатора Самарской области от 15.10.2003
 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ — Правительство Самарской области 
 ГОЛОВНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ  — министерство образования и науки Самарской области
 ИСПОЛНИТЕЛИ ПРОГРАММЫ — министерство образования и науки Самарской области, территориальные управления министерства образования и науки Самарской области 
 ОСНОВНОЙ РАЗРАБОТЧИК ПРОГРАММЫ — министерство образования и науки Самарской области 
 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ  

— цели Программы:

обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений всех типов и видов (далее -образовательное учреждение) во время их трудовой и учебной деятельности путем повышения безопасности их жизнедеятельности;

предотвращение пожаров в зданиях образовательных учреждений;

повышение уровня пожарной безопасности;

задачи Программы:

реализация государственной политики и требований законодательных и

иных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательных учреждений, направленных на сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности

 СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ  — 2005 — 2007 годы
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ  

— на реализацию Программы потребуется 168148 тыс. рублей,

в том числе:

в 2005 году — 65045 тыс. рублей;

в 2006 году — 57594 тыс. рублей;

в 2007 году — 45509 тыс. рублей 
 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ  

— повышение безопасности образовательных учреждений, снижение рисков возникновения пожаров, аварийных ситуаций, травматизма и гибели людей

 СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ — контроль за ходом реализации Программы осуществляет министерство образования и науки Самарской области, контроль за расходованием выделенных бюджетных средств осуществляет министерство управления финансами Самарской области 
   

Введение

Безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, это условие сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе Российской Федерации «О техническом регулировании», и в первую очередь: пожарную безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.

Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они взаимосвязаны, и их обеспечение должно решаться согласно законодательным и нормативным актам Российской Федерации.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического и организационного характера.

Законодательные основы обеспечения безопасности составляют: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О безопасности», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Самарской области, регулирующие отношения в области безопасности.

Проблема построения эффективной системы обеспечения безопасности должна решаться с учетом специфики образовательных учреждений и вероятности возникновения тех или иных угроз, путем поддержания безопасного состояния объекта в соответствии с нормативными требованиями, обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

1.1. Материальная база образовательных учреждений

В настоящее время материально-техническое обеспечение образовательных учреждений характеризуется высокой степенью изношенности основных фондов (зданий, сооружений, оборудования и инженерных коммуникаций), недостаточным финансированием мероприятий, направленных на повышение инженерной безопасности образовательных учреждений, нарушением правил их эксплуатации, ослаблением контроля за поддержанием их в исправном состоянии.

В Самарской области действует 884 муниципальных образовательных учреждения общего образования и 84 областных государственных учреждения образования. В образовательных учреждениях всех типов имеется более 1500 различных зданий учебного, производственного, культурно-бытового и хозяйственного назначения.

В подведомственных областных государственных учреждениях образования более 480 зданий и сооружений, срок эксплуатации которых составляет от 20 до 100 лет:

31 объект (6,5% от общего количества зданий) до 20 лет;

73 объекта (15,2%) от 20 до 30 лет;

269 объектов (56%) от 30 до 40 лет;

88 объектов (18,3%) от 40 до 75 лет;

19 объектов (4%) более 75 лет.

Из общего количества муниципальных образовательных учреждений общего образования только 82% размещены в типовых зданиях, из них более половины (58%) — в типовых зданиях постройки 50-60-х годов, не соответствующих современным нормам. Количество аварийных школ — 41, ветхих школ 214, 271 здание школ имеет деревянные конструкции стен и перекрытий, в том числе в 103 зданиях и стены, и перекрытия деревянные.

Помимо мероприятий, указанных в Программе, органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают систему мер по обеспечению пожарной безопасности муниципальных образовательных учреждений.

Предполагается, что в местные бюджеты на 2005 — 2007 годы муниципальными образованиями будут заложены средства на их финансирование в объеме 110451 тыс. рублей, из них на 2005 год — 41306 тыс. рублей, на 2006 год — 36560 тыс. рублей, на 2007 год — 32585 тыс. рублей (на основании информации, представленной органами местного самоуправления). Вышеуказанные меры не относятся к расходным обязательствам областного бюджета.

1.2. Оценка ситуации противопожарной безопасности органами государственного пожарного надзора

В 2001 году на объектах образования произошло 17 пожаров, в 2002 году зарегистрировано 29 пожаров, в 2003 — 4 пожара.

Последняя проверка, проведенная органами государственного пожарного надзора, показала, что из 968 проверенных образовательных учреждений:

285 расположены в приспособленных зданиях (29,4%);

248 находятся за пределами нормативного радиуса выезда пожарных частей (25,6%);

11 расположены в зданиях со 100-процентным износом основных фондов (1,1%);

18 расположены в зданиях со степенью огнестойкости ниже нормативной (1,8%);

147 имеют на окнах глухие металлические решетки (15%);

в 612 отсутствуют или неисправны системы оповещения о пожаре (63,2%);

59 не обеспечены средствами спасения и защиты органов дыхания (47,4%);

в 277 отсутствует внутренний противопожарный водопровод (28,6%), а в 125 и наружное противопожарное водоснабжение (12,9%);

в 24 зданиях неисправны аппараты защиты внутренних электросетей (2,4%).

В целом в настоящее время по объектам образования предложено к исполнению 17515 противопожарных мероприятий, из которых только 8126 выполнены (46,4%).

В ходе обследований в рамках обеспечения пожарной безопасности выявлены такие наиболее часто встречающиеся нарушения, как:

отсутствие или неисправность пожарной сигнализации, несвоевременное проведение ее технического обслуживания;

отсутствие или неисправность (неукомплектованность стволами и рукавами) внутренних пожарных кранов, гидрантов;

необорудование световыми указателями основных и запасных эвакуационных выходов;

неустановление специальных противопожарных (сертифицированных) дверей в электрощитовых, складских и других пожароопасных помещениях;

отсутствие огнетушителей и других средств пожаротушения;

отсутствие устройств защитного отключения электрических сетей.

Наиболее проблемными остаются вопросы, связанные с выполнением противопожарных мероприятий. Для их решения потребуется вложение значительных финансовых средств за счет областного и местного бюджетов (приложения 1 — 4). Прежде всего это касается оснащения образовательных учреждений автоматической противопожарной сигнализацией и огнезащитной обработки.

1.3. Обучение детей правилам пожарной безопасности и обучение лиц, ответственных за пожарную безопасность

Существует необходимость разработки в рамках курса основ безопасности жизнедеятельности отдельного образовательного модуля (программы) по обучению учащихся учреждений среднего общего и начального профессионального образования правилам поведения при возникновении пожара (далее — образовательный модуль), что является прерогативой министерства образования и науки Самарской области. Результатом введения образовательного модуля в процессе обучения станет формирование у учащихся соответствующих практических умений и навыков при возникновении пожара, а также представлений о противопожарном режиме образовательного учреждения. Реализация образовательного модуля будет осуществляться через систему объектовых тренировок учащихся и практических занятий.

Необходимость разработки и введения данного образовательного модуля основывается на требованиях приказа Министерства образования Российской Федерации от 15.04.2003 N 1612 «О принятии мер по усилению противопожарного режима в образовательных учреждениях», в котором, в частности, отмечалась необходимость организации в образовательных учреждениях изучения Правил пожарной безопасности для образовательных учреждений.

Обучение руководителей, специалистов и педагогических работников образовательных учреждений и проверка знаний по вопросам охраны труда проводится по типовым программам, разработанным и утвержденным Министерством образования Российской Федерации и Министерством труда Российской Федерации, с учетом должностных обязанностей работников и характера их производственной деятельности. Обучение осуществляется учебными центрами охраны труда Самарской области за счет Фонда социального страхования Российской Федерации.

За 2003 год в учебных центрах охраны труда Самарской области прошли обучение более трех тысяч работников учреждений образования. Обучение и проверка знаний по охране труда работников рабочих специальностей в образовательных учреждениях Самарской области проводится в соответствии с ГОСТом 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения».

В соответствии с Правилами пожарной безопасности для образовательных учреждений с учетом требований Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» необходимо обучить ответственных за пожарную безопасность лиц: в 2005 году — 723 человека, в 2006 году 738 человек, в 2007 году — 718 человек (приложение 4). Обучение ответственных за пожарную безопасность лиц планируется проводить в год назначения на должность с последующей переподготовкой один раз в 5 лет в специализированных образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право деятельности в сфере образования по подготовке лиц данной категории.

1.4. Индивидуальные средства защиты

По статистике, более 80% случаев гибели людей или потери здоровья в результате пожаров связано с отравлением продуктами горения или парами ядовитых веществ.

В целях обеспечения безопасности учащихся образовательных учреждений в условиях возникновения пожаров необходимо обеспечить эти учреждения индивидуальными средствами защиты.

По заключению специалистов, наиболее эффективным средством индивидуальной защиты взрослых и детей без ограничения состояния здоровья в настоящее время является защитный капюшон «Феникс», разработанный и производимый в России. Он является индивидуальным универсальным средством защиты органов дыхания, глаз и кожи лица от продуктов горения, дыма и опасных химических веществ и может быть использован для экстренной эвакуации людей из задымленных помещений. Малый вес (до 80 г), небольшие габариты и объем (0,5 куб. дм) делает его наиболее удобным в хранении и применении.

Предполагается поэтапно обеспечить такими капюшонами все образовательные учреждения области с круглосуточным пребыванием детей (детские дома и интернаты). Таких учреждений в области 40, в том числе:

детских домов — 10 (общее количество детей 1136);

общеобразовательных школ-интернатов — 5 (1052 ребенка);

специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей-сирот — 5 (894 ребенка);

специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей:

с нарушением слуха — 3 (464 ребенка);

с нарушением зрения — 2 (423 ребенка);

с нарушением опорно-двигательного аппарата — 1 (150 детей);

с задержкой психического развития — 1 (272 ребенка);

с умственной отсталостью — 12 (2452 ребенка);

с девиантным поведением — 1 (60 детей).

Всего в учреждениях образования с круглосуточным пребыванием детей содержится 6903 ребенка.

Таким образом, из расчета стоимости одного защитного комплекта 1888 рублей общая потребность в средствах на их приобретение для данной категории учреждений составит 13 032 тыс. рублей (1888 рублей х 6903 чел.), из них 5 000 тыс. рублей — на 2005 год, 5 000 тыс. рублей — на 2006 год, 3 032 тыс. рублей — на 2007 год.

2. Цели и задачи Программы

Целью Программы является обеспечение пожарной безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время их трудовой и учебной деятельности на основе использования современных достижений науки и техники в этой области.

Задачи Программы:

оснащение 1019 зданий, в которых располагаются образовательные учреждения области, автоматической пожарной сигнализацией и приборами оповещения при пожаре;

проведение огнезащитной обработки деревянных конструкций обрешеток кровли на площади 707314 кв. метров;

оборудование 1019 зданий, в которых располагаются образовательные учреждения области, средствами пожаротушения;

обеспечение 6903 учащихся образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием средствами индивидуальной защиты;

подготовка 2135 человек, ответственных за пожарную безопасность в образовательных учреждениях.

3. Исполнители Программы

Головным исполнителем Программы и получателем средств областного бюджета является министерство образования и науки Самарской области.

4. Сроки реализации Программы

Программа рассчитана на период с 2005 по 2007 год.

Финансирование всех программных мероприятий осуществляется равномерно в течение всего срока реализации Программы.

5. Система программных мероприятий

Система программных мероприятий включает в себя:

обеспечение потребности муниципальных и государственных образовательных учреждений Самарской области в автоматической пожарной сигнализации, в огнезащитной обработке сгораемых конструкций и приобретении первичных средств пожаротушения;

приобретение индивидуальных средств защиты для образовательных учреждений области с круглосуточным пребыванием детей;

обучение лиц, ответственных за пожарную безопасность, в каждом образовательном учреждении Самарской области.

6. Ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит создать безопасные условия для обучения детей в образовательных учреждениях Самарской области путем выполнения следующих мероприятий:

установка автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения при пожаре во всех образовательных учреждениях общего и начального профессионального образования, обработка сгораемых конструкций зданий огнезащитными составами;

оснащение учреждений образования первичными средствами пожаротушения и средствами индивидуальной защиты при возникновении пожара;

обучение детей и педагогов правилам поведения при возникновении пожара и подготовка лиц, ответственных за пожарную безопасность, в каждом образовательном учреждении Самарской области.

Выполнение мероприятий Программы позволит повысить безопасность образовательных учреждений, снизить риск возникновения пожаров, аварийных ситуаций, травматизма и гибели людей.

7. Система организации контроля за исполнением Программы

Министерство образования и науки Самарской области как головной исполнитель Программы осуществляет реализацию Программы путем заключения договоров с исполнителями работ.

Отбор исполнителей производится Главным управлением организации торгов Самарской области на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством путем проведения торгов на размещение заказа.

Министерство образования и науки Самарской области ежегодно в срок до 1 февраля следующего года направляет в министерство управления финансами Самарской области отчет об исполнении Программы и эффективности использования финансовых средств за истекший год.

Контроль за использованием целевых бюджетных ассигнований, выделенных на выполнение Программы, осуществляет министерство управления финансами Самарской области.


Приложение 1-4