Региональный центр обработки телефонных обращений
8-800-707-6-123
Сегодня:
23 апреля 2018

Информация о практике реализации Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Самарской области

С принятием Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» началась реформа местного самоуправления. Ее основной задачей является создание полноценного уровня публичной власти на уровне муниципального образования для эффективного функционирования системы местного самоуправления в Российской Федерации.

Во исполнение указанного закона в Самарской области в 2005 году были образованы и утверждены границы 292 сельских и 12 городских поселений со статусом муниципального образования. Одновременно были утверждены границы 10 городских округов и 27 муниципальных районов.

9 октября 2005 года состоялись выборы глав и депутатов вновь образованных муниципальных образований – сельских и городских поселений. Было избрано 2895 депутатов и 245 глав прямым голосованием. 59 глав сельских поселений были избраны из состава депутатов Собраний представителей сельских поселений.

В результате выборов сформированы органы местного самоуправления поселений.

В ноябре-декабре 2005 года во всех поселениях были разработаны, прошли публичное обсуждение и приняты Уставы поселений. В декабре 2005 года все Уставы поселений прошли государственную регистрацию.

С 1 января 2006 года во всех вновь образованных 304-х  муниципальных образованиях приступили к работе сформированные органы местного самоуправления, а также аппараты администраций и Собраний представителей поселений. Все органы местного самоуправления в течение января 2006 года получили статусы юридических лиц.

30 декабря 2005 года был принят Закон Самарской области                         «О порядке  решения вопросов местного значения поселений на территории Самарской области в 2006 году», в соответствии с которым решение  11-ти вопросов местного значения делегировались поселениям, решение 4-х вопросов – частично муниципальным районам и частично поселениям, а остальные вопросы оставались за муниципальными районами.

В последующее время количество вопросов местного значения, решение которых было полностью передано на уровень поселений,  увеличилось до 16.

13 октября 2006 года был принят закон Самарской области «О порядке решения вопросов местного значения поселений на территории Самарской области в 2007 году», который расширил круг вопросов, закрепляемых за поселениями в 2007 году до 24. Кроме этого закон предусматривает передачу полномочий органов местного самоуправления от муниципальных районов поселениям и от поселений районам.

10 июля 2006 года состоялся первый учредительный съезд муниципальных образований Самарской области, на котором был образован Совет муниципальных образований Самарской области, сформирован его президиум и рабочие органы, приняты Устав и другие учредительные документы. Исполнительная дирекция Совета муниципальных образований Самарской области приступила к работе.

В течение второго полугодия 2006 года были подготовлены перечни имущества, подлежащего безвозмездной передаче органам местного самоуправления; совместно с муниципальными образованиями составлен перечень имущества, подлежащего безвозмездной передаче в собственность Самарской области. Всего перечни имущества включили в себя 311 объектов, в том числе 215 объектов, предназначенных для принятия в областную собственность и 96 объектов для передачи в муниципальную собственность.

В дальнейшем было принято  8 законов Самарской области по принятию 9 объектов в собственность Самарской области и 7 законов Самарской области по передаче 409 объектов в муниципальную собственность. Также было принято 29 законов о разграничении муниципального имущества между муниципальными районами и поселениями, исходя из закрепленных вопросов местного значения.

Вместе с тем реформирование местного самоуправления и исполнение Федерального закона № 131-ФЗ выявили ряд проблем, отрицательно сказывающихся на деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований.

Первая проблема -  низкая доходная обеспеченность бюджетов муниципальных образований. Дополнительно эту проблему усугубляет неравномерность поступления основных доходных источников местных бюджетов. Так, только определенная часть подоходного налога поступает в бюджеты муниципальных образований помесячно в течение всего года,  все остальные налоги выплачиваются один раз в год (налоги на имущество граждан, земельный налог, налоги на транспортные средства и т.д.), а значит, по данным видам налогов бюджеты муниципальных образований пополняются только 1 раз в год. По этим причинам в Самарской области в 2006 году  безвозмездные поступления в бюджеты муниципальных образований от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по городским округам составили 44 % и по муниципальным районам 71 %.

Решение этой проблемы видится в увеличении отчислений по налогу на прибыль в бюджеты субъектов Российской Федерации при одновременной передаче части налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных образований, а также в укреплении налоговой базы бюджетов муниципальных образований по земельному налогу путем усиления взаимодействия  между регистрирующими и налоговыми органами, проверке и уточнении государственного земельного кадастра.

Ряд моментов, отрицательно сказывающихся на деятельности органов местного самоуправления необходимо отнести к правовым проблемам.

Органами государственной власти Самарской области были выявлены следующие пробелы федерального законодательства, мешающие эффективной реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ на уровне органов местного самоуправления.

1. В силу требований действующей редакции части 9 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ с 1 января 2006 года представительные органы всех муниципальных образований должны быть наделены правами юридического лица, что повлекло за собой необходимость создания отдельных аппаратов, обеспечивающих их деятельность, открытия счетов, изготовления печатей, штампов, бланков и т.д.

         Это, в свою очередь, требует дополнительных и довольно значительных финансовых затрат за счет средств местных бюджетов.

Что касается сельских поселений, то численность их населения в основном является весьма незначительной, соответственно, финансовые, материальные и организационные ресурсы, которыми обладают сельские поселения, крайне ограничены.

         При этом в сельских поселениях, все вопросы, связанные с обеспечением деятельности представительного органа могут эффективно решаться аппаратом местной администрации. Причем это соответствует закрепленным в тексте Федерального закона от 6 октября 2003 года  № 131-ФЗ особенностям правового статуса сельских поселений (например, предоставления возможности главе сельского поселения одновременно являться главой местной администрации и исполнять полномочия председателя представительного органа соответствующего сельского поселения).

         2. Действующей редакцией статьи 56 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ установлена излишне сложная процедура введения и использования средств самообложения граждан. В соответствии с частью 2 указанной статьи вопросы введения и использования данных финансовых средств решаются на местном референдуме (сходе граждан).

С целью исправления вышеуказанной ситуации органами государственной власти Самарской области был разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающий, что решение вопросов введения и использования средств самообложения граждан должно проводиться не путем проведения местного референдума, а путем проведения собраний граждан либо конференций граждан (собраний делегатов).

         В настоящее время существует острая необходимость закрепления именно такого порядка вопросов введения и использования средств самообложения граждан.

Дело в том, что в соответствии с уже устоявшейся практикой указанные средства взимаются практически исключительно на территории сельских поселений. Причем, учитывая то, что практически все сельские

поселения имеют крайне незначительную численность населения (зачастую не более нескольких сотен жителей) и, соответственно, крайне ограниченные финансовые, материальные и организационные ресурсы.

         Проведенный органами государственной власти Самарской области анализ показал, что при проведении местного референдума по каждому случаю введения и использования средств самообложения граждан, затраты органов местного самоуправления на его проведение будут либо сопоставимы, либо даже превышать размер собираемых средств самообложения граждан.

         Тем самым эффективность использования данных средств практически сводится к нулю.

         В связи с этим, эффективность решения органами местного самоуправления сельских поселений закрепленных за ними вопросов резко понижается, что, в свою очередь приводит к необоснованному ущемлению прав и законных интересов жителей соответствующих поселений.

         Помимо органов государственной власти Самарской области, озабоченность данной ситуацией уже выразили главы всех расположенных в Самарской области сельских поселений. Более того, по имеющейся информации подобную озабоченность разделяют органы государственной власти и местного самоуправления большей части других субъектов Российской Федерации.

         В представленном законопроекте закреплен способ, позволяющий полностью устранить вышеуказанную проблему и обеспечить в полной мере эффективность использования средств самообложения граждан.

Представляется абсолютно правомерным решать вопросы именно на собраниях и конференциях граждан, несмотря на то, решения, принятые по

результатам проведения вышеуказанных форм прямого волеизъявления граждан могут носить лишь рекомендательный характер.

Как показывает практика введение и использование средств самообложения граждан возможно сугубо на добровольной основе. Кроме того, в сельских поселениях на собрании либо конференции граждан возможно обеспечить представительство всего населения соответствующего поселения. Граждане в подобного рода муниципальных образованиях в силу небольшой территории, малой численности населения и иных подобных причин лично осознают наиболее острые и насущные проблемы муниципального образования и, вследствие этого, абсолютно обдуманное и взвешенное решение о введении и использовании средств самообложения граждан может быть принято и на собраниях и конференциях граждан.

         Принятие данного законопроекта будет способствовать увеличению эффективности использования муниципальных финансов при организации решения вопросов местного значения.

3. В соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ компетенция органов местного самоуправления состоит из закрепленных за ними вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, которыми данные органы наделены с соблюдением требований, установленных главой 3 указанного федерального закона.

         Статья 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ определяющая перечень вопросов местного значения поселений и статья 15 данного федерального закона, определяющая перечень вопросов местного значения муниципальных районов, не относят осуществление полномочий по ведению регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации к вопросам местного значения, как поселений, так и муниципальных районов.

         Федеральный закон, наделяющий органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по ведению регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в муниципальных образованиях, где отсутствуют органы федеральной регистрационной службы, также отсутствует.

Положение  статьи 4 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1  «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может быть признано нормой, наделяющей органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, так как оно не отвечает, требованиям, установленным статьями 19 – 21 Федерального закона  № 131-ФЗ, определяющим порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

         В результате возникла ситуация, когда вышеуказанные полномочия в настоящее время не отнесены к компетенции ни одного из органов публичной власти в тех муниципальных образованиях, в которых отсутствуют органы внутренних дел, что существенным образом нарушает конституционное право граждан Российской Федерации на свободу передвижения и выбора места жительства в Российской Федерации.

         Данная ситуация может быть разрешена двумя способами.

         1. Органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями по ведению регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в муниципальных образованиях, где отсутствуют органы федеральной регистрационной службы.

         2. Полномочия по ведению регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в муниципальных образованиях, где отсутствуют органы федеральной регистрационной службы, могут быть включены в перечень вопросов местного значения соответствующих городских и сельских поселений.

          Второй способ представляется наиболее предпочтительным, так как именно данный подход наиболее удобен и позволяет обеспечить реализацию интересов населения соответствующих муниципальных образований, также позволяет наиболее оперативно разрешить описанную выше проблему.

         В связи с этим органами государственной власти Самарской области был разработан и внесен на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решающий вышеуказанную проблему.

          Следует также отметить, что вопросы, связанные с реализацией полномочий по ведению регистрационного учета граждан Российской

Федерации по месту пребывания и месту жительства в муниципальных образованиях, где отсутствуют органы федеральной регистрационной службы, являются вопросами непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, что в силу статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ позволяет отнести их к вопросам местного значения.

         Более того, в период до вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ органы местного самоуправления городских и сельских поселений осуществляли реализацию вышеуказанных полномочий. Следовательно, данные органы местного самоуправления уже обладают опытом и необходимыми ресурсами для их дальнейшей реализации. Следовательно, принятие законопроекта не отразится негативным образом на деятельности органов местного самоуправления.

В связи с этим в законопроекте предлагается отнести полномочия по ведению регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации к вопросам местного значения городских и сельских поселений.