№ 149 от 07.06.1999

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 7.06.99 № 149

О проекте закона Самарской области «О пособиях на семью в Самарской области»

В целях усиления социальной защищенности детей из малообеспеченных семей, поддержки малоимущих граждан Самарской области и повышения эффективности использования бюджетных средств ПОСТАНОВЛЯЮ: Одобрить прилагаемый проект закона Самарской области «О пособиях на семью в Самарской области» и направить его на рассмотрение Самарской Губернской Думы.

Губернатор Самарской области

К.А.Титов

Проект

ЗАКОН Самарской области
О пособиях на семью в Самарской области

Настоящий Закон устанавливает организационные, экономические и правовые основы выплаты ежемесячного государственного пособия гражданам, имеющим детей, и социального пособия на семью в Самарской области.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовая основа Закона

Правовой основой Закона является Конституция Российской Федерации, действующее федеральное законодательство, Устав Самарской области.

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на граждан, фактически проживающих на территории Самарской области.

Статья 3. Цели и задачи настоящего Закона

1. Основной целью настоящего Закона является обеспечение эффективной поддержки малообеспеченных семей, семей с детьми путем назначения и выплат государственных пособий на детей и социальных пособий на семью.

2. Задачами Закона является установление принципов назначения пособий, определение категорий населения, нуждающихся в пособиях, установление прав граждан на их получение.

Статья 4. Основные принципы назначения пособий на семью

Основными принципами назначения пособий на семью являются:
— заявительный принцип на основе обращения по личному заявлению;
— принцип адресного назначения и выдачи пособий конкретным семьям с учетом индивидуальной нуждаемости и среднедушевого дохода.

Статья 5. Установление величины прожиточного минимума

Величина прожиточного минимума на территории Самарской области устанавлвается Администрацией области в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» по основным социально-демогра- фическим группам и в среднем на душу населения.

ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ПОСОБИЯ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ

Статья 6. Право на ежемесячное пособие на ребенка

1. Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения — до окончания им обучения, но не более чем до достижения им воз- раста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величины прожиточного минимума в среднем на душу населения, установ- ленной по состоянию на первое число текущего полугодия (1 января, 1 июля).

2. Ежемесячное пособие на ребенка не выплачивается опекунам (попечителям), получающим в установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Самарской области порядке денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством).

Статья 7. Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка

1. Граждане, имеющие детей, при обращении в органы социальной защиты населения по месту жительства за назначением ежемесячного пособия на ребенка представляют заявление в письменной форме, в котором указывают сведения о доходах семьи.

2. Заявитель несет ответственность за достоверность указанных им сведений о доходах семьи. Излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя в порядке, установленном статьей 19 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

3. Уведомление о назначении ежемесячного пособия на ребенка или об отказе в назначении указанного пособия направляется заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства в письменной форме не позднее чем че- рез 10 дней с момента поступления обращения. При необходимости дополнитель- ной проверки сведений о доходах семьи, указанных в заявлении, сроки рассмот- рения могут быть продлены руководителем органа социальной защиты населения, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом заявителю.

4. Отказ в назначении ежемесячного пособия на ребенка заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения, назначающий и выплачивающий это пособие, и (или) в суд.

5. Расчет среднедушевого дохода семьи осуществляется органами социальной защиты населения. В расчет совокупного дохода семьи принимаются все виды доходов, подлежащие налогообложению в соответствии с Законом Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» (доходы, получаемые физи- ческими лицами за выполнение ими трудовых и иных приравненных к ним обязан- ностей по месту работы (службы, учёбы), все виды выплат в денежной форме (пенсии, пособия, стипендии и т.п.), а также доходы от предпринимательской деятельности и другие доходы). Среднедушевой доход семьи исчисляется путём деления совокупного дохода на количество всех членов семьи.

6. При изменении дохода семьи получатель ежемесячного пособия на ребенка обязан не позднее чем в трехмесячный срок сообщить об этом в орган, назначивший пособие.

7. Ежемесячное пособие на ребенка выплачивается в денежной форме.

8. Выплата ежемесячного пособия на ребенка производится с лицевых счетов получателей пособий в учреждениях Сбербанка России или через почтовые отде- ления по личному заявлению.

9. Выплата ежемесячного пособия на ребенка работающих родителей производится через учреждения Сбербанка России, при их отсутствии — через почтовые отде- ления или любые другие банки.

10. Приоритет в получении государственного ежемесячного пособия на ребенка имеют семьи в следующей последовательности:
а)cемьи с детьми, оставшимися без попечения родителей;
б) неполные семьи;
в) семьи, имеющие детей инвалидов с детства;
г) многодетные семьи;
д) семьи, в которых неработающие родители;
е) семьи военнослужащих, проходящих службу по призыву;
ж) иные семьи, имеющие детей.

11. Выплата ежемесячного пособия на ребенка прекращается в случае установления недостоверности представленных сведений о доходах, увеличения размера совокупного дохода семьи, выезда на постоянное место жительства за пределы области, поступления ребенка в учреждение на полное государственное обеспе- чение и т.п.

12. Контроль за достоверностью представленных сведений от заявителей осуществляют органы социальной защиты населения совместно с налоговыми органами, которые при необходимости проводят выборочные проверки.

Статья 8. Размер ежемесячного пособия на ребенка

Ежемесячное пособие на ребенка устанавливается на срок и в размере, определенных Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ НА СЕМЬЮ

Статья 9. Право на социальное пособие

1. Право на получение социального пособия имеют семьи с детьми в возрасте до шестнадцати лет (учащимися общеобразовательных учреждений — до окончания обучения, но не более чем до достижения возраста восемнадцати лет), нерабо- тающими пенсионерами и инвалидами, в которых среднедушевой доход ниже вели- чины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам на первое число текущего полугодия (1 января, 1 июля).

2. При определении права на социальное пособие принимается во внимание потенциальный доход семьи, исчисление которого осуществляется в соответст- вии со статьей 12 настоящего Закона.

3. Социальное пособие не может быть назначено в случае, если семья имеет возможность получать дополнительный доход:
— от сдачи внаём или продажи излишней жилой площади, превышающей социальные нормы, установленные федеральным жилищным законодательством и жилищным законодательством Самарской области (если количество комнат на одну превы- шает число членов семьи (одиноко проживающего);
— от сдачи в аренду или продажи неиспользуемого по назначению гаража и (или) транспортного средства, технически исправного (по заключению органов безопас- ности дорожного движения), срок эксплуатации которого на момент обращения за пособием составляет менее пяти лет.

4. Семьи, в которых лица трудоспособного возраста не работают и не зарегистрированы в службе занятости, права на социальное пособие не имеют.

Cтатья 10. Порядок назначения и выплаты социального Пособия

1. Семьи, претендующие на социальное пособие, обращаются с заявлением в центр социального обслуживания населения по месту жительства и представляют декларацию о материальном положении семьи для расчета среднедушевого дохода согласно приложению № 1. Исчисление среднедушевого дохода семьи осуществля- ется специалистами центров социального обслуживания населения или управле- ний (отделов) социальной защиты населения городов и районов области.

2. Результаты рассмотрения заявлений граждан утверждаются на заседаниях комиссий по социальным вопросам (далее — комиссия), действующих на общест- венных началах при исполнительных органах местного самоуправления (адми- нистраций городов, районов, районов в городах).

3. Комиссии принимают решения о назначении социального пособия или об отказе в его назначении. В протоколе заседания комиссии отражается результат рас- смотрения каждого заявления с указанием размера назначенного пособия на семью или причин отказа в назначении. Протокол подписывается всеми членами комиссии.
При необходимости комиссия вправе запросить из органов социальной защиты или от заявителя дополнительные сведения о составе семьи, ее доходах, акт материально-бытового обследования и т.д.

4. По решению комиссии социальная помощь с согласия получателя может оказываться как в денежной, так и натуральной форме.

5. Социальное пособие назначается с месяца обращения на текущее полугодие, после чего документы в полном объеме подлежат обновлению.

6. Документы, представленные для получения социального пособия в последнем месяце полугодия, считаются действительными и на следующее полугодие.

7. Заявитель несет ответственность за достоверность всех сведений, представленных в документах. Граждане, умышленно представившие искаженные сведения о доходах, решением комиссии лишаются права на получение социального пособия на текущий год. Излишне выплаченные суммы социального пособия удерживаются с получателя в порядке, предусмотренном для удержания излишне выплаченных сумм государственных пособий гражданам, имеющим детей, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Центры социального обслуживания населения могут проводить выборочные проверки достоверности представленных сведений о доходах с привлечением работников нало- говой инспекции и правоохранительных органов.

8. Комиссия вправе принимать решения о досрочном прекращении или приостановлении выплаты социального пособия. Основанием для прекращения или приостановления выплаты является:
— установление факта недостоверности представленной информации;
— выезд на постоянное место жительства за пределы Самарской области;
— выбытие членов семьи на временное (более 3-х месяцев) или постоянное проживание в отделения медико-социальной помощи, пансионаты и другие учреждения на полное государственное обеспечение;
— повышение размеров пенсий и надбавок к ним, государственного детского пособия и т.п., приводящее к увеличению среднедушевого дохода семьи.

9. При изменении состава семьи и размера среднедушевого дохода социальное пособие пересчитывается с месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.

10. Документы рассматриваются комиссией в срок до одного месяца, после чего принимается решение о назначении или отказе в социальном пособии.

11. В случае отказа в назначении социального пособия, прекращения или приостановления выплаты социального пособия заявителю сообщается (в письмен- ном или устном виде) решение комиссии с указанием соответствующих причин. Отказ в назначении, прекращении или приостановлении выплаты социального пособия заявитель может обжаловать в вышестоящем органе социальной защиты населения или в суде.

Статья II. Исчисление совокупного дохода семьи

1. При исчислении совокупного дохода семьи в ее составе учитываются совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство лица, связанные родством. К ним относятся супруги, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть учтены при исчислении совокупного дохода семьи, если они проживают совместно с лицами, указанными в первом абзаце пункта 1 насто- ящей статьи, ведут с ними общее хозяйство и имеют единый лицевой счет.

2. В случае если по одному адресу проживает несколько семей (лиц), которые не имеют родственных отношений или являются родственниками, но имеют раз- дельные лицевые счета на оплату жилищно-коммунальных услуг и ведут отдель- ное хозяйство, доходы учитываются отдельно по каждой семье (лицу).

3. Совокупный доход семьи включает все текущие денежные и натуральные (в стоимостной оценке) поступления, получаемые всеми членами семьи:
— доходы, подлежащие налогообложению в соответствии с Законом Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» (доходы, получаемые физическими лицами за выполнение ими трудовых и иных приравненных к ним обязанностей по месту работы (службы, учёбы);
— все текущие денежные (пенсии, пособия, стипендии и т.п.) и натуральные (в стоимостной оценке) поступления, получаемые всеми членами семьи;
— потенциальные доходы от личного подсобного хозяйства, земельного надела, определяемые согласно приложению № 2, земельного пая;
— все виды льгот, предоставляемых за счет средств областного бюджета. Одинокие инвалиды, одинокие пенсионеры старше 70 лет при расчете совокупного дохода освобождаются от учета доходов, полученных от личного подсобного хозяйства, приусадебного участка. В составе совокупного дохода семьи учитываются:
— начисленная за выполненную работу (проработанное время) заработная плата, в том числе по совместительству, премии, вознаграждения и другие выплаты, связанные с выполнением трудовых обязанностей;
— суммы, равные стоимости выдаваемого (оплачиваемого) питания, кроме лечеб- но-профилактического питания, выдаваемого в соответствии с законодательс- твом о труде;
— суммы, полученные за выполнение работ по договорам, в том числе авторские вознаграждения, от частной юридической деятельности;
— суммы вознаграждений, получаемые членами избирательных комиссий, за рабо- ту, выполненную в избирательных комиссиях не на постоянной основе;
— доходы, выплачиваемые колхозами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами;
— доходы, выплачиваемые гражданам, включая священнослужителей, работающих в религиозных объединениях, на предприятиях, учрежденных религиозными объединениями, а также в созданных ими благотворительных заведениях;
— стипендии, выплачиваемые обучающимся в общеобразовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования (независимо от источника их выплаты);
— пенсии независимо от их вида, компенсационные выплаты, надбавки и доплаты;
— доходы от занятия коммерческой деятельностью, в том числе кустарно-ремес- ленных, народных художественных промыслов и от торгово-закупочной деятель- ности;
— денежные средства, выделяемые для воспитания детей в детских домах семей- ного типа, приемных семьях, семьях, где дети, находятся под опекой;
— государственное детское пособие, выплачиваемое по уходу за ребенком-инва- лидом с детства;
— государственное ежемесячное пособие на детей;
— пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам;
— ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и компенсационные выплаты женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;
— получаемые членами семьи алименты;
— суммы, выплачиваемые в возмещение ущерба, причиненного увечьем, профес- сиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с ис- полнением трудовых обязанностей;
— суммы, получаемые на период трудоустройства в связи с ликвидацией орга- низации, осуществлением мероприятий по сокращению численности и штата;
— пособие по безработице, а также стипендия, получаемая безработными в пе- риод профессионального обучения и переобучения;
— доходы от сдачи (передачи) в наем (поднаем) и (или) в аренду строений, квартир, гаражей, автомобилей и другого движимого и недвижимого имущества;
— доходы от продажи имущества;
— доходы от реализации продуктов промысловой деятельности (охоты, зверо- водства, рыболовства и т.п.);
— доходы от земельного надела площадью свыше 6 соток;
— доходы от реализации скота и птицы, выращенных из молодняка, переданного на откорм на договорных условиях предприятиями, учреждениями и организа- циями, доходы от личного подсобного хозяйства;
— суммы, получаемые в результате наследования и дарения;
— денежное довольствие (содержание), получаемое военнослужащими, сотрудни- ками органов внутренних дел и другими приравненными к ним категориями лиц (кроме проходящих военную службу по призыву), а также продовольственное довольствие и другие доплаты, носящие постоянный характер;
— иные доходы, не запрещенные законодательством.

4. В совокупном доходе семьи учитывается стоимостное выражение льгот, предоставляемых за счет средств областного бюджета на основании документов, подтверждающих получение этих льгот.

5. Суммы, не учитываемые в совокупном доходе семьи:
— единовременные пособия,выплачиваемые при рождении ребенка;
— ритуальные пособия, связанные с погребением;
— единовременные выплаты в качестве социальной поддержки отдельных кате- горий граждан на основании решений органов государственной власти и орга- нов местного самоуправления;
— выплачиваемые членами семьи алименты;
— единовременная материальная помощь в связи с чрезвычайными обстоятельст- вами, в том числе увечьем, стихийными бедствиями, смертью родных, близких и т.п.;
— все денежные выплаты и другие компенсации гражданам, подвергшимся воздейс твию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
— денежная компенсация, предусмотренная реабилитированным лицам согласно Закону Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий»;
— денежная компенсация лицам, подвергшимся нацистским преследованиям в годы Великой Отечественной войны.

6. Совокупный доход исчисляется на основании сведений о доходах всех членов семьи, представленных в декларации о материальном положении семьи заявителя. Исчисление совокупного дохода осуществляется: исходя из заработной платы и других денежных выплат — за три месяца, предшествующих обращению; пенсий и государственных пособий — на момент обращения; других видов доходов — из расчета за двенадцать месяцев.

7. Среднедушевой доход семьи исчисляется при наличии всех необходимых документов о составе семьи и получаемых каждым ее членом доходах.

8. Величина среднемесячного дохода одного члена семьи определяется путем деления общей суммы доходов на количество проработанных месяцев. Для членов семьи, проработавших менее установленного настоящим Законом пе- риода по их вине, среднемесячный доход определяется путем деления общей суммы дохода на количество фактически отработанных месяцев. Проработавшим менее определенного настоящим Законом периода по не зависящим от них причинам среднемесячный доход определяется путем деления дохода (заработная плата, пособие по временной нетрудоспособности и т.д.) на количество месяцев в расчетном периоде (3 или 12).

Статья 12. Исчисление потенциального дохода семьи

1. К потенциальным доходам семьи относятся дополнительные доходы, которые могут быть получены семьей или отдельными ее членами от сделок с имуществом, принадлежащим им на праве собственности: домами, квартирами, технически исправными автомобилями (не для инвалида), подсобным хозяйством и т.д.

2. Размер потенциального дохода семьи от подсобного хозяйства определяется расчетным путем исходя из фактически имеющихся в подсобном хозяйстве живот- ных, домашних птиц, пчелосемей, принадлежащего на правах собственности земельного надела (участка) и величины нормативного чистого годового дохода по каждому виду.

3. Размер нормативного чистого годового дохода, получаемого от подсобного хозяйства и земельного надела (участка), определяется на основании данных, представляемых один раз в полугодие Самарским областным комитетом государс- твенной статистики и департаментом сельского хозяйства и продовольствия Администрации области. Сведения о наличии в подсобном хозяйстве животных, домашней птицы, пчело- семей и размере земельного надела (участка) сообщаются заявителем по сос- тоянию на начало месяца, в котором последовало обращение за пособием.

4. Доход от подсобного хозяйства определяется за календарный год, предшествующий году обращения за назначением пособия.

5. Среднемесячный совокупный доход семьи от подсобного хозяйства определяется путем деления общей суммы доходов за календарный год на двенадцать.

6. Среднемесячный совокупный доход семьи от земельного пая, полученный в натуральном виде, учитывается в денежном выражении (по стоимости продукции на момент получения) путем деления общей суммы на двенадцать.

7. Среднедушевой доход определяется путем деления среднемесячного совокупного дохода семьи на количество ее членов.

Статья 13. Размер социального пособия

1. Размер социального пособия исчисляется как разница между величиной прожиточного минимума по соответствующим социально-демографическим группам членов семьи, имеющих право на социальное пособие, и размером среднедушевого дохода семьи. Максимальная величина социального пособия на одного получателя не должна пре- вышать двукратного размера минимальной оплаты труда, установленного федераль- ным законом. Минимальная величина пособия на семью не может быть менее 10 рублей.

2. Социальное пособие выплачивается за счет средств областного бюджета. Выплата социального пособия в соответствии с настоящим Законом осуществляется в центрах социального обслуживания населения городов и районов области в де- нежной (до 50%) и натуральной (по желанию и в полном объёме) форме. Социальное пособие не облагается налогом, не включается в средний заработок для расчета размеров алиментов, пенсий, субсидий на оплату жилья и коммуналь- ных услуг.

ГЛАВА IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 14. Предоставление информации по доходам

Юридические лица всех форм собственности обязаны бесплатно предоставлять по запросам граждан и органов социальной защиты информацию о доходах, необходимую для исчисления совокупного дохода семьи.

Статья 15. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона

Расходы, связанные с реализацией настоящего Закона, определяются законом о бюджете Самарской области на очередной год.

Статья 16. Порядок вступления в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Самарской области

К.А.Титов

Приложение

№ I к Закону Самарской области «О пособиях на семью в Самарской области»

ДЕКЛАРАЦИЯ О МАТЕРИАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ СЕМЬИ
фамилия, имя, отчество заявителя домашний адрес, телефон
1. Сведения о семье (состав семьи согласно прописке, возраст детей, социальный статус членов семьи, группа инвалидности и т. п.)
2. Жилищные условия (жилплощадь, кв. м., удобства, количество комнат)
3. Сведения о наличии транспортного средства (год его выпуска), кроме автотранспорта, полученного по линии социального обеспечения
4. Сведения о наличии квартиры, комнаты и размерах дачного, приусадебного земельного участка (пая), гаража (кроме гаража, в котором находится спецавтотранспорт для инвалидов) и другой недвижимости
5. Денежные доходы семьи (в рублях): № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 ИТОГО Доходы типа заработной платы за вычетом алиментов Пенсии и все доплаты к ним Стипендии и все доп- латы к ним Пособия и компенсационные выплаты на детей Получаемые алименты Пособия по безработице Доходы от промыслов и индивидуальной трудовой дея- тельности Жилищные субсидии Денежная оценка льгот Доход от подсобного хозяйства и земельного надела с площади свыше 6 соток Дополнительные доходы

6. Сведения о наличии подворья (надворные постройки с указанием их состояния; пчелопасеки с указанием количества пчелосемей; домашний скот, птица с указанием количества голов и т.д.) Дата заполнения декларации: Сведения достоверны: подпись заявителя Документы приняты: подпись социального работника

Приложение

№ 2 к Закону Самарской области «О пособиях на семью в Самарской области»

МИНИМУМ учетных составляющих личного подсобного хозяйства и земельного надела для исчисления потенциальных доходов семьи
1. Крупный рогатый скот — 1 единица.
2. Лошадь.
3. Теленок.
4. Свинья. 6. Домашняя птица (более 10).
7. Пчелосемья (более 2). 9. Земельный надел ( с площади, превышающей 6 соток).