№138-ГД от 14.10.2004

ЗАКОН
Самарской области

Об утверждении областной целевой программы мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств, профилактике наркомании, лечению и реабилитации наркозависимой части населения Самарской области на 2005 — 2006 годы

Принят Самарской Губернской Думой
29 сентября 2004 года

Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств, профилактике наркомании, лечению и реабилитации наркозависимой части населения Самарской области на 2005 — 2006 годы.

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 Губернатор
Самарской области
 К.А.Титов

Приложение к Закону
Самарской области
«Об утверждении областной целевой
программы мер по противодействию незаконному обороту
наркотических средств, профилактике наркомании,
лечению и реабилитации наркозависимой части населения
Самарской области на 2005 — 2006 годы»

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ,
ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ, ЛЕЧЕНИЮ И РЕАБИЛИТАЦИИ
НАРКОЗАВИСИМОЙ ЧАСТИ НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2005 — 2006 ГОДЫ
(далее — Программа)

Паспорт Программы

 НАИМЕНОВАНИЕ
ПРОГРАММЫ
— областная целевая программа мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств, профилактике наркомании, лечению и реабилитации наркозависимой части населения Самарской области на 2005 — 2006 годы 
 ДАТА ПРИНЯТИЯ
РЕШЕНИЯ
О РАЗРАБОТКЕ
ПРОГРАММЫ
 — поручение Губернатора Самарской области от 08.12.2003
 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ —  Правительство Самарской области
 ГОЛОВНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ — управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Самарской области (по согласованию) 
 ОСНОВНЫЕ РАЗРАБОТЧИКИ ПРОГРАММЫ — рабочая группа межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Самарской области, министерство здравоохранения Самарской области 
 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

— цель Программы: снижение уровня незаконного употребления наркотиков жителями области; задачи Программы: наращивание усилий по пресечению незаконного оборота наркотиков; повышение уровня осведомленности населения области о неблагоприятных

последствиях незаконного употребления наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и о методике оказания помощи наркозависимым;

укрепление наркологической службы, развитие реабилитационных центров, трудовых общин и анонимных групп созависимых;

обучение специалистов правоохранительных органов и спецслужб, центров «Семья», учреждений образования, занимающихся противодействием распространению наркомании;

укрепление межведомственного взаимодействия при проведении антинаркотических мероприятий 

 ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ

— 1. Организационные мероприятия.

2. Информационное обеспечение антинаркотических мероприятий.

3. Совершенствование форм и методов профилактики наркомании.

4. Укрепление материально-технической базы учреждений, занимающихся

вопросами противодействия незаконному обороту наркотиков,

профилактикой наркомании, лечением и реабилитацией наркозависимой части населения Самарской области.

5. Подготовка кадров и методическое обеспечение работы по профилактике наркомании и противодействию незаконному обороту наркотических средств 

 СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ — начало: 1 января 2005 года; окончание: 31 декабря 2006 года 
 ИСПОЛНИТЕЛИ ПРОГРАММЫ  

— управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Самарской области (по согласованию), Главное управление внутренних дел Самарской области (по согласованию), министерство здравоохранения Самарской области, министерство образования и науки Самарской области, Средневолжское управление внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации (по согласованию), министерство культуры, молодежной политики и спорта Самарской области, министерство труда и социального развития Самарской области, Главное управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области (по согласованию), Самарская таможня (по согласованию), управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Самарской области (по согласованию), отдел «Самара» Юго-Восточного управления пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации (по согласованию), информационно-аналитическое управление администрации Губернатора Самарской области

 ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ — финансовые затраты на реализацию Программы составят 129777 тыс. рублей. Из областного бюджета — 124535,4 тыс. рублей (в 2005 году -59291,8 тыс. рублей, в 2006 году — 65243,6 тыс. рублей). Из местных бюджетов — 3285 тыс. рублей (в 2005 году — 2080 тыс. рублей, в 2006 году — 1205,0 тыс. рублей). Из средств Самарского государственного университета — 800 тыс. рублей (в 2005 году — 400 тыс. рублей, в 2006 году — 400 тыс. рублей). Из средств Самарского государственного педагогического университета — 1156,6 тыс. рублей (в 2005 году — 540 тыс. рублей, в 2006 году -616,6 тыс. рублей) 
 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ  

— снижение уровня незаконного оборота наркотиков и темпов прироста заболеваемости наркоманией;

повышение качества и результативности работы по пресечению незаконного оборота наркотиков, профилактике наркомании, лечению и реабилитации наркозависимых;

укрепление взаимодействия между органами государственной власти,

органами местного самоуправления, их учреждениями и общественными

организациями по вопросам противодействия распространению наркомании

 СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ

— контроль за исполнением Программы возлагается на управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Самарской области.

Контроль за целевым использованием средств областного бюджета осуществляет министерство управления финансами Самарской области.

Координацию работы по исполнению Программы осуществляет областная межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. 

   

Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Географическое положение, наличие разветвленной системы всех видов транспорта, большое количество населения способствуют тому, что Самарская область является удобным регионом России для использования его наркодельцами как в виде конечного пункта поставки партии наркотиков, так и перевалочного пункта по транзиту в Москву, Санкт-Петербург и другие регионы страны.

Необходимость принятия Программы обусловлена тем, что за последние 12 лет ситуация, связанная с распространением наркомании на территории Самарской области, ежегодно ухудшается, отмечается постоянный рост негативных тенденций, самый высокий уровень которых зафиксирован в 2001 году:

число жителей области, стоящих на учете в наркологических учреждениях, увеличилось в 20 раз и по итогам 2001 года достигло более 30 тысяч человек, из них около 5,5 тысячи женщин и тысячи несовершеннолетних;

количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, возросло в 18 раз и составило по итогам 2001 года более 8,6 тысячи. К уголовной ответственности по этим делам привлечено более 10 тысяч человек;

в 2001 году от наркотиков, психотропных веществ и неизвестных ядов (суррогатов наркотиков и алкоголя) умер 921 житель области;

ежегодно в ходе призывных кампаний на военную службу выявляется около тысячи призывников, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества;

из 22077 тысяч выявленных ВИЧ-инфицированных (сведения на 01.06.2004) значительная часть приобрела инфекцию в результате немедицинского употребления наркотиков.

Со II полугодия 2001 года эта тенденция начала позитивно меняться. Наметились признаки снижения темпов прироста негативных последствий распространения наркомании.

Несмотря на это обстоятельство, органы государственной власти, местного самоуправления, их учреждения и общественные формирования области продолжают наращивать усилия, направленные против наркомании. В спектре проводимых мероприятий особое внимание уделяется созданию единой системы действий всех уровней власти и общества по достижению эффективного взаимодействия в работе на единый конечный результат — снижение уровня злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота.

Для достижения этого результата в области реализуется третья областная целевая программа мер по усилению противодействия незаконному обороту наркотических средств, профилактике наркомании, лечению и реабилитации наркозависимой части населения Самарской области на 2003 — 2004 годы, которая является продолжением аналогичных программ на 1999 — 2000 годы, 2001 — 2002 годы.

В ходе реализации программных мероприятий на 1999 — 2000 годы, 2001 — 2002 годы для улучшения деятельности правоохранительных органов было выделено более 70 млн. рублей, что позволило ввести 700 штатных единиц сотрудников, специализирующихся на пресечении незаконного оборота наркотиков, оснастить соответствующие подразделения автотранспортом и оперативно-техническими средствами, закончить строительство кинологического центра на 250 служебных собак и одного бокса углубленного досмотра большегрузного автотранспорта.

В результате предпринятых мер в каждом городском и районном подразделении Главного управления внутренних дел Самарской области созданы отделы (отделения), группы сотрудников милиции, специализирующихся на пресечении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Это позволило усилить работу по привлечению к уголовной ответственности лиц, сбывающих наркотики в учебных заведениях, местах досуга молодежи, жилом секторе населенных пунктов.

В 2003 году против сбытчиков наркотиков было возбуждено 1726 уголовных дел (в 2002 году — 1716). Каждое пятое зарегистрированное в 2003 году преступление связано с изъятием наркотиков в особо крупных размерах. Из незаконного оборота за 2003 год правоохранительными органами Самарской области было изъято 759 кг наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

В 2003 году на учет в наркологическую службу министерства здравоохранения Самарской области поставлено 799 наркозависимых, из них 102 несовершеннолетних.

Значительная часть мероприятий вышеназванных программ посвящена созданию более эффективной системы организации профилактической работы в молодежной среде.

На базе центров «Семья» образована служба профилактики наркомании, в связи с чем введена дополнительная штатная численность — 125 ставок для психологов и социальных педагогов. Специалисты этой службы совместно с сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, психологами образовательных учреждений и представителями других заинтересованных ведомств на основе специально разработанных тренинговых программ среди учащихся школ и других учебных заведений проводят комплекс предупредительных мероприятий, направленных на формирование у подростков отрицательного отношения к употреблению наркотических средств.

Наряду с проведением тренингов с учащимися по первичной профилактике наркомании специалисты центров «Семья» осуществляют работу по вторичной профилактике, работают с созависимыми — членами семей потребителей наркотиков.

Активно проводится работа по профилактике наркомании во время летних каникул. Основной акцент при этом делается на работу с подростками, имеющими девиантное поведение.

Различными видами спорта в области охвачено более 180 тыс. детей и подростков. Ежегодно более 400 спортивно-массовых мероприятий проводится под девизом «За здоровый образ жизни» и «Спорт против наркотиков».

Предыдущие программы уделили значительное внимание развитию и укреплению сети лечебных и реабилитационных учреждений.

В настоящее время наркологическая служба министерства здравоохранения Самарской области представлена 5 наркологическими диспансерами и 30 наркологическими кабинетами при центральных городских и районных больницах. К имеющимся 100 наркологам специализированных лечебных учреждений введены еще 7 ставок наркологов в инфекционные и туберкулезные стационары. Закуплено оборудование для химико-токсикологических лабораторий, приобретены автотранспортные средства, издано значительное количество антинаркотической литературы.

Наркологическая помощь населению оказывается в рамках обязательного медицинского страхования. Стационарное лечение подростков в диспансерах в городах Самаре, Тольятти, Новокуйбышевске, Сызрани, Чапаевске осуществляется в палатах, где они в период лечения находятся вместе с родителями, что дает возможность использовать как индивидуальную, так и семейную психотерапию, решая одновременно проблемы подростка и его семьи.

В системе учреждений исполнения наказаний области содержится около 6000 осужденных, болеющих наркоманией. Для их лечения в рамках программ в восьми колониях созданы специализированные отделения.

На эти цели из областного бюджета было выделено более 2700 тыс. рублей.

С 1999 года в г. Самаре функционирует открытое акционерное общество «Областной реабилитационный центр» (далее ОАО «Областной реабилитационный центр»), где реабилитация наркозависимых проводится на высоком уровне с использованием методик, апробированных в США и других зарубежных странах Европы.

Наряду с ОАО «Областной реабилитационный центр» в области работают еще 14 реабилитационных центров для наркозависимых лиц различных форм собственности.

Развивается сеть трудовых общин, являющихся по форме общественными благотворительными организациями, проводящими, что очень важно, реабилитацию наркозависимых на безвозмездной основе. В настоящее время в области функционируют восемь таких общин.

Подготовка кадров включает обучение по индивидуально разработанным программам специалистов учреждений здравоохранения, образования, центров «Семья», правоохранительных органов. Обучение осуществляется на базе Самарского государственного университета, Самарского государственного медицинского университета и других вузов.

В результате реализации программных мероприятий в каждом городе и районе Самарской области реально создана структура (от 3 до 30 сотрудников в зависимости от количества населения и наркоситуации), которая призвана функционально решать проблему наркомании. Состоит она из специалистов правоохранительных органов, центров «Семья», наркологической службы системы здравоохранения.

Указом Президента России от 9 марта 2003 года N 314 на базе реорганизованной Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации создана Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, которая является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области оборота наркотических средств.

Состояние полученного от Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации автотранспорта, оборудования, технических средств не позволяет своевременно и эффективно решать задачи, поставленные перед управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Самарской области. В связи с этим имеется настоятельная необходимость оказания финансовой помощи этому ведомству в приобретении лабораторного и специального оборудования, оснащения оперативных служб современными оперативно-техническими средствами, аппаратурой связи, автотранспортными средствами.

Принятые в рамках программ меры по усилению борьбы с наркоманией явились своевременными и позитивными, однако ситуация в Самарской области, как и в целом по России, продолжает оставаться весьма сложной, реально угрожающей здоровью населения, экономике и правопорядку. С учетом прогноза развития наркоситуации очевидна необходимость в продолжении наращивания усилий всех уровней власти и общества для решения проблем, связанных с распространением наркомании.

Осуществление комплекса мероприятий, предусмотренных в рамках настоящей Программы, с привлечением средств из федерального, областного, местных бюджетов и внебюджетных средств позволит развить наметившиеся позитивные тенденции в решении данной проблемы.

Цели и задачи Программы

Основная цель — снижение уровня незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров жителями Самарской области.

Для достижения данной цели необходимо решить задачи:

продолжить наращивание усилий по пресечению незаконного оборота наркотиков;

повысить уровень осведомленности широких слоев населения области о неблагоприятных последствиях незаконного употребления наркотических средств и о существующей системе оказания помощи наркозависимым;

укрепления наркологической службы и дальнейшее развитие сети реабилитационных центров, трудовых общин, анонимных групп созависимых;

обучения специалистов правоохранительных органов, учреждений образования, здравоохранения, центров «Семья», занимающихся противодействием распространению наркомании.

Основные мероприятия Программы

Мероприятия по реализации Программы, представленные в приложении, систематизированы по следующим направлениям:

организационные мероприятия, которые включают работу по проведению анализа причин распространения наркомании, выявлению и пресечению каналов распространения наркотических веществ на территории области, проведению обследований учреждений, складов и мест хранения наркотических веществ;

информационное обеспечение программных мероприятий, направленное на активное вовлечение средств массовой информации в реальное освещение работы учреждений и организаций, решающих проблемы наркомании;

мероприятия, направленные на совершенствование форм и методов профилактики наркомании, включающие организацию работы с семьями, члены которых стоят на учете в связи с употреблением наркотиков, организацию отдыха и занятости подростков группы риска, пропаганду здорового образа жизни, проведение спортивных и культурно-массовых мероприятий, направленных на профилактику наркомании, организацию фестивалей — семинаров для ведущих молодежных дискотек, теле- и радиопередач с целью обучения их методам активной антинаркотической пропаганды, создание студенческих оперативных отрядов по противодействию распространению наркомании в студенческой среде, активизацию деятельности правоохранительных органов и спецслужб по пресечению распространения наркотиков;

мероприятия по укреплению материально-технической базы учреждений, решающих вопросы пресечения незаконного оборота наркотических средств, профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркозависимых;

мероприятия по подготовке кадров и методическому обеспечению в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств.

Сроки и этапы реализации Программы

Программа рассчитана на период с 2005 по 2006 год. Начало реализации Программы — 1 января 2005 года, окончание — 31 декабря 2006 года.

Решение проблемы борьбы с наркоманией невозможно осуществить в пределах одного финансового года, поскольку предусматривается проведение многих долгосрочных мероприятий социального характера: внедрение учебных программ и учебных спецкурсов по формированию антинаркотического мировоззрения и проведение методологической подготовки по управлению социальными процессами, лечение и реабилитация лиц, больных наркоманией, развитие имеющихся и создание новых профилактических и медико-реабилитационных учреждений, разработка новых методик и технологий борьбы с наркоманией, подготовка специалистов. С учетом этого Программа рассчитана на двухлетний период с возможной пролонгацией или разработкой новой программы.

Вместе с тем исполнение программных мероприятий на срок более двух лет нецелесообразно вследствие интенсивности развития наркоситуации, а также необходимости оперативного корректирования форм и методов борьбы с наркопреступностью.

Финансовое обеспечение Программы

Всего по Программе на 2005 — 2006 годы предусматриваются финансовые затраты в объеме 129777 тыс. рублей, из них:

из областного бюджета — 124535,4 тыс. рублей (в 2005 году — 59291,8 тыс. рублей, в 2006 году — 65243,6 тыс. рублей),

из местных бюджетов — 3285 тыс. рублей (в 2005 году — 2080 тыс. рублей, в 2006 году — 1205,0 тыс. рублей).

Предполагается также дополнительное привлечение:

средств, выделяемых в рамках федеральных целевых программ;

средств общественных фондов, организаций;

благотворительных взносов и иных внебюджетных финансовых поступлений, не противоречащих действующему законодательству.

Механизм реализации Программы

Рациональное использование средств, выделяемых на реализацию Программы, обеспечивается путем проведения торгов на размещение заказов поставщикам необходимого оборудования в порядке, установленном действующим законодательством.

Ответственными за выполнение мероприятий Программы в установленные сроки являются исполнители Программы. Исполнители Программы корректируют конфигурацию реализуемых мероприятий в соответствии с изменяющимися социальными факторами в сфере наркотизации населения, ассортиментом предлагаемых товаров и услуг, изменением цен на рынке товаров и услуг в рамках выделенных по соответствующему пункту Программы средств.

Организацию исполнения мероприятий Программы осуществляют руководители ведомств и служб, а также органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за исполнением Программы возлагается на управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Самарской области.

Контроль за целевым использованием средств областного бюджета осуществляет министерство управления финансами Самарской области.

Общее руководство и координацию работы по исполнению Программы обеспечивает областная межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.

Ежегодно до 1 февраля управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Самарской области представляет обобщенную информацию в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство управления финансами Самарской области о ходе работы по реализации мероприятий Программы и эффективности использования финансовых средств.

Результаты реализации Программы будут постоянно освещаться в средствах массовой информации.

Оценка эффективности Программы

Предполагается, что реализация Программы к 2007 году будет способствовать:

снижению уровня распространения и потребления наркотиков в Самарской области;

снижению количества хищений наркотиков в сфере их легального оборота;

проведению мониторинга уровня распространения наркомании в области;

приостановлению роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, а в перспективе — поэтапному сокращению наркомании и связанной с ней преступности до уровня минимальной опасности для общества;

уменьшению потерь общества от преступлений, связанных с наркотиками, оптимизации затрат на профилактику, лечение и реабилитацию лиц, больных наркоманией;

повышению антинаркотической ориентации общества;

совершенствованию методик системы лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией;

созданию единой межведомственной автоматизированной системы сбора, анализа и обобщения информации о фактах незаконного оборота наркотиков и причастных к ним лицах;

укреплению материально-технической базы правоохранительных органов Самарской области, занимающихся пресечением незаконного оборота наркотиков.


Приложение (МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ)