Региональный центр обработки телефонных обращений
8-800-707-6-123
Сегодня:
12 декабря 2017

Отчет о деятельности уполномоченного по правам ребенка в Самарской области за 2006 год

В соответствии с Законом Самарской области № 18-ГД от 6 мая 2002 года «Об уполномоченном по правам ребенка в Самарской области» в 2006 году уполномоченный по правам ребенка в Самарской области (Уполномоченный) продолжил свою деятельность по трем основным направлениям:

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ И СОДЕЙСТВИЕ ВОССТАНОВЛЕНИЮ НАРУШЕННЫХ ПРАВ РЕБЕНКА.

Уполномоченный, не дублируя и не подменяя деятельность других органов власти, служб и ведомств, призванных обеспечивать защиту прав детей в различных сферах жизни, в соответствии с законом осуществляет свою деятельность, в первую очередь, по заявительному принципу: проводит личные приемы граждан; работает с письменными заявлениями; дает консультации и разъяснения по телефонным обращениям; а также организует контрольные выезды в детские учреждения области различной подведомственности. В 2006 году общее количество обращений составило 774, в том числе по 207 заявлениям граждан Уполномоченный содействовал решению выявленных проблем и организовывал проведение проверок. По большинству обращений даны консультации и разъяснения по существу обозначенных проблем. По обращениям граждан в целях защиты и восстановления нарушенных прав ребенка Уполномоченный взаимодействует с профильными министерствами и соответствующими региональными и муниципальными ведомствами, работниками прокуратуры, руководителями различных служб и учреждений, с уполномоченным по правам человека в Самарской области, с общественными организациями, гражданами.

Актуальными в 2006 году оставались проблемы паспортизации детей и получения регистрации по месту пребывания. Так, директор МУ СРЦ «Подросток» г.Самары обратилась к Уполномоченному по длительно не решаемой проблеме паспортизации несовершеннолетнего воспитанника центра. Мальчик находится на полном государственном обеспечении, его родители лишены родительских прав. После подключения Уполномоченного к решению обозначенной проблемы и ходатайства к Руководителю Федеральной Миграционной Службы в Самарской области вопрос с оформлением паспорта был решен положительно.

Заявительница Ф., проживающая в г. Самаре, обратилась к Уполномоченному по вопросу оказания содействия в получении регистрации ее несовершеннолетнему внуку. Из-за отсутствия прописки родители не имели возможности оформить ребенку детские пособия и страховой медицинский полис ребенка. В результате обозначения Уполномоченным данной ситуации руководству муниципалитета, распоряжением главы администрации района между заявительницей и администрацией был перезаключен договор социального найма жилого помещения и, таким образом, устранены препятствия к регистрации ребенка.

Нередки были обращения, связанные с межличностными, конфликтными ситуациями с участием детей в детских воспитательных и образовательных учреждениях, в семье. Зачастую при разводе родителей ребенок становится «заложником» их отношений и «разменной монетой» их взаимных материальных претензий. Так, например, по одной внутрисемейной ситуации было два отдельных обращения (гражданки П. и ее супруга): супруг заявительницы ушел от нее вместе с несовершеннолетним ребенком. Каждый из родителей считал только себя правым в отстаивании интересов ребенка, высказывались претензии к муниципальному отделу семьи. Уполномоченным были даны разъяснения о том, что на данном этапе только суд (с учетом мнения ребенка) вправе определить с кем будет проживать ребенок и каков должен быть порядок общения ребенка со вторым родителем. По целому ряду аналогичных обращений Уполномоченным проводилась работа с муниципальными службами семьи по принятию мер для урегулирования внутрисемейных проблем в интересах детей.

В значительной части случаев продолжает оставаться нерешенной проблема получения алиментов на детей с родителей, лишенных родительских прав, или со второго родителя, проживающего отдельно от ребенка. Так, к Уполномоченному по правам ребенка в Самарской области обратилась гражданка Р., проживающая в г. Самаре, о проблеме невыплаты алиментов на сына отцом ребенка, проживающим в Литве. Уполномоченным была изучена ситуация, определено, что для решения обозначенной проблемы необходимо запросить из судебного архива дубликат исполнительного листа о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетнего сына заявительницы, направить его по новому месту работы отца ребенка и подать иск в суд о взыскании задолженности по исполнительному листу за истекшее время. Для решения обозначенной проблемы в интересах ребенка Уполномоченным направлено письмо-ходатайство, адресованное литовскому коллеге - Контролеру по защите прав ребенка Литовской республики с просьбой о содействии в защите прав ребенка. Проблема находится в стадии решения.

На личном приеме у Уполномоченного заявительница Ф. сообщила о трудной жизненной ситуации, в которой оказались они с малолетним ребенком. Вследствие мошеннических действий она лишилась комнаты в квартире, принадлежащей ей на праве собственности. После направления Уполномоченным соответствующего ходатайства Прокуратурой Советского района было возобновлено производство по данному уголовному делу. После ходатайства Уполномоченного в Администрацию г. Самары о содействии в решении жилищных проблем семьи заявительницы вопрос был решен положительно (выделена комната в общежитии). Кроме того, одной из весомых причин низкого дохода данной семьи являлось отсутствие паспорта у отца ребенка (по причине отсутствия регистрации по месту жительства после отбывания срока наказания в местах лишения свободы у него возникли проблемы с оформлением паспорта гражданина РФ) и невозможность в связи с этим его официального трудоустройства. После обращения уполномоченного к руководителю федеральной миграционной службы по Самарской области в интересах семьи проблема паспортизации по месту фактического пребывания заявителя была решена положительно.

Действенным в большинстве случаев оказывается участие Уполномоченного в решении проблем, связанных с вступлением в наследство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, выпускник одного из интернатных учреждений г. Самары обратился по вопросу неэффективности действий районного органа опеки и попечительства в части обеспечения возможности пользования закрепленным жилым помещением и оказания помощи в оформлении наследства на него. После обращения Уполномоченного в районную прокуратуру была внимательно изучена ситуация и администрацией сделаны соответствующие запросы для оформления жилья в собственность ребенка.

Уполномоченный принимал участие в решении имущественных (жилищных) проблем несовершеннолетних: гражданин Т. из числа детей-сирот, проживающий в г. Иркутске, обратился к уполномоченному по правам ребенка в Самарской области по проблеме препятствий к реализации им права на владение и распоряжение имуществом на территории Самарской области. По словам заявителя, ему завещана квартира в одном из сел Самарской области, которую неправомерно заняли неизвестные ему люди. В результате обращения Уполномоченным в Прокуратуру Самарской области были приняты необходимые меры прокурорского реагирования по защите законных прав и интересов заявителя, инициировано судебное разбирательство, по итогам которого обеспечена возможность распоряжения спорным имуществом в интересах несовершеннолетнего.

Вместе с тем, именно жилищные проблемы семей с детьми остаются пока самыми сложными и, в основном, не решаемыми. К уполномоченному по правам ребенка в Самарской области поступило обращение от гражданки Ш. - инвалида по зрению, воспитывающей с мужем двух малолетних детей. В результате пожара сгорел дом, семья вынуждена проживать у знакомых. По ходатайству уполномоченного департаментом образования г. Самары положительно решен вопрос о выделении во внеочередном порядке места в детском саду для младшего ребенка заявительницы. Но обращение Уполномоченного в Администрацию г. Самары с просьбой о выделении погорельцам временного жилья (комнаты в общежитии) осталось без удовлетворения: МП ЭСО г. Самары было принято решение о постановке данной семьи на учет с целью дальнейшего предоставления жилой площади в одном из муниципальных общежитий по мере ее освобождения и заселения граждан, взятых на учет ранее. Проблема остается нерешенной. К этой же категории относятся проблемы выпускников интернатных учреждений, имеющих право на жилье, в котором проживают родители, лишенные прав в отношении детей и продолжающие вести асоциальный образ жизни (эта проблема уже обозначалась Уполномоченным в отчете за 2005 год). Все выше изложенное, а также масштабы социального сиротства и низкий экономический доход значительной доли семей с детьми, обосновывает острую необходимость поиска путей решения данных проблем, в том числе путем изыскания возможностей для формирования в муниципалитетах фонда социального жилья и пересмотра подходов к обеспечению остро нуждающимся местами в имеющихся общежитиях.

Уполномоченный осуществлял контрольные выезды в детские учреждения области различной подведомственности (детский дом №1 г. Самары, школа-интернат №1 г. Чапаевска, специальная коррекционная школа-интернат №158 г. Самары, социальный приют «Ровесник» г. Самары). В ходе посещений учреждений изучалась документация, в том числе отражающая состояние дел по контролю за осуществлением денежных выплат на детей-сирот, за обеспечением сохранности закрепленного жилья, паспортизацией детей. Состоялись беседы с детьми, даны разъяснения, куда следует обращаться при возникновении проблемных ситуаций. Ряд выездов в учреждения для детей-сирот и детей, оставшимися без попечения родителей, в 2006 году был осуществлен Уполномоченным совместно с начальником управления по правам ребенка аппарата уполномоченного по правам человека РФ Н.А. Яковлевой, чей приезд в Самарскую область был связан с сообщениями в центральных СМИ о массовых задержаниях воспитанников данных учреждений по подозрению в совершении тяжких преступлений. В ходе посещений изучалась документация, проведены встречи с руководством и сотрудниками, индивидуальные беседы с воспитанниками, в том числе ранее задержанными и отпущенными в детские учреждения.

Отмеченные в ходе проверки проблемы в деятельности детских учреждений (самовольные уходы детей из государственных учреждений, низкая эффективность системы организации их розыска, высокая концентрация в одном учреждении «трудных» подростков, в том числе несовершеннолетних правонарушителей), а также факты процессуальных нарушений (позднее информирование законных представителей несовершеннолетних о задержании, применение оперативными работниками методов психологического и физического воздействия на несовершеннолетних задержанных) были изложены на совместном совещании представителям профильных министерств и ведомств Самарской области для принятия соответствующих мер. Информация об итогах проверки была представлена Уполномоченным в служебной записке Губернатору области (№ 385-2К от 10.07.06 г.).

Проблемным остается вопрос об эффективности воспитательных мер, применяемых к условно осужденным малолетним правонарушителям, а, следовательно, и вопрос об эффективности подходов к профилактике рецидивных правонарушений среди несовершеннолетних. Кроме того, по данным ГУВД области, представленным Уполномоченному, сохраняется достаточно значительным число несовершеннолетних правонарушителей, которые нигде не учатся и не работают. 24 октября 2006 года уполномоченный по правам ребенка в Самарской области посетил специальное учреждение для малолетних правонарушителей - государственное специальное учебно-воспитательное учреждение для детей с девиантным поведением закрытого типа г. Октябрьска Самарской области. Все дети в учреждении находятся по решению суда. Материалы в суд для принятия решения направлялись комиссиями по делам несовершеннолетних. Срок пребывания воспитанников в спецшколе от 6 месяцев до 3 лет. Имеются случаи продления срока пребывания по заявлению ребенка и соответствующему решению суда в целях завершения образования (9 класс).

При посещении спецшколы состоялись беседы Уполномоченного с воспитанниками различных отрядов. Жалоб на какие-либо проявления насилия со стороны актива из числа ребят или педколлектива не было. В качестве наказания за проступки, со слов ребят, в школе используются только словесные порицания или исключение возможности участия в выездных мероприятиях. На момент посещения все воспитанники были в наличии и находились на занятиях в учебных классах. В 2006 году имело место 2 эпизода самовольных уходов из спецучреждения (15.07.2006 г. – 3 человека и 21.08.2006 г. - 2 человека), что говорит и о недостаточном контроле за воспитанниками, и об отсутствии необходимого технического оснащения для обеспечения закрытости данного спецучреждения. В обоих случаях самовольных уходов воспитанники были возвращены в этот же день силами службы режима учреждения. На момент посещения, при полной укомплектованности штатами, в том числе педагогическими работниками (84% педагогических работников с высшим образованием), в школе содержалось 35 воспитанников из разных районов и городов Самарской области (предельный контингент воспитанников данного учреждения составляет 122 человека), то есть данное спецучреждение укомплектовано воспитанниками лишь на треть. И это при той ситуации (ответ ГУВД области №83/2 – 1044 от 16. 11.2006 г.), что 40,1% от общего количества несовершеннолетних, выявленных за совершение преступлений в 2006 году, нигде не работают и не учатся.

Справка об итогах проверки данного детского спецучреждения направлена Министру образования и науки Самарской области с предложениями по оптимизации работы и изменению подходов к работе с муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав по представлению документов на несовершеннолетних-правонарушителей в суд для решения вопроса о целесообразности продолжения их образования в условиях закрытого спецучреждения.

Немало проблем связано с организацией летнего отдыха и занятости детей-сирот. С целью изучения условий отдыха детей-сирот в августе 2006 года уполномоченный по правам ребенка в Самарской области совместно с зам. директора детского дома №1 г. Самары посетил ДОЛ «Тихие озера» Красноярского района. Лагерь «Тихие озера» расположен в прекрасных природных условиях (лес, речка). Питание, организованное в лагере, со слов детей, достаточное и вкусное. Однако, по итогам данного посещения следует отметить ряд существенных недостатков – бытовые условия пребывания детей в данном ДОЛ больше напоминают походные и оставляют желать лучшего: интерьер домиков требует ремонта, плохое состояние мягкого инвентаря (матрацы и постельные принадлежности), отсутствуют шкафы для одежды, скученность детей в домиках, плохое состояние санитарно-гигиенических и туалетных комнат, отсутствуют комнаты для отрядных занятий.

Выявленные недостатки обосновывают необходимость более четкой формулировки требований технического задания при проведении торгов при определении лагерей отдыха для детей-сирот, а также более качественного динамического мониторинга обеспечения заявленных условий. Учитывая задачу оздоровления детей при планировании организации летнего отдыха, вызывает недоумение, практически узаконенное в лагере, поощрение курения среди воспитанников. Требуют анализа используемые в ДОЛ подходы к организации воспитательного процесса. Безусловно, положительным является привлечение молодежи (не только студентов и волонтеров, но и самих воспитанников детского дома) в число организаторов воспитательной работы в лагере. Вместе с тем, качество воспитательного процесса такой сложной категории детей должно обеспечиваться профессионалами (педагогами, психологами, студентами старших курсов профильных факультетов), владеющими соответствующими педагогическими методиками работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

На этапе подготовки к новому летнему оздоровительному сезону необходима работа по унификации рекомендуемых воспитательных методик для данной категории детей. Возможно, следует рассмотреть вопрос об определении приоритетных воспитательных методик на конкурсной основе. Отдельно следует решать вопрос о целесообразности объединения в одном лагере детей-сирот с трудными подростками из семей (состоящими на учете в ПДН). Для межведомственного обсуждения выявленных проблем и с целью контроля за ходом их решения замечания и предложения Уполномоченного по организации отдыха в ДОЛ «Тихие озера» были направлены председателю Комиссии по организации отдыха и занятости детей при Правительстве Самарской области.

Следует отметить, что за защитой прав несовершеннолетних к Уполномоченному обращаются в основном взрослые представители интересов детей (родители, бабушки, дедушки, опекуны, специалисты детских учреждений), обращения самих несовершеннолетних к Уполномоченному единичны. Аналогична ситуация в иных службах, работающих в интересах детей, в том числе и в деятельности существующего в области «телефона доверия». Для информирования детей и родителей Самарской области о службе Уполномоченного использовались различные способы: координаты Уполномоченного по правам ребенка (адрес, телефон) были представлены во все детские учреждения области для размещения на информационных стендах; соответствующая информация периодически размещалась в областных и муниципальных СМИ, информация давалась при личных встречах с детьми и взрослыми. Уполномоченный информирует население (детей и взрослых) о всех службах, в которые можно обратиться в защиту прав и интересов детей.

УЧАСТИЕ В ЗАКОНОТВОРЧЕСТВЕ И ЭКСПЕРТИЗЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УСИЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ДЕТЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ.

В целях содействия совершенствованию законодательства о правах ребенка и участия в разработке мероприятий, направленных на усиление социальной защищенности детей, уполномоченный ведет плановую работу по согласованию всех законопроектов и социальных программ, подготовленных различными министерствами и ведомствами, и затрагивающих интересы детства. Проведено изучение и согласование 36 проектов законов и иных нормативных актов Самарской области, 4 (11%) из них с замечаниями Уполномоченного были возвращены на доработку.

Для обсуждения проблем, существующих в области детства, Уполномоченный принимает участие в заседаниях Правительства Самарской области, профильных областных комиссий, советов, рабочих групп и «круглых столов»:

Кроме того, в 2006 году Уполномоченный принимал участие в общероссийских конференциях и рабочих совещаниях, проводимых Минздравсоцразвития РФ, Представительством ООН ЮНИСЕФ в РФ и уполномоченным по правам человека в РФ:

Уполномоченный продолжил информационное межрегиональное сотрудничество с коллегами в рамках ассоциации региональных уполномоченных по правам ребенка. По запросу уполномоченного по правам человека в РФ на основе данных областных профильных министерств и ведомств и результатов собственных посещений детских учреждений уполномоченным был подготовлен материал о состоянии дел и организационных подходах к решению проблем детской безнадзорности, беспризорности и профилактики правонарушений несовершеннолетних в Самарской области.

Существующие проблемы детства, требующие межведомственного обсуждения, обозначены Уполномоченным в виде предложений для включения в повестку дня заседаний Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Самарской области на 2007 год. Заявлены следующие вопросы:

  1. Организация работы по социализации несовершеннолетних с проблемами в развитии. Перспективы создания и совершенствования безбарьерной среды развития для детей-инвалидов Самарской области.
  2. Организация психологической помощи несовершеннолетним в детских учреждениях различной подведомственности, проблемы обеспечения качества оказываемых услуг.
  3. О состоянии дел и перспективах развития системы дошкольного воспитания и образования детей в Самарской области (исполнение Послания Президента РФ и поручения Губернатора области).

Кроме того, Уполномоченным подготовлены извлечения (Приложение 1) из «Заключительных замечаний Комитета ООН по правам ребенка на третий периодический доклад Российской Федерации о выполнении  «Конвенции о правах ребенка» (Минздравсоцразвития РФ, 2006) для профильных министерств и ведомств с рекомендациями, направленными на улучшение положения детей в обществе.

ПРОСВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРАВАХ ДЕТЕЙ, ФОРМАХ И МЕТОДАХ ИХ ЗАЩИТЫ.

В 2006 году Уполномоченный по правам ребенка в своей деятельности важное внимание уделял вопросам организации просвещения населения Самарской области о правах ребенка, формах и методах их защиты. Проводились встречи с детьми и их родителями, со специалистами и представителями общественных организаций, работающих в области детства.

Для распространения правовых знаний среди населения уполномоченный использовал встречи с детьми, родителями и специалистами, работающими в области детства, участие в конференциях, лекции, беседы, выпуск информационных буклетов и пособий, выступления в СМИ (периодические печатные, в том числе муниципальные издания, радио и телевидение). В соответствии с соглашением о сотрудничестве с детскими библиотеками города Самары Уполномоченный и сотрудники аппарата принимали участие в правовых мероприятиях для детей-читателей детских библиотек. Консультант аппарата уполномоченного принял участие в жюри городского правового турнира среди школьников г. Самары. Проведены встречи-лекции Уполномоченного со студентами ВУЗов (СамГУ и СамГМУ) по теме «Правовые аспекты детства». Уполномоченный выступал с докладом «Социально-правовые основы формирования здоровья ребенка» перед медицинскими работниками области на организованном Министерством здравоохранения Самарской области форуме «Дитя и мама. Самара 2006» (18-19 апреля 2006 года). В преддверии 1 июня уполномоченный дал интервью на радио «Голос России» о проблемах защиты прав детей. Традиционной в День защиты детей стала в организация сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам ребенка выездного консультативного пункта для участников стартовой акции «Летний детский марафон».

В соответствии с поручением Губернатора Самарской области (протокол расширенного совещания от 16.01.2006 г.) Уполномоченным по правам ребенка в Самарской области подготовлено и при финансовом обеспечении Министерства образования и науки Самарской области издано правовое пособие для детей и родителей «О правах ребенка для всей семьи» (тираж 16 тысяч экземпляров). Данное пособие, рассчитанное на читающего ребенка, его родителей и специалистов, направлено в библиотеки образовательных учреждений области, что обеспечит его доступность для учащихся, родителей и педагогов. Педагогам рекомендовано использовать настоящее пособие для подготовки и проведения классных часов и родительских собраний по правовой тематике. Для активного использования пособия в правовом просвещении детей и взрослых совместно с Министерством образования и науки Самарской области проведены мероприятия по его презентации.

Кроме того, в 2006 году Уполномоченным подготовлено и при финансовом обеспечении Министерства культуры и молодежной политики Самарской области издано правовое пособие для молодых специалистов, работающих в области образования детей (педагогов, психологов, педиатров), «Право на образование и проблемы сохранения здоровья ребенка». Данное пособие через Совет ректоров ВУЗов Самарской области с соответствующими рекомендациями по использованию в учебном процессе направлено в библиотеки университетов, осуществляющих профильную подготовку и переподготовку специалистов для детских учреждений области (пособия прилагаются).

Уполномоченным через Министерство образования и науки Самарской области было инициировано проведение во всех образовательных учреждениях области «Декады правовых знаний» с конца ноября по начало декабря (в дни правовых праздников: 20 ноября - Всемирный день ребенка; 10 декабря – День прав человека; 12 декабря – День Конституции РФ). О ходе правовой декады, ее целях и задачах уполномоченный дал несколько интервью на телевидение и радио. В рамках «Декады» уполномоченный и сотрудники его аппарата для распространения правовых знаний среди учащихся и родителей приняли участие в целом ряде мероприятий:

Кроме того, 1 декабря, совместно с Самарским региональным отделением Российской Ассоциации содействия ООН, на базе Гимназии №11 г.Самары с участием старшеклассников (гимназия №11, школа «Творчество», лицей №57 г.Тольятти) и студентов (СамГТУ, СамГУ, МИР, СамГПУ) проведен конкурс компьютерных презентаций на тему «Права ребенка в современном мире».

Для правового просвещения специалистов, работающих с детьми, Уполномоченным подготовлены информационные материалы «Правовые аспекты охраны материнства и детства» и «Права детей с особыми нуждами (детей-инвалидов) и их родителей», вошедшие специальными разделами в пособия, изданные по инициативе и финансовом обеспечении Министерства по вопросам семьи и демографического развития Самарской области.

Анализируя проблемы защиты прав детей, обозначенные заявителями в 2006 году, и выявленные Уполномоченным в ходе проводимых проверок и изучения существующего законодательства, необходимо выделить ряд сохраняющихся и требующих межведомственного подхода к решению, проблемных вопросов.

Нерешенной остается проблема дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях и проблема дефицита специализированных педагогических кадров для работы с детьми с особыми нуждами. Сохраняются трудности социальной реабилитации детей-инвалидов, а также детей, утративших статус инвалида после переосвидетельствования.

Проблемой, требующей первостепенного решения, остается низкое материально-техническое состояние детских сиротских образовательных учреждений. Несмотря на решение, принятое по данному вопросу областной межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Самарской области в 2006 году, в значительной степени острота данной проблемы связана с тем, что Министерством образования и науки Самарской области затягивается решение вопроса о пересмотре методики расчета нормативов финансирования данных учреждений.

На фоне ухудшения здоровья школьников проблемными остаются вопросы организации и обеспечения качества медицинского обслуживания детей в детских образовательных учреждениях. Кроме того, в плане обеспечения реализации права ребенка на здоровое развитие, нельзя не отметить сохранение проблем обеспечения качественного питания детей, особенно детей раннего возраста в семьях социального риска, и организации питания учащихся в образовательных учреждениях.

Для поиска путей решения большинства выше обозначенных проблем Уполномоченным были внесены предложения в профильные министерства и ведомства при разработке областных программ и планов мероприятий, а также при совместном рассмотрении жалоб граждан.

Одними из самых сложных и в основном не решаемых продолжают оставаться жилищные проблемы семей с детьми, в первую очередь, семей, оказавшихся по ряду причин в сложных жизненных обстоятельствах (погорельцы, лица БОМЖ). Невозможность оперативного решения данных проблем, во многих случаях, связана с отсутствием в муниципалитетах фонда маневренного жилья и мест в общежитиях.

Нередки случаи нарушения прав детей в ситуациях, связанных с регистрацией или перерегистрацией детей по месту жительства родителей, с куплей-продажей жилья, с переселением при строительстве жилья, с выселением ребенка с матерью из квартиры отца-собственника жилья и другие.

Остры проблемы, связанные с востребованием алиментов на детей при разводе родителей или при лишении родительских прав.

Ряд обозначенных проблем носит общероссийский характер, и их решение в интересах детей требует внесения изменений в существующее законодательство. В рамках деятельности Ассоциации региональных уполномоченных по правам ребенка Уполномоченный принимал участие в обсуждении данных проблем и подготовке соответствующих предложений в федеральные органы власти.

Настоящий отчет о деятельности уполномоченного в 2006 году подготовлен в соответствии со ст. 17 Закона Самарской области № 18-ГД от 06 мая 2002 года «Об Уполномоченном по правам ребенка в Самарской области» для представления Губернатору области и опубликования в средствах массовой информации.

Уполномоченный по правам ребенка
в Самарской области
Т.В.Козлова

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Извлечения из Заключительных замечаний Комитета ООН по правам ребенка на третий периодический доклад Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребенка.

Комитет рекомендует провести анализ последствий реализации закона о монетизации льгот для осуществления прав детей и эффективно применять минимальные стандарты в области обеспечения доступа детей к социальным услугам и льготам. Комитет высказался за разработку и обеспечение четкой реализации национального плана действий по улучшению положения детей, как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также за воссоздание механизма межведомственной координации по осуществлению Конвенции о правах ребенка. Комитет рекомендует интенсифицировать усилия, направленные на улучшение согласованности и координации действий в интересах детей и молодежи, с тем, чтобы обеспечить надлежащее сотрудничество между всеми органами власти, а также взаимодействие с детьми, молодежью, родителями и неправительственными организациями.

Комитет рекомендует разработать и осуществлять комплексную политику по обеспечению широкого ознакомления и детей, и взрослых с положениями и принципами Конвенции о правах ребенка.

Отдельная рекомендация Комитета посвящена необходимости создания эффективно действующего института уполномоченного по правам ребенка во всех субъектах России, обеспечения его бюджетного финансирования и укомплектованности кадрами. Комитет рекомендует создать постоянно действующий механизм по систематическому сбору объективных количественных и качественных данных, дезагрегированных по полу, возрасту, городским и сельским районам, охватывающий все предусмотренные Конвенцией сферы и всех детей младше 18 лет, концентрируя внимание на особо уязвимых группах детей (дети-инвалиды, дети-правонарушители, дети из числа беженцев и др.). На основе анализа полученных данных готовить ежегодный доклад «О положении детей».

Комитет обеспокоен случаями дискриминации в отношении детей, принадлежащих к различным религиозным и этническим меньшинствам, особенно цыганским детям, в большей степени лишенным возможности пользоваться своими правами, в частности в области здравоохранения и образования.

Рекомендуется создать единую бесплатную круглосуточную "горячую линию" для оказания экстренной психологической помощи детям, а также проводить комплексные программы по предотвращению насилия в отношении детей и их дискриминации по различным признакам. Усовершенствовать механизм подачи жалоб детьми без разрешения родителя (законного представителя) во все профильные учреждения и ведомства. Особую обеспокоенность Комитета вызывает "широко распространенная коррупция" в системе образования и здравоохранения, что негативно сказывается на соблюдении прав детей. Необходимы действенные меры по ее пресечению, при одновременном увеличении бюджетных ассигнований на нужды социально неблагополучной части детского населения. В области обеспечения права на образование наибольшее число нареканий со стороны экспертов Комитета вызвала широко распространенная практика поборов с родителей на переоснащение и ремонт школ, и другие подобные расходы. Комитет обеспокоен ростом числа детей, находящихся на попечении в интернатных учреждениях и рекомендует интенсифицировать усилия, направленные на развитие системы патронатного воспитания и других видов альтернативного воспитания на основе семьи. Комитет обеспокоен неадекватностью периодического контроля над детьми, помещенными на попечение в интернатные учреждения и в семьи граждан, а также тем, что в детских учреждениях до сих пор не функционируют механизмы независимой инспекции. Комитет рекомендует разработать, в координации с гражданским обществом, постоянно действующие механизмы осуществления независимой инспекции детских учреждений различной подведомственности.