№ 11-ГД от 22.02.2001

ЗАКОН
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

 
О собраниях (конференциях) граждан по месту жительства в Самарской области

Принят
Самарской Губернской Думой
6 февраля 2001 года

Настоящий Закон устанавливает порядок созыва, проведения, принятия решений собраниями (конференциями) граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования в Самарской области, а также пределы компетенции собраний (конференций) граждан.

Глава I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство о собраниях
(конференциях) граждан

Законодательство о собраниях (конференциях) граждан состоит из Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Самарской области, настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Самарской области и органов местного самоуправления.

Статья 2. Понятие собрания (конференции) граждан

1. Собрание (конференция) граждан — форма прямого волеизъявления граждан, посредством которого граждане по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) участвуют в решении вопросов местного значения.

2. Конференция граждан проводится в случае, когда предлагаемый к рассмотрению вопрос (вопросы) непосредственно затрагивает (затрагивают) интересы более 500 жителей, имеющих право на участие в собрании (конференции), либо когда провести собрание не представляется возможным.

Статья 3. Право граждан на участие в собрании
(конференции) граждан

1. В собрании (конференции) граждан по месту жительства имеют право участвовать граждане, достигшие 18-летнего возраста и проживающие на части территории муниципального образования, в пределах которой проводится собрание (конференция) граждан.

2. Какие — либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в собрании (конференции) в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств запрещаются.

Статья 4. Полномочия собрания (конференции) граждан

К полномочиям собрания (конференции) граждан относятся: а) рассмотрение вопросов местного значения, затрагивающих интересы населения соответствующей территории и не отнесенных федеральным и областным законодательством, уставом муниципального образования к исключительному ведению представительных органов местного самоуправления и к компетенции выборных должностных лиц местного самоуправления; б) избрание органов территориального общественного самоуправления населения, принятие их уставов (положений).

Глава II.ПОРЯДОК СОЗЫВА СОБРАНИЯ (КОНФЕРЕНЦИИ) ГРАЖДАН
Статья 5. Созыв собрания (конференции) граждан

1. Собрание (конференция) граждан созывается по мере необходимости.

2. Решение о созыве собрания (конференции) граждан принимается представительным органом местного самоуправления или главой муниципального образования, или органом территориального общественного самоуправления по собственной инициативе и оформляется в письменной форме с указанием:

а) вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) к рассмотрению на собрании (конференции) граждан;

б) даты, времени и места проведения собрания (конференции) граждан;

в) перечня домов, жители которых участвуют в собрании (конференции);

г) предполагаемого числа участников (делегатов).

3. Собрание (конференция) граждан может созываться по инициативе граждан в количестве не менее десяти человек.

4. Инициатор созыва собрания (конференции) граждан обеспечивает подготовку и проведение собрания (конференции) граждан.

Статья 6. Порядок созыва собрания (конференции)
инициативе граждан

1. Инициатива граждан о созыве собрания (конференции) для решения вопросов, указанных в подпункте «а» статьи 4 настоящего Закона, должна быть оформлена в виде обращения к представительному органу местного самоуправления или к органу территориального общественного самоуправления.

В случае, указанном в подпункте «б» статьи 4 настоящего Закона, инициатива граждан о созыве собрания (конференции) должна быть оформлена в виде обращения к представительному органу местного самоуправления.

2. В обращении должны быть указаны:

а) вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) к рассмотрению на собрании (конференции) граждан;

б) ориентировочная дата и время проведения собрания (конференции) граждан.

3. К обращению прилагаются подписные листы, в которых указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет — дополнительно день и месяц рождения), серия и номер паспорта или заменяющего его документа каждого гражданина, поддерживающего инициативу о созыве собрания (конференции) граждан, место жительства, личная подпись.

4. Подписные листы оформляются по форме, утвержденной представительным органом местного самоуправления, подписываются инициатором и лицом, осуществляющим сбор подписей, с указанием фамилий, имен, отчеств, серий и номеров паспортов или заменяющих их документов, мест жительства и даты подписания.

5. Собрание (конференция) по инициативе граждан может проводиться в случае, если за проведение собрания (конференции) граждан подписалось число граждан, определяемое нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

6. В случае если для проведения собрания граждан, созываемого для решения вопросов, указанных в подпункте «а» статьи 4 настоящего Закона, не требуется выделения средств из местного бюджета, то письменное обращение в представительный орган местного самоуправления или в орган территориального общественного самоуправления является необязательным. Собрание проводится в порядке, установленном статьями 8-11 настоящего Закона.

7. Инициатива граждан о проведении конференции в любом случае оформляется в виде обращения к представительному органу местного самоуправления.

Статья 7. Принятие решения о созыве собрания
(конференции) по инициативе граждан

1. В течение 15 дней со дня поступления обращения о созыве собрания (конференции) граждан представительный орган местного самоуправления или орган территориального общественного самоуправления обязан принять одно из следующих решений:

а) о созыве собрания (конференции) граждан;

б) об отклонении инициативы о созыве собрания (конференции) граждан.

2. Инициатива граждан о созыве собрания (конференции) отклоняется в случае, если предлагаемый к рассмотрению вопрос (вопросы) не относится (не относятся) к полномочиям собрания (конференции) граждан или инициатором нарушена процедура созыва собрания (конференции) граждан.

3. В случае принятия соответствующим органом решения об отклонении инициативы о созыве собрания (конференции) граждан орган обязан уведомить инициатора о принятом решении.

Решение органа об отклонении инициативы о созыве собрания (конференции) граждан может быть обжаловано в суд.

4. В случае принятия решения о созыве собрания (конференции) граждан представительный орган местного самоуправления или орган территориального общественного самоуправления утверждает вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) к рассмотрению, дату, время, место проведения собрания (конференции), о чем в обязательном порядке уведомляет инициатора созыва собрания (конференции) граждан.

Статья 8. Оповещение населения о проведении собрания
(конференции) граждан

Инициатор обязан оповестить население о дате, времени и месте проведения собрания (конференции) граждан, о вопросе (вопросах), предлагаемом (предлагаемых) к рассмотрению на собрании (конференции) граждан через средства массовой информации (местные теле — радиопрограммы, газеты) или другими доступными способами (доски объявлений, информационные стенды и т. п.) заблаговременно, но не позднее, чем за семь дней — в случае проведения собрания и не позднее, чем за 14 дней — в случае проведения конференции.

Глава III. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СОБРАНИЯ ГРАЖДАН
Статья 9. Регистрация участников собрания граждан

Перед открытием собрания граждан инициатором проводится обязательная регистрация его участников с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения (в возрасте 18 лет — дополнительно дня и месяца рождения), места жительства и определяется правомочность собрания.

Статья 10. Проведение собрания граждан

1. Собрание считается правомочным, если в нем приняло участие более половины из числа граждан, имеющих право на участие в собрании.

2. Собрание граждан открывает инициатор его проведения или его представитель.

3. Для проведения собрания:

а) избирается из числа зарегистрированных граждан:

— президиум в составе председателя, секретаря и 1-3 членов президиума;

— счетная комиссия (в случае принятия собранием решения о проведении тайного голосования);

б) утверждается:

— повестка собрания граждан;

— регламент проведения собрания граждан.

4. Выборы состава президиума, членов счетной комиссии, утверждение повестки собрания, регламента проведения собрания проводятся простым большинством голосов участников собрания по представлению инициатора проведения собрания (или его представителя) или участников собрания.

Статья 11. Протокол собрания граждан

1. На собрании граждан секретарем ведется протокол, содержащий следующие сведения:

а) номера подъездов, адреса домов, жители которых участвуют в собрании;

б) количество жителей, имеющих право участвовать в собрании;

в) количество жителей, зарегистрированных в качестве участников собрания;

г) инициатор проведения собрания (в случае если инициатором проведения собрания являются граждане, то указываются их фамилии, имена, отчества, серии и номера паспортов или заменяющих их документов, места жительства);

д) дата, время и место проведения собрания;

е) состав президиума;

ж) состав счетной комиссии (в случае ее избрания);

з) полная формулировка рассматриваемого вопроса (вопросов);

и) фамилии выступивших и краткое содержание их выступлений по рассматриваемому вопросу (вопросам);

к) принятое решение (решения).

2. Протокол зачитывается председателем собрания участникам собрания, утверждается решением собрания, подписывается председателем и секретарем и направляется в орган, принявший решение о созыве собрания (конференции) граждан. В случае, указанном в пункте 6 статьи 6 настоящего Закона, протокол может быть направлен в представительный орган местного самоуправления и (или) в орган территориального общественного самоуправления.

Глава IV. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ ГРАЖДАН
Статья 12. Норма представительства делегатов на
конференцию граждан

Норма представительства делегатов на конференцию граждан устанавливается инициатором ее проведения с учетом численности жителей, имеющих право на участие в конференции, а также возможностей имеющихся помещений и согласовывается с представительным органом местного самоуправления.

Статья 13. Порядок проведения выборов делегатов на
конференцию граждан

1. Выборы делегатов на конференцию проводятся на собраниях граждан по месту жительства на части территории муниципального образования в порядке, установленном статьями 9-11 настоящего Закона.

2. По решению инициатора проведения конференции выдвижение и выборы делегатов могут проходить в форме сбора подписей жителей в подписных листах. Подписные листы оформляются по форме, утвержденной представительным органом местного самоуправления.

По инициативе жителей, от которых в соответствии с установленной нормой представительства выдвигается делегат на конференцию, в подписной лист вносится предлагаемая кандидатура. Жители, поддерживающие эту кандидатуру, расписываются в подписном листе.

Если жители выдвигают несколько альтернативных кандидатур, то подписной лист заполняется на каждую из предложенных кандидатур.

3. Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие более половины граждан, проживающих на части территории муниципального образования, на которой проводится конференция, и большинство из них поддержало выдвинутую кандидатуру. Если было выдвинуто несколько кандидатов в делегаты, то избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов от числа принявших участие в выборах.

Статья 14. Порядок проведения конференции граждан и ее
правомочность

1. Конференция граждан проводится в порядке, установленном настоящим Законом для проведения собрания граждан.

2. Конференция граждан считается правомочной, если в ней приняло участие не менее двух третей избранных делегатов.

Глава V. РЕШЕНИЕ, ПРИНЯТОЕ СОБРАНИЕМ
(КОНФЕРЕНЦИЕЙ) ГРАЖДАН
Статья 15. Решение собрания (конференции) граждан

1. По рассматриваемому вопросу (вопросам) собрание (конференция) принимает решение. Решение собрания (конференции) принимается открытым (тайным) голосованием большинством голосов участников собрания (конференции).

2. Решение собрания (конференции) граждан носит рекомендательный характер. Его содержание доводится инициатором до граждан, проживающих на соответствующей территории, а также до представительного органа местного самоуправления и (или) органов территориального общественного самоуправления, которые обязаны в месячный срок рассмотреть его и направить в письменной форме председателю собрания (конференции) мотивированный ответ по существу решения.

3. Органы местного самоуправления вправе принять правовой акт на основании решения собрания (конференции) граждан, о чем сообщается председателю собрания (конференции) граждан.

4. Изменения и дополнения в принятое собранием (конференцией) решение вносятся исключительно собранием (конференцией) граждан.

Глава VI. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ

СОБРАНИЯ (КОНФЕРЕНЦИИ) ГРАЖДАН

Статья 16. Финансирование проведения собрания
(конференции) граждан

Расходы, связанные с подготовкой и проведением собрания (конференции) граждан, производятся за счет средств органа, принявшего решение о созыве собрания (конференции) граждан.

Статья 17. Предоставление помещений для проведения
собрания (конференции) граждан

Органы местного самоуправления предоставляют бесплатно или арендуют за счет средств местного бюджета помещения с необходимым оборудованием для проведения собрания (конференции) граждан.

Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 18. О приведении в соответствие
с настоящим Законом нормативных правовых актов
Самарской области и правовых актов органов
местного самоуправления

1. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу абзац первый пункта 4 и пункт 5 статьи 31 Закона Самарской области от 26 января 1996 года N 1-ГД «О местном самоуправлении в Самарской области» («Волжская коммуна» от 2 февраля 1996 года, от 14 мая 1996 года, от 10 декабря 1996 года, от 1 августа 1997 года).

2. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.

Статья 19. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

  Губернатор Самарской области                                 К.А.Титов