Региональный центр обработки телефонных обращений
8-800-707-6-123
Сегодня:
12 декабря 2017

ПЕРВОЕ ПРАВО РЕБЕНКА. ПРАВО НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВОЕ РАЗВИТИЕ

Министерство здравоохранения Российской Федерации
Администрация Самарской области
Аппарат уполномоченного по правам ребенка в Самарской области
Самарский государственный медицинский университет




Т.В. Козлова

ПЕРВОЕ ПРАВО РЕБЕНКА.
ПРАВО НА ЖИЗНЬ
И ЗДОРОВОЕ РАЗВИТИЕ
(организационно-правовые
и медико-социальные аспекты)




Самара 2003

СОДЕРЖАНИЕ


Дорогие друзья!

Вы держите в руках книгу довольно редкую по тематике и задачам, поставленным авторами. Как известно, защита прав и законных интересов ребенка - наиважнейшая цель государственной политики, а реально защищать права детей должны родители, общественные организации, органы государственной и муниципальной власти. Но для того, чтобы продуктивно осуществлять эту деятельность, нужно обладать необходимой информацией, которой, увы, пока катастрофически не хватает. Авторы попытались восполнить этот пробел.

Думаю, что в этом плане будет интересен и опыт Самарской области: мы первыми в России создали комитет по вопросам семьи, материнства и детства, стали инициаторами воспитания детей в приемных семьях, одними из первых в стране организовали службу уполномоченного по правам ребенка. Всегда считал и считаю, что власть должна помогать слабым, к которым отношу не только пожилых, но и детей. Это наше кредо. Как утверждают мудрецы, "детству следует оказывать глубочайшее уважение".

К.А. Титов
Губернатор Самарской области


                                    "Я буду проявлять высочайшее уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия и никогда, даже под угрозой, не использую свои медицинские знания в ущерб нормам гуманности"

Из Женевской декларации Всемирной Медицинской Ассоциации, принятой второй Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации (Женева, 1948 г.), дополненной двадцать второй (1968 г.), тридцать пятой (1983 г.) и сорок шестой (1994 г.) Всемирной Медицинской Ассамблеей.

ВВЕДЕНИЕ

Согласно "Словарю русского языка" (под ред. А.П. Евгеньева. - М.: Русский язык, 1985, изд. 3-е. Т. 3. С. 354) под правом понимается совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношение людей в обществе.

Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения этих прав.

Права относятся ко всем сферам жизни человека с момента рождения и даже до него.

В 1948 году "Всеобщая декларация прав человека" ООН провозгласила то, что дети имеют право на особую заботу и помощь.

Человечество в своем развитии прошло долгий путь к пониманию того, что ребенок является полноценным членом общества, а не собственностью своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей.

Глава 1
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА

Право ребенка на жизнь - одна из острейших проблем в истории человечества. К числу тех, чья жизнь "висела на волоске", в разное время были отнесены дети незаконнорожденных, подкинутые, больные дети и дети, подвергающиеся разным видам насилия, дети, воспитывающиеся в среде правонарушителей и преступников.

В дохристианскую эпоху право ребенка на жизнь не было защищено. Жизнь ребенка всецело зависела от желания отца и матери, убийство ребенка не каралось ни законом, ни судом совести. Только на заре христианства в 312 году император Константин издал первый закон, воспрещающий убийство и подкидывание, и лишь в 767 году появился первый дом для подкидышей в Милане.

В 1Х-ХУП веках на Руси исторически сложились несколько групп детей, выпадающих из системы детско-родительских отношений: внебрачные дети, дети сироты, дети нищенствующие. Первые две группы детей составляли основной контингент третьей, просящей милостыню. Наиболее остро проблема сохранения жизни стояла в отношении внебрачного ребенка. На этапе распространения христианства возникла особая ситуация. С одной стороны, новая религия смягчила нравы, выработала более мягкое отношение к ребенку, заострила внимание на его чистоте, выдвинув призыв "будьте как дети", резко осудила убийство ребенка, возвело это деяние в ранг греха и, в этом смысле, выступила своеобразным гарантом его жизни. С другой стороны, христианство отвергло равенство детей, рожденных от рабыни, с детьми, рожденными в законном браке. Исторически сложившееся в эпоху христианства отношение к женщине, рождающей ребенка вне брака, поставило вне закона ее собственную жизнь и жизнь этой, весьма распространенной, категории детей. В этот период наблюдается резкое размежевание детей, рожденных в браке и вне брака, в отношении их правового статуса. Дети, рожденные вне брака, очень рано стали выступать как группа риска в отношении права на жизнь. Правовое положение ребенка, рожденного вне брака, вплоть до начала XVIII века можно охарактеризовать как катастрофическое. Понятие незаконнорожденности несло на себе печать позора, его употребление применительно к человеку рассматривалось как брань и оскорбление, требующие наказания.

Со времен царя Всея Руси Алексея Михайловича Романова (1645-1676 гг.) и до окончания XIX века наблюдалось разное отношение официальных властей к убиению законного и незаконного ребенка. Защита права на жизнь ребенка, рожденного вне брака, регулировалась Уложением 1649 года. Это первая в России юридическая попытка защитить жизнь ребенка на основе устрашения и жестокого наказания матери: убийство законнорожденного ребенка, произведенное матерью, карается годом тюрьмы; убийство незаконнорожденного ребенка карается "смертью без всякой пощады" в целях предотвращения не столько убийства младенца, сколько "блуда" матери.

В начале XVIII века для обозначения явления незаконнорожденности было применено уничижительное понятие "зазорности". Впервые оно официально было употреблено в указах Петра Первого. Призрение подкинутых младенцев в те времена рассматривалось, как одно из направлений государственной деятельности. Для реализации планов обновления России Петру Первому были нужны строители и солдаты. В этой связи надо было сохранить жизнь детей, пополняющих их ряды. Указы от 1714 и 1715 годов, сохраняющие жизнь брошенному ребенку, представляли собой попытки защитить жизнь ребенка на основе предупреждения убийства. Борьба с детоубийством предполагала устройство особых домов призрения, куда ребенок приносился тайно.

В последней трети XVIII столетия в обиход было введено понятие "несчастнорожденный". Оно объединяло в себе две категории детей: рожденных вне брака и покинутых родителями под влиянием общественного мнения, и рожденных в браке, но лишенных родительской опеки в силу крайней бедности семьи. Правовыми проектами уголовных уложений 1754-1766 годов "О таковых отцах и матерях, которые детей своих убьют" детоубийство рассматривалось, как преступление против жизни и каралось в зависимости от сословного положения виновных наказанием кнутом, пожизненной каторгой, ссылкой в женский монастырь и др.

При Александре I (1777-1825 гг.) в условиях общей демократизации положение незаконнорожденных младенцев несколько смягчилось. Однако уже при Николае I (1796-1855) все просьбы об узаконении прижитых до брака младенцев оставлялись без удовлетворения.

Следует отметить, что в обществе периодически осуществлялись попытки не только выработать законы, защищающие право на жизнь, но и реализовать это право на основе помещения ребенка в сиропитальницы, приюты, воспитательные дома. Первый такой опыт относится к началу XVIII столетия и принадлежит Иову Благочестивому, который открыл в 1706 году целый ряд "испитален" для брошенных детей. Второй общеизвестный опыт относится к 20-ым годам XVIII столетия и связан с именем Петра I (1672-1725), предлагавшего более гуманный путь призрения зазорного, подкинутого ребенка в особых учреждениях, построенных по типу приютов Иова. Третий - к последней четверти XVIII века и характеризует деятельность И.И. Бецкого, который пытался переломить общественный взгляд на проблему жизни несчастнорожденного ребенка.

Существующая практика в полной мере высветила социальный аспект проблемы. Жизнь ребенка напрямую зависела от существования системы социального призрения, которая развивалась крайне медленно и даже в годы своего расцвета не могла охватить своими учреждениями всех подкинутых детей. Но, если они и попадали в эти учреждения, выживание их во многом зависело от медицинского обслуживания и прокормления, особенно в младенческие годы. Отсутствие надлежащего числа кормилец, некачественное искусственное вскармливание уносили жизни большинства детей в воспитательных домах и сиротских учреждениях.

Практический поиск путей защиты жизни покинутых родителями детей, попавших в приюты и воспитательные дома и не доживающих до года по причине неудовлетворительного кормления и болезней, не поддающихся лечению в условиях большой скученности детей, нехватки свежего воздуха и отсутствия надлежащего ухода, побудил благотворителей обратиться к медико-социальной составляющей проблемы.

С введением земств взгляд на способы и характер призрения детей существенно изменился. По мнению земского врача А.В. Глико, дело требовало "не отдельных изменений, а существенного переустройства всей системы",... печальные результаты "высокая смертность и всегдашняя угроза вымирания детского населения приютов всецело порождается той системой призрения детей покинутых, детей, неизвестных родителей, которая еще от времен приказа общественного призрения перешла к земству".

Медицинские и благотворительные съезды, прошедшие в Москве и Санкт-Петербурге в 90-е годы, подвергли резкой критике существующую систему социального призрения незаконнорожденных детей. Ученые-медики и практикующие в системе социального призрения врачи пришли к выводам о том, что система лишена рациональности и неправильна в своей основе. Эта система не дает ребенку самого главного - не дает ему матери. Наблюдая за младенцами, лишенными общения с матерью, земские врачи сделали вывод о том, что "закрытое призрение убивает энергию призреваемых, совершенно изменяет их нравственную физиономию". По мнению врачей, система может быть выстроена более целесообразно, если "закон возьмет под защиту ребенка и его мать, и если правительство, общественные учреждения и частная благотворительность облегчат матери кормление и воспитание ребенка, то тем самым устранится главное основание, вызвавшее к жизни устройство воспитательных домов".

Реализация права на жизнь ребенка, по мнению врачей, была напрямую связана с правом незаконнорожденного на воспитание в семье.

Первые попытки укрепления связи "мать-ребенок" мы находим в деятельности императрицы Марии. Однако только земские врачи, действующие в послереформенное время, заострили этот вопрос и придали ему общественное звучание и мнение о том, что укрепление связей "мать-ребенок" во многом зависит от правительственных мер, нацеленных на предупреждение "подкидывания".

Проблема защиты права на жизнь оказалась тесно сопряженной с проблемой насилия над ребенком. В последней трети XIX века в поле зрения ученых и практикующих юристов, врачей, педагогов оказались дети, подвергшиеся насилию со стороны хозяев-ремесленников, которым они были отданы в услужение, родителей, посторонних людей. Обращение к этой категории детей способствовало активной разработке понятия защиты. Введение понятия "защита" характеризовало новое направление благотворительной деятельности.

Важный шаг, ведущий к осуществлению защитной деятельности, был осуществлен в России в 1892 году, когда при обществе попечения о бедных и больных детях возник "отдел защиты детей от жестокого обращения".

Под защитой понималась разносторонняя деятельность участковых попечителей, связанная с устройством приютов и убежищ, с приисканием семей, в которые могли бы быть помещены дети, с устройством воскресного отдыха детей, обучающихся в ремесленных заведениях, с ходатайством перед правительством о применении к детям более соответствующего их возрасту наказания за совершенные преступления, с отстаиванием интересов ребенка в суде. Возникло три направления в разработке механизмов защиты ребенка, связанных с семейным воспитанием.

Первое направление защиты состояло в том, что поиск путей сохранения жизни врачи стали связывать с принципом, обоснованным врачом Воронежского земства Романовым: "каждый ребенок имеет право на связь с матерью". Проблема защиты жизни ребенка оказалась тесно сопряженной с созданием условий, при которых мать, отдающая ребенка в приют, не теряет с ним отношений. Были подвергнуты критике существующие правила тайного приема детей в приюты, разрывающие последнюю связь, могущую возникнуть между матерью и ребенком. Такая система деморализует женщину, вынуждает ее совершить преступный акт подкидывания, что в значительной степени понижает жизнеспособность ребенка. Ограничение тайного приема и постепенный переход к приему открытому осуществлялся в воспитательных домах последовательно постановлениями с 1869 по 1894 год. Явный прием, гарантирующий детям материнское вскармливание, рассматривается как условие, обеспечивающее самый целесообразный вид призрения.

Второе направление защиты - это практика привлечения крестьянской семьи к призрению и воспитанию младенца, вопрос о значимости приемной семьи в нравственном и физическом благополучии ребенка. Семейный способ воспитания рассматривается как более целесообразный, поскольку он совершается бессознательно, ежедневно и ежеминутно. Угроза жизнеспособности грудного ребенка поставила вопрос о том, что ребенку, лишенному матери, необходимо обрести приемную семью, хотя бы на этапе вскармливания его грудью. Дальнейшая практика показала, что при благоприятных условиях кормления и воспитания нет смысла забирать ребенка в приюты, поскольку "эти учреждения не дают самого важного - не могут залечить душевных ран ребенка, не имеющего своих близких". С вопросом, в какие семьи и в каком возрасте отдавать детей-подкидышей, был тесно связан вопрос о надзоре за патронажными семьями, об оказании помощи им, об усыновлении питомцев.

Третье направление защиты - "только при идеальной постановке воспитания можно избежать нравственных и умственных дефектов ребенка". Приблизить к идеалу сам приют можно лишь в том случае, если он строится по семейному образцу.

В первые годы XX века начинают разрабатываться технологии, обеспечивающие успех "в области возврата покинутых детей матерям" или помещения в приемную семью.

Врач А.В. Сыромятников предложил свою схему защиты ребенка:

К концу XIX века созрело убеждение в том, что "текущее столетие должно передать следующему за ним XX веку вполне выработанный кодекс научного и целесообразного попечения о существах, в сущности, никому не принадлежащих, но в то же время всегда рискующих сделаться собственностью всякого, кто ни пожелает".

Таким образом, в поле зрения ученых и практиков попали юридические, социальные и медицинские аспекты проблемы, которые осмысливались в единстве.

Глава 2
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА

Реализация права ребенка на жизнь предполагала совершенно новый подход к разработке юридической защиты, социальной заботы и медицинской помощи, которые в совокупности должны были сохранить жизнь ребенку.

Вскоре эти проблемы начали обсуждаться на страницах газет и журналов педагогами, врачами, учеными, литераторами, общественными деятелями. Так, А.И. Стойкович в своей книге "О неблагоразумном и превратном домашнем воспитании" указывал на необходимость защиты прав ребенка от жестокого отношения со стороны взрослых. А в 1881 году барон А.И. фон дер Ховен активно хлопотал об устройстве в Санкт-Петербурге "Общества защиты детей", выступая за создание общественной организации, которая содействовала бы соблюдению прав детей всех слоев населения.

Этой же проблеме была посвящена и монография присяжного поверенного В.М. Сокорина "Охрана детства", опубликованная в 1893 году. В ней указано на необходимость соблюдения права детей на охрану здоровья, отдых, игру, защиту и помощь и рассмотрены механизмы их реализации. Обосновывая свою позицию, автор ссылается на законы, "ограждающие безопасность детей и обеспечивающие их защиту", и высказывает мнение, что для защиты прав детей необходимо создавать общественные организации, которые должны быть санкционированы правительством, так как полицейского и прокурорского надзора для этих целей недостаточно. Многие благородные начинания россиян по защите прав детей в силу тех или иных причин не получили поддержки и дальнейшего развития. Наиболее значимым событием, связанным с защитой прав детей, считается создание Лигой Наций (прообраз ООН) в 1919 году Комитета детского благополучия. Деятельность Комитета благополучия была направлена на оказание помощи беспризорным детям, маленьким рабам и сиротам. Комитет выступал против использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. В этот период одновременно с Комитетом действовали и другие неправительственные организации.

Большую роль в разработке социальных стандартов защиты прав детей сыграл Международный союз спасения детей, основанный англичанкой Эглантайн Джебб. По существу, именно этой организацией была разработана Декларация прав ребенка, которая в 1924 году была принята Лигой Наций.

Декларация была первым международным правовым документом по охране прав и интересов детей. Кроме того, в ней подчеркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Все человечество должно заботиться о защите детства.

Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребенка, как составной части защиты прав человека, сложилась гораздо позже - только после провозглашения Организацией Объединенных Наций принципа уважения прав человека.

Созданная в 1945 году ООН в 1948 году приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой отмечалось, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи, а "семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства".

В целях разработки мер по охране прав детей был создан Детский фонд ООН - ЮНИСЕФ, призванный осуществлять международную защиту прав ребенка по нескольким направлениям:

Особое место в деятельности ЮНИСЕФ занимает нормотворческая деятельность. В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, включающую десять коротких, декларативных статей, программных положений, которые призывали родителей, отдельных лиц, государственные органы, местные власти и правительства, неправительственные организации признать изложенные в них права и свободы и стремиться к их соблюдению. Это были десять социальных и правовых принципов, оказавших значительное влияние на политику правительств и людей во всем мире. Однако декларация не имеет обязательной силы, носит рекомендательный характер.

Ряд статей Международного пакта о гражданских и политических правах посвящен защите прав несовершеннолетних правонарушителей.

ООН приняла четыре документа, непосредственно посвященных правам ребенка и принципам правосудия в отношении несовершеннолетних:

В 60-70 годы XX века ухудшающееся положение детей во всем мире требовало разработки и принятия конкретных законов, международных договоров по защите и обеспечению прав детей.

С 1979 по 1989 год разрабатывается Конвенция о правах ребенка, и 20 ноября 1989 года ООН приняла этот документ. 26 января 1990 года, в день открытия ее для подписания, 61 страна подписала ее. 13 июля 1990 года Конвенция была ратифицирована в СССР. Россия, как правопреемница СССР, сохраняет обязательства по Конвенции.

Конвенция о правах ребенка - самый универсальный документ о защите прав несовершеннолетних. Главная цель Конвенции - максимальная защита интересов ребенка. Ее положения сводятся, по сути дела, к четырем требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Конвенция провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права, дает определение, что "ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста". В преамбуле Конвенции подтверждается, что дети в силу своей уязвимости нуждаются в особой заботе и охране, а также необходимость правовой и другой защиты ребенка до и после рождения.

Говоря о праве ребенка на жизнь и здоровье, необходимо остановиться на двух статьях Конвенции о правах ребенка, где раскрываются задачи государств-участников ратификации этого документа:

Статья 6.

1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Статья 24.

1. Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения.

2. Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для:

а) снижения уровня смертности младенцев и детской смертности;

б) развития первичной медико-санитарной помощи;

в) борьбы с болезнями и недоеданием; доставки чистой питьевой воды с учетом риска загрязнения окружающей среды;

г) предоставления матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовый и послеродовый периоды;

д) информирования общества о здоровье и питании детей, преимуществах грудного кормления, гигиене, санитарии среды обитания ребенка и предупреждения несчастных случаев;

е) развития просветительной работы и услуг в области профилактической медицины и планирования семьи;

ж) упразднения практики, отрицательно влияющей на здоровье детей;

з) международного сотрудничества в интересах сохранения здоровья детей.

В сентябре 1990 года ООН в г. Нью-Йорке провела Всемирную встречу на высшем уровне в интересах детей, где была принята Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Этот документ определил проблемы, возможности, задачи, обязательства и последующие шаги государств-участников встречи в интересах детей по обеспечению лучшего будущего для каждого ребенка.

Нормативным актом высшей юридической силы в России является Конституция Российской Федерации. Она определяет основы конституционного строя и правового статуса личности. Права и свободы гражданина составляют основу конституционного строя страны и делают каждого из нас гражданином конкретного государства. Правоспособность гражданина возникает с факта рождения и сопутствует гражданину на всем протяжении его жизни. Правоспособность не зависит от возраста, состояния здоровья, возможности осуществления прав и обязанностей, жизнеспособности человека. Конституция РФ провозгласила о том, что права и свободы человека являются высшей ценностью:

Статья 17 отражает "основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения";

Статья 20 - "каждый имеет право на жизнь";

Статья 21 - "достоинство личности охраняется государством";

Статья 38 - "материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей".

Помимо Конституции РФ, права ребенка регулируются и охраняются другими законодательными актами.

Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка" №124 от 3 июня 1998 года представляет собой правовой акт, определяющий круг основных прав, свобод и обязанностей ребенка во всех сферах общественной жизни. Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ и Конвенцией ООН о правах ребенка, путем создания правовых и социально-экономических условий для их реализации. В этом законе специально выделяется особая категория детей, нуждающихся в защите со стороны государства. Наряду с детьми-инвалидами, детьми-жертвами вооруженных и межнациональных конфликтов к этой категории относятся дети с отклонениями в поведении, а также те дети, чья жизнедеятельность оказалась нарушенной в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью семьи. Закон вводит понятие социальных служб для детей и предусматривает необходимость обеспечения их социальной адаптации и реабилитации. Эти социальные службы по поручению компетентного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления или на основании решения суда в соответствии с государственными минимальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатывают индивидуальные программы реабилитации каждого конкретного ребенка.

С 1 июля 1999 года общественные объединения и некоммерческие организации (в том числе и международные), осуществляющие деятельность по защите прав детей, получили возможность оспаривать в судебном порядке неправомерность действий должностных лиц, органов государственной власти и учреждений, организаций, граждан, в том числе родителей, педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов, если их действия нарушают права детей.

В четвертой статье Закона - "Цели государственной политики в интересах детей" - впервые в российском законодательстве указано, что "государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти РФ". А во второй главе "Основные направления обеспечения прав ребенка в РФ" подчеркивается обязанность органов государственной власти, родителей, педагогов, медицинских и социальных работников, общественных объединений содействовать ребенку в реализации и защите его прав и интересов посредством проведения работы по разъяснению его правового статуса.

В Статье 4 определены цели государственной политики в интересах детей: осуществление прав детей и их восстановление в случае нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.

Статья 7 гласит, что содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов оказывается органами власти всех уровней, родителями или лицами их заменяющими, педагогическими, медицинскими, социальными работниками и общественными организациями посредством принятия соответствующих нормативных актов и проведения работы с ребенком по разъяснению его правового статуса. Содействие ребенку осуществляется с учетом его возраста и в пределах установленного законодательством объема дееспособности.

Статья 8 устанавливает государственные минимальные стандарты основных показателей качества жизни детей. Они включают в себя установленный минимальный объем социальных услуг по гарантированному образованию, бесплатному медицинскому обслуживанию детей, обеспечению их питанием, право на трудоустройство и оплату труда, социальную защиту детей, обеспечение права на жилище, организацию оздоровления и отдыха детей, оказание квалифицированной юридической помощи.

Пункт 1 статьи 9 Закона устанавливает абсолютный запрет на ущемление прав ребенка в семье, в образовательном или любом другом учреждении: "При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка".

Статья 10. "Обеспечение прав детей на охрану здоровья" подчеркивает, что органы власти всех уровней осуществляют в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающие профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, санаторно-курортное лечение детей.

Документом, закрепившим за ребенком право на защиту своих прав и законных интересов, является Семейный кодекс РФ. До введения Семейного кодекса российское законодательство такой нормы не имело, хотя из общего смысла законодательства следовало, что дети всегда имели право на защиту наравне со взрослыми. Поскольку несовершеннолетние не в состоянии самостоятельно защищать свои права и интересы, то защита их возлагается на родителей. Они являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами.

Право на жизнь и здоровье ребенка четко обозначено в двух статьях главы 11 Семейного кодекса РФ.

Статьей 54 подтверждается право ребенка жить и воспитываться в семье, право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Статья 56 "Право ребенка на защиту" гласит о том, что должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка, где обязаны принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

В пункте 1 статьи 65 Семейного кодекса еще раз подчеркивается, что "родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке".

Подходы к охране здоровья ребенка определены Законом РФ от 22.07.1993 года №5489-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (с изменениями от 2.12.2000 г.).

В статье 22 "Права семьи" сказано, что "государство берет на себя заботу об охране здоровья членов семьи". Определено право каждого гражданина по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические, другие консультации и обследования в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у потомства. Семья по договоренности всех ее совместно проживающих совершеннолетних членов имеет право на выбор семейного врача, который обеспечивает ей медицинскую помощь по месту жительства. Семьи, имеющие детей (в первую очередь неполные, воспитывающие детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей) имеют право на льготы в области охраны здоровья граждан. В случае заболевания ребенка одному из родителей предоставляется право в интересах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка. Лицу, находящемуся в больничном учреждении вместе с ребенком, выдается лист нетрудоспособности. Пособие при карантине, по уходу за больным ребенком в возрасте до семи лет выплачивается одному из родителей или одному члену семьи за весь период карантина, амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в больничном учреждении, а пособие по уходу за больным ребенком в возрасте старше семи лет выплачивается за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока.

Статья 23 "Права беременных женщин и матерей" обеспечивает беременным право на особые условия работы, оплачиваемый отпуск, право на получение материального пособия во время беременности и в связи с рождением ребенка. Каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечивается специализированной медицинской помощью в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан.

Государство гарантирует беременным, кормящим матерям, а также детям в возрасте до 3 лет полноценное питание, в том числе в случае необходимости обеспечение их продуктами через специальные пункты питания и магазины по заключению врачей в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

Статья 24 раскрывает права несовершеннолетних.

В интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:

1) диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах;

2) медико-социальную помощь и питание на льготных условиях;

3) санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;

4) бесплатную медицинскую консультацию при определении профессиональной пригодности;

5) получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме.

Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него.

Статья 31 посвящена праву граждан на информацию о состоянии здоровья. Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ним риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения. Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему, а в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - их законным представителям лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину и членам его семьи, если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация. Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны. Информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну.

Статья 32 "Согласие на медицинское вмешательство" подчеркивает, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина. В случаях, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражданина решает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения. Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дают их законные представители. При отсутствии законных представителей решение о медицинском вмешательстве принимает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения или законных представителей.

Статья 33 об отказе от медицинского вмешательства: гражданин или его законный представитель имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения. При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином или его законным представителем, а также медицинским работником. При отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего 15 лет, либо законных представителей лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц.

Статья 36 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан" гласит, что каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласии женщины - независимо от срока беременности. Искусственное прерывание беременности проводится в рамках программы обязательного медицинского страхования в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, врачами, которые имеют специальную подготовку. Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется МЗ РФ, а перечень социальных показаний - положением, утвержденным правительством РФ.

Не до конца отработаны этико-правовые аспекты самого факта зарождения жизни ребенка. В настоящее время новые репродуктивные технологии вошли в жизнь многих людей. Исходя из особенностей этих репродуктивных технологий, ребенок может иметь до пяти "родителей": мужчину и женщину, которые поставляют сперматозоид и яйцеклетку, суррогатную мать, которая вынашивает плод, мать и отца, которые воспитывают ребенка. Взаимоотношения этих людей и права нерожденного ребенка регламентируются статьей 52. п.З Семейного кодекса РФ: "Супруги, давшие согласие на имплантацию эмбриона другой женщине, а также суррогатная мать не вправе при оспаривании материнства и отцовства после совершения записи родителей в книге записей рождения ссылаться на эти обстоятельства".

Статья 47. Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", приказ МЗ РФ №189 от 10.08.1993 года по трансплантации органов и тканей, а также ряд статей Уголовного кодекса РФ регламентируют этические и юридические аспекты проблемы использования тканей и органов плода и новорожденного.

Положения, вытекающие из этих нормативных актов, суммированы следующим образом:

1) любое взятие донорского органа может быть произведено только с осознанного согласия донора или его законного представителя, если сам донор не способен к волеизъявлению;

2) убийство или даже несмертельное повреждение тела для получения донорских тканей, а также принуждение к изъятию органа квалифицируется как действия с отягчающими обстоятельствами по соответствующим статьям Уголовного кодекса;

3) прерывание беременности на любой стадии ради получения органов и тканей плода - уголовное преступление;

4) ткани и органы для трансплантации не могут быть товаром, то есть предметом купли-продажи;

5) врач, констатирующий смерть потенциального донора, не может быть участником трансплантации или иным заинтересованным в ней лицом; таким образом, врач, выполняющий аборт, не должен быть заинтересован в последующей судьбе эмбриона или его частей. Законодательство как за рубежом, так и в нашей стране не оговаривает юридические аспекты ситуации по использованию тканей плода, поскольку эмбрион и плод - живые существа, волеизъявление которых невозможно, а решение матери не всегда может совпадать с интересами плода. В проблеме защиты права ребенка на рождение, жизнь и здоровое развитие существует немало морально-этических и юридических вопросов, требующих решения.

В последние годы государством принят ряд нормативно-правовых документов и социальных программ, непосредственно направленных на совершенствование охраны жизни, здоровья и развития детей.

Заметно активизировалась законотворческая деятельность в субъектах Российской Федерации, где разрабатываются и принимаются в пределах их компетенции законодательные акты и региональные программы, направленные на улучшение социально-экономической ситуации и оптимизацию подходов экологического оздоровления региона; повышение уровня жизни семей, имеющих детей; совершенствование мер по организации оздоровления, образования, отдыха и занятости детского населения и усилению социально-правовой защиты детей.

Глава 3
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ
К ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА РЕБЕНКА
НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВОЕ РАЗВИТИЕ
В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Исходя из имеющейся нормативно-правовой базы, медико-социальные подходы к обеспечению гарантий права ребенка на жизнь и здоровое развитие должны быть определены задолго до рождения ребенка и реализовываться на принципах системности, комплексности, этапности и преемственности.

Первым этапом и одним из важных направлений медико-социального обеспечения защиты права ребенка на жизнь и здоровье является формирование действенной системы мер по антенатальной охране плода и пренатальной диагностике нарушений его развития.

Антенатальная охрана плода реализуется через:

Система пренатальной диагностики складывается из медико-генетического консультирования, наблюдения за беременной в женской консультации с проведением соответствующих лабораторных и инструментальных исследований, скрининговых исследований на врожденную патологию.

Для рождения здорового ребенка и его полноценной адаптации необходим целый комплекс условий:

а) роддом с совместным пребыванием матери и ребенка при наличии необходимого технического оснащения и обеспечения ("больница, доброжелательная к ребенку");

б) раннее прикладывание ребенка к груди и длительное сохранение грудного вскармливания (Развитие индустрии заменителей грудного молока в последние 40-50 лет привело к такому положению, когда женщины во многих развитых странах мира перестали кормить своих детей материнским молоком. Это заблуждение в России носит распространенный характер, причем уже не одно поколение молодых матерей с легкостью переводят своих детей на питание искусственными смесями, не подозревая о том, какие опасности и болезни ожидают вследствие этого ребенка. С учетом важности проблемы и пагубности последствий искусственного вскармливания необходимо восстановить природу естественного вскармливания: ребенок до 5-6 месяцев должен получать только материнское молоко с последующим докормом его материнским молоком до 2-3 лет (рекомендации ЮНИСЕФ, детского фонда ООН). Уместно вспомнить по этому поводу мнение первого русского профессора акушерской науки Н.М. Максимовича-Амбодика: "Материнское молоко - полезнейшее, ничем не заменимое питание");

в) ранняя выписка матери и ребенка из роддома в хорошие домашние условия с качественным медицинским наблюдением и сопровождением семьи;

г) социальная поддержка семьи с ребенком: создание нормальных жилищно-бытовых условий и осуществление материальных выплат (декретные пособия; единовременное пособие по случаю рождения ребенка; ежемесячные пособия в течение полуторалетнего отпуска по уходу за ребенком);

д) благоприятная атмосфера в семье (желанный ребенок).

Для того, чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка, начиная с младенчества и раннего детства, необходима огромная, каждодневная работа родителей в семье, работников здравоохранения, социальных служб и образовательных учреждений, основанная на взаимном доверии и ответственности и направленная на совершенствование системы охраны здоровья детей, формирование культуры здоровья и мотивацию здорового образа жизни.

К учреждениям здравоохранения, работники которых осуществляют реальную деятельность по обеспечению права ребенка на жизнь и здоровое развитие, относятся центры планирования семьи и женские консультации, перинатальные центры и родильные дома, детские поликлиники и стационары, амбулатории, врачей общей практики, реабилитационные центры и детские санатории. За счет средств обязательного медицинского страхования в этих учреждениях оказывается весь перечень медицинских услуг, необходимый для сохранения жизни ребенка, поддержания и восстановления его здоровья.

Однако лишь при соответствующем финансировании здравоохранения, материально-техническом оснащении его учреждений и обеспечении достаточным числом профессиональных кадров, особенно поликлинического звена, можно будет говорить о качестве деятельности медиков по защите права гражданина, в первую очередь, ребенка, на сохранение и укрепление здоровья. Качественный уровень охраны здоровья детей должен обеспечиваться особым вниманием медиков на профилактику заболеваний, диспансеризацию и развитие системы закаливания и оздоровления детей.

Право на охрану здоровья закреплено и в ряде нормативных документов органов образования и СЭС, где определены нормативы питания, режима, физической культуры, санитарно-гигиенических условий в образовательных учреждениях.

Ребенок, посещающий детское дошкольное, школьное или профессиональное образовательное учреждение, живущий в детском доме или школе-интернате, имеет законное право на сохранение и укрепление своего здоровья.

Так, в законе "Об образовании" указано, что "образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников".

Ориентация на ребенка, его физическое и психическое здоровье должна стать ведущим направлением работы при организации оздоровления детей в образовательных учреждениях, начиная с дошкольных, где оздоровительные и лечебные процедуры органично включаются в процесс ухода, воспитания и обучения.

В настоящее время функционируют разные виды дошкольных образовательных учреждений, учитывающих интересы и потребности детей и родителей, в том числе учреждения для детей, нуждающихся в коррекции развития:

Для часто и длительно болеющих детей в системе образования функционируют учреждения (группы) санаторного типа по различным профилям заболеваний.

Большое значение имеют коррекционные, реабилитационные, психологические и многопрофильные центры, осуществляющие специализированную помощь воспитанникам дошкольных образовательных учреждений; детям, не посещающим эти учреждения, и их родителям.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся в образовательных учреждениях должно обеспечиваться путем оптимизации учебной нагрузки, режима занятий, организации питания детей в соответствии с уставом образовательного учреждения и на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения. Важным в работе педагогов является формирование у учащихся навыков здорового образа жизни, увеличение времени для занятий физической культурой и спортом, расширение возможностей для отдыха, досуга и оздоровления детей, в том числе в семейном окружении.

Качественному улучшению здоровья детей в образовательных учреждениях, безусловно, будет способствовать совершенствование материально-технической базы учреждений образования (улучшение планировки, освещение, подбор школьной мебели); улучшение медико-социальных условий (оптимально функционирующие физкультурные залы, плавательные бассейны, физиотерапевтические и офтальмологические кабинеты, оснащенные специальным лечебно-профилактическим оборудованием, использование системы закаливания, фито-, витаминотерапия, кабинеты психологической разгрузки, специально оборудованные участки для прогулок); рациональное комплектование классов; совершенствование содержания образовательного процесса (личностно ориентированного образования) и правильная организация педагогического процесса.

Очень важным является организация системы таких социальных служб для детей, как центры "Семья", созданных во всех муниципальных административных образованиях Самарской области. По своей сути центры "Семья" - это социальные поликлиники, то есть они выявляют социально уязвимые категории населения, формируют потоки в другие учреждения социального обслуживания, оказывают часть социально-психолого-педагогических услуг, осуществляют комплексный социальный патронаж. Кроме центров "Семья" в систему входят: центры социальной реабилитации несовершеннолетних; центры медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями; центры психолого-медико-педагогической диагностики и коррекции развития детей; областной центр усыновления, опеки и попечительства; кризисные стационары для матерей и детей, подвергшихся психическому насилию.

Предпочтение в работе отдается обеспечению права ребенка жить и воспитываться в семье. Как гласит статья 123 Семейного кодекса РФ, "дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие).

В иерархии задач, стоящих перед службой семьи, материнства и детства, губернатор Самарской области К.А. Титов еще в 1992 году, первоочередной задачей определил ликвидацию детской безнадзорности и обеспечение приоритетного права проживания ребенка в семье. Значительно были реформированы институты социализации детей, оказавшихся в социально опасном положении, принят Закон Самарской области "Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Самарской области". Налажен централизованный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью выбора оптимальной формы их устройства. Продолжается работа по созданию и патронажу приемных семей, начатая в 1994 году, увеличилось количество детей, передаваемых под опеку. Ведется многоуровневая система подготовки и переподготовки кадров (медиков, педагогов, психологов) в профильных вузах.

Дополнительной гарантией и необходимым средством контроля за соблюдением прав детей и улучшением их положения в обществе призвана стать деятельность уполномоченного по правам ребенка.

Самарская область - один из немногих регионов Российской Федерации, где губернатором области было инициировано принятие областного закона об уполномоченном по правам ребенка (закон Самарской области № 18-ГД от 6 мая 2002 года). С января 2003 года в Самарской области работает уполномоченный по правам ребенка, основная цель деятельности которого - осуществление обеспечения государственных гарантий в области защиты прав ребенка путем содействия совершенствованию законодательства о правах ребенка и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также путем разработки мероприятий, направленных на усиление социальной защищенности детей на территории Самарской области, содействия восстановлению нарушенных прав ребенка, организации правового просвещения в области прав ребенка, форм и методов их защиты.

Глава 4
ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ
ПРАВА РЕБЕНКА НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВОЕ РАЗВИТИЕ

Очевидно, что в настоящее время "нормативная" и реальная системы обеспечения прав детей существенно различаются. С одной стороны, эти различия вызваны социально-экономическими трудностями, которые в настоящее время переживает Россия, а с другой - рядом серьезных недостатков в работе с детьми, связанных с институтом семьи. При этом в защите нуждаются как дети, семьи которых испытывают материальные трудности, так и дети из обеспеченных семей. Нарушение прав детей в том числе связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Решение задач, связанных с защитой прав детей, достаточно сложный процесс, требующий весомых усилий и определенной работы родителей и всех специалистов, работающих с детьми. Ясно, что в сложной и многоплановой работе по защите прав ребенка велика роль стратегии и политики государства. ,

26 декабря 2002 года решением Межведомственной Комиссии по координации работ, связанных с выполнением в Российской Федерации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, утверждены "Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2010 года (Национальный план действий в интересах детей)".

Являясь членом Организации Объединенных Наций и Совета Европы, Россия разделяет цели и принципы Декларации и Плана действий "Мир, пригодный для жизни детей", принятых на специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН по положению детей (Нью-Йорк, 8-10 мая, 2002 года), а также Берлинских обязательств в отношении детей в Европе и Центральной Азии (Берлин, 16-18 мая, 2001 года) и включается в усилия международного сообщества на глобальном и региональном уровнях по созданию мира, пригодного для жизни детей.

Стратегической целью государственной социальной политики в интересах детей на период до 2010 года является создание необходимых правовых, социально-экономических, социально-культурных условий для физического, психологического, духовного, социального, эмоционального, познавательного и культурного развития детей и реальное обеспечение основных гарантий прав ребенка в Российской Федерации.

Приоритетными направлениями государственной политики по улучшению положения детей в РФ до 2010 года являются: охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни детей; обеспечение качественного образования и воспитания детей; улучшение экономических условий жизнедеятельности детей; повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах.

Ключевыми задачами в области охраны здоровья детей являются:

- снижение смертности детей, материнской смертности, осуществление мер по обеспечению безопасного материнства и рождению здоровых детей, предупреждение и снижение
детской заболеваемости и инвалидности; снижение частоты врожденных пороков развития;

- улучшение качественных показателей здоровья детей;

- содействие здоровому образу жизни. Для этого необходимо:

а) обеспечение доступности медицинского обслуживания для всех детей, независимо от регионов их проживания, социального положения и уровня доходов в их семьях;

б) приоритетное развитие и поддержка службы охраны материнства и детства;

в) совершенствование медицинской помощи женщинам и детям, обеспечение ее высокого качества и безопасности путем внедрения стандартизации, протоколов диагностики и лечения в практику работы учреждений родовспоможения и детства;

г) осуществление комплекса мер, направленных на увеличение объемов профилактических мероприятий и улучшение медицинской помощи женщинам и детям; диспансеризация детей, улучшение качества медицинской помощи детям, больным хроническими заболеваниями, инвалидам, включая расширение санаторно-курортного лечения таких детей;

д) формирование региональных систем учета и регистров хронических заболеваний и детской инвалидности на основе создания сетевых компьютерных систем на уровне территориальных медицинских объединений;

е) обеспечение и улучшение питания детей раннего возраста, дальнейшее поощрение и поддержка грудного вскармливания;

ж) профилактика инфекционных и социально обусловленных заболеваний, включая туберкулез, ВИЧ/СПИД, в том числе профилактика передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку;

з) создание и обеспечение для детей, инфицированных ВИЧ/СПИДом, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, условий для жизни и развития, включая доступ к медицинскому обслуживанию на равной основе с другими детьми;

и) улучшение оказания своевременной специализированной помощи детям, страдающим психическими и психосоматическими заболеваниями;

к) профилактика детской инвалидности и медико-социальная реабилитация детей-инвалидов;

л) обеспечение доступности через систему первичного медико-санитарного обслуживания к репродуктивному здоровью для людей соответствующего возраста;

м) пропаганда здорового образа жизни, в том числе репродуктивного, сексуального, физического и психического здоровья, повышение ответственности населения за состояние своего здоровья и здоровья своих детей;

н) создание условий, содействующих сохранению и укреплению физического здоровья детей средствами физической культуры и спорта;

о) концентрация научных исследований по разработке медицинских технологий, обеспечивающих рождение и развитие здоровых детей, снижение материнской, младенческой и детской заболеваемости и смертности, острых инфекционных, хронических заболеваний и детской инвалидности.

В области обеспечения качественного образования, воспитания и развития детей основными задачами являются:

Дополнительной гарантией соблюдения прав детей и улучшение их положения в РФ должна стать деятельность уполномоченных по правам ребенка.

Важным направлением является развитие системы просвещения родителей, всех специалистов, работающих в области детства, и самих детей по вопросам прав ребенка и их защите.

Необходимым условием гарантий реализации декларированных ребенку прав является правовое обеспечение политики в отношении детей, систематизация законодательства, пересмотр декларативных и противоречащих друг другу норм, экспертиза всех предлагаемых законопроектов с позиции оценки их влияния на положение детей, определение четкой стратегии государства.

Правительством РФ 15 августа 2003 года утверждена "Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы)", где показаны приоритетные направления государственной политики.

В разделе 6.1. "Реформирование здравоохранения" определено, что целью государственной политики на период до 2005 года является улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности качественной медицинской помощи. Среди конкретных задач обозначено: формирование института защиты прав пациентов и медицинских работников; внедрение новых механизмов финансового обеспечения при усилении контроля за расходованием средств обязательного медицинского страхования, что позволит обеспечить реализацию прав граждан на бесплатную медицинскую помощь.

Раздел 6.4. Социальная поддержка населения раскрывает цели государственной политики в этой области:

Приоритетными в данной области должны стать: стабилизация рождаемости и укрепление семьи; улучшение состояния здоровья населения; увеличение продолжительности жизни; снижение предотвратимой смертности населения.

Для реализации этих приоритетов необходимы:

Таким образом, обеспечение государственных гарантий защиты прав ребенка, в первую очередь, его права на жизнь и здоровое развитие, может быть достигнуто лишь на основе совершенствования законодательства и укрепления судебной власти в интересах детей; дееспособности исполнительной власти, улучшения социально-экономического положения страны и повышения уровня жизни граждан; становления зрелого гражданского общества с соответствующей ролью средств массовой информации в однозначном определении и признании "жизни человека", как высшей ценности.