Региональный центр обработки телефонных обращений
8-800-707-6-123
Сегодня:
12 декабря 2017

Отчет о деятельности уполномоченного по правам ребенка в Самарской области за 2005 год

В 2005 году уполномоченный по правам ребенка в Самарской области (Уполномоченный) продолжал свою деятельность в соответствии с Законом Самарской области № 18-ГД от 6 мая 2002 года «Об уполномоченном по правам ребенка в Самарской области» по трем основным направлениям: обеспечение защиты и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка; содействие совершенствованию законодательства о правах ребенка и участие в разработке мероприятий по усилению социальной защищенности детей на территории Самарской области; просвещение населения области о правах ребенка, формах и методах их защиты.

В своей деятельности, кроме выше названного закона, Уполномоченный руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», иными федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Самарской области, иными законами Самарской области, а также общепризнанными принципами и нормами международного права.

Основные направления деятельности:

I) Обеспечение защиты и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка

II) Участие Уполномоченного в законотворчестве и экспертизе социальных программ, направленных на усиление социальной защищенности детей на территории Самарской области

III) Просвещение населения Самарской области о правах детей, формах и методах их защиты

I. Обеспечение защиты и содействие
восстановлению нарушенных прав ребенка

Для обеспечения защиты и содействия восстановлению нарушенных прав ребенка Уполномоченный в соответствии с законом осуществлял свою деятельность по заявительному принципу: проводил личные приемы граждан; работал с письменными заявлениями; давал консультации и разъяснения по телефонным обращениям; а также осуществлял контрольные выезды в детские учреждения области различной подведомственности.

Общее количество обращений к Уполномоченному в течение трех лет работы остается практически на одном уровне, составляя около 800 обращений в год, треть из них – заявления граждан.

Динамика числа обращений граждан к Уполномоченному по правам ребенка в Самарской области за три года работы (2003 – 2005 годы) представлена на графике 1. Ряд 2 – количество жалоб.

Динамика числа обращений граждан к Уполномоченному по правам ребенка в Самарской области за три года работы (2003 – 2005 годы)

График 1. Динамика числа обращений граждан к Уполномоченному
по правам ребенка в Самарской области
за три года работы (2003 – 2005 годы)

В 2005 году общее количество обращений составило 784. По большинству обращений (566) Уполномоченным были проведены консультации граждан и даны разъяснения по проблемным вопросам. Практически треть обращений (218) – заявления граждан, по которым Уполномоченный проводил изучение ситуации (проверки) и по большинству из них принял действенное участие в решении обозначенных проблем.

Анализ особенностей территориального проживания граждан, обратившихся к уполномоченному, выявил, что наибольшее число обращений (70%) поступило от граждан, проживающих в г. Самара, 19,3% составили жители сельских районов. Среди общего количества обратившихся процент жителей городов Тольятти, Жигулевск, Сызрань и Чапаевск составил соответственно 6,7%, 2%, 1,3% и 0,7%, что наглядно представлено на графике 2.

Структура обращений граждан к Уполномоченному по правам ребенка в Самарской области в 2005 году по признаку территориального проживания заявителей

График 2. Структура обращений граждан к Уполномоченному по правам
ребенка в Самарской области в 2005 году
по признаку территориального проживания заявителей

Перечень проблем, по которым обращаются граждане к Уполномоченному в защиту прав детей достаточно широк. Это проблемы установления детям гражданства, получения регистрации по месту пребывания, проблемы паспортизации детей; трудности в решении межличностных конфликтных ситуаций с участием детей в семье, в детских воспитательных и образовательных учреждениях; жилищные проблемы семей с детьми; затягивание решения проблемы, касающейся интересов ребенка, на уровне органов муниципальной власти, ведомств или учреждений и другие.

В структуре причин обращений (график 3) преобладали жилищные проблемы (46,7%) [2]. Межличностные конфликты составили 12,7% всех обращений [1], проблемы гражданства и паспортизации обозначались в 9,3% случаев [5], проблемы, связанные с получением алиментов, пособий были заявлены гражданами в 6,7% обращений [3]. Достаточно большой процент (24,7% случаев) [4] связан с иными причинами, куда нами были отнесены обращения осужденных (несовершеннолетних и взрослых людей – родителей малолетних детей) по различным проблемам, обращения о трудностях трудоустройства несовершеннолетних, а также заявления граждан, связанные с реорганизацией сельских школ и другие.

Структура причин обращений граждан к Уполномоченному по правам ребенка в Самарской области в 2005 году

График 3. Структура причин обращений граждан к Уполномоченному
по правам ребенка в Самарской области в 2005 году

В качестве примеров положительного решения проблем при содействии Уполномоченного можно привести следующие обращения:

1. На личном приеме у Уполномоченного заявительница К., проживающая в г. Самаре, сообщила о трудной жизненной ситуации, в которой оказалась ее внучка. Со слов заявительницы, мама девочки препятствует посещению ей образовательного учреждения, ребенок не наблюдается у участкового педиатра, не проведены профилактические прививки. Женщина обращалась в отдел семьи, но каких-либо действенных мер принято не было. В результате обращения Уполномоченного к главе администрации района с просьбой изучить условия пребывания ребенка, изучена обозначенная ситуация, семья поставлена на учет в отделе семьи района, организован активный выход детского врача на дом, и начато обследование ребенка для оформления в школу.

2. Гражданин К, проживающий в одном из сельских районов Самарской области и являющийся опекуном троих несовершеннолетних детей, обратился к Уполномоченному по вопросу нарушения прав его детей на выбор приемлемой формы обучения, (школа отказывалась организовывать по его обоснованному заявлению семейное обучение, органы образования действенных мер в интересах детей не приняли). По просьбе Уполномоченного, в интересах детей, Министерством образования и науки Самарской области и Администрацией района данная проблема была комиссионно изучена, и определен оптимальный вариант образования детей в форме семейного обучения с контролем итогов за год для решения вопроса о форме получения детьми образования в следующем учебном году.

3. К Уполномоченному по правам ребенка в Самарской области поступило коллективное обращение родителей учащихся сельской школы о реорганизации данного образовательного учреждения с сохранением лишь начального звена. По ходатайству Уполномоченного перед Министерством образования и науки области об изучении сложившейся ситуации и принятии необходимых мер в интересах детей было принято решение о сохранении образовательной школы до 9-го класса в селе и организации подвоза старшеклассников в школу близлежащего населенного пункта.

4. Заявительница Р., проживающая в г. Самаре, обозначила уполномоченному проблему отказа оплаты проезда к месту лечения больного ребенка в г. Москве, проводимого по направлению Министерства здравоохранения области. Данная ситуация сложилась в связи с вступлением в силу ФЗ №122 и неотработанностью действий федеральных органов власти по обеспечению законных интересов детей-инвалидов. После подключения Уполномоченного к решению данного вопроса, согласования действий с администрацией города, заявительнице была выделена материальная помощь в размере 2000 рублей. Уполномоченным через Ассоциацию региональных уполномоченных по правам ребенка был на федеральном уровне поставлен вопрос о необходимости отработки подходов к обеспечению прав детей-инвалидов.

5. К Уполномоченному обратилась гражданка К. о жилищных правах членов ее семьи. Заявительнице с двумя малолетними детьми, проживающей в общежитии, требовалось содействие в решении вопроса об улучшении жилищных условий (выделение комнаты) и предоставлении постоянной регистрации по месту проживания. Данная проблема не решалась при обращении в различные инстанции. После обращения уполномоченного по правам ребенка к директору МУП, в ведении которого находится данное общежитие, проблема с регистрацией и улучшением условий проживания заявительницы с детьми была решена.

6. В аппарат уполномоченного по правам ребенка в Самарской области поступило обращение совершеннолетней гражданки М., являющейся лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющей сложные жилищные проблемы. Уполномоченным было проведено изучение обстоятельств сложившейся ситуации, определен статус заявительницы как лица, не реализовавшего свое право на получение жилья. Выявленные позиции согласованы с руководителем комитета по делам семьи Администрации г. Самары и заявительница была поставлена в льготную очередь в категории граждан, имеющих право на получение жилья во внеочередном порядке.

7. К Уполномоченному поступило заявление гражданки Б., проживающей в сельском районе области, о нарушении жилищных прав ее семьи с ребенком-инвалидом. Проживая в бараке на несколько семей, заявительница долгое время стояла в очереди на улучшение жилья. Со слов заявительницы жилье получали граждане, вставшие на очередь позже нее. Зная о перспективах освобождения очередной квартиры, женщина в интересах ребенка обратилась за поддержкой к уполномоченному. После обращения уполномоченного к главе района с просьбой рассмотреть обозначенную проблему в интересах ребенка жилищная комиссия Администрации волости приняла решение о выделении освободившегося жилья данной семье.

8. Положительно решена проблема, обозначенная уполномоченному заявительницей Б., инвалидом с детства и жительницей одного из сельских районов области, о проблемах трудоустройства ее несовершеннолетнего сына и неблагополучном материальном положении семьи. В результате проведенной уполномоченным работы с Администрацией района ребенку заявительницы было обозначено конкретное местное предприятие, имеющее вакансии и готовое взять его по специальности, а также семье заявительницы выделена материальная помощь.

9. Гражданка Ш. обратилась к уполномоченному по правам ребенка в Самарской области о проблемах с получением тест-полосок для измерения уровня сахара в крови несовершеннолетнего ребенка-инвалида. По данному вопросу заявительница неоднократно обращалась в городские и областные органы здравоохранения, но проблема остается нерешенной и перспективы ее решения не ясны. Заявительнице разъяснено, что обеспечение подходов к решению данной проблемы находится в компетенции федеральной власти. Однако, для разъяснения действий, предпринятых по решению данной проблемы на уровне региона, проведена соответствующая работа с Министерством здравоохранения Самарской области, и обозначено, что территориальной целевой программой «Здоровье населения Самарской области» предусмотрено приобретение тест-полосок для детей, больных сахарным диабетом, сформулированы предложения в соответствующие федеральные структуры.

10. К Уполномоченному по правам ребенка в Самарской области поступило коллективное обращение семей с детьми, жильцов одного из домов г. Самары о несоответствии санитарным и техническим нормам условий проживания с просьбой в интересах детей содействовать проведению комиссионной оценки состояния дома. В результате взаимодействия уполномоченного с администрацией района была организована комиссия, проведена экспертная работа, и дом включен в список ветхих и аварийных домов муниципального жилого фонда района и внесен в городскую целевую программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в г. Самаре на 2003-2010 г.г.

По поручению вице-губернатора области совместно с руководителем Департамента по вопросам семьи, материнства и детства Самарской области Шашариной Е.Б. осуществлен выезд в общежитие поселка Кряж к женщинам, объявившим голодовку по причине плохих условий проживания. Состоялась беседа, отмечено начало ремонтных работ, дети находятся в санаториях области.

Состоялся выезд Уполномоченного к голодающей многодетной матери в один из сельских районов области. По итогам посещения данной семьи проведено совещание в районном отделе семьи, материнства и детства, согласованы действия по проблемам, обозначенным женщиной и связанным, в том числе, с особенностями состояния ее здоровья. Учитывая затянувшуюся конфликтную ситуацию, в интересах детей намечено решение жилищного вопроса данной семьи путем выделения освободившейся 3-х комнатной квартиры.

В целях защиты и восстановления нарушенных прав ребенка по обращениям граждан Уполномоченный взаимодействует с профильными министерствами и соответствующими региональными и муниципальными ведомствами, работниками прокуратуры, руководителями различных служб и учреждений, с уполномоченным по правам человека в Самарской области, с общественными организациями, гражданами.

Для изучения состояния дел по защите прав и законных интересов детей на местах Уполномоченный осуществляет контрольные выезды в детские учреждения области различной подведомственности. В 2005 году Уполномоченный принял участие в комплексной проверке детских домов и интернатных учреждений области, проводимой совместно с контрольной инспекцией по поручению контрольного управления Президента РФ. Проверки проведены в 41 спец. учреждении.

По выявленным в ходе проверки недостаткам работы, требующим срочного реагирования учредителя, Уполномоченный внес свои предложения в итоговые справки, направленные комиссией в соответствующие министерства и ведомства (по школам-интернатам №9, №111, №117 и детскому дому №1 г. Самары; детскому дому №9 с.Богдановка Кинельского района; детскому дому-школе г.Отрадного; школам-интернатам №2 и №3 г. Жигулевска и школе-интернату №1 г. Чапаевска ).

Следует отметить существенные различия условий пребывания воспитанников в проверенных детских учреждениях: от условий, практически, европейского уровня (детский дом г.Тольятти) до условий, не соответствующих минимальным санитарным нормам (спальные помещения) в школе-интернате с.Старый Буян.

Кроме того, существует проблема оценки качества медицинского обслуживания воспитанников, связанная с неопределенностью статуса медицинских работников этих учреждений: они не относятся к системе здравоохранения, им не идет медицинский стаж работы, возникают проблемы с аттестацией на категорию и оценкой их квалификации. В ряде учреждений на момент проверки не было лицензий на оказываемые виды медицинской помощи.

Заслуживает внимания ситуация в санаторной школе-интернате, где лечебный процесс должен быть особенно значимым, но в школе нет постоянного врача. Возможно, данная ситуация могла бы быть решена при соучредительстве санаторных школ-интернатов Министерством образования и науки и Министерством здравоохранения области.

В ходе комплексной проверки уполномоченный по правам ребенка особое внимание сосредоточил на оценке состояния дел по защите гражданских и имущественных, в том числе жилищных, прав воспитанников.

Практически во всех учреждениях работа по защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведется на должном уровне. Однако в интернатном учреждении г. Похвистнево в просмотренных делах воспитанников отсутствовали документы о постановке на учет или закреплении жилья. По сделанным замечаниям была проведена соответствующая работа и к моменту подведения итогов работы комиссии Уполномоченному представлены сведения о детях, стоящих на очереди или имеющих закрепленное жилье.

Сложной остается жилищная проблема выпускников интернатных учреждений, имеющих право на жилье, в котором проживают родители, лишенные прав в отношении детей и продолжающие вести асоциальный образ жизни. Возвращение выпускника в эти условия не дает ему возможности вести нормальный образ жизни. Острота проблемы социального сиротства, подчеркивает необходимость формирования фонда социального жилья, в том числе для расселения в интересах детей в подобных случаях.

Также выявлены проблемы, связанные с оформлением гражданства РФ и паспортов детям, находящимся на полном государственном обеспечении. В учреждениях не предусмотрены финансовые средства на оформление данных документов и имеются определенные организационные трудности: при отсутствии единых требований к пакету документов, представляемых в подразделения ПВС, не выделены часы приема для социальных работников данных учреждений, и они вынуждены выстаивать в общих очередях. В настоящее время по итогам проверки с руководством УПВС ГУВД области проводится согласование подходов к решению организационных проблем и вопроса о возможности применения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодательной нормы получения гражданства в упрощенном порядке без оформления вида на жительство.

В ряде учреждений на момент проверки выявлены дети, длительное время отсутствующие (находящиеся в бегах), часть из них, по информации администрации учреждения, находится по месту проживания лишенных прав родителей, не учится, ведет свободный образ жизни. О данной проблеме информированы муниципальные органы образования и службы семьи, но действенных мер по возврату детей в учреждение не найдено. Так, в интернат г.Чапаевска из Безенчукского детского дома группа таких детей была переведена формально (переданы только их личные дела).

Нерешенной в значительной части случаев остается проблема получения детьми алиментов с родителей, лишенных родительских прав. Данная ситуация связана с целым комплексом причин: с асоциальным образом жизни родителей, на которых судом возложена данная обязанность; с отсутствием в законодательстве жестких мер наказания за злостное уклонение от уплаты алиментов; в некоторых случаях – с недостаточной работой служб судебных приставов и самих учреждений. По отдельным случаям согласованы возможные действия для изменения ситуации, но в целом проблема носит общероссийский характер, и на ее разрешение направлен ряд законопроектов, рассматриваемых в настоящее время в Государственной Думе РФ.

В ходе проверки согласовывались решения текущих проблем, исправлялись отдельные недочеты в оформлении личных дел воспитанников (обновление справок по инвалидности, систематизация контроля за перечислением денежных средств на личные счета детей и др.).

В целом работа по защите прав и законных интересов детей в проверенных учреждениях ведется планомерно, в соответствии с действующим законодательством. Однако социальными педагогами данных учреждений было отмечено отсутствие единого методического руководства по направлениям их работы и высказано предложение о необходимости проведения обучающих семинаров.

Опыт проведения комплексных проверок детских учреждений области совместно Контрольной инспекцией и Уполномоченным по правам ребенка эффективен. В интересах детей, при соответствующих распоряжениях Губернатора области, в дальнейшем подобные проверки могли бы быть проведены в детских учреждениях иной подведомственности.

С целью межведомственного обсуждения выявленных проблем и контроля за ходом их решения вопрос «О состоянии дел по защите прав и законных интересов воспитанников интернатных учреждений области» внесен Уполномоченным в повестку заседаний Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области на 2006 год.

II. Участие Уполномоченного в законотворчестве и экспертизе
социальных программ, направленных на усиление социальной
защищенности детей на территории Самарской области

В целях содействия совершенствованию законодательства о правах ребенка и участия в разработке мероприятий, направленных на усиление социальной защищенности детей, уполномоченным проводится плановая работа по согласованию законопроектов и социальных программ, подготовленных различными министерствами и ведомствами, и затрагивающих интересы детства. Уполномоченный участвует в обсуждении профильных проблем на заседаниях Комитетов по здравоохранению, образованию и социальной политике, а также по законотворчеству, законности и правопорядку Самарской Губернской Думы. В частности, проблемным вопросом, вызвавшим определенный общественный резонанс, стало рассмотрение законопроекта об административной ответственности родителей за оставление без присмотра несовершеннолетних до 14 лет в ночное время в общественных местах.

В прошедшем году в связи с вступлением в силу 122-ого закона Уполномоченный содействовал решению проблемы доступности дошкольных учреждений для детей из социально незащищенных семей г. Самары. Кроме того, через руководителя Ассоциации уполномоченных, ставился на федеральном уровне вопрос об обеспечении льготного проезда детям-инвалидам и лицам, их сопровождающим, а также, в связи с подготовкой Жилищного Кодекса, обосновывалась необходимость сохранения законодательной нормы о контроле со стороны органов опеки за сделками с жильем в интересах несовершеннолетних.

Для межведомственного обсуждения и решения проблем детства Уполномоченный принимал участие в работе областных комиссий, советов, рабочих групп и «круглых столов»:

  • Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Самарской области;
  • Межведомственного оперативного штаба по координации экстренных действий, направленных на борьбу с беспризорностью, безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних (МОШ) при ГУВД области;
  • Совета по вопросам управления и развития Самарской области при Губернаторе области;
  • В заседаниях постоянно действующего «круглого стола» общественных организаций Самарской области, занимающихся решением вопросов семьи и детства.

Уполномоченный принимал участие в открытых парламентских слушаньях в Государственной Думе РФ, общероссийских конференциях и рабочих совещаниях, проводимых Минздравсоцразвития РФ и Представительством ООН ЮНИСЕФ в РФ:

  • в работе круглого стола «Права ребенка на семью: проблемы семейного устройства российских детей – сирот», проводимого уполномоченным по правам человека в РФ Лукиным В.П. в г. Москве (март 2005 года), где обсуждался вопрос о проблемах международного усыновления;
  • в работе круглого стола «проблемы развития и становления стандартов в публичной сфере на региональном и общенациональном уровне с учетом опыта России и Великобритании» (март 2005 года) о проблемах формирования гражданского общества;
  • в открытых парламентских слушаньях в Государственной Думе РФ по законопроекту «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию» (апрель 2005 года), внесено предложение о необходимости создания при СМИ комитетов по профессиональной этике;
  • в заседании круглого стола «Права человека, попавшего в сферу уголовно-исполнительных отношений», проводимого ГУИН Самарской области, где Уполномоченным была обозначена проблема отсутствия должной преемственности в работу служб ГУИН и детских учреждений области в интересах несовершеннолетних (апрель 2005 года);
  • в заседании «круглого стола» на базе Самарского юридического института (май 2005 года) с участием самарских и американских специалистов в области ювенального правосудия и социального обеспечения несовершеннолетних преступников;
  • в заседании «круглого стола» на тему: «Семейная политика, законодательный опыт и практика регионов», проводимого департаментом по вопросам семьи, материнства и детства Самарской области (октябрь 2005 года);
  • в межведомственной конференции на тему: «Современные подходы к решению проблем семей», организованной отделом семьи Администрации г. Самары (ноябрь 2005 года);

Одна из последних в прошедшем году общероссийских конференций по правовым аспектам детства, проводимых Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Представительством ООН ЮНИСЕФ в России, состоялась в ноябре 2005 года в г Москве. Уполномоченный по правам ребенка в Самарской области выступил на конференции с докладом об опыте работы и проблемах защиты прав несовершеннолетних и был введен в состав Консультативного совета по проблемам детства при Уполномоченном по правам человека в РФ.

Для поиска оптимальных путей решения проблем детства Уполномоченный осуществлял межрегиональное сотрудничество путем взаимодействия с коллегами в рамках созданной ассоциации региональных уполномоченных по правам ребенка. Принимал участие в подготовке предложений в Министерство здравоохранения и социального развития РФ и профильный комитет Государственной Думы РФ по совершенствованию законодательства в защиту прав несовершеннолетних. Обозначалась необходимость:

  • принятия Правительством РФ «Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2010 года (Национального плана действий в интересах детей;
  • совершенствования законодательства, направленного на предотвращение незаконной миграции, профилактику детского бродяжничества и попрошайничества;
  • совершенствования судебной защиты несовершеннолетних путем возрождения ювенальной юстиции;
  • внесения соответствующих дополнений в Закон РФ «О средствах массовой информации» для обеспечения информационной безопасности детей и реализации ст. 14 ФЗ РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • внесение в существующее законодательство поправок о повышении ответственности родителя, уклоняющегося от исполнения алиментных обязательств;
  • принятия федерального закона о минимальных социальных стандартах качества жизни семьи и закона о государственных гарантиях поддержки семей с детьми, включающих налоговые льготы, пособия, отпуска, жилищные кредиты, дошкольные учреждения, охрану здоровья детей, летний отдых и т.д.

III. Просвещение населения Самарской области
о правах детей, формах и методах их защиты

Организация и систематизация просвещения населения Самарской области о правах ребенка, формах и методах их защиты оставалось важным направлением деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Самарской области в 2005 году. Для просвещения населения о правах детей Уполномоченный использовал такие формы работы, как:

  • Встречи и тематические «круглые столы» с детьми и их родителями, со специалистами и представителями общественных организаций, работающих в области детства. В Международный день защиты детей (1 июня) Уполномоченный принял участие в стартовой акции летнего детского марафона «Дети детям». Для детей и их родителей – участников праздничной акции была организована работа выездного консультативного пункта с участием юриста и психолога аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Самарской области. В ноябре, в рамках правовой недели, в соответствии с соглашением о сотрудничестве Уполномоченного с библиотеками города, сотрудники аппарата приняли участие в правовых играх и лекциях для детей-читателей библиотеки. Одна из последних встреч уполномоченного с детьми в прошедшем году в канун Дня Конституции РФ состоялась в школе №21 г.Тольятти с участниками школьного проекта «Имею право», где из числа учащихся избран школьный уполномоченный по правам ребенка.
  • Выступления в СМИ (периодические печатные, в том числе муниципальные издания, радио и телевидение). 30 мая 2005 года прошла пресс - конференция Уполномоченного, посвященная «Международному дню защиты детей – 1 июня». В преддверии Всемирного дня ребенка в областных и муниципальных печатных изданиях опубликован проблемный материал «Права ребенка в школьной республике», по сути - открытое письмо уполномоченного к учителям и руководителям школьных учреждений в защиту прав учащихся. Для специального выпуска журнала «Российская Федерация сегодня» подготовлена статья на тему: «Укрепление института семьи – основа защиты права ребенка на достойную жизнь».
  • Выпуск правовых информационных листов и пособий. В 2005 году были подготовлены и распространены в муниципалитеты информационные буклеты для детей и родителей «Право несовершеннолетних на труд» и «Право на образование». Для специалистов в области детства, совместно с медицинским университетом, издано пособие «Права ребенка в семье и ответственность родителей за здоровое развитие детей» (пособие и буклеты прилагаются). Кроме того, Уполномоченным подготовлен материал по правовым вопросам детства в методическое пособие для психологов, работающих с детьми.

Просвещение населения о правах детей по отдельным направлениям осуществляется в рамках деятельности многих профильных ведомств (это региональные и муниципальные учреждения образования, культуры, службы семьи, материнства и детства, здравоохранения и социальной защиты населения); органов законодательной власти, служб уполномоченных по правам человека и по правам ребенка в Самарской области; профильных общественных организациях; СМИ. Но, пока, нет системности и преемственности в организации этой работы. Для формирования системного подхода к организации просвещения населения о правах детей Уполномоченным в 2005 году подготовлен проект тематической программы просвещения «От правовой грамотности к правовой культуре» с учетом возрастных особенностей правового статуса ребенка и возможных форм просветительской работы с детьми и взрослыми. В рамках сотрудничества Уполномоченного с сетью детских библиотек г. Самары начата реализация данной программы просвещения и создан ряд территориальных Центров правовой информации для детей, родителей и специалистов всех служб, работающих в области детства. Вопрос создания межведомственной системы просвещения населения о правах ребенка предложен Уполномоченным для рассмотрения на заседании областной Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в 2006 году.

Также для межведомственного обсуждения в 2006 году Уполномоченным внесен вопрос «Деятельность СМИ и проблемы защиты прав детей от информации, наносящей вред физическому, психическому и нравственному здоровью ребенка».

С целью распространения имеющегося опыта работы уполномоченных по правам ребенка в другие регионы РФ Министерство здравоохранения и социального развития РФ, при поддержке Представительства ООН ЮНИСЕФ в России, подготовило к изданию книгу «Об опыте работы региональных уполномоченных по правам ребенка», где один из разделов посвящен опыту Самарской области в становлении данной службы.

По итогам работы уполномоченного по правам ребенка в Самарской области в 2005 году на основе анализа причин обращений граждан и результатов проведенных проверок можно выделить ряд социально значимых проблем, существующих в области детства и требующих поиска путей их решения, в том числе в рамках реализации национальных проектов. К таким проблемам следует отнести:

- в области образования:

  • Проблема обеспечения доступности дошкольных учреждений.
  • Проблема дефицита специализированных кадров, оказывающих педагогическую поддержку детям с особыми нуждами (тифло-, сурдо- и олигофренопедагогов).
  • Проблемы, связанные с необходимостью дальнейшего совершенствования методики проведения ЕГЭ, проблемы школьных трудностей и сохранения здоровья учащихся.

- в области охраны здоровья детей:

  • Проблемы оценки качества медицинских услуг воспитанникам в детских домах и школах-интернатах, связанные с особенностями статуса медицинских работников данных учреждений и вопросами лицензирования.

- в области социальной поддержки детства:

  • Жилищные проблемы и проблемы востребования алиментов для детей, родители которых лишены родительских прав.
  • Жилищные проблемы семей с детьми, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, связанные с отсутствием в муниципалитетах фонда временного социального жилья (включая места в общежитиях и маневренный фонд).
  • Проблемы низкого жизненного уровня определенных категорий семей и стандарты качества социальной поддержки семей с детьми.

Данные проблемы были обозначены уполномоченным по правам ребенка в Самарской области на первом в 2006 году расширенном оперативном совещании при Губернаторе Самарской области, где был заслушан доклад Уполномоченного об основных направлениях деятельности и итогах работы за три года. Основные положения доклада были представлены в региональных СМИ.

Среди проблем, сдерживающих работу Уполномоченного, основной является малочисленность штата аппарата (2 человек, кроме Уполномоченного), что затрудняет работу и не позволяет реализовывать ее в полной мере по всем направлениям.

Настоящий отчет подготовлен в соответствии со ст. 17 Закона Самарской области № 18-ГД от 06 мая 2002 года «Об Уполномоченном по правам ребенка в Самарской области» для представления Губернатору области и опубликования в средствах массовой информации.