№ 1-ГД от 08.01.2003

ЗАКОН
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Об утверждении областной целевой программы
«Формирование эффективной системы подготовки кадров
для агропромышленного комплекса Самарской области»
на 2003 — 2005 годы

Принят
Самарской Губернской Думой
24 декабря 2002 года

Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу «Формирование эффективной системы подготовки кадров для агропромышленного комплекса Самарской области» на 2003 — 2005 годы.

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

  И.о. Губернатора
Самарской области
Г.Р.Хасаев

Приложение
к Закону Самарской области
«Об утверждении областной целевой
программы «Формирование
эффективной системы подготовки кадров
для агропромышленного комплекса
Самарской области»
на 2003 — 2005 годы»

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ
ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО
КОМПЛЕКСА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ» НА 2003 — 2005 ГОДЫ
(далее — Программа)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами

Одним из важнейших факторов реализации государственной политики, направленной на создание эффективного аграрного сектора экономики Самарской области, выступает кадровое обеспечение АПК.

Кадровый потенциал сельскохозяйственной отрасли по состоянию на 01.01.2002 составляет более 66 тысяч человек и включает в себя следующие категории работников:

руководители и специалисты сельскохозяйственных организаций (9629 человек);

рабочие сельскохозяйственных профессий (56476 человек).

Обеспеченность отрасли кадрами достигает 98% при ежегодной динамике сменяемости кадров около 13%.

Анализ современного состояния и динамики изменения кадрового потенциала сельскохозяйственной отрасли показывает, что происходит неуклонное сокращение численности занятых в отрасли. За последние шесть лет сокращение произошло на 39601 человека (37,5%), в том числе за 2001 год — на 6921 человека (9,5%). Указанный факт соответствует мировым тенденциям, отражающим технологическое перевооружение отрасли. Ухудшается качественный состав специалистов сельскохозяйственной отрасли. Так, по сравнению с 1995 годом доля руководителей среднего звена и специалистов с высшим профессиональным образованием сократилась с 44,4 до 21,0%, главных специалистов — с 65,1 до 54,0%.

Областная система профессионального образования подготовки кадров для АПК включает в себя:

уровень высшего профессионального образования — Самарская государственная сельскохозяйственная академия (11 специальностей, общая численность студентов — 3364 человека), Самарская государственная экономическая академия (1 специальность, общая численность студентов — 168 человек);

уровень среднего профессионального образования — 1 колледж и 4 техникума (11 специальностей, общая численность студентов — 2775 человек);

уровень начального профессионального образования — 22 училища и лицея (13 профессий, общая численность учащихся — 3920 человек).

Эффективность деятельности этой системы с точки зрения воспроизводства кадрового потенциала АПК чрезвычайно низкая. Так, в 2001 году из 1176 выпускников с высшим и средним профессиональным образованием в хозяйства области пришли работать в сельскохозяйственную отрасль только 137 человек (11,6%), из 2000 выпускников с начальным профессиональным образованием — 208 человек (10%).

Несогласованность объемов подготовки кадров для АПК с конъюнктурой рынка труда проявляется также в том, что заявленный департаментом сельского хозяйства и продовольствия Администрации области заказ на подготовку кадров существенно меньше, чем ежегодные планы приема в вузы, колледжи, техникумы, профессиональные училища и лицеи сельскохозяйственного профиля. Расчетная ежегодная потребность в специалистах с высшим профессиональным образованием в отрасли составляет 175 — 200 человек. План приема в Самарскую государственную сельскохозяйственную академию — 450 человек. Вакансии для специалистов со средним профессиональным образованием составляют от 200 до 300 человек ежегодно. План приема в колледжи и техникумы — 850 человек. Это свидетельствует о дисбалансе структуры подготовки в системе профессионального образования и кадровых потребностей АПК.

В условиях высокой инновационной динамики в отрасли актуальность приобретает качество профессионального образования, соответствующее современным технико — технологическим характеристикам сельскохозяйственного производства. Однако материально — техническое оснащение практически всех образовательных учреждений, реализующих программы подготовки кадров для АПК, находится в крайне неудовлетворительном состоянии. В то же время недостаточно используется такая форма взаимодействия образовательных учреждений и передовых хозяйств области, оснащенных современными технологиями, как организация учебных и производственных практик студентов и учащихся.

Практически не используются образовательные ресурсы специализированных и многопрофильных межрегиональных и областных организаций сельскохозяйственного профиля (научно — исследовательских институтов, центров, проектных организаций и опытно — показательных хозяйств).

В настоящее время огромное значение для развития АПК приобретает эффективное кадровое обеспечение проводимых в области сельского хозяйства реформ. Одной из важнейших становится задача организации целенаправленного дополнительного профессионального образования, обеспечивающего повышение квалификации всех категорий работников.

В Самарской области переподготовку, повышение квалификации руководителей, специалистов и рабочих кадров для АПК осуществляют:

Самарская школа управления агропромышленного комплекса (ежегодно обучается около 1500 руководителей, главных специалистов и специалистов среднего звена сельскохозяйственных организаций);

Международный учебно — информационный центр по подготовке специалистов сельского хозяйства (ежегодно обучается свыше 200 руководителей, главных специалистов и специалистов среднего звена сельскохозяйственных организаций);

Фонд сельскохозяйственного обучения (ежегодно обучается около 200 руководителей, главных специалистов и специалистов среднего звена сельскохозяйственных организаций, рабочих);

факультет довузовского и дополнительного профессионального образования Самарской государственной сельскохозяйственной академии (ежегодно обучается около 400 руководителей, главных специалистов и специалистов среднего звена сельскохозяйственных организаций);

Российская государственная академия кадрового обеспечения АПК, Российская государственная инженерная академия менеджмента и агробизнеса, Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина и академия менеджмента и агробизнеса Нечерноземной зоны Российской Федерации, где ежегодно обучается около 100 руководителей и главных специалистов сельскохозяйственных организаций.

В то же время руководители среднего звена и специалисты (агрономы, зоотехники, ветврачи и т. д.) практически не включены в систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В условиях обновления сельскохозяйственной техники и технологий, а также высокого уровня сменяемости кадров краткосрочное повышение квалификации и переподготовку должны проходить ежегодно не менее 50% рабочих (в 2001 году — 10%).

Для эффективного функционирования существующей сети образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров АПК, необходимы не только значительные изменения внутри функционирующих образовательных учреждений, но и создание целостной системы, обеспечивающей формирование компетентности специалистов и рабочих на протяжении их активной профессиональной деятельности.

Очевидна необходимость материально — технического переоснащения системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров АПК, а также повышения квалификации и переподготовки преподавательского состава образовательных учреждений, мастеров производственного обучения учреждений начального профессионального образования сельскохозяйственного профиля.

Масштабность задач, связанных с реконструкцией и модернизацией кадровой индустрии сельскохозяйственной отрасли, требует программно — целевых решений по созданию организационно — управленческого механизма воспроизводства кадрового потенциала АПК в соответствии с быстроменяющимися потребностями рынка сельскохозяйственного труда области.

Одним из перспективных направлений интеграции образовательных и научных учреждений является создание университетского комплекса.

Системообразующим в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров для АПК является создание АОК, в состав которой войдут образовательные учреждения различных уровней профессионального образования, научные, научно — производственные и иные некоммерческие организации сельскохозяйственного профиля, а также ассоциации коммерческих сельскохозяйственных организаций, расположенных на территории Самарской области.

Это позволит повысить не только эффективность и качество образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров АПК, проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития сельского хозяйства, но и создать условия и возможности для реализации крупных проектов и программ образовательного, экономического, социального и технологического характера, активизировать научные исследования и инновационную деятельность.

Основополагающие принципы деятельности АОК:

единство учебного, научного и производственного процессов на основе прямого участия научных и научно — производственных организаций в подготовке, переподготовке и повышении квалификации сельскохозяйственных кадров через организацию кафедр и учебных лабораторий на их базе, разработке курсовых и дипломных проектов по проблематике фундаментальных и прикладных исследований, реальных производственных процессов и т. д.;

непрерывность процессов подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих, специалистов и менеджеров АПК, научных кадров высшей квалификации и взаимосвязь образовательных программ различных уровней (устранение дублирования, сокращение сроков подготовки, возможность реализации индивидуальных образовательных маршрутов и т. д.);

эффективное организационное, учебно — методическое и научное взаимодействие между всеми членами ассоциации на базе единого информационного пространства АОК, а также обеспечения доступа к мировым и российским информационным ресурсам;

консолидация и рациональное использование материально — технических, интеллектуальных, финансовых, информационных и других ресурсов в процессе подготовки кадров, проведения фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям и внедрения опытных разработок в сельскохозяйственное производство и образовательный процесс;

единая маркетинговая служба, определяющая кадровые потребности АПК и формирующая ежегодный заказ на подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров всех уровней;

интеграция системы профессионального образования сельскохозяйственного профиля в Самарской области в мировую образовательную систему через развитие международного сотрудничества, совершенствование научно — методического обеспечения, образовательных программ, развитие информационно — консультационной деятельности, осуществление технического и технологического оснащения учебного процесса с учетом мирового опыта, организацию стажировок научных сотрудников, профессорско — преподавательского состава, учащихся и студентов в странах с развитым агропромышленным производством, реализацию совместных международных проектов и т. д.

Основные цели и задачи Программы

Основной целью Программы является формирование эффективной системы кадрового обеспечения развивающегося АПК путем:

создания АОК;

создания нормативных правовых и организационно — управленческих основ эффективной деятельности АОК;

создания маркетинговой службы, разработки и апробации методов прогнозирования профессионально — кадровой структуры АПК;

учебно — методического обеспечения непрерывного профессионального образования сельскохозяйственного профиля;

материально — технического оснащения структур, входящих в АОК;

повышения квалификации и переподготовки кадров АОК;

организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров АПК.

Система программных мероприятий

Настоящая Программа предусматривает поэтапный процесс формирования системы подготовки кадров для АПК.

Первый этап реализации Программы (2003 год) предусматривает создание нормативных правовых и организационно — управленческих основ эффективной деятельности АОК, а также переподготовку и повышение квалификации кадров АОК.

На этом этапе будет разработана концепция организации деятельности АОК, решены правовые вопросы взаимодействия всех организаций, входящих в АОК, реализованы организационно — правовые процедуры их объединения, создано единое информационное пространство средствами телекоммуникации, обеспечено обновление книжного фонда библиотек, создан электронный каталог библиотеки Самарской государственной сельскохозяйственной академии, а также начнется создание и оснащение новых структур, формируемых в качестве подразделений АОК и организаций, входящих в АОК (центра маркетинговой службы АОК, центра информационной службы АОК, центра иностранных языков АОК, видеостудии и т. д.).

Единое информационное пространство обеспечит не только оперативное взаимодействие всех организаций, входящих в АОК, но и доступ к мировым информационным ресурсам посредством сети Интернет.

Планируется долевое участие в прокладке в поселке Усть-Кинельский кабеля для подключения организаций АОК, расположенных на данной территории, к сети Интернет, а также создание локальной сети.

Кроме того, предполагается обеспечить подключение к сети Интернет учреждения дополнительного профессионального образования Самарской школы управления АПК посредством модема. Подключение учреждений начального профессионального образования, входящих в АОК, предусмотрено за счет средств займа МБРР.

Настоящей Программой предусмотрено прямое участие научных и научно — производственных организаций в подготовке, повышении квалификации и переподготовке кадров АПК.

Исходя из этого на первом этапе планируется создание компьютерных классов на базе Поволжского научно — исследовательского института селекции и семеноводства имени П. Н. Константинова Российской академии сельскохозяйственных наук, Поволжской государственной зональной машиноиспытательной станции и Самарской государственной сельскохозяйственной академии.

Новые компьютерные классы в Самарской государственной сельскохозяйственной академии призваны решить на первоначальном этапе все вопросы, связанные с доступом студентов к сети Интернет.

Кроме того, предусмотрено оснащение компьютерными классами учреждений дополнительного профессионального образования — Самарской школы управления АПК и Международного учебно — информационного центра по подготовке кадров сельского хозяйства.

Электронный каталог библиотеки Самарской государственной сельскохозяйственной академии обеспечит доступ всем членам АОК к ее информационным ресурсам.

В связи с формированием единого информационного пространства АОК необходимо техническое и административное обслуживание информационной сети. Решение этих задач возлагается на центр информационной службы АОК.

Существенным звеном в создаваемой системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для АПК является центр маркетинговой службы АОК.

Деятельность центра позволит получать и обобщать информацию о рынке труда аграрного сектора экономики Самарской области и оперативно вносить коррективы в структуру специальностей (профессий) образовательных учреждений всех уровней профессионального образования, учебные планы и программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Созданная на базе Фонда сельскохозяйственного обучения видеостудия, имеющая квалифицированный персонал, недостаточно оснащена.

Для создания учебно — методических и научно — популярных фильмов по современным технологиям производства и переработки сельскохозяйственной продукции необходимо оборудование, позволяющее работать в полевых условиях.

Центр иностранных языков АОК обеспечит подготовку специалистов АПК, педагогических и научных кадров, студентов к зарубежным стажировкам с помощью интенсивных методик.

Уже на первом этапе начнется профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов АОК, стажировка мастеров производственного обучения учреждений начального профессионального образования.

Апробация результатов разработанных методов прогнозирования профессионально — кадровой структуры АПК позволит пересмотреть перечень специальностей (профессий) и объемы подготовки в учреждениях профессионального образования всех уровней. На основании этого будет разработан план мероприятий по материально — техническому, учебно — методическому и кадровому обеспечению АОК, утверждаемый Губернатором Самарской области, актуализированы учебные планы и программы.

Направления настоящей Программы и объемы ее ресурсного обеспечения на следующих этапах ее реализации (2004 — 2005 годы) будут определены в соответствии с результатами, полученными на первом этапе (2003 год), планом мероприятий по материально — техническому, учебно — методическому и кадровому обеспечению АОК, а также могут быть определены мероприятиями комплексной программы развития агропромышленного комплекса Самарской области на 2003 — 2006 годы и стратегией развития агропромышленного комплекса Самарской области до 2015 года.

Второй этап реализации Программы (2004 год) будет этапом комплексной апробации созданного организационно — управленческого механизма взаимодействия организаций, входящих в АОК, оптимизации их деятельности, создания научно — методического обеспечения непрерывного профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки персонала АОК, материально — технического переоснащения подразделений АОК и организаций, входящих в АОК.

Третий этап реализации Программы (2005 год) будет представлять собой полномасштабную реализацию всех предусмотренных настоящей Программой задач с учетом корректив, внесенных на основе анализа результатов первых двух этапов.

Будет изменена структура специальностей (профессий) образовательных учреждений всех уровней профессионального образования в соответствии с перспективными потребностями АПК, сформировано новое качество профессионального образования, созданы условия для развития предпринимательской деятельности в научно — технической сфере (бизнес — инкубатор).

Ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация мероприятий Программы позволит проводить эффективную региональную политику по подготовке высококвалифицированных кадров, а также консолидировать образовательные ресурсы различных ведомств в целях воспроизводства и развития кадрового потенциала АПК.

Основные исполнители настоящей Программы

Основными исполнителями настоящей Программы являются:

структурные подразделения Администрация Самарской области: департамент образования и науки Администрации области, департамент сельского хозяйства и продовольствия Администрации области, департамент управления государственным имуществом Администрации области;

образовательные учреждения:

учреждения высшего профессионального образования — Самарская государственная сельскохозяйственная академия, Самарская государственная экономическая академия;

учреждения среднего профессионального образования: Усольский сельскохозяйственный колледж, Сергиевский зооветеринарный техникум, Безенчукский аграрный техникум, Кинель-Черкасский сельскохозяйственный техникум и Рождественский сельскохозяйственный техникум;

учреждения начального профессионального образования: профессиональные лицеи N 2,4,61 и профессиональные училища N 62,69,70,71;

учреждения дополнительного профессионального образования: Самарская школа управления агропромышленного комплекса, Международный учебно — информационный центр по подготовке кадров сельского хозяйства, Фонд сельскохозяйственного обучения, Центр профессионального образования Самарской области;

научные и научно — производственные организации:

государственное научное учреждение Поволжский научно — исследовательский институт селекции и семеноводства имени П. Н. Константинова Российской академии сельскохозяйственных наук;

Самарский научно — исследовательский институт сельского хозяйства имени Н. М. Тулайкова Российской академии сельскохозяйственных наук;

федеральное государственное учреждение «Поволжская государственная зональная машиноиспытательная станция»;

государственное учреждение «Поволжская агролесомелиоративная опытная станция»;

федеральное государственное унитарное предприятие Eчебно — опытное хозяйство Самарской государственной сельскохозяйственной академии;

научно — производственное государственное унитарное предприятие Самарской области Самарская зональная опытная станция по садоводству «Жигулевские сады»;

федеральное государственное унитарное предприятие «Самарское» по племенной работе.

Финансовое обеспечение Программы

Всего по первому этапу Программы (2003 год) предусматриваются расходы в сумме 26943,0 тыс. рублей, в том числе 19205,0 тыс. рублей — из областного бюджета,460,0 тыс. рублей — из федерального бюджета,2800 тыс. рублей — за счет займа МБРР,450 тыс. рублей — в рамках реализации проекта Александра Герцена,3628,0 тыс. рублей — из внебюджетных средств Самарской государственной сельскохозяйственной академии,200,0 тыс. рублей — из внебюджетных средств Поволжской государственной зональной машиноиспытательной станции и 200,0 тыс. рублей — из внебюджетных средств Поволжского научно — исследовательского института селекции и семеноводства имени П. Н. Константинова Российской академии сельскохозяйственных наук.

Финансирование настоящей Программы в 2004 — 2005 годах будет определено планом мероприятий по материально — техническому, учебно — методическому и кадровому обеспечению АОК.

Финансирование расходов за счет средств областного бюджета на материально — техническое оснащение организаций, входящих в АОК, создание и оснащение центров и служб АОК, профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку руководителей и специалистов АОК осуществляются после государственной регистрации АОК в установленном законодательством порядке. Имущество, приобретенное в процессе реализации Программы за счет средств областного бюджета, передается АОК и организациям, входящим в нее, в безвозмездное пользование на основании договора с департаментом управления государственным имуществом Администрации области.

Предполагается также дополнительное привлечение:

средств, выделяемых в рамках федеральных целевых программ;

средств общественных фондов, организаций;

средств, полученных в рамках международных проектов;

других внебюджетных финансовых поступлений, не противоречащих действующему законодательству.

Управление настоящей Программой и контроль за ходом ее выполнения

Департамент образования и науки Администрации области и департамент сельского хозяйства и продовольствия Администрации области осуществляют реализацию Программы путем заключения договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. Договор определяет права и обязанности сторон, регулирует их отношения, в том числе предусматривает контроль за ходом выполнения договора Головным исполнителем Программы. Отбор исполнителей производится департаментом образования и науки Администрации области и департаментом сельского хозяйства и продовольствия Администрации области на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.

Департамент образования и науки Администрации области и департамент сельского хозяйства и продовольствия Администрации области ежегодно в срок до 1 февраля представляют в департамент управления финансами Администрации области отчет о целевом использовании выделенных на выполнение настоящей Программы бюджетных средств.

Контроль за реализацией настоящей Программы осуществляет вице-губернатор Самарской области.

Приложение: Комплекс программных мероприятий и финансовое обеспечение программы на 2003 — 2005 годы (файл 1220.zip размером 27 Кбайт)