Региональный центр обработки телефонных обращений
8-800-707-6-123
Сегодня:
23 сентября 2017

«Важно, чтобы на выборах все здоровые силы общества объединились»

На этой неделе в программе «Круг вопросов» Губернатор Н.И.Меркушкин в разговоре с журналистами шести ведущих региональных телеканалов - ГТРК «Самара», «Губерния», «Скат», «ВАЗ ТВ - Домашний», «Терра» и «КТВ-Луч» - обсудил широкий спектр тем, волнующих жителей области. «ВК» публикует наиболее интересные фрагменты беседы.

«Преступники бросили вызов власти и обществу»

- В Сызранском районе произошло зверское убийство заместителя начальника штаба ГУ МВД РФ по Самарской области А.В.Гошта и его родственников. Это преступление шокировало всю страну. По вашему мнению, будет ли оно раскрыто?

- Уверен, что это жестокое преступление, потрясшее всех, будет раскрыто. В Ивашевке работают руководитель Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкин, группы следователей из Москвы и Нижнего Новгорода. Мы должны еще раз задуматься, в каком мире живем и какие выводы необходимо сделать. Такие события происходят только в нездоровом обществе - убит представитель власти, полковник полиции. А значит, преступники бросили вызов власти и обществу.

«Мы считаем каждый рубль»

- Как вы оцениваете наполнение областного бюджета в экономически сложное время?

- Экономическая ситуация сложная во всей стране по ряду причин. В первую очередь это связано со снижением цен на нефть и газ почти в три раза по сравнению с показателями, которые были два-три года назад. Это серьезно ударило по состоянию как бюджета страны в целом, так и Самарской области в частности. Наш регион входит в первую пятерку субъектов РФ по добыче, в губернии работает четыре нефтеперерабатывающих завода и, естественно, падение цен сказывается на бюджете.

Впрочем, в отличие от кризиса 2008-2009 годов, когда уровень промышленного производства в Самарской области упал на 29%, сейчас у нас резкого падения нет. В 2015 году этого падения в губернии не было вообще. В первую очередь это связано с тем, что отдельные отрасли экономики демонстрируют рост, а нефтедобыча впервые за 40 лет выросла на 6%. Если пять-шесть лет назад в год бурили 25-29 скважин, то в прошлом году только «Роснефть» пробурила 109. А это дополнительные платежи в бюджет, дополнительные рабочие места.

В то же время из-за резкого снижения цен на углеводороды нам пришлось возвращать, к примеру, той же «Роснефти» средства, перечисленные в бюджет в качестве авансовых платежей по налогам. В прошлом году возврат составил почти 5 млрд рублей, в этом году область вернула уже 1,3 млрд. Рассчитываем, что уже в следующем году этих возвратов не будет.

В целом же ситуация с бюджетом достаточно напряженная. Общий возврат средств крупным налогоплательщикам составил 11 млрд рублей. На эти деньги мы могли бы сделать очень много: строить новые дороги, вводить социальные объекты, определенным категориям людей увеличить зарплату, строить дополнительное жилье для молодых и многодетных семей. Сейчас мы стараемся компенсировать эти потери за счет более эффективной работы. Мы считаем каждый рубль.

В области снижается рентабельность производства. 25-30% рентабельности, как было ранее, уже нет, в том числе и у строительных компаний. Наши строители сейчас работают с рентабельностью максимум 3-5%. Но для текущей обстановки это очень хорошо. Когда был азиатский кризис, некоторые японские компании работали с отрицательной рентабельностью. Но они понимали: если потерять коллективы, рыночные ниши, то после кризиса обратно зайти на рынок будет очень сложно. Самарские строительные компании сегодня руководствуются тем же принципом. У нас строятся микрорайоны Кошелев-проект, Южный город с ценами по 30 тысяч рублей за квадратный метр. Это значит, жилье становится доступным для людей.

- Бюджет этого года дефицитный...

- Да, дефицит составляет 8,6%, но заимствования - это главный источник дохода во всем мире. Более того, за счет заимствований реализуются крупные инфраструктурные проекты - строятся мосты, дороги, школы, больницы, создаются новые рабочие места. Кроме того, абсолютное большинство государств утверждают бюджеты с дефицитом. И долг областного бюджета соответствует всем принятым в России стандартам. Но здесь необходимо помнить, что эффективно потраченный рубль вернет в казну тот же рубль и принесет еще 15 копеек прибыли. И вот эта 15-процентная добавка любой 8-процентный дефицит перекрывает.

«Проекты ГЧП - важный инструмент для развития»

- Какими темпами в регионе развивается государственно-частное партнерство (ГЧП)? И как вам удается договариваться с крупными бизнесменами, чтобы они вкладывали свои средства в такие проекты?

- По числу проектов ГЧП наш регион занимает третье место в стране после Санкт-Петербурга и Москвы. Найти средства для крупных проектов сегодня крайне сложно. Бюджетных денег в последние полтора-два года становится все меньше. Например, у банков получить кредит под длинный проект окупаемостью 10-15 лет практически невозможно. В этих условиях проекты ГЧП - важный инструмент развития и решения проблем Самарской области в предстоящий год.

При этом напомню, что по объему банковских вкладов на душу населения Самарская область занимает второе место в стране. Эти средства нужно активно привлекать, чтобы они не просто лежали в банках.

Активная работа над новыми проектами ГЧП начнется в ближайшее время. Ряд из них будет реализован в Тольятти. Мы встречались с одним тольяттинским бизнесменом, который сейчас работает в Свердловской области. Летом он готов открыть в Автограде частную школу. Еще ряд социальных объектов также строят с участием частных лиц - то есть рядовые люди готовы вдохнуть в Тольятти новую жизнь. Такая активность горожан очень важна. Она дает правительству РФ сигнал о том, что Тольятти можно и нужно поддерживать.

Планируется реализация ряда проектов ГЧП в Самаре. Часть из них связана с использованием облигационного займа. В частности, средства будут направлены на обновление исторической части города. Общая стоимость проекта оценивается в 2 млрд рублей, из них 510 млн привлекут за счет облигационного займа. Мы считаем, что это абсолютно окупаемый проект с хорошей процентной ставкой. Покупка облигаций - это не только источник заработка, но и возможность улучшить облик родного региона. Человек должен понимать: деньги, вложенные в облигации, впоследствии будут работать на него. Он будет ездить по хорошей дороге, пить чистую воду, пыли вокруг него будет меньше, рядом появится новый мост и детский садик. А значит, проживет он на 10 лет дольше, потому что условия жизни станут совсем другими.

«С новым руководителем АВТОВАЗ продолжит развитие бренда Lada»

- Недавно вы встречались с новым президентом АВТОВАЗа Николя Мором. Как должна измениться стратегия развития завода, учитывая, что в регионе много предприятий по производству автокомпонентов?

- Николя Мор спокойный, уравновешенный, он более внимателен по отношению к людям. На базе завода в Румынии, который он возглавлял, создан мощный производственный центр, который проектирует и выпускает востребованные на европейском рынке автомобили. Естественно, этот опыт нужен АВТОВАЗу. Уверен, с новым руководителем предприятие продолжит развитие бренда Lada. Разработан комплекс мер, который позволит АВТОВАЗу активно двигаться вперед. Одна из таких мер - нацеленность на российских поставщиков комплектующих. Конечно, российские поставщики при этом должны очень активно модернизироваться, адаптироваться в тех условиях, в которых авторынок сегодня находится. Ведь в автопроме конкуренция жесткая, как нигде. И просто так на этом рынке успеха не достичь.

Обращу ваше внимание и на то, что в Особой экономической зоне «Тольятти» практически не представлены российские производители автокомпонентов. Хотя ОЭЗ предоставляет особые условия, льготы - пожалуйста, пользуйся, располагайся. Почему же приходят только иностранцы? Ведь в условиях ОЭЗ модернизировать производство намного дешевле, проще. Напомню, в Тольятти будет создана территория опережающего развития. Она будет поддерживаться из федерального центра и условия работы там будут еще лучше, чем в ОЭЗ. Думаю, российским производителям надо уже сейчас искать места в Тольятти, чтобы разворачивать там свои предприятия.

«В течение 3-4 лет все трассы Тольятти будут обновлены»

- Приближается важная для Тольятти и всего региона дата - 50-летие АВТОВАЗа...

- За счет празднования 50-летия АВТОВАЗа планируется реализовать важнейшие для города инфраструктурные проекты, особый упор при этом будет сделан на ремонт дорог. Это будет главным подарком для тольяттинцев. Напомню, Владимир Владимирович Путин поручил руководителю администрации Президента Сергею Борисовичу Иванову взять на контроль программу празднования 50-летия АВТОВАЗа. Она будет реализована, в основном, за счет федерального бюджета, также будут выделяться средства облбюджета. Отдельно разрабатываются вложение частных инвестиций в обновление инфраструктуры города.

Если ситуация в экономике страны поправится, то мы даже не на 100%, а может быть, и на все 150% выполним тольяттинскую программу. Конечно, получить дополнительные деньги, в том числе для Тольятти, непросто. Тем не менее мы в этом году заложим практически все объекты, которые были обещаны раньше на выборах на встречах с жителями города. В первую очередь это три современных спорткомплекса-«тройки». Один из них мы открываем в этом году. «Тройки» будут сочетать под одной крышей ледовый дворец, бассейн, универсальный зал и малые залы для занятий разными видами спорта.

Что касается тольяттинских дорог, то мы выделим на них миллиард рублей, хотя несколько лет город получал из облбюджета на это направление лишь по 120-150 млн рублей в год. При таких темпах ремонта дорожного полотна в течение трех-четырех лет все трассы города будут обновлены.

«Будем очень жестко контролировать качество ремонта дорог»

- В прошлые выходные вы проехались по главным магистралям Самары и высказали претензии к выполненным работам. Ранее говорилось, что подрядчики должны устранять недоработки за счет своих средств - по гарантии.

- Мы посмотрели ряд дорог, которые отремонтировали два-три года назад. Там, где это необходимо, асфальтовое покрытие переложат за счет подрядчиков до 15 мая. Мы и впредь будем очень жестко контролировать качество ремонта дорог, и переделывать недочеты подрядчик будет за собственные деньги. Больше не допустим ситуации, когда компания типа «Рога и копыта» выигрывает конкурс и затем отдает работы на субподряд, а сама исчезает. Есть компании, у которых есть техника, свои асфальтобетонные заводы, и им есть чем отвечать за качество работ. Если они их не сделают, им выставят штрафные санкции, а имущество пойдет в пользу государства. Сейчас этот подход почти отработан. Если два-три года назад мы встречали страшное сопротивление (например, тендеры по двум дорогам, разрушившиеся после ремонта в Самаре, лоббировали люди очень высокого уровня, и они оказывали давление на министра транспорта Ивана Ивановича Пивкина), то сейчас ситуация изменилась.

В этом году предусмотрен полноценный капитальный ремонт 17 дорог в Самаре, не заплатками и не «картами». Также начнется ремонт Заводского шоссе, соответствующий проект на 120 млн рублей уже готов. Ряд дорог отремонтируют «картами», причем по новой технологии - участки станут значительно шире, а гарантия на «карты» составит от четырех до шести лет.

Актуален вопрос и по акцизным сборам: после обращения граждан Президент Владимир Владимирович Путин рассматривает возможность сократить планируемые отчисления в Минфин РФ из дорожных фондов регионов. Если мы получим даже половину от этой суммы, то у нас появятся деньги, большую часть которых мы направим на дороги Самары, часть - Тольятти.

«ФИФА считает, что самарский стадион уникален»

- В России побывал президент ФИФА, чуть раньше специальная комиссия в составе 40 человек посетила Самару. Какие выводы сделали делегаты федерации?

- Комиссия ФИФА считает, что наш стадион в некотором роде уникален. Он лучше всех остальных и по технологичности даже не будет уступать «Лужникам». Мы предусмотрели на стадионе два уровня так называемых скай-боксов, где могут расположиться вип-зрители, друзья ФИФА и так далее. Также мы делаем еще один закрытый уровень. Для ФИФА это оказалась исключительно важная составляющая, которая необходима для проведения трансляций и матчей на новом уровне. В рамках подготовки к ЧМ-2018 реконструируют подъездные пути к стадиону - Московского шоссе, улицу Демократическую, а также дороги к аэропорту «Курумоч». К стадиону проведут новую трамвайную линию.

- Через два года в Самару приедут десятки тысяч болельщиков, и мы должны представить ее гостям в лучшем виде. Что нужно сделать, чтобы город перестал быть грязным?

- Необходимо сплочение всех горожан. Надо изменить отношение абсолютного большинства людей к благоустройству. В городах, где чисто, забыли про такое понятие, как субботник, потому что там убираются постоянно в течение месяца. И делается это каждый год в течение двух-четырех недель в зависимости от погоды. У нас же в уборке участвуют максимум 10-15% населения и с таким скептицизмом говорят про субботники...

Отмечу, для того чтобы проводить благоустройство дворовых площадок, проездных путей, внутрирайонных дорог, районные власти будут обеспечиваться специальной техникой. Именно районные власти должны поднимать людей вместе с общественными советами. Такая работа приучает людей к чистоте, люди будут стремиться сохранить то, чего добились. Недаром же есть пословица: чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят.

«Прогресс» способен решать важнейшие задачи по освоению космоса»

- 28 апреля состоялось грандиозное событие - первый старт с космодрома Восточный. Как Самара участвовала в реализации этого проекта?

- Самарский вклад в создание космодрома Восточный огромен, мы там главные абсолютно по всем параметрам. И проект наш, и сделан он под ракеты, создаваемые на РКЦ «Прогресс». Наши конструкторские бюро проектировали пусковую площадку. Когда я присутствовал на так называемом сухом пуске (проверке готовности космодрома), руководитель Восточного сказал: «Тут без Самары ни одного шага не сделаешь!» А все потому, что все спроектировано самарскими специалистами, все ими контролируется. Более того, в процессе первого пуска на околоземную орбиту вывели два спутника самарского производства. В их конструировании и изготовлении приняли участие студенты Самарского национального исследовательского университета им. С.П. Королева совместно со специалистами «Прогресса». Самарский университет становится прочной базой для подпитки кадрами космической отрасли страны.

Накануне Дня космонавтики я обсуждал с руководством «Прогресса» планы по конструированию тяжелой ракеты-носителя, предназначенной для вывода на орбиту десятков тонн грузов. Уверен, предприятие способно успешно выполнить не только эту, но и другие важнейшие задачи по освоению космоса.

«Стадион «Локомотив» будет работать»

- В СМИ появилась информация, что ведомственный стадион КбшЖД «Локомотив» в Самаре могут выставить на торги, а его территорию застроят многоэтажками. Как этого не допустить?

- Я уже провел переговоры с начальником Куйбышевской железной дороги С.В. Соложенкиным, который в свою очередь доложил президенту ОАО «РЖД», что этот вопрос будет решаться только при непосредственном участии правительства Самарской области. Часть спортивных объектов они хотят оставить, например, бассейн. А вот сам стадион намерены продать. В случае выставления стадиона на продажу мы ставим перед собой задачу договориться о приемлемой цене и купить его, чтобы объект перешел в государственную собственность. Мы не допустим, чтобы на этом месте стояли высотки. Стадион «Локомотив» будет работать

«Российский народ един и поддерживает линию Президента»

- Сейчас идет подготовка к предварительному голосованию «Единой России». Вы возглавите список партии на выборах депутатов в губернскую думу. Почему вы приняли это решение и чего ждете от этих выборов?

- Я хочу возглавить список партии в губернскую думу, чтобы сплотить людей, сформировать команду сторонников из десятков, сотен тысяч людей и впоследствии вместе решать проблемы, которые стоят перед областью. Предстоящие в сентябре выборы будут гораздо сложнее предыдущих и потребуют от людей понимания той обстановки, которая сложилась в стране, на геополитическом пространстве. На этих выборах мы должны показать всему миру, что российский народ един и поддерживает линию Президента. Нам исключительно важно продемонстрировать, что раскачать нашу страну невозможно.

Все видят, какие процессы происходят в Самарской области, и в этой непростой обстановке крайне важно, чтобы на выборах все здоровые силы общества объединились. Необходимо до большого количества людей донести правду: как мы живем, каковы наши возможности. Если же в регионе широкие массы людей пойдут на поводу у крикунов из 1990-х годов, область может многое потерять. Мы снова можем оказаться в ситуации, когда власть не сможет реально влиять на ситуацию. Поэтому от той работы, которая будет вестись во время предвыборной кампании, от того, насколько люди будут вовлечены в созидательные процессы, зависит скорость движения вперед всего региона.

- Как регион готовится к Дню Весны и Труда и 71-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне?

- Праздничные мероприятия стартуют 29 апреля. В этот день мы поздравим людей труда с наступающим 1 Мая сначала в Самаре, затем в Тольятти.

День Победы в этом году планируется отпраздновать очень масштабно. Нам любой ценой необходимо передать подрастающему поколению те традиции и дух, которые несут ветераны Великой Отечественной войны. В Самаре впервые в стране в честь Дня Победы покажут лазерное 3D-представление. В течение 8 и 9 мая на площади Славы будут транслировать в алфавитном порядке имена всех призванных на войну наших земляков. Это представление также покажут на нескольких экранах в районах города. На площади Славы экраном послужит здание правительства. Технически это будет смотреться очень эффектно.

В рамках празднования Дня Победы в Самаре пройдет масштабная акция - Клятва патриотов. Учащиеся образовательных учреждений произнесут слова клятвы ветеранам, героям, участникам войны. Ведется активная подготовка к Параду Победы. Участие в нем примет «Бессмертный полк». Думаю, что по численности он будет в полтора-два раза больше, чем в прошлом году. Это очень важная акция, которая, без сомнения, оставит в душе каждого человека очень глубокий след.

«Когда я присутствовал на так называемом сухом пуске, руководитель Восточного сказал: «Тут без Самары ни одного шага не сделаешь!»

«Мы и впредь будем очень жестко контролировать качество ремонта дорог, и переделывать недочеты подрядчик будет за собственные деньги. Больше не допустим ситуации, когда компания типа «Рога и копыта» выигрывает конкурс и затем отдает работы на субподряд, а сама исчезает»

«Волжская коммуна», 28.04.2016