Региональный центр обработки телефонных обращений
8-800-707-6-123
Сегодня:
12 декабря 2017

Отчет о деятельности уполномоченного по правам ребенка в Самарской области за 2008 год

Отчет о деятельности уполномоченного по правам ребенка в Самарской области (Уполномоченного) в 2008 году подготовлен в соответствии со ст. 17 Закона Самарской области № 18-ГД от 06 мая 2002 года «Об Уполномоченном по правам ребенка в Самарской области» для представления Губернатору области и опубликования в средствах массовой информации.

В основу отчета положен анализ обращений граждан, поступивших к Уполномоченному в 2008 году; результаты посещений детских учреждений области; сведения, полученные на встречах с детьми, родителями и специалистами, работающими в области детства, а также на совещаниях и конференциях, посвященных проблемам защиты прав и интересов семьи и детей.

Основными задачами Уполномоченного являются: обеспечение защиты прав ребенка; содействие совершенствованию законодательства о правах ребенка и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; разработка мероприятий, направленных на усиление социальной защищенности детей на территории Самарской области; содействие восстановлению нарушенных прав ребенка; правовое просвещение в области прав ребенка, форм и методов их защиты.

В соответствии с задачами Уполномоченный осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

1. Обеспечение защиты и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка.

2. Содействие совершенствованию законодательства о правах ребенка и участие в разработке мероприятий по усилению социальной защищенности детей на территории Самарской области.

3. Просвещение населения области о правах ребенка, формах и методах их защиты.

4. Межрегиональное и международное сотрудничество в сфере защиты прав детей.

Глава 1. Обеспечение защиты и содействие восстановлению нарушенных прав детей.

В 2008 году к Уполномоченному поступило 862 обращения, в том числе проведено 117 личных приемов. 197 заявлений потребовало проведения дополнительных проверок и комиссионного рассмотрения обозначенных проблем. 658 - устные, в том числе телефонные консультации по проблемам защиты прав детей.

В защиту прав несовершеннолетних обращаются законные представители детей, обычные граждане, должностные лица, сами несовершеннолетние (График 1).

График 1. Диаграмма частоты (в %) обращений отдельных категорий граждан к уполномоченному по правам ребенка в Самарской области в 2008 году.

1 – родители; 2 - опекуны, попечители, приемные родители; 3 - иные родственники; 4 - выпускники сиротских учреждений; 5 - должностные лица и представители общественных организаций; 6 – осужденные к лишению свободы; 7 – несовершеннолетние.

В сравнении с 2007 годом в 2008 году несколько уменьшилась частота обращений законных представителей детей (59% против 64,5%) при незначительном увеличении обращений самих несовершеннолетних (с 3% до 5% соответственно).

Спектр причин обращений граждан в защиту прав несовершеннолетних достаточно широк, что представлено на графике 2.

 

График 2. Диаграмма частоты (в %) различных причин обращений граждан к уполномоченному по правам ребенка в 2008 году.

1 – жилищные проблемы несовершеннолетних; 2 - имущественные проблемы детей; 3 - проблемы, связанные с паспортизацией несовершеннолетних, с получением гражданства; 4 – проблемы защиты права ребенка на охрану здоровья; 5 – неэффективность действий органов милиции; 6 - нарушение права на образование; 7 – недобросовестное исполнение родителями своих обязанностей; 8 – проблемы при оформлении опеки и попечительства; 9 проблемы, связанные с осуждением и лишением свободы; 10 – проблемы при оформлении пособий, льгот, пенсий; 11 - иные проблемы.

Существенного изменения характера причин обращений в 2008 году не произошло: значительная их часть – жилищные проблемы граждан (28,5%): семей с детьми, в том числе многодетных; семей, воспитывающих детей-инвалидов; лиц из числа детей-сирот. Нередкими были обращения, связанные с межличностными конфликтными ситуациями с участием детей в семьях, в том числе при разводе родителей, в детских воспитательных и образовательных учреждениях. Часто продолжает оставаться нерешенной проблема получения алиментов на детей с родителей, лишенных родительских прав, или со второго родителя при разводе.

В прошедшем году заявителями неоднократно обозначались проблемы семей с детьми, связанные с утратой государственной поддержки (пенсий и иных социальных льгот) после переосвидетельствования и снятия с ребенка инвалидности при сохранении необходимости продолжения оздоровительных (полноценное питание, витаминотерапия) и реабилитационных мероприятий (приобретение лекарственных средств, качественный массаж и санаторно-курортное лечение). Государственная поддержка для малообеспеченных семей на лечебно-реабилитационные мероприятия, необходимые детям, страдающим хроническими заболеваниями, не должна зависеть от факта установления или снятия инвалидности ребенка. Должен быть определен перечень заболеваний по аналогии с нормой областного закона («Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот») о ежемесячных доплатах на детей, страдающих хроническими заболеваниями и воспитывающихся в приемных семьях, на период восстановительного лечения ребенка. Данные проблемы были рассмотрены на рабочем совещании с представителями Минздравсоцразвития Самарской области и Главного бюро МСЭ по Самарской области. Принято решение о необходимости определения перечня заболеваний, при которых снята инвалидность с ребенка, но сохраняется сомнительный прогноз и существует необходимость социальной поддержки семьи для обеспечения поддерживающего лечения ребенка (для обоснования необходимости принятия соответствующего регионального нормативного акта).

Значительная часть обращений, учитывая характер обозначенных гражданами проблем, завершились консультациями и разъяснениями, в том числе по вопросам, поступившим по электронной почте и через сайт Ассоциации региональных уполномоченных по правам ребенка.

По фактам, обозначенным заявителями, в целях восстановления нарушенных прав детей Уполномоченный взаимодействовал с профильными областными министерствами и ведомствами, муниципальными службами, с уполномоченным по правам человека в Самарской области, общественными объединениями, осуществлялись выезды в детские учреждения, проводились совместные проверки и комиссии.

В 2008 году Уполномоченному удалось содействовать положительному решению обозначенных проблем в 25% случаев обращений граждан, в качестве таких примеров можно привести следующие:

1. Заявитель А. обратился по вопросу нарушения конституционных прав его несовершеннолетней внучки, являющейся ребенком-инвалидом. В отношении девочки было совершено тяжкое преступление. Со слов дедушки расследование данного дела необоснованно затягивается, оно передается от одного следователя к другому. В интересах пострадавшего ребенка в Следственное управление Следственного комитета при Прокуратуре РФ в Самарской области  было направлено ходатайство Уполномоченного с просьбой, вернуться к рассмотрению  данного обращения по существу и при подтверждении указанных в нем фактов принять необходимые меры прокурорского реагирования. По итогам проведенной Следственным управлением проверки был выявлен ряд нарушений, следователь, допустивший данные нарушения был привлечен к дисциплинарной ответственности и отстранен от ведения дела. Продлен срок предварительного следствия по данному уголовному делу для надлежащего выполнения в полном объеме всех следственных действий. Ход расследования данного дела взят на контроль руководителем отдела процессуального контроля Следственного управления.

2. Поступило обращение гражданки Б. о содействии ее племяннице, лица из числа детей-сирот, в реализации ее права на поступление в один из ВУЗов Самарской области вне конкурса. Проблема была связана с тем, что ребенок совсем недавно потерял родителей, еще не оформлены соответствующие документы, а сроки вступительных экзаменов ограничены. После взаимодействия Уполномоченного с городским департаментом семьи, опеки и попечительства для девочки было подготовлено соответствующее ходатайство в ВУЗ, подтверждающее ее статус и право на прием в выбранный ею ВУЗ вне конкурса, при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Кроме того, заявительнице был разъяснен порядок оформления попечительства над девочкой.

3. Гражданка Л, проживающая в одном из районов г. Самары, обратилась с проблемой необоснованной задержки работодателем ее дочери выплат пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет. В интересах ребенка Уполномоченный содействовал решению обозначенной проблемы. В результате взаимодействия с руководителем Самарского регионального отделения фонда социального страхования РФ и работодателем все выплаты были перечислены заявителям.

4. Заявительница Д. обратилась за содействием в оформлении ей паспорта гражданина РФ. По достижению ею 14–летнего возраста заявительнице было отказано в выдаче необходимых для оформления паспорта документов по причине большой задолжности по квартплате. В настоящее время у гражданки Д. родился ребенок, но в связи с отсутствием паспорта она не может оформить, ни свидетельство о рождении ребенка, ни положенные им по закону социальные выплаты. В результате взаимодействия уполномоченного с руководителем районного УФМС была достигнута договоренность о беспрепятственном оформлении заявительнице, воспитывающей малолетнего ребенка, паспорта гражданина РФ.

5. В письменном обращении гражданка К. поставила вопрос о трудной жизненной ситуации ее семьи с двумя несовершеннолетними детьми. Муж заявительницы обвинен в преступлении и находится в следственном изоляторе. Заявительница находится в отпуске по уходу за ребенком, ежемесячный доход семьи составляет 3000 рублей. Родственников, имеющих возможность оказать материальную помощь, нет. После обращения Уполномоченного в территориальный отдел семьи проведено обследование жилищно-бытовых условий и определено крайне тяжелое материальное положение семьи заявительницы. Администрацией района заявительнице оказана материальная поддержка: предложена бесплатная путевка в оздоровительный лагерь на летний период для старшего ребенка, оказано содействие в его дальнейшем трудоустройстве с ежемесячной заработной платой, для работы с младшим ребенком предложена помощь психолога и услуги центра «Семья».

6. На личном приеме заявительницей К. была обозначена проблема устройства ее малолетнего ребенка в детское дошкольное учреждение. Заявительница - мать-одиночка, инвалид 3 группы с детства по слуху. В очередь на посещение детского сада встали заранее, в 2006 году, до настоящего времени данный вопрос не решен. Уполномоченным было подготовлено и направлено ходатайство руководителю департамента образования администрации г. Самары с просьбой об ускорении вопроса об устройстве ребенка заявительницы в ДДУ города. Учитывая сложную жизненную ситуацию, проблема была решена положительно.

7. В письменном заявлении гражданка Л. обозначила ряд проблем, связанных с жилым помещением ее бывшего опекаемого ребенка. Девочка – сирота на момент обращения проживает в детском доме, устроилась на работу, при этом имеет закрепленную жилплощадь. Но пока ребенок не проживал в квартире, сформировался долг за коммунальные услуги, и жилье пришло в непригодность. По данному вопросу заявительница обращалась в различные инстанции, но проблема не была решена. Данная информация с указанием на необходимость обеспечения сохранности жилья, закрепленного за ребенком-сиротой, была направлена Уполномоченным в территориальную службу семьи, опеки и попечительства. Было подготовлено ходатайство на имя руководителя обслуживающей организации с просьбой оказания помощи в благоустройстве данного жилья, проведены соответствующие работы по восстановлению отопления и электроснабжения, с работодателем достигнута договоренность о содействии в проведении капитального ремонта квартиры. Совместно с руководством детского дома ускорены действия и оказана помощь в оформлении данной квартиры девочке в собственность.

8. На личном приеме в Жигулевской воспитательной колонии воспитанник Н. обозначил свою жилищную проблему. Являясь сиротой, до отбывания наказания воспитывался в одном из детских домов. Имеет закрепленный частный дом в одном из городов Самарской области, который в настоящее время находится в аварийном состоянии и не пригоден для проживания. В результате взаимодействия Уполномоченного с территориальным отделом семьи межведомственной комиссией проведено обследование данного жилого дома, определена степень изношенности несущих конструкций дома, его износ и вынесено заключение о проведении его капитального ремонта. В настоящее время администрацией города решается вопрос о выделении средств на ремонт дома заявителя.

9. Обратилась заявительница П., жительница г. Самары по вопросу нарушения жилищных прав внучки. Заявительница утверждает, что ее дочь – мать девочки сознательно ухудшает жилищные условия ребенка. Мать девочки ведет асоциальный образ жизни, заявительницей подготовлен пакет документов для лишения ее родительских прав. Мать ребенка получила разрешение на продажу однокомнатной квартиры, принадлежащей девочке, при предоставлении предварительного договора на приобретение на имя ребенка жилья большей площади. При проведении проверки  было выяснено, что приобретаемая квартира непригодна для проживания несовершеннолетнего ребенка. После обозначения Уполномоченным данной ситуации в городской департамент по делам семьи, сделка купли-продажи жилья, принадлежащего ребенку, была приостановлена.

10. В письменном обращении от осужденной С. была обозначена проблема по защите имущественных прав ее малолетней дочери. Заявительница, отбывающая наказание в исправительном учреждении г. Сызрань, обеспокоена судьбой дома, принадлежащего ее отцу, но должным образом не оформленного. Кроме того, она настаивает, что ее малолетняя дочь должна быть зарегистрирована в данном жилом помещении. После неоднократных ходатайств уполномоченного по правам ребенка в Самарской области в управление по вопросам семьи, материнства и детства района несовершеннолетняя дочь заявительницы была постоянно зарегистрирована в указанном доме.

11. Обратилась заместитель главы одной из сельских районных администраций области по жилищной проблеме молодого человека, являющегося лицом из числа детей-сирот, находящегося долгое время под опекой в данном районе. Комитет по вопросам семьи района на протяжении многих лет взаимодействовал с профильным департаментом г. Москвы по вопросу выделения данному гражданину жилья. Из Москвы был получен ответ о постановке его в очередь на получение жилого помещения и сообщено о сохранении  права на получение отдельной жилплощади после возвращения молодого человека из вооруженных сил РФ. Но за время прохождения воинской службы молодому человеку было по необоснованной причине отказано в предоставлении жилья. Для оказания содействия в решении данной проблемы по существу Уполномоченный обратился с ходатайством к уполномоченному по правам ребенка в г. Москва. Совместными усилиями в настоящее время жилищная проблема молодого человека из числа детей-сирот решена положительно.

В 2008 году практически отдельным направлением работы Уполномоченного стало его востребованное временем участие в рассмотрении проблем, затрагивающих интересы несовершеннолетних, решающихся судебным порядком. По запросу судей давались заключения по делам с участием детей, в ряде судебных заседаний в интересах несовершеннолетних представитель Уполномоченного принимал непосредственное участие.

В настоящее время проводится анализ данного направления работы для оценки эффективности и возможности его развития при малочисленном штате (консультант и главный специалист) аппарата Уполномоченного.

Глава 2. Содействие совершенствованию законодательства в интересах несовершеннолетних и усилению социальной защищенности детей.

Уполномоченный принимает участие в законотворческом процессе в составе рабочих групп по подготовке законопроектов, направленных на защиту интересов несовершеннолетних, по экспертизе социальных программ, затрагивающих интересы детей в регионе. Работает в составе профильных межведомственных комиссий, в частности: Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Самарской области; комиссии по профилактике беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при Самарской Губернской  Думе. Проводит плановое изучение и согласование проектов законов и иных нормативных актов Самарской области, затрагивающих интересы несовершеннолетних. В 2008 году 5 (24% от согласованных) законопроектов с замечаниями Уполномоченного были возвращены на доработку в профильные министерства.

Для обсуждения проблем, существующих в области детства, и принятия решений по ним Уполномоченный взаимодействует с соответствующими региональными министерствами и ведомствами, муниципальными службами и учреждениями, профильными общественными объединениями, с депутатами Самарской Губернской Думы, принимает участие в заседаниях проблемных комиссий и профильных «круглых столов».

Среди таких мероприятий в 2008 году можно выделить:

- участие в заседаниях тематических «круглых столов» в Самарской Губернской Думе: 16-17 июня 2008 года – «Достойное качество жизни Самарской семьи. Взгляд на проблему и пути ее решения», 30 октября 2008 года – «Проблемы регионального законодательства, регулирующего положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и пути их решения», 31 октября 2008 года – «О предложениях по совершенствованию уголовного законодательства в части усиления ответственности за преступления против прав и свобод несовершеннолетних». Уполномоченным были обозначены наиболее острые вопросы по рассматриваемым проблемам и внесены конкретные предложения по их решению;

- участие в качестве сопредседателя секции «Взаимодействие органов власти и общественности в духовно-нравственном воспитании детей» в заседании Общественного совета при Самарской Губернской Думе «О роли общественности в сфере духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей в России» (9 декабря 2008 года). Уполномоченный акцентировал внимание на положении детей в асоциальных семьях и семьях социального риска, на необходимости повышения ответственности родителей, на роли образовательных учреждений и СМИ в воспитании детей, на проблемах организации занятости и досуга проблемных подростков, в том числе необходимости создания территориальных досуговых центров для подростков;  

- проведение «круглого стола» с родительской общественностью - участниками областного «Семейного форума», посвященного завершению «Года семьи» (2 декабря 2008 года)»;

- участие в общественных слушаньях при ГУВД Самарской Области «Открытый микрофон» (11 декабря 2008 года). Уполномоченный обратил внимание на проблемы в работе с асоциальными семьями с детьми, с условно осужденными несовершеннолетними, с гражданами, вышедшими из мест лишения свободы.

По наиболее острым проблемам детства, требующим межведомственного обсуждения, Уполномоченным ежегодно вносятся предложения для включения в план заседаний Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Самарской области. На 2008 год был обозначен ряд вопросов:

1. Об организации социального сопровождения и межведомственной воспитательной работы с условно осужденными несовершеннолетними правонарушителями.

2. О деятельности по обеспечению информационной безопасности детей на территории Самарской области, в части исполнения ст.37 Закона РФ №2124-1 от 27.12.91 г. «О средствах массовой информации».

3. О системе работы с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей – учащимися и выпускниками учреждений профессионально-технического образования.

4. О развитии системы ювенальной юстиции на территории Самарской области.

На основе анализа обращений, поступивших от граждан в 2008 году, были определены проблемы, решение которых требует внесения изменений в федеральное законодательство. В Комитет по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы РФ Уполномоченным были представлены предложения, направленные на совершенствование федерального законодательства в интересах защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

- Внести в п.3 статьи 3 Федерального Закона от 15.12.2001 №166 –ФЗ (ред.22.07.2008 г.) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» дополнительный пункт о праве ребенка-инвалида-сироты в соответствующих случаях на одновременное получение двух пенсий (по инвалидности и по потере кормильца).

- Внести в п.1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 №166 –ФЗ (ред.22.07.2008 г.) «О государственном пенсионном обеспечении» подпункт «дети в возрасте до 18 лет, родители которых неизвестны» (о праве детей, родители которых неизвестны, на социальную пенсию).

Глава 3. Просвещение населения Самарской области о правах ребенка, формах и методах их защиты.

В прошедшем году для просвещения населения о правах ребенка Уполномоченный проводил встречи с детьми и родителями, со специалистами, работающими в области детства, представлял правовые материалы и информацию о своей деятельности в различные СМИ (телевидение, радио и печатные издания). Принимал участие в областных научно-практических конференциях и семинарах, в частности выступал:

- на VI Международной научно-практической конференции «Здоровое поколение – международные ориентиры XXI века» (4-5 июня 2008 года СИПКРО) с докладом на тему «Право ребенка на здоровое развитие, и роль семьи в его обеспечении»;

- на информационном семинаре по вопросам ювенальной юстиции и восстановительного правосудия, проходившего в рамках Мероприятий по улучшению положения семей в Самарской области и профилактике детской безнадзорности на 2006-2008 годы (14 октября 2008 года);

-  на городской (г.о. Самара) научно-практической конференции «Российская семья. Традиции и реальность» (23 октября 2008 года) с докладом «Права ребенка в семье, правовые основы и проблемы реализации».

Просветительское направление деятельности реализуется на основе взаимодействия с общественными объединениями. Традиционным стало сотрудничество с НКОО «Парус надежды». Состоялись выступления Уполномоченного и встречи «Вопрос-ответ» со слушателями «Просветшколы» – родителями детей-инвалидов и социальными адвокатами.

Ежегодной традицией стало проведение в образовательных учреждениях области с 20 ноября по 12 декабря областной «Декады правовых знаний», впервые инициированное Уполномоченным через Министерство образования и науки Самарской области в 2006 году.

«Декада правовых знаний-2008» была посвящена 15-летию Конституции РФ и 60-летию Всеобщей декларации прав человека. Во всех школах проходили классные часы по правовой тематике, правовые викторины, «круглые столы», выставки, беседы, турниры, конкурсы, в том числе диспуты с участием родителей – «Папа, мама, я – правовая семья». Отмечен активный интерес детей, педагогов и родителей к правовой тематике и неформальный подход к проведению данных мероприятий, в том числе в сельских (Спиридоновская, Вертяевская, Чубовская СОШ и др.) образовательных учреждениях.

В 2008 году по предложению Уполномоченного к участию в правовой декаде присоединились учреждения дошкольного образования. Правовые праздники для самых маленьких прошли в детских дошкольных учреждениях и детских библиотеках области, где на основе сказок дети постигали азы правовой грамотности. В Детской картинной галерее г.о. Самары была организовала интерактивная выставка для детей «Имею право», содержание которой способствовало расширению правовых знаний и укреплению правовой ответственности детей и вызвало большой интерес у ребят различного возраста. Информационное содержание и атмосфера проводимых мероприятий позволяют отметить осознание многими родителями необходимости формирования у детей правовой культуры и неподдельный интерес детей всех возрастов к правовым знаниям.

Не первый год в рамках «Декады правовых знаний» проводится конкурс правовых презентаций среди учащихся и студентов Самарской области (организатор - Самарский филиал общероссийской общественной организации содействия ООН). В 2008 году, объявленном «Годом семьи», конкурс был посвящен проблеме «Права человека и демографическая политика».

В июне 2008 года Самарская область была отмечена в двух номинациях  П Всероссийского конкурса, проводимого Центром мониторинга права при Совете Федерации РФ в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Мониторинг права как основа стратегии инновационного развития Российской Федерации» (г. Москва, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации): Уполномоченный по правам ребенка в Самарской области стал победителем в номинации «Лучшее методическое пособие» за цикл правовых пособий для детей, родителей и специалистов, работающих в области детства.   Дипломом - признание за лучшее поэтическое осмысление проблем мониторинга права награждена лауреат конкурса правовых презентаций «Права человека в современном мире» областной «Декады правовых знаний-2007» самарская школьница Ременюк Д.

В отчетном году Уполномоченным продолжена работа по подготовке правовых материалов для просвещения населения, в том числе были выпущены и распространены информационные листы для детей и родителей «Каждый ребенок имеет право» и «Ребенок в семье» (прилагаются).

В предстоящем году просветительская работа аппарата Уполномоченного будет проводиться под знаком 20-летия «Конвенции о правах ребенка».

Глава 4. Межрегиональное и международное сотрудничество по обеспечению прав детей.

Одним из направлений деятельности Уполномоченного является участие в межрегиональном и международном сотрудничестве по вопросам защиты прав детей.

Опыт Самарской области был представлен Уполномоченным в апреле 2008 года в Государственной думе РФ на заседании «круглого стола», посвященного 10-летию института уполномоченных по правам ребенка в регионах Российской Федерации, где деятельность самарского Уполномоченного была позитивно оценена и поощрена.

В 2008 году Уполномоченный принял участие в ряде мероприятий:

- в заседании «круглого стола» «Города, доброжелательные к детям – глобальная инициатива ЮНИСЕФ» (г. Москва, апрель 2008 года), где обсуждались основные принципы, цели и методы работы по превращению городов в «Города для детей» и продолжение на этой основе диалога по участию городов РФ в глобальной инициативе ЮНИСЕФ. Мероприятие организовано Детским Фондом ООН ЮНИСЕФ. По итогам заседания информационные материалы о глобальной инициативе ЮНИСЕФ были представлены Уполномоченным Губернатору области, идея реализации данной инициативы на территории Самарской области была поддержана и дано поручение мэрам городов области и руководителям профильных региональных министерств о подготовке предложений по участию в ней.  Профильные министерства (образования и науки Самарской области, здравоохранения и социального развития Самарской области, по вопросам семьи и демографического развития Самарской области) обозначили готовность оказать организационную и информационную поддержку мероприятий, планируемых в рамках данного проекта в городах области. Мэрии ряда городских округов Самарской области приняли положительные решения о готовности присоединиться к данной инициативе. Так, в бюджете городского округа Самара на 2009 год предусмотрены средства на проведение оценки положения детей в городе с проведением общегородской акции «Город, доброжелательный к детям». В городском округе Новокуйбышевск принято решение о разработке долгосрочной целевой программы «Город Новокуйбышевск, доброжелательный к детям» на 2010-2014 годы. В других городах  (Тольятти, Отрадный, Жигулевск, Кинель) проведена предварительная работа по оценке готовности к участию в данной инициативе. В настоящее время проводится анализ представленных заинтересованными городскими округами отчетов о положении детей и ведутся рабочие согласования с представительством Детского фонда ООН ЮНИСЕФ в РФ о дальнейших совместных действиях по присоединению городов Самарской области к глобальной инициативе «Города, доброжелательные к детям»;

- в совместном заседании рабочей группы по вопросам соблюдения прав человека, свободы в СМИ общественного совета по развитию институтов гражданского общества Приволжского федерального округа и координационного совета уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, входящих в ПФО (21 октября 2008 года);

-  в ежегодной встрече региональных уполномоченных по правам ребенка с Представителем Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Российской Федерации Бертраном Бейнвелем и заместителем председателя правления российского Фонда поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации Куприяновой Е.И. (г. Москва, 5 декабря 2008 года), где были обсуждены современные проблемы детства, намечены новые совместные проекты, определены приоритеты развития Ассоциации региональных уполномоченных по правам ребенка.

Отмечен ряд проблем в сфере защиты прав несовершеннолетних, требующих принятия решений на федеральном уровне, но не решенных, несмотря на неоднократное их обозначение:

- не приняты Федеральные законы «О стандартах качества жизни семьи с детьми» и «О ювенальных судах в РФ» (ювенальной юстиции);

- не принят «Национальный план действий в интересах детей», где предполагались четыре приоритетных направления обеспечения защиты прав и интересов детей: охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни; качественное образование и воспитание детей; улучшение экономических условий жизни семей с детьми; помощь детям, которые в силу жизненных обстоятельств оказались в сложном положении;

- сохраняется практика принятия судебных решений исключительно в интересах собственников жилья без учета интересов несовершеннолетних (о выселении женщин с детьми и снятии их с регистрации из жилья, где они были постоянно зарегистрированы, без предоставления иного места жительства и определения места возможной регистрации, то есть превращение их в лиц БОМЖ).

В 2008 году продолжено взаимодействие Уполномоченного с коллегами из других регионов. В качестве обмена опытом состоялась встреча с коллегой из Пермского края (октябрь 2008 года), для изучения практической ситуации с защитой прав несовершеннолетних на местах и изучения работы профильных учреждений были осуществлены совместные выезды  в детские учреждения Самарской области: СРЦ «Подросток» г.о. Самара, районный центр «Семья», Жигулевскую воспитательную колонию для несовершеннолетних.

Межрегиональное сотрудничество получило развитие в новом формате, с помощью официального сайта Ассоциации региональных уполномоченных по правам ребенка в РФ, где регулярно обновляется информация о деятельности уполномоченных, идет обмен мнениями с коллегами из других регионов по практическим ситуациям защиты прав несовершеннолетних, даются разъяснения и ответы по частным вопросам граждан, поступившим на сайт.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам 2008 года, на основе анализа результатов взаимодействия уполномоченного по правам ребенка с гражданами (детьми, родителями, профильными специалистами), следует отметить, что на фоне системной работы региональных профильных министерств и ведомств, направленной на улучшение положения детей в Самарской области, сохраняется ряд проблем в области защиты прав несовершеннолетних, требующих для поиска путей их решения внимания и объединения усилий всех ветвей и уровней власти, как муниципального, регионального, так и федерального:

Жилищные проблемы:

-  При определенных положительных тенденциях, наметившихся после принятия Закона Самарской области №124-ГД от 10.11.2008 года «О внесении изменений в законодательные акты Самарской области, определяющие порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», закрепившего возможность осуществления социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается нерешенной проблема выделения средств на обеспечение сохранности жилья, закрепленного за детьми, оставшимися без попечения родителей.

- Острой остается проблема предоставления жилья по договору социального найма для нуждающихся категорий семей, в том числе многодетных семей; семей, воспитывающих детей-инвалидов; семей с детьми, проживающих в аварийном и ветхом жилье.

Проблемы, определяющиеся уровнем достатка отдельных категорий семей с детьми:

- Проблемы обеспечения права детей на достойный уровень жизни в определенных категориях семей (в семьях с одним родителем, где отсутствует помощь со стороны второго родителя при неуплате алиментов на ребенка; в семьях, где родители заняты на низкооплачиваемых видах работ или получают пособие по безработице и других). Государственная поддержка при низком среднедушевом доходе семьи оказывается в виде социальных выплат на детей, однако предусмотренные законом ежемесячные выплаты на ребенка не обеспечивают ему необходимый прожиточный минимум.

- Проблемы обеспечения полноценным питанием детей в семьях с низким достатком. Предусмотренные региональным законом «О государственной поддержке граждан, имеющих детей» социальные выплаты, при отсутствии механизмов контроля за их расходованием в интересах детей и на фоне роста розничных цен на продукты питания, не решают данной проблемы. В соответствии с рекомендациями Минздравсоцразвития РФ и по опыту других регионов необходимо принятие областного нормативного акта, определяющего порядок обеспечения полноценным питанием беременных, кормящих и детей раннего возраста в семьях со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума.

- Сохранение в образовательных учреждениях практики поборов с родителей на переоснащение, ремонт школ и другие подобные расходы негативно сказывается на уровне жизни малообеспеченных семей с детьми и говорит об отсутствии эффективного контроля за деятельностью учреждения со стороны учредителя и гражданского общества (родительской общественности). 

Проблемы детей-инвалидов:

- Для некоторых категорий детей (глубоко умственно отсталых, детей с синдромом Дауна, раннего детского аутизма, детей с тяжелыми двигательными нарушениями) получение качественного, адекватного их возможностям и потребностям образования остается малодоступным. Подготовка детей с ограниченными возможностями в образовательных учреждениях требует законодательного регулирования, как на федеральном, так и на региональном уровне. В Самарской области принят ряд нормативных актов: Постановление Правительства Самарской области N 60 от 6 июня 2005 года «Об утверждении порядка организации воспитания и обучения детей-инвалидов на дому», Закон Самарской области N 46-ГД от 7 мая 2008 года «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по воспитанию и обучению детей-инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях». Однако, решение проблем получения всеми категориями детей с ограниченными возможностями здоровья качественного образования, начиная с дошкольного, возможно лишь при условии принятия федерального закона "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)",  где необходимо предусмотреть внедрение современных информационных технологий, создание учебно-производственных комплексов, использование дистанционных форм обучения для инвалидов; разработать перечень минимально необходимого реабилитационного оборудования и материально-технического оснащения для каждого вида специального (коррекционного) образовательного учреждения. В интересах детей с проблемами в развитии необходимо инициировать повторное рассмотрение проекта данного федерального закона. Дальнейшая разработка и принятие соответствующего регионального закона  «Об образовании лиц с ограниченными возможностями в Самарской области» способствовали бы более активному развитию инклюзивного образования и приближению образовательных услуг к семьям с детьми с особыми нуждами.

- Проблема утраты ранее гарантированного на федеральном уровне права детей-инвалидов старше 5 лет с выраженными двигательными нарушениями на получение автотранспортного средства, необходимого для обеспечения их жизнедеятельности. В Самарской области данное право по обозначенной категории детей в возрасте до 5 лет обеспечивается соответствующим региональным законом. В интересах детей-инвалидов любого возраста с выраженными двигательными нарушениями Ассоциацией региональных уполномоченных по правам ребенка поддержана инициатива о необходимости включения автотранспорта в федеральный перечень технических средств реабилитации, что обеспечит возможность решения обозначенной проблемы через фонд социального страхования. Для практической реализации данной инициативы необходимо ее обоснование и дополнительная поддержка со стороны региональных органов власти.

Недостаточная эффективность или отсутствие системной работы профильных ведомств по таким направлениям, как:

- профилактика правонарушений и рецидивных преступлений среди несовершеннолетних (низкая эффективность работы территориальных служб с условно осужденными несовершеннолетними, с несовершеннолетними, вышедшими из воспитательной колонии; отсутствие системной работы по организации досуга проблемных категорий подростков в вечернее время; отсутствие системы социального сопровождения выпускников сиротских учреждений);

- работа с родителями, лишенными родительских прав, (для предотвращения воспроизводства социального сиротства и содействия в интересах детей возможности восстановления в родительских правах).

Решение определенной части существующих проблем усилиями различных министерств и ведомств должно осуществляться на основе повышения эффективности подходов к работе с проблемными категориями подростков и молодежи и определения данного  направления деятельности в качестве одного из приоритетных, что особенно актуально в 2009 году, объявленном «Годом молодежи».